Медленно, медленно открывайтесь им... Если это причиняет вам боль, пусть боль будет... Медленно открывайтесь этому человеку... Этой недоброжелательности, этому негодованию, даже если оно жжет... Плавно проходите сквозь него... Прощение... «Я прощаю тебе»... Пусть ваше сердце откроется ему.--Ведь это так больно — не пускать кого-то в свое сердце.
«Я прощаю тебе».
Пусть ваше сердце откроется еще немного... Только мгновение открытия, прощения и отказа от ненависти.
Позвольте ему быть прощенным.
Теперь, когда вы открылись прощению, поместите в свое сердце образ того, у кого бы вы хотели попросить прощения.
Говорите ему в вашем сердце: «Я прошу у тебя прощения за все, что в прошлом причинило тебе страдания, — будь то мои мысли, слова или действия... Даже за те случаи, когда я не собиоался причинять тебе страданий, я поошу прошения... За все
те слова, которые были сказаны по забывчивости или из страха... Из-за моей ограниченности, моего невежества... Я прощу у тебя прощения».
Не позволяйте своей недоброжелательности сковывать вас... Пусть ваше сердце откроется ей... Позвольте себе быть прощенным... Позвольте себе быть освобожденным... Пусть поднимается ваша неудовлетворенность собой, ваш гнев — и пусть они уйдут... Пусть все это уйдет... Откройтесь для возможности быть прощенным.
«Я прошу у тебя прощения за все, что я сделал в прошлом и что причинило тебе страдания... За то, как я действовал, говорил и мыслил, я прошу у тебя прощения»...
Как это трудно — держать себя за пределами своего сердца.
Верните себя в свое сердце... Скажите себе: «Я прощаю тебя»... Откройтесь для этого... Позвольте себе быть... Найдите в своем сердце место для самого себя.
|
«Я прощаю тебя». Вся эта неприязнь — пусть она уйдет.
Откройтесь для прощения себя... Почувствуйте в себе пространство... Скажите себе: «Я прощаю тебя».
Пусть в вас проникнут сияющие любовь и добро... Пусть ваше сердце откроется для вас... Пусть растет этот свет, эта забота о себе... Прощение себя.
Наблюдайте за тем, как ваши мысли о презренности и страхе делают вас эгоистичными, не дают вам раз и навсегда отпустить этот сгусток.
Наблюдайте, как реализуется свобода самопрощения... Как вы можете держаться за эту боль еще мгновение?
Почувствуйте это место любви и войдите в него.
Позвольте себе быть сострадательным, заботливым, прощающим... Позвольте себе легко парить в открытом сердце понимания, всепрощения и умиротворенности.
Почувствуйте, как трудно любить себя... Почувствуйте страдание в сердцах тех, кто увяз в неведении... Простите им... Простите себе... Легко позвольте уйти той боли, которая таит в себе безбрежность вашей любви.
Длительность и болезненность этой стадии меньше, если Человек заботился насколько мог о разрешении эмоциональных проблем в отношениях со Значимым Другим еще при его жизни. Горе можно пережить быстрее, если человек активно стремится сознавать все свои мысли и чувства и делиться ими с теми, кто сочувствует ему. К сожалению, церковь зачастую оказывается не в состоянии по-настоящему помочь страдающим. Дж. Фиппс и Другие пишущие на тему утраты отмечают, что гораздо лучше Могут утешить те, кто сам пережил горе. Если в тяжелую минуту кто-то поддержал вас, то чуть позже, уже войдя в третью фазу
горя, вы можете закрепить начавшийся процесс восстановления, проявив понимание, сочувствие и любовь к тем, у кого рана еще свежа.
|
Главное, что продлевает горе, — присущая людям очень цепкая иллюзия гарантированной надежности существования. Эпиктет не уставал напоминать, что те, кого мы любим, смертны; они с нами только на назначенное время, и «если мы тоскуем, что не можем видеть ушедшего друга или сына, то уподобляемся человеку, возжелавшему смоквы зимой».
Упражнение «Отпускание»
Войдите в особое состояние дознания.
Позвольте своему вниманию сосредоточиться на дыхании.
Не думайте о дыхании, а непосредственно переживайте его, по мере того как оно продолжается само по себе!
Позвольте осознанию приблизиться к самому краю ощущения по мере того, как воздух входит в ваши легкие и выходит из ноздрей.
Пусть осознание станет мягким и открытым. Пусть оно войдет в каждый вдох без малейшего вмешательства.
Переживайте естественные волны дыхания, по мере того как случаются вдохи и выдохи.
Не пытайтесь контролировать или менять его... Просто наблюдайте за ним.
Откройтесь для того, чтобы пережить каждое мимолетное ощущение, возникающее в процессе дыхания, мгновение за мгновением.
Пусть дыхание дышит себя... Без комментариев... Без каких бы то ни было попыток как-то контролировать его... Позвольте дыханию быть таким, каково оно есть... Если оно глубоко, пусть оно будет глубоким... Если оно поверхностно, пусть оно будет поверхностным... Позвольте осознанию и ощущениям встречаться, от мгновения к мгновению, с каждым вдохом, с каждым выдохом.
Пусть ваше дыхание будет полностью естественным и свободным. Ни при каких условиях не задерживайте его умом.' Только дыхание, продолжающееся само по себе... Ощущения возникают от мгновения к мгновению в безграничной пространствен ности осознания.
|
Если вы заметите, что ум пытается придать дыханию форму, контролировать его самым незначительным образом, просто наблюдайте за его особенностями и позволяйте дыханию спокойно парить... Никакой привязанности... Никакого контроля.
Полностью отпустите дыхание... Позвольте ему продолжаться самостоятельно... Не вмешивайтесь в тонкий поток.
Чистое осознание... Широкое, как небо... Пространственное.
Ощущение дыхания возникает и исчезает в ^той открытое -ти.-- Не к чему привязываться... Нечего делать... Только дыхание, каково оно есть.
Каждый вдох уникален... Ощущения меняются, от мгновения к мгновению.
Ощущения в теле возникают и исчезают на просторах безграничного осознания... Руки сложены на коленях... Каждое мгновение переживается таким, каково оно есть... Нет необходимости ничего называть... Нет необходимости ничего прерывать.
Не называя переживаний, прикасайтесь к ним непосредственно... Переживайте чистое бытие в безбрежности осознания.
Ощущения дыхания... Ощущения тела... Свободное парение... Дыхание не задерживается... Мысли о теле не возникают... Просто мгновения переживаний, которые появляются и исчезают в беспредельности.
Заметьте, как возникают мысли... Комментарии, воспоминания, мышление... Каждая мысль есть облачко, проплывающее в безграничном пространстве сознания... Оно существует только мгновение... Оно снова растворяется в потоке... Не нужно контролировать... Один только бесконечный поток изменений... Одно только развитие процесса, от мгновения к мгновению.
Мысли мыслят себя... Нечего осуждать... Нечего добавлять... Откажитесь от контроля хотя бы немного... Просто позвольте вещам быть такими, каковы они есть, возникающими из безбрежности бытия и возвращающимися в нее обратно.
Отпустите тело. Позвольте ощущениям парить в безграничном пространстве... Откажитесь от ума... От мыслей... От чувств... Которые возникают и исчезают... Не за что держаться.
Нечего делать, можно только быть... Легкость... Откройтесь необозримой беспредельности осознания.
Мысли, которыми вы «обладаете» или за которые вы «ответственны», уходят... Мысли, плывущие в уме, как облака, проплывают и исчезают из виду... Мысли обо «мне» и о «моем» загораются и гаснут... От мгновения к мгновению... Пусть загораются... Пусть гаснут.
Некем быть... Нечего делать... Некуда идти... Оставайтесь 3Десь... Просто присутствуйте.
Отпустите тело... Отпустите ум... Переживите бытие... кото-Рое развивается само по себе... Без малейшей необходимости... помогать или контролировать... Без осуждения... Без вмешательства... Простое бытие... Только Поток и Перемены... Будьте безмолвны и знайте.
Раз и навсегда... полностью откажитесь от контроля... Отпустите страх и сомнения... Позвольте каждой мысли парить... в ее собственной природе.
Растворитесь... в бесконечном пространстве сознания... Нет тела... Нет ума... Только мысль... Только чувство... Только ощущения... Облака... плывущие в пространстве.
Мгновение мысли... Мгновение слуха... Мгновение воспоминания... Мгновение страха... Как волны... мгновения возникают одно за другим... и возвращаются обратно... в океан бытия... В безбрежность нашей подлинной природы... Некому быть... Нечего делать... Позвольте каждому мгновению... быть таким, каково оно есть.
Никакого сопротивления... нигде... Позвольте ветру... дуть прямо сквозь себя.
Некому быть... только тому, что есть... Этого мгновения достаточно...
Некуда идти... только сейчас... Только здесь... Нечего делать... только быть.
Не привязываясь ни к чему... мы одновременно пребываем везде.
Помните, что, переживая горе, вы можете вырасти как личность. И, возможно, вы обнаружите, что ваша любовь к умершему становится яснее и чище. К. Гибран сказал: «То, что вы больше всего любите (в вашем друге), может проясниться, когда его нет рядом, как гора яснее видится альпинисту с самолета». Предлагаем вам еще одно упражнение С. Левина.
Упражнение «Медитация на скорби»
Стоя или сидя в удобном положении, нащупайте с помощью больших пальцев чувствительное место в центре груди, где давление кажется самым сильным.
Войдите в особое состояние сознания.
Позвольте своему вниманию войти в сердечный центр, расположенный в середине груди...
Просто чувствуйте его там, прямо на грудине, прямо под этой костью... Возможно, в этом месте вы ощущаете тяжесть... Это уплотнение, которое, кажется, блокирует пространство, лежащее внутри.
Некоторые чувствуют здесь весьма ощутимую боль... Это боль, появившаяся вследствие потерь и страхов всей жизни.
Не думайте о ней — ощущайте ее... Не это ли грусть жизни?
Не создавайте ее, а просто откройтесь тому, что чувствуется.... Это безымянная боль, которая присутствует там с тех пор, как Бы себя помните.
Если у вас есть дети, то это место знает, что однажды вы станете свидетелем смерти своего ребенка или же они станут свидетелем вашей смерти... Неизбежная потеря.
Это боль тысяч людей, которые умирают голодной смертью в это самое мгновение... Матерей, которые прижимают голодающих младенцев к своей чахлой груди...
Понаблюдайте за препятствиями в сердце... Зачерствение и размежевание, которые возникают, чтобы защитить чувства, сокрытые там...
Начните входить в это чувствительное место, ощутите неудобство и боль в нем... Регулируйте силу ощущения надавливанием большими пальцами на эту точку.
Чувствуйте, как боль в сердце отступает на второй план перед нажатием пальцев, которые мягко прикасаются к внутреннему страданию.
Чувствуйте страдание в сердце... Дышите им... Пусть ваши пальцы прикасаются к этой чувствительной области... Осознайте каждое побуждение использовать эту боль в качестве наказания...
Пусть большие пальцы проникнут в чувство утраты и скорби, которые находятся там... Сосредоточьте свое внимание, как солнечный зайчик, в центре этого страдания.
Уходите глубже... Не пытайтесь защитить сердце.
Поддерживая постоянное давление в центре груди, чувствуйте страдания, которые заключены там... Это все ваши потери, опасения, неудобства, сомнения...
Сдайтесь этим чувствам... Пусть они сделают с вами свое Дело... Позвольте боли войти в свое сердце. Позвольте ей встретиться со всем, что выталкивает ее обратно... Позвольте сердцу быть полностью ранимым.
Пусть боль откроется... Не бойтесь ее... Не отталкивайте ее... Откройтесь глубинному горю, которое заключено там...
Изоляция... Полная потеря контроля над жизнью и смертью... Страх неизвестного... Страдание потери любви...
В нас всех так много горя... Откройтесь ему... Не судите его... Просто переживите его, каким бы оно ни было.
Это неизбежная потеря всех, кого вы любите... Бессильный гнев заброшенности во Вселенную, где возможны такие невероятные страдания... Смерть ваших возлюбленных, родителей, детей... Просто позвольте себе пережить все это... Ничего не добавляйте к этому, ничего не отталкивайте. Просто посмотрите на то, что находится там, что мы носим в себе всю свою Жизнь.
Поддерживайте давление пальцев постоянным... Доведите его до мягкого осознания, перед которым тают все препятствия... Позвольте себе быть полностью рожденным даже среди всех этих страданий.
Отпустите боль... Дышите ею... Позвольте растаять давно накапливаемой грусти... Позвольте своему сердцу раскрыться в это самое мгновение.
Пусть осознание проникнет в самый центр вашего естества... Используйте страдание так, словно это туннель, и двигайтесь вниз по нему к центру своего сердца, во Вселенную тепла и заботы.
Чувствуйте, как ваше сердце становится пространством... Страдание заполняет его... Страх и скорбь парят в сострадательном пространстве... Дышите центром сердечной боли:.. Отпустите ее... Позвольте сердцу открыться за пределами своего желания и горя.
Теперь уберите свои руки и положите их на колени... Осознайте ощущение, которое осталось в центре вашей груди, словно это окно в ваше сердце... Вдыхайте это тепло и любовь... Вдыхайте и выдыхайте через сердце... Легко дышите сердцем.
Рано или поздно горюющий чувствует, что может сказать умершему «прощай». Это не означает ни полного затмения воспоминаний о прошлом, ни желания избавиться от приходящих мыслей и чувств об ушедшем человеке. Это означает признание завершенности какого-то этапа ваших отношений с умершим и готовности развиваться и испытывать новые пути бытия.
О чем вы думали и что чувствовали, когда читали это упражнение? Не потеряли ли вы недавно близкого человека? Вы все еще горюете? Если да, то какая часть вашей личности упорно держится за воспоминания, не желая сказать «прощай»?
Позволим привести здесь без комментариев одно упражнение, назначение которого каждый пусть попробует открыть для себя.
Упражнение «Поминальные слова»
Войдите в особое состояние сознания.
Проговорите про себя (или прослушайте) следующий текст.
«Продолжайте жить... Вселенский путь остается тем же... И все же переменам нет конца.
Здесь, в этом ясном состоянии сознания, в этом открытом пространстве непривязанности, в этой безграничной широте
вневременного ума, осознайте пустотность ощущений и привязанности к телу... Постигните, что форма — это всего лишь пустота, а пустота — всего лишь форма; что форма — не что иное, как пустота, а пустота — не что иное, как форма...
Чувства, мысли и предпочтения, которые кажутся нашими, даже само это сознание — все это возникает из той же самой глубинной пустоты. Каждое мгновение пусто, как первичная безграничность бытия.
В этой безграничности бытия можно видеть, что никто не рождается и никто не умирает... В ней никто не чист и никто не запятнан... В ней никто не приходит и никто не уходит... Лишь тело возникает и распадается... Однако наша подлинная природа остается безначальной и бесконечной.
В этой сияющей пустоте наша подлинная природа переживается за пределами формы, ощущений, мыслей и предпочтений... В ней нет глаз, ушей, носа, языка, тела, разума... В ней нет цвета, звука, запаха, вкуса, прикосновения и мысли... В ней нет даже возвышенных чувств... Все пребывает в этой глубинной пустоте, но ничто не объемлет собой пустоты.
Продолжайте жить... Нет неведения и нет спасения... Нет также и того, от чего нужно искать спасение... Нет увядания и нет смерти... Нет страдания, причин страдания, прекращения страдания и даже освобождения, которое позволяет выйти за пределы страдания... Ведь наша подлинная природа лежит за пределами идеи об освобождении... Нечего достигать, некем быть, некуда идти... То, что мы называем жизнью, — иллюзия... То, что мы называем смертью, — всего лишь сон... Мы никогда не отделяемся от Единого... Природа Единого — это пустота... Природа пустоты — это любовь.
Отдайте все... Не держитесь ни за что... Войдите в необычное сердце, в котором нет ни иллюзий, ни грез... Откройтесь страху и не держитесь за старые привязанности... Хотя ничто в этом мире не отделено от целого, позвольте иллюзии отдельности войти в сияющий свет вашей подлинной природы, в котором пребывают вещи...
Продолжайте жить... Не принимайте видимое за свет, в котором вы его видите... Выходите за пределы сомнений, за пределы разделения на «ум» и «тело» и осознавайте истину, какова она есть.
Ушло, ушло, ушло далеко, ушло навсегда... Войдите глубоко в свет».
Говоря о работе с умирающими, мы, конечно же, не можем Не затронуть вопроса о психотерапевтической помощи терминальным онкологическим больным. Существенный интерес здесь представляет метод психотерапии образами, разработан-
ный К. Бансоном как вспомогательный в общем комплексе психологической помощи онкологическим больным в конечной стадии заболеваний. Он позволяет интенсивно воздействовать на психофизиологические реакции больных при наличии у них панических состояний и болевых синдромов, которые не удается снять медикаментозными средствами.
Метод основан на изученной автором специфике психодинамического статуса терминальных больных, вынужденных существовать в условиях постельного режима, то есть в ограниченном пространстве, испытывающих интенсивные боли в предвидении надвигающейся смерти. При этом меняется состояние сознания, мир предстает с совершенно другими приоритетами. То, что прежде было несущественно, становится вдруг важнейшим; на поверхность сознания всплывают давно забытые события и кажутся гораздо более современными, чем актуальное жизненное пространство. Как и при деменциях позднего возраста, переживание центрируется на воспоминаниях о детстве и давнем прошлом. Полностью изменяется восприятие времени, обычно исчезает его линейность. Обостряется метафоричность восприятия и мышления, больные в большей степени сосредоточены на своих сновидениях и фантазиях, приобретающих характер реальности. Усиленный интерес к будущей жизни чаще выражается различными метафорами и символами. Масштабы времени и пространства в существенной мере теряют реальный и практический характер.
Такие изменения в сознании больных, как правило, совершенно непонятны для обслуживающего персонала, который трактует их как проявления спутанности. В то же время понимание их позволяет психотерапевту проникнуть во внутренний мир больного, в котором важнейшие сообщения часто «переодеты» в метафоры и символические образы. Заранее подготовленные картинки с такими возможными образами (подобная модификация предлагается некоторыми американскими авторами), на наш взгляд, не лучший инструмент для эксплорации больных. Оптимальным решением является мысленный зрительный образ, вырастающий из бессознательных переживаний больного, который расшифровывается психотерапевтом. Если при проработке сновидений, фантазий и «бессмысленных» сообщений пациента психотерапевт находит значимый образ, то дальше он может с нимактивно работать.
С помощью неглубокого особого состояния сознания или даже в состоянии бодрствования на фоне уже существующего жизненного сознания, с использованием своих собственных направленных ассоциаций, психотерапевт погружает больного в состояния, положительно эмоционально окрашенные и избавляющие от мучений. Действенность этого погружения опре-
деляется неслучайным характером и индивидуальной значимостью для больного найденного образа.
Отметим, что многие наиболее распространенные образы находятся в тесной связи с архетипическими картинами К. Г. Юнга. На начальных этапах психотерапии часто используются надындивидуальные образы (пляж на берегу красивого озера, горный луг летом). К индивидуальным особенностям приближает детская комната в родительском доме. Из мира животных пациенты часто предпочитают дельфинов, с которыми путешествуют в подводном
царстве.
Продуцируемые больными образы могут принимать неприятный, агрессивный характер (змеи, драконы, хищные растения), что позволяет добиться катарсического эффекта (об этом мы еще будем вести речь в разделе, посвященном неошаманским практикам в психотерапии).
По мнению многих специалистов, наиболее действенным психотерапевтическим фактором этого метода является не столько суггестивно успокаивающий больного образ, сколько психологическая поддержка, которую оказывает психотерапевт благодаря той интимности общения и взаимопонимания, которая достигается при нахождении эмоционально значимых для больного образов.
Остановимся еще на одной важной проблеме — самоубийстве. Над возможностью самоубийства, видимо, задумывался каждый человек, достигший двенадцатилетнего возраста (как это ни удивительно, очень многие даже раньше). Каждый день около ста человек кончают жизнь самоубийством.
Опытным психотерапевтам известно, что существует очень много разных видов и вариантов самоубийства. Например, демонстративная угроза самоубийства, которая оборачивается реальной смертью. Человек таким образом пытается подействовать на Значимого Другого, и такое самоубийство психологически представляет собой враждебный акт по отношению к нему. На противоположном конце мы обнаруживаем альтруистическое самоубийство, совершаемое иногда неизлечимо больными людьми, которые хотят таким способом облегчить жизнь своих близких и избавить семью от непосильных трат на лечение. Существует еще героическое самоубийство, когда, например, солдат убивает себя в момент пленения, чтобы избежать пыток, во время которых он мог бы выдать своих товарищей.
Что же касается подавляющего большинства других видов самоубийств, то их общим знаменателем является чувство полного одиночества и утраты теплых близких отношений.
Мы просим вас остановиться здесь и вспомнить, не было ли У вас таких ситуаций, когда вы всерьез задумывались о самоубийстве.
Что явилось причиной?
Дошли ли вы до планирования способа его осуществления?
Составляли ли вы предсмертную записку на бумаге или хотя бы в уме?
Если вам это знакомо, дайте себе несколько минут, чтобы вспомнить все, что случилось с тех пор в вашей жизни. Отметьте все ценное, что вы упустили бы, если бы действительно осуществили свое намерение.
Р. Моуди сообщает, что те из опрошенных, которые были близки к смерти после попытки самоубийства, неизменно испытывали крайне неприятные, болезненные переживания в отличие от побывавших в состоянии клинической смерти в результате заболевания. Им казалось, что они попадали в какое-то «преддверие ада», где должны были остаться надолго.
Вспомните свои собственные размышления в минуту отчаяния. Что остановило вас? Альбер Камю говорил, что есть только один философский вопрос, который стоит обсуждать. Он состоит в том, сказать ли жизни «да» или «нет», жить или закончить жизнь самоубийством. И это выбор, который каждый из нас делает каждый день.
Мы бы хотели завершить этот раздел следующим упражнением.
Упражнение «Три года»
Следите за своим дыханием... вы вдыхаете и выдыхаете... отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите... заметьте, где ваше тело касается кресла (пола, кровати)... Позвольте себе довериться креслу (полу), пусть оно само поддерживает ваше тело.
Представьте, что вы узнали: вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время... Какова ваша первая реакция на это известие?.. Начали ли вы сразу строить планы или разозлились, что вам дано так мало времени?
Вместо того чтобы испытать «ненависть к тому, что меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях надвигающейся смерти, решите лучше, как вам хочется провести это время, как вы думаете прожить эти последние три года.
Где бы вы хотели их прожить?
С кем бы вы желали их прожить?
Хотите ли вы работать? Учиться?
После того как ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой вы живете сейчас.
В. чем сходство между ними?
В чем отличие?
Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что вы хотели бы включить в свое нынешнее существование?
Теперь хорошенько осознайте, что предположение о вашей смерти через три года — это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение. Вы можете отбросить эти мысли. Но оставьте от этой игры то, что вам подходит и что вы хотели бы сохранить. Зафиксируйте, какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение.
Каждый вечер, ложась спать, мы естественно умираем «малой смертью», как иногда еще называют сон. Однако древнеегипетская мудрость гласит, что «Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме», а известнейший психолог XX века 3. Фрейд добавляет: «Сны — царская дорога к бессознательному». Поэтому неудивительно, что, работая с особыми состояниями сознания, мы никак не можем обойти сон и сновидения.
ГЛАВА 10 Работа со сном и сновидениями
Нам, людям, очень много лет,
И наши сны — те сказки,
что породил туманный сад Эдема.
У. дв да Map
Что, если бы заснули и увидели сон, и что, если в этом сне вы полетели на небеса и там сорвали прекрасный неземной цветок, а когда проснулись, этот цветок был у вас в руке? Что тогда?
С. Т. Колридж
Давно доказано, что вся жизнь на Земле подчиняется определенным ритмам. Так весна, лето, осень и зима сменяют друг друга, образуя привычный сезонный цикл; солнце всходит каждый день, движется по небу и садится; луна прибывает и убывает; в океане приливы чередуются с отливами. Люди издавна замечали эти ритмические изменения, приурочивая к ним свою каждодневную деятельность и устраивая в их честь церемонии и празднества. Популярные в средневековой Европе «часословы» описывали различные виды сезонной и суточной активности и предлагали верующим для каждого случая специальные молитвы.
Человеческий организм также подчиняется своим ритмам, многие из которых связаны с земными циклами и даже приспособлены к ним. Основной суточный ритм человека, называемый циркадным1, отражает ритм движения Земли, вращающейся вокруг своей оси вместе с обращением вокруг Солнца. Человеческому организму свойственно более ста таких рит-
1 Ритмы, равные 24 и 8 часам, называют циркадными (от лат. circa — около и dies — день), или околосугочными. Их примерами могут служить цикл сна и бодрствования у человека, суточные колебания температуры тела, концентрации гормонов, спады и подъемы умственной и физической работоспособности. Ритмы с периодом более суток называются инфрадианными (от лат. infra — меньше, то есть цикл повторяется меньше одного раза в сутки). Например, менструальные циклы у женщин относятся к инфрадианным ритмам. Ритмы с периодом меньше суток — ультрадианные (от лат. ultra — сверх, то есть частота больше одного раза в сутки). Цикличность фаз, чередующихся на протяжении шести-восьми часов нормального сна у человека, — один из примеров подобных ритмов.
мов, и многие из них скоординированы с циклом «сон — бодрствование»1.
СоН __ специфическое состояние нашего организма с характерными особенностями и циклами мозговой деятельности. Это не перерыв в работе мозга, а особое состояние сознания, во время которого мозг проходит через несколько различных фаз' или стадий, активности, повторяющихся с примерно полуторачасовой активностью (см. приложение 6).
Для многих наших пациентов сон в той или иной степени является серьезной проблемой.
В одних случаях эти трудности связаны с ригидностью циркад-ных ритмов. Большинство из нас строит свою жизнь на основе каких-то внешних стандартов: мы имеем при себе часы, в определенное время едим, ходим на работу, в гости и т. п. И когда по каким-то причинам эти «времязадатели» сдвигаются и новый режим достаточно долго сохраняется, наступает явление десин-хронизации (несогласованности ритмов, которые обычно взаимосвязаны) и требуется определенное время для их восстановления, хотя цикл «сон — бодрствование» можно изменить немедленно2.
Так, например, при авиаперелетах на дальние расстояния все люди в течение некоторого времени чувствуют усталость и раздражительность, плохо спят, иногда страдают расстройствами пищеварения. Это связано с тем, что человек вынужден спать тогда, когда его внутренние биологические часы запрограммированы на бодрствование; температура тела, уровень андреналина в крови и работа почек поддерживаются на высоком уровне, в то время как секреция мелатонина (гормона эпифиза — шишковидной железы) минимальна. В конце концов ритмы приходят в норму и синхронизируются, однако, поскольку одни ритмы восстанавливаются раньше, а другие позже, для полной их синхронизации требуется некоторое время. Какое именно — зависит от нескольких причин:
1 Например, выделение мочи медленнее всего идет ночью, во время сна. Эго важный охранительный механизм, так как ежедневно средний человек Проводит около восьми часов в лежачем положении, ничего не потребляя. Еели бы ночью организм терял много жидкости, это грозило бы уменьшением объема крови.
2 Говоря о воздействии «времязадателей» на человека, нужно всегда учитывать фактор индивидуальной мотивации. Например, эффективность одного назойливого «времязадателя» — будильника — зависит от того, в какой день недели раздается его звонок и что произойдет, если мы его проигнорируем. В будни люди почти всегда подчиняются его диктату и встают с постели, но в выходные они, несмотря на звонок, могут поспать дольше (что обычно и Делают). Выражение «понедельник — день тяжелый» отражает своеобразную ресинхронизацию, которая связана с тем, что в пятницу, субботу и воскресенье люди обычно ложатся и встают все позже и позже. Поэтому к утру понедельника в нашей циркадной системе происходит фазовый сдвиг относительно общепринятого времени и нам приходится вставать намного раньше по сравнению С rvfinj-w-