Г. Лейтц (1994) пишет, что, опираясь на свой огромный опыт психодраматической работы со сновидениями, Я. Л. Морено утверждал следующие постулаты:
1) человек глубже "всего способен почувствовать нечто на уровне психодраматического действия, потом на уровне реальности и только затем — на вербальном уровне непсиходрама-тической психотерапии;
1 Здесь может оказаться полезной медитация «Лотос с тысячью лепестков" (см. дальше).
2) «вызывание» и осознавание в процессе психодрамотера- важных событий из прошлого и настоящего, сновидений и
фантазий находятся в прямо пропорциональном отношении с глубиной переживания, которой пациент достигает в психотерапии;
3) психотерапевтического изменения личности и стойкого-исцеления можно достичь только на уровне действия.
При психодраматической работе со сновидениями ведущий просит протагониста (пациента) представить на сцене, например в соответствии с содержанием сновидения, реальную спальню. Там, где стоит его кровать, протагонист ложится на пол. Сцена слегка затемнена. Протагонист закрывает глаза. Он сосредоточивается на приснившемся образе и описывает увиденное. «Сновидца» просят изобразить сон на сцене. Пациент выбирает из группы тех участников, которые будут действующими лицами его сновидения, затем расставляет на окно воображаемые декорации и приступает к воспроизведению сна в психодраме. Сновидение или его продолжение в виде сна наяву может выйти на уровень реального или оставаться в символической форме. После воспроизведения сна осуществляется ролевая обратная связь протагониста и партнеров. Они описывают чувства, пережитые ими в процессе изображения персонажей из сновидения.
|
Психо драм этическая работа со сновидением состоит из трех частей:
воспроизведения самого сна;
его продолжения
и спонтанной актуализации латентного желания, или обращения необратимого события.
Преимущество психодраматический работы со сновидениями по сравнению с психоанализом заключается в возможности символической драматизации продолжения сновидения, которое обычно прерывается в кульминационной точке конфликта или затруднительного положения. Для протагониста это психо-Драматическое продолжение представляет собой полемику со скрытым образом сновидения, которая почти всегда приводит К разрешению конфликта, пережитому в эмоциональном действии.
В отличие от психоанализа, в хештальт-терапии сновидения не интерпретируются — они «проигрываются» и используются Для интеграции личности. Ф. Перлз (1996) считает, что различные части сна являются фрагментами личности. Для того чтобы Достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части личности и скрытые тенденции, которые проявляются в сновидении. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов
можно обнаружить содержание сновидения через его переживание, а не посредством анализа.
Каждый элемент сновидения рассматривается как потенциальный источник содержания, связанного с определенным аспектом реального существования пациента. Сущность работы над сновидением состоит в оценке его как актуального, а не прошедшего явления и как формы действия, а не основы для интерпретации. Поскольку идентификация представляет собой противоположность отчуждению, отождествление с отдельными элементами сновидения благоприятствует наиболее полному контакту с отделившимися фрагментами собственной личности, способствует их ассимиляции приводя к росту интеграции личности.
|
В онтопсихологии (буквально «бытийной» психологии) итальянского клинического психолога Антонио Менегетти считается, что сновидения — это ответ на какую-то потребность личности, которая таким образом заявляет о себе. С этих позиций сновидению не интересны ни политика, ни культура, ни религия; важна лишь бытийственная ситуация самого человека, причем главным образом ее биологическая сторона. «Сон — это прежде всего правда органической жизни», поэтому сновидение может быть проинтерпретировано только имагогическим (от лат. imago — образ) анализом1 в контексте жизни личности и работы его Ин-се2, а не на основании сознательных представлений и убеждений.
С точки зрения А. Менегегти, большинство образов сновидений имеет отрицательную, негативную семантику, так как их главное назначение — «поднять тревогу» в тех случаях, когда человек отклоняется от своей подлинной сущности и попадает под влияние монитора отклонений3.
1 Имагогическлй анализ — осознание и интерпретация бессознательных содержаний путем анализа образов психической продукции (сновидений, галлюцинаций) с упором на психосоматические соотношения.
2 «В каждом человеке имеется энергетическое ядро, образующееся собственной волей и проявляющее себя во всех физических и психических процессах человеческого организма. Это ядро, называемое Ин-се (сущность в себе), проявляется во всем человеческом существовании, хотя рождается вне его, и воплощается в повседневной жизни, оставаясь трансцендентным» (А. Менегетти, 1993).
|
3 Монитор отклонений »т специфическая негативная функция высокоразвитых отделов мозга (прежде всего коры больших полушарий), посредством которых чуждые социальные влияния воспринимаются сознанием человека как проекция его собственной реальности и реальности окружающей его среды-«Фактически монитор отклонений навязывает информацию, не соответствующую жизни. Это ложное сознание, посредством которого человек отчуждается от самого себя... Монитор отклонений свидетельствует о себе целым набором негативных ощущений, которые воспринимаются человеческим организмом как холод, страх, ограничение пространства» (А. Менегетти, 1993).
Таким образом, различия в понимании сновидений представителями разных направлений говорят о сложности и многосторонности этого удивительного феномена человеческой психики, необходимости дальнейшего его изучения и раскрытия возможностей использования в психотерапии.
Успех же и вообще результат толкования сновидений зависят прежде всего от того, насколько полно и точно передано его содержание. Поэтому успех работы со сновидениями во многом определяется умением их запоминать и проделывать так называемую первичную работу.
Начиная с VI века до нашей эры и по VI век нашей эры, в Греции и Риме практиковали метод инкубации сна, когда люди уходили в священные места, чтобы получить от Бога нужный им сон. (Вкратце мы уже упоминали о такой практике, когда говорили об истории особых состояний сознания). На каменных колоннах, найденных в Эпидавре, сохранились надписи о семидесяти больных и сновидениях, с помощью которых они исцелились. Метод вызывания сновидений в особых состояниях сознания с древнейших времен использовался в Египте, Китае, Японии, Иране и Индии1.
У мусульман по сей день сохранилась традиция использовать Вызванные сновидения. Этот обряд называется «истиквара», и совершается он не в храме. Человек, стоящий перед трудной проблемой, вначале читает особую молитву по завету Мухаммеда. Затем ложится спать в ожидании сна, который ответит на его вопрос или подскажет решение проблемы. Так поступает путешественник, отправляясь в дорогу, писатель, прежде чем написать книгу, государственный деятель перед принятием важного политического решения2.
Мы предлагаем следующие приемы инкубации сновидений.
Физическое стимулирование сновидений:
воздержание от «естественных» и «искусственных» наркотиков, вызывающих возбуждение (острой пищи, чая, кофе, какао, шоколада, алкоголя, табака, телевизионных передач, поп-музыки, чтения «массовой» литературы);
соблюдение умеренности в еде — употребление легкой пищи (предпочтительно растительной) не менее чем за 2—3 часа до отхода ко сну;
1 Так, например, наиболее часто исполняемая на сякухацп (бамбуковой флейте) мелодия «Звон колокола в пустынном небе», являющаяся частью сакральной японской церемонии фуке, по преданию, написана дзэнским монахом в состоянии просветления, достигнутом в сновидении.
2 Утверждают, что премьер-министр Ирана Мухаммед Мосаддык в 1950 году решил национализировать англо-иранскую нефтяную компанию именно после такого сна. Явившийся ему во сне сияющий дух сказал: «Не время спать, восстань и разорви цепи, сковавшие народ Ирана».
достижение внутреннего и внешнего спокойствия и гармонии с окружающим миром — прослушивание классической музыки, чтение духовной литературы, вечерние прогулки, занятия хобби, беседы с друзьями или родителями на темы вечного;
уединение — за полчаса до сна постарайтесь остаться в одиночестве и посвятите это время психологической подготовке ко сну.
Психологическое стимулирование сновидений:
уважение своего бессознательного и вера в него (если вы расцениваете свои сновидения как «чушь», «муть» и «бред*, неудивительно, что ваше сознание будет стремиться защитить вас от них);
совершение днем того, что вы собираетесь предпринять или увидеть ночью во сне;
четкая формулировка желаемого сновидения в виде ясной и краткой фразы, носящей позитивный характер1;
концентрация своих мыслей на теме предстоящего сновидения (для этого рекомендуется вырабатывать соответствующие ритуальные мантры и метафоры, образно выражающие вашу установку);
многократное повторение своей установки на сновидение (можете выражать ее разнообразными способами — рисунком, мелодией, запахом, ощущением, ритуальным действием и т. п.);
визуализация желаемого сновидения2.
Важную роль играет обстановка в том месте, где вы обычно спите. Ведь можно сказать, что обстановка — это та сцена, на которой разыгрываются события нашего сна (С. Данкелл, 1994). Особенно важна постель; как говорил Ги де Мопассан: «Постель, друг мой, — это вся наша жизнь, здесь мы рождаемся, здесь мы любим и здесь умираем».
Для наших первобытных предков, вероятно, постель выглядела просто небольшим углублением в земле, окруженным кучей земли и листьев. Но даже на этой ранней стадии развития человечества выбор места для сна определялся множеством условий, которые остаются с нами по сей день.
1 Исследователями осознанных сновидений установлено, что чем больше вы думаете, пока бодрствуете о том, какое сновидение вы хотели бы увидеть, тем легче оно придет к вам во сне.
2 Похожие виды «сонного» ритуала описаны зоологом Лизером Хассенбср-гом у многих животных. Было выявлено, что животное не может просто так взять и лечь спать; ему требуется подготовиться ко сну путем целой серии предварительных действий. Так, например, лисица, перед тем как улечься на землю, выбирает место, царапает землю и начинает вертеться сначала в одну сторону, потом в другую, так что морда касается кончика хвоста. Таким образом она делает небольшую ямку для лежки. Затем садится, обвивает себя хвостом к лишь после этого укладывается окончательно, сворачиваясь кольцом так,
' чтобы нос упирался в основание хвоста. Потом она делает несколько движений головой вверх-вниз и наконец кладет морду на хвост.
Во-первых, в этом выборе отражается принцип территориальности: обычно это пространство, ограниченное разнообразными способами, указывающими, что оно принадлежит определенному человеку. Это нашло свое отражение и в языке: мы говорим не просто о «постели», но о «моей постели» (или, если речь идет о паре, о «нашей постели»). Такой территориальный аспект присущ многим животным (например, гориллы обозначают место для сна изгородью из веток).
Во-вторых, постель, даже в самых своих примитивных формах, должна быть безопасным местом. Без этого не могут заснуть ни люди, ни животные. Например, хотя слоны обычно спят на боку, больной слон будет спать стоя, поскольку не чувствует себя в безопасности лежа: в расслабленном состоянии требуется больше времени и усилий, чтобы встать на ноги в экстренном случае, и это делает его более уязвимым.
Понятно, что для первобытных людей, живших на открытом воздухе, защищенность от угрозы нападения (будь это хищные звери или враги) — первое, что необходимо было обеспечить при выборе места для сна. Но даже за бетонными стенами современных многоэтажек постель до сих пор остается главным безопасным местом1. Почти каждый из нас в тот или иной момент реагировал на возникшие проблемы «беседой с постелью»2. Известно много выдающихся людей, чья привязанность к постели достигала почти патологических проявлений. Например, Марсель Пруст редко покидал спальню в течение многих лет, пока писал «В поисках утраченного времени». Одно из воплощений «загадочного русского характера» Илья Обломов вообще провел в постели большую часть своей жизни3.
И, наконец, в-третьих, комфорт в постели — третье условие, которое человечество предусматривало с самого начала. В первобытных человеческих сообществах комфорт, скорее всего, ограничивался банальной охапкой листьев, но по мере развития социума были сконструированы первые грубые ложа (чаще всего сделанные из дерева или специальных полосок шкур, натянутых на раму). Кроме того, приготовление ко сну носило
1 Хотя подавляющее большинство из нас считает постель прежде всего местом для сна, ассоциация с убежищем (как считают многое специалисты — материнским лоном) заложена в нас с колыбели.
2 Лечебный потенциал такого защитного способа реагирования зафиксирован и в русской народной мудрости: «Утро вечера мудренее», «С горем переспать — горя не видать» и т. п.
3 «Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, £го устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, он все лежал, и все постоянно в одной комнате... служившей ему спальней, кабинетом и приемной» (И. Гончаров, «Обломов»).
отчетливо выраженный коммунальный характер: много членов племени или семьи спали в одной пещере, в одном гамаке или под одним навесом. Такая практика не только обеспечивала • безопасность, но и в холодном климате позволяла наиболее эффективно использовать тепло человеческого тела (подобный обычай до сих пор существует у эскимосов).
Лишь в истории последних веков мы начинаем находить описание спальни в нашем современном представлении. Так, примерно до XV столетия отдельная комната пля сна была исключительной привилегией королей1; крестьяне обычно спали в той же самой большой комнате, где они готовили, ели, выполняли мелкую бытовую работу, часто разделяя эту комнату со своим скотом. В случае путешествия слуги спали подле хозяев, чтобы всегда находиться под рукой. Затем этот обычай был перенят высшей аристократией, а в дома людей среднего класса в Европе он пришел значительно позже.
Следующим этапом стало предоставление различным членам семьи отдельных спальных комнат с целью разделить на ночь детей и родителей. Таким образом подчеркивалась интимная природа всего, связанного со сном2. Однако до сих пор многие дети не любят оставаться одни в своей комнате на ночь и им требуется успокоительный ритуал: чтение на ночь, присутствие в постели любимой игрушки (объекта, заменяющего одного из родителей).
Практически для всех людей важны и физические свойства самой постели. Наверное, каждый знает, как трудно бывает приспособиться к новой, непривычной кровати. Бывает и так, что важно, сколько в постели подушек и одеял или из какого материала простыни. Например, «подушечный чемпион» Энри-ко Карузо спал в окружении восемнадцати подушек. А Чарльз Диккенс, совершая турне "по Америке, всегда переставлял мебель в спальне так, чтобы спать головой к северу, устанавливая кровать по компасу (великий писатель был покорен популярной в то время теорией о том, что для хорошего сна постель должна располагаться соответственно магнитным токам Земли, циркулирующим между Северным и Южным полюсами).
1 Одна из наиболее знаменитых спален принадлежала «королю-солнцу» Людовику XIV: она располагалась в самом центре дворца и являлась средоточием королевской власти. Пробуждение короля представляло собой ежеутрен-нюю церемонию, во время которой король давал аудиенцию, еще пребывая и постели, что считалось важнейшим придворным ритуалом. А его прадед, Людовик XI, даже появлялся перед парламентом, возлежа на кровати, поставленной на возвышение.
2 В США эта практика зашла так далеко, что послужила основанием для многих психологов считать, будто этот фактор имел важнейшее значение для формирования независимого характера американцев.
Важным элементом является также температура. Так, резкое погружение в холодную постель (что не такая уж большая редкость зимой в наших домах) оказывает тонизирующее влияние на организм, снова возвращая его в состояние бодрствования1. Однако справедливости ради отметим, что некоторое охлаждение способствует засыпанию. Когда мы засыпаем, фактически само наше тело охлаждается (его температура падает в среднем на два градуса в течение ночи)2.
Вытекающая отсюда необходимость поддерживать комфортную температуру тела, очевидно, влияет на выбор ночной одежды. Но обычай спать обнаженными уходит своими корнями в самое начало человеческой истории. Удивительно, но до эпохи Возрождения привычка спать голыми была всеобщей. Декорированные, специально украшенные ночные одеяния, появившиеся позже, свидетельствовали скорее о моде и заботе о собственном престиже, нежели о стремлении к комфорту3.
Поэтому, прежде чем приступать к работе со сном и сновидениями, попробуйте поразмыслить о той психологической атмосфере, которая окружает вас во время сна: насколько находящиеся вокруг вещи и изображения могут влиять на ваши сновидения.
Упражнение
«Освящение окружающей обстановки*
Войдите в особое состояние сознания.
Задумайтесь, спите ли вы в тишине или ваш покой часто нарушается шумом проезжающих автомобилей или звуками от телевизора в соседней комнате?
Хорошо ли проветривается спальня?
1 Раньше для того, чтобы исключить такой эффект, в постель помешали горячие кирпичи, завернутые во фланель, или бутылки с горячей водой. С приходом «эры электричества» их заменили электрогрелки.
2 Температура тела на протяжении каждых суток изменяется примерно на 0,6°С. В дневное время она выше, достигает максимума во вторую половину Дня и снижается до минимума ночью — между двумя и пятью часами утра. Если вы вспомните те случаи, когда не-ложились спать до позднего времени, готовясь к экзаменам или ожидая ночного поезда, то обязательно вспомните и чувство озноба — сигнала, что в этот момент у вас самая низкая температура тела.
3 На самом деле сон без одежды может создать реальные трудности для людей в тропических странах, чьи примитивные жилища лишь минимально Защищают от многочисленных природных угроз джунглей и саванны. Так, некоторые африканские племена, обитающие в районе реки Нигер, спят, Например, в древесно-угольной пыли, так как считают, что это поможет им Уберечься от летающих и ползающих нарушителей сна.
Способствует ли ощущению уюта температура, которая в ней обычно поддерживается?
Действует ли цветовая гамма спальни успокаивающе на ваше настроение или вы находите ее чересчур возбуждающей или откровенно скучной?
Что может поведать обстаноька спальни о ваших личных взаимоотношениях и о ваших жизненных ценностях?
Что, глядя на нее, можно сказать о вашем отношении к сну и сновидениям?
А теперь попробуйте создать в своей комнате «святилище снов»... Интуитивно выберите место... уберите все раздражающие и явно неуместные предметы... поэкспериментируйте, украшая ее любимыми вещами, лучше всего отражающими стороны вашей личности... добавьте те вещи (рисунки, часы, постельное белье и т. п.), которые, по вашему мнению, могут стимулировать сон и сновидения1.
Для «преднастройки» на запоминание сна необходимы следующие условия:
1) самовнушение в течение дня (например: «Я запомню свои сновидения»);
2) создание условий для запоминания;
3) «ритуШ1ьные» и «магические» процедуры (постановка «якорей», разработка сценария для сеанса самогипноза и т. п.);
4) внимательное и бережное отношение к собственным сновидениям, а также их постоянное обсуждение в течение дня с другими людьми;
5) планомерная работа с ними в рамках программирования. В основе планирования сновидений лежат теория и практика
целевой установки2. Мы предлагаем вам следующий алгоритм.
1. Выбирайте конкретные, ясные и осуществимые цели и сроки. Помните, что реальность выбранных вами целей зависит от ваших потенциальных возможностей, а сроки их выполнения — от вашего опыта.
2. Ставьте себе цели трудные, но достижимые. Помните, что ваше мастерство будет расти пропорционально сложности задач, с которыми вам предстоит справляться.
3. Ставьте себе как близкие, так и перспективные цели.
4. Записывайте и оценивайте (свои достижения лучше изображать наглядно, в виде диаграмм, ведя при этом определенную статистику).
1 Русские дворяне обычно брали в постель маленькую «подушечку-думо'1" ку», которая «нашептывала мысли».
2 Отметим, что исследователи, обобщившие более ста работ по проблемам установки, пришли к выводу, что «полезный эффект установки на выполнение поставленной задачи явился одним из наиболее серьезных и наиболее воспроизводимых в литературе по психологии».
Часто запоминание сновидения в значительной степени зависит.от «правильности» выхода из состояния сна. Мы предлагаем несколько правил, способных сделать его максимально эффективным:
. когда бы вы ни очнулись от сна, будь то в середине ночи или утром, не открывайте глаза и не шевелитесь. Замрите и, сконцентрировав внимание, попытайтесь оживить в памяти сновидение. (Помните, что, когда вы самостоятельно просыпаетесь, это происходит сразу после БДГ-фазы, то есть сразу после сновидения);
. расслабьтесь, дайте волю чувствам — этого часто достаточно для того, чтобы образы только что закончившегося сновидения возвратились;
• учтите, что эпизоды минувшего сна обычно возникают в обратном порядке. Чаще всего последняя сцена стоит во главе всего сновидения;
• вспомнив одно сновидение, постарайтесь воссоздать в памяти все виденное этой ночью;
. НЕ ДУМАЙТЕ И НЕ АНАЛИЗИРУЙТЕ;
• если в течение нескольких минут вы ничего не припомните, попробуйте выполнить следующее: позвольте своей памяти блуждать среди образов близких вам людей, вашей семьи, друзей, других значимых для вас людей — это позволит вызвать ассоциации с недавним сном;
• не забывайте, что дополнительные воспоминания о сновидении часто приходят после изменения положения тела. Поэтому, когда вы чувствуете, что больше ничего не можете вспомнить в том положении, в котором находитесь, не открывая глаз, осторожно повернитесь. Если удается вспомнить что-то новое, позже поэкспериментируйте с позами;
• в течение дня записывайте все фрагменты сна, которые будут «случайно» всплывать;
• в случае, если вы совсем не можете ничего вспомнить, попробуйте просто задавать себе вопросы: «О чем я только что думал?», «Что я только что чувствовал?» и т. д.
Кроме того, существует ряд условий, позволяющих почти полностью запоминать и сохранять в памяти увиденные сновидения.
1. Просыпайтесь в строго определенное время естественным путем.
2. Для пробуждения используйте как можно более мягкие Раздражители (медитативную музыку, записи звуков природы и т. д.) или попросите членов семьи осторожно будить вас.
3. Если вы обычно спите вместе (в одной комнате) с другим человеком, попросите его не беспокоить вас до тех пор, пока вы утром не поднимитесь с постели.
4. Всегда держите рядом с собой материал для записей.
5. Рассчитывайте свое время так, чтобы давать себе возможность вспомнить сновидение, позволить ему «настояться» и затем спокойно перейти к дневной реальности.
Проснувшись утром и запомнив сон, но еще пребывая в просоночном состоянии, поработайте с увиденным1. Например, это можно делать, задавая вопросы какому-то конкретному образу или эпизоду («Кто ты?», «Что ты делаешь в моем сне?» и »Почему ты делаешь это?») либо вопросы ко всему сновидению в целом («Почему мне приснилось то-то и то-то?», «Что ты мне хочешь сказать или подсказать?», «Что мне с этим делать в реальной жизни?») или к своим прошлым, непонятным сновидениям.
В системе гештальт-терапии сновидящему предлагают ставить себя на место каждого образа в сновидении, представляя его чувства, мысли, действия. При этом одни образы будут играть доминирующую роль, другие — конфликтовать, третьи -г нападать и защищаться, что будет иллюстрировать конфликты внутри самого сновидца. Считается, что, когда человеку удается разгадать и уладить эти разногласия, тогда он объединяет все уровни своего существа, формируя целостный Гештальт.
При такой работе огромное значение имеет диалектика «воплощения» и «отстранения», о которой в свое время спорили К. С. Станиславский и Б. Брехт.
Работа человека с образом сновидения (как и работа актера над ролью) включает два противоположных процесса. С одной стороны, человек должен воплотиться в образ, начать жить его жизнью, прийти, говоря словами К. С. Станиславского, от ощущения «себя в роли» к ощущению «роли в себе»2. Только поставив себя на место персонажа, представив себе его характер и ситуацию сновидения, человек может проникнуть в него так, что действия и коллизии сновидения, какими бы странными и нелепыми они ни выглядели с точки зрения бодрствующего сознания, стали понятными, естественными и единственно возможными3.
Но «вжиться в образ» («войти в роль») — не означает полностью раствориться в нем и потерять собственное Я. По замечанию
! Многие люди используют дремотное состояние перед сном, задавая вопросы своим предыдущим сновидениям.
2 К.С. Станиславский подчеркивал, что переживание «роли в себе» стимулирует в актере самоанализ, заставляя задавать себе вопрос, какие именно присущие ему как личности живые, человеческие помыслы, желания, положительные качества и недостатки могли бы заставить его относиться к людям и к событиям пьесы так, как относилось изображаемое действующее лицо.
3 «Только побывав на месте Софьи, узнаешь, оценишь силу удара по ее избалованному самолюбию после того, как обнаружился оскорбительный обман Молчалина!.. Надо самому встать на место Фамусова, чтобы понять силу его гнева, озлобление его при расправе и ужас при финальной его фразе: «Ах-Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» (К. С. Станиславский. 19581
Б. Бректа, тот, «кто вживается в образ... и притом без остатка, тем самым отказывается от критического отношения к нему и к самому себе». В этом смысле, чтобы понять и оценить потенциальные возможности сновидной ситуации или персонажа, необходимо отстраниться, рассмотреть их в несколько различных ракурсах, порвав с привычным сознательным убеждением, будто' данный объект не нуждается в объяснении.
Так, исходя из принципа «отстранения», Брехт ставил актеру задачу показать своего героя не только таким, каков он «в-себе» и каким он сам себя представляет, но и в перспективе, каким он мог бы стать: «наряду с данным поведением действующего лица... показать возможность другого поведения, делая, таким образом, возможным выбор и, следовательно, критику» (Б. Брехт, 1965). И как «отстранение» от сценического образа помогает актеру увидеть и раскрыть нечто существенное в самом себе, так и «отстранение» от образа сновидений помогает прояснению внутреннего мира проснувшегося индивида.
Замечательным примером-метафорой подобной работы может служить ответ Иннокентия Смоктуновского на вопрос, как повлияли на него сыгранные роли, особенно князя Мышкина и Гамлета. Сначала артист отвечал, что под их воздействием он стал добрее, а потом пояснил, что Достоевский и Шекспир помогли ему найти в себе доброту и еще какие-то иные качества, о которых он раньше и не подозревал.
Необходимость такой двусторонней рефлексии подтверждает и кибернетика. С точки зрения теории информации, человеческая личность принадлежит к классу саморегулирующихся целеустремленных систем, функционирующих на основе соотнесения информации двух типов: о состоянии среды (ситуации) и о собственном состоянии системы. Таким образом, «воплощение» и «отстранение» — необходимые предпосылки функционирования такой системы (И. С. Кон, 1984).
Если вы преисполнены особого желания, то можете внушить себе просыпаться в течение ночи каждый раз, когда заканчивается сновидение (то есть с периодичностью БДГ-фаз, которые наступают приблизительно каждые полтора часа). При длительной практике вполне возможно, что вы начнете просыпаться после нескольких следующих одно за другим сновидений, вспоминая каждое из них. Хотя, возможно, вы не захотите регулярно выполнять такое требующее значительных усилий упражнение, имейте в виду, что иногда оно приводит к неожиданным прозрениям, значительно увеличивая способность вспоминать сновидения1.
Как сказал однажды К. Клстансда, «сновидящий способен использовать сны как. выход из ловушки или как щель в бесконечность».