Основываясь на онтогенетическом1 подходе, 3. Фрейд вначале сосредоточил внимание на анализе сновидений ребенка как более доступных и простых. В результате их изучения он пришел к выводу о том, что «сновидение — это как бы неизжитое желание».
При попытке понять смысл сновидения, объяснить его 3. Фрейд применял широко известный теперь метод свободных ассоциаций: при анализе сновидение раскладывалось на элементы, с тем чтобы пациент мог отдаться свободным ассоциациям по каждому элементу сновидения.
При этом во время анализа мысли, которые возникают при свободном ассоциировании в отношении каждого из элементов сновидения, собираются воедино благодаря соблюдению определенных правил:
а) не обращать внимания на явное содержание — оно не является препятствием для анализа;
б) анализировать каждый элемент сновидения, не связывая его сразу с другими или со всем сновидением; ждать, пока скрытое не возникнет в сознании.
В связи с этим 3. Фрейд выделял такие этапы работы со сновидениями:
1) расчленение;
2) сбор ассоциаций;
3) интерпретация на основе знаний о работе сновидений. 3. Фрейд относит само сновидение к явному содержанию, а
материал в результате анализа — к содержанию скрытому. Процесс переработки скрытого содержания в явное он назвал работой сновидения.
Работа сновидения по превращению мыслей в образные ситуации проводится посредством драматизации, а работа по преобразованию связных, явных мыслей и образов в бессвязные — с помощью механизма сгущения (наложение друг на друга различных составных частей приводит к выдвижению на первый план общих элементов и к взаимному уничтожению контрастирующих Деталей). 3. Фрейд считал, что сновидения посредством сгущения (конденсации) создают смешанные лица, образы и композиции и лишь с помощью анализа можно отыскать эти составные черты, слитые в одном объекте. Как от каждого элемента сновидения идут нити ко многим скрытым мыслям, так и каждая скрытая
|
1 Онтогенез (от греч. on, род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, Происхождение) — в психологии понимается как формирование основных структур и проявлений психики в течение жизненных циклов.
мысль сновидения выражается обыкновенно не одним, а несколькими элементами сновидения.
Наряду с драматизацией и сгущением третьим существенным механизмом работы сновидения 3. Фрейд называл смещение, или 'переоценка, психических цешостей. В результате работы смеще-г ния волнующий материал превращается в нейтральный, интересный — в безразличный. При смещении акцента с главного на второстепенное важнейший скрытый элемент представляется в явном содержании сновидения весьма отдаленными и незначительными намеками.
Следующим механизмом работы сновидения является вторичная обработка — перегруппировка и связывание элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое. Значительно реже отмечается так называемая истолковывающая переработка, делающая сновидение понятным, как бы хорошо сочиненным.
Логические отношения между скрытыми мыслями в сновидении выражаются различными средствами. Сновидение соединяет все части скрытых мыслей в общую ситуацию, оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве (вспомним симметричную и асимметричную логики): прямое превращение во сне одного предмета в другой указывает, по мнению 3. Фрейда, на отношение причины к следствию; противоречащие друг другу представления выражаются во сне преимущественно одним и тем же элементом. Противоположность двух мыслей и инверсия проявляются в сновидении через последовательное превращение одной части сновидения в свою противоположность. Переживание в сновидении затрудненного движения выражает противоречие между импульсами.
|
В работе сновидения используются отношения подобия и общности как опорные пункты для сгущения сна и связи в новое единство всего, что обнаруживает такое согласование. Нелепость в сновидении означает противоречие, насмешку, издевку в скрытых мыслях. Повторяющиеся сновидения часто отражают какие-то фрустрирующие события. Связь содержания сновидения с реальными событиями вытесняется из сознания. По существу, все сновидения представляют собой, как полагает автор психоанализа, детские сны, работают над инфантильным материалом, над детскими душевными движениями и при помощи детских психических механизмов. С точки зрения исполнения желаний, сновидения бывают трех родов.
Во-первых, сновидения, представляющие вытесненные желания в незамаскированном виде; это преимущественно детские сновидения, они редко встречаются у взрослых.
Во-вторых, большинство сновидений, которые выражают вытесненные желания в замаскированном виде.
В-третьих, сновидения, представляющие вытесненные желания, но без их маскировки или с недостаточной маскировкой.
|
Так называемые страшные (кошмарные) сновидения изображают откровенное исполнение вытесненного желания. Так как сновидению при этом не удается «исполнить» желания спящего, то часть мучительного аффекта сновидения сохраняется в его явном содержании. Иногда до полного осуществления дело не доходит, так как человек просто пробуждается, то есть цензура сновидения использует вместо искажения последнее оставшееся в ее распоряжении средство — прервать сон под влиянием нарастающего страха перед напором бессознательных желаний. Бывают и ясные сновидения со страшным содержанием, но без чувства страха. Однако они представляют хорошо замаскированное исполнение вытесненных желаний.
Толкование сновидения, то есть обнаружение скрытых мыслей в явном содержании сна, осуществляется с помощью ассоциативной техники и знаний о символике сновидений. Постоянное (повторяющееся) отношение между элементом сновидения и его значением 3. Фрейд называл символическим, а самый элемент сновидения — символом, соответствующим бессознательной мысли сновидения. Однако он подчеркивал, что символическое толкование может быть только дополнением ассоциативной техники. В сновидении образно выражаются только определенные элементы скрытых мыслей. Психоаналитику важно не вложить в чужое сновидение свой собственный смысл.
3. Фрейд выделил четыре вида взаимоотношений между элементами сновидения и их действительным значением: часть вместо целого, намек, олицетворение и символика. Фантазия взрослых в сновидениях располагает необъятным символическим материалом ассоциаций и воспоминаний. Количество объектов, изображаемых символически в сновидениях, невелико: человеческое тело в целом, родители, дети, братья и сестры, рождение, смерть, нагота и др. Элементы сексуальной жизни — гениталии, половые процессы и сношения — изображаются при помощи разнообразной и богатой символики.
В соответствии со взглядами 3. Фрейда, сновидение является искаженным представлением (репрезентацией) скрытого несовместимого желания, не согласующегося с сознательной установкой, в силу чего оно цензурируется, то есть искажается так, чтобы сознание его «не узнало». Работа сновидения — это процесс отбора, сгущения, искажения, трансформации, инверсии, перемещения, наглядного изображения мыслей и высказываний, символизации, вторичной обработки и других модификаций первоначального желания, поэтому сновидение представляется «царской дорогой» (via regia), большой дорогой, связывающей подсознательную жизнь с сознательной.
Методика анализа сновидений совпадает с психоаналитической — это прежде всего движение от актуального значения к прошлому (от так называемого «дневного остатка» к вытесненному содержанию). Во время анализа связываются воедино «случайные» мысли, которые возникают в процессе свободного ассоциирования по каждому элементу сновидения при соблюдении основного правила психоанализа. В контексте психоанализа психотерапевт помогает пациенту интерпретировать сон, чтобы облегчить ему обнаружение бессознательного материала. Итогом толкования в этом случае служит некая сводная фраза, отражающая? какое именно желание пациента удовлетворяется. Может быть также сверхистолкование — сновидение удовлетворяет несколько конфликтных желаний, в связи с чем возможны несколько интерпретаций.
В психоаналитической работе со сновидениями прежде всего важно развить способность пациента использовать компоненты сновидения как отправную точку для относительно свободного ассоциирования. В начальной фазе интерпретации сновидений психотерапевт обычно концентрирует внимание на поверхности пережитого пациентом, на так называемых «остатках дня», недавних событиях, послуживших материалом для явного содержания сновидений. Это позволяет больному узнать, что сновидения можно исследовать и пытаться понять. По мере осознавания пациентом действия механизмов сопротивления, защиты и переноса он обретает способность раскрывать все более бессознательные значения сновидения, отражающие вытесненные желания и страхи.
Сразу заметим, что некоторые сновидения вообще не поддаются полной интерпретации во время лечения; так как они проистекают из совокупности еще не знакомого до этого момента психического материала, то понять их можно только по окончании лечения.
Альфред Адлер, один из первых учеников 3. Фрейда, впоследствии разошедшийся во взглядах со своим наставником, считал, что функцией сновидений является, скорее, проработка задач, привнесенных в него из дневной жизни («дневного остатка»), нежели избавление от тех проблем, что подавлены и вытеснены в бессознательное. Причем Адлер считал, что проблемы индивида предстают перед ним в сновидениях открыто; кроме того, он ратовал за неразрывность дневной и ночной сторон психики. По его убеждению, сновидения выявляют тот стиль жизни, что присущ человеку вообще, поскольку сновидения являются интегрированной частью индивидуальной манеры мыслить. Поэтому и поиск решения проблем осуществляется теми способами, которыми пользуется личность в повседневной жизни.
Эти идеи получили развитие в работах Вальтера Бонима (1991), касающихся «культурологического» (или «межличностного») подхода к работе со сновидениями, где они рассматриваются в качестве открытого самовыражения человека. Запасы опыта, разделяемого всеми членами одного и того же культурного сообщества, сочетаются с личностными, иногда болезненными элементами, создавая из них сновидения. Сам факт, что подобный феномен одинаково присущ и пациенту, и психотерапевту, увеличивает в процессе работы со сновидениями готовность пациента к откровенности и сотрудничеству. Это не маскировка, а скорее не подвергнутые цензуре и потому гораздо более истинные саморепрезентации. В сновидениях отражаются индивидуальные сдвиги в представлениях о самом себе, в эмоциях, мотивациях, отношениях и действиях. В результате «приметы того нового, что материализовалось в личности, могут быть обнаружены в переживаниях сновидения» (1989).
Как известно, К. Г. Юнг отверг теорию сновидений 3. Фрейда как исполнения желаний, выделяя вместо этого функцию компенсации в бессознательных процессах и теологический характер последних. По его мнению, каузальная точка зрения 3. Фрейда на сновидение ведет к единообразию смысла и интерпретации, фиксированному значению символа, в то время как теологическая точка зрения «постигает в образе сновидения выражение измененной психологической ситуации и не признает фиксированного значения символа». В широком смысле К. Г. Юнг определяет сновидение как «спонтанное самоизображение действительной ситуации в бессознательном, представленное в символической форме».
К. Г. Юнг считал комплексы (отколовшиеся образования личности) «архитектором сновидений и царской дорогой к бессознательному». Поэтому он уделял особое внимание сновидениям в случаях, когда в ходе аналитической психотерапии возникапи затруднения. По мнению К. Г. Юнга, если достаточно долго и основательно размышлять над содержанием сновидения, то всегда что-то обнаружится для понимания проблем пациента. Нередко сновидения обращены к прошлому и напоминают о забытом и утраченном. В этом случае они способны помочь преодолеть застой, продемонстрировать возможности развития личности, сновидения могут также указывать на проблемные, конфликтные текущие жизненные ситуации, которые в таком аспекте никогда не воспринимались сознанием данного пациента.
Как полагал К. Г. Юнг, сновидение ничего не скрывает — мы просто не понимаем его языка непосредственно. При анализе сновидений он использовал филологический метод и логический принцип, называемый амплификацией (расширением), то есть поиск параллелей. С помощью амплификации
происходит увязывание личностного контекста сновидений с универсальными образами. Амплификация предполагает использование исторических, мифических и культурных параллелей, для того чтобы прояснить метафорическое содержание символов сновидения.
Важно, что этот подход к интерпретации сновидений позволяет сновидцу понять как уникальность проявлений бессознательного, так и его универсальный смысл, увидеть свою личность как синтез индивидуального и коллективного начал. Поэтому К. Г. Юнг считал осведомленность в вопросах психологии первобытных народов, мифологии, археологии и сравнительной истории религий важной для психотерапевта, так как в этих областях находятся аналогии, которыми можно обогатить идеи пациентов. Психоаналитик старается помочь больному разобраться в действенных моментах его сновидений и сделать для него ясным общий смысл содержащихся в них символов. Если сновидение основано на личностном материале, то и ассоциации носят индивидуальный характер, но если сон мифологичен по структуре, то его язык универсален и любой интерпретатор может использовать параллели для конструирования текста.
Когда в сновидениях проявлялись архетипические фигуры, К. Г. Юнг объяснял пациенту, что его случай не уникален и его психика функционирует на уровне, близком к общечеловеческому. Психическое страдание нередко изолирует человека от общества, и здесь немалую роль играет понимание или, как считал К. Г. Юнг, вера в то, что конфликт не индивидуальная трагедия, а одновременно страдание всех, общая ноша времени. Эта точка зрения поднимает человека над собой и объединяет со всем человечеством. Возведение болезни на общий, более высокий и безличный уровень имеет значительный лечебный эффект.
К. Г. Юнг подчеркивал, что сновидения являются своеобразным творением бессознательного и их нельзя истолковывать только в качестве симптома вытеснения. Он полагал, что сны — это каналы связи с бессознательной стороной психики, они передаются символическим языком, но совсем не обязательно обусловлены желаниями или представляют тот или иной способ скрыть неприемлемое. Чаще всего сновидения дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. В ситуации невротического расстройства сновидения могут предупреждать о «сходе» с правильного пути-К. Г. Юнг предпочитал анализировать не единичные сновидения, а серии их, так как это позволяет выделить устойчивые информативные признаки. Обычно он спрашивал пациента о каждом элементе сновидения: «Каким образом эта вещь могла возникнуть в поле вашего сознания?» или «А каковы ваши ассоциации с... (например, с этим домом)?» Он часто предлагал
больным нарисовать то, что явилось им во сне или в фантазии, считая, что материальное оформление образа вынуждает к длительному рассмотрению его во всех деталях, благодаря чему он может полностью проявить свое воздействие.
Таким образом, интерпретация сновидений» по К. Г. Юнгу (А. Самуэлс, Б. Шортер, Ф. Плаут, 1994), включает следующие ■ положения:
1) интерпретация должна привнести нечто новое в сознание, но не повторяться и не морализировать; она может уловить компенсаторно-психологическое намерение процесса сновидения;
2) интерпретатор должен принимать во внимание личный контекст жизни индивида и его психобиографического опыта; эти факторы наряду с влиянием его социального окружения (которое иногда называют коллективным сознанием) выявляются путем ассоциации;
3) символическое содержание сна — вне зависимости от его сюжета — становится более ценным, если сравнивается с типичными культурными, историческими, мифологическими мотивами; они обогащают личный контекст сновидения и связывают его с «коллективным бессознательным»; подобные сравнения подразумевают трудоемкую работу по амплификации;
4) интерпреыгорам следует «оставаться верными образу сна», держаться как можно ближе к содержанию сновидения; ассоциация и амплификация рассматриваются как способы придания изначальному образу большей живости, значения и доступности; тем не менее образ сна принадлежит самому сновидцу и его следует соотносить с его собственной психической жизнью;
5) основной критерий «плодотворности» интерпретации — делает ли она возможным сдвиг в позициях сознания сновидца. Кроме того, К. Г. Юнг считал, что большинство снов может интерпретироваться на субъективном (подразумевается «глубина», или уровень, интрапсихического изменения личности) либо на объективном уровне (предполагается выход на поверхностный уровень, в мир реальных жизненных событий).
К. Г. Юнг добавил еще шесть новых механизмов сновидения.
Контаминация — связывание друг с другом очевидно не связанных предметов, событий, идей цепью ассоциаций, действующих в режиме ослабления сознательных ограничений в период физиологического сна.
Конденсация — более строгая форма контаминации: она не только связывает, -но и комбинирует в разных отношениях несвязные идеи, события и объекты.
Дублирование (мультипликация) — механизм, противоположный конденсации. Один и тот же образ может повторяться или же возникать в сдвоенной («близнецовой») форме с целью Подчеркнуть его значимость или возможную завершенность
в динамике содержательности образа, проступающего из бессознательного.
Идентичные образы могут свидетельствовать и о дуальности — ■ противоположности позитивного и негативного.
Конкретизация — использование фигурального пластического языка, включая представление комплексов в персонифицированной форме.
Драматизация — выражение содержания в форме драматического повествования.
Архаические механизмы — ряд механизмов, переводящих бессознательные содержания в архетипические формы.
Как мы уже отмечали, общая функция сновидений, по К. Г. Юнгу, состоит в попытке восстановить психическое равновесие (целостность) посредством производства бессознательных значений, компенсирующих интенции бессознательного. Частные же функции сновидений:
1) компенсаторная, которая восполняет общую установку сознания, типичные формы активности личности, а также особенности ее поведения и познавательных действий;
2) проспективная — появляющаяся в бессознательном антиципация грядущих сознательных достижений;
3) редуцирующая (негативно-компенсирующая) — разрушительные и изобличительные сновидения, появляющиеся у людей с устойчиво завышенной самооценкой, которую ее носители успешно навязывают окружающим;
4) реактивная ~ сны, являющиеся повторением, репродукцией значимого события или яркого аффективного переживания. Бессознательная переработка обычно подчеркивает символическую сторону случившегося, ускользнувшую от обычного сознания и понимания. Символика таких сновидений обращает внимание на вытесненную психологическую травму, отражает динамику формирования индивидуального комплекса и сущность связанных с ним проблем. В то же время реактивные сновидения почти всегда содержат намек на возможный способ совладания, несут информацию о том, как лучше поступить сознанию с отколовшимся, автономным куском психики. Сам К. Г. Юнг писал: «В этом отношении существует три возможности — если сознательная установка к жизненной ситуации в большей степени оказывается односторонней, сновидение принимает противоположную сторону; если сознание занимает позицию, близкую к «середине», сновидение удовлетворяется вариациями; если сознательная установка правильная (то есть адекватная), то и сновидение совпадает с ней и подчеркивает эту тенденцию, хотя и не лишается своей специфической автономии».
Аналитическая психология считает, что толкование сна лучше проводить через два-три дня после того, как он приснился.
Большинство психотерапевтов знают, что труднее всего интерпретировать собственные сновидения, а сны других людей лучше доступны анализу. К. Г. Юнг неоднократно отмечал, что смысл и значение многих своих снов он понял лишь через годы после того, как их увидел. Толкования могут сменять друг друга, причем каждое последующее обычно дополняет и расширяет предыдущее. В связи с потенциальной опасностью бессознательного для людей, не владеющих специальными техниками работы с ним, при интерпретации сновидений лучше заручиться профессиональной помощью психолога или психотерапевта. В любом случае обсуждение сна и его толкования с другом или близким человеком принесет больше пользы, чем работа в одиночку.
Один из последователей К. Г. Юнга, Р. А. Джонсон, выделил четыре основных принципа, или критерия, по которым следует оценивать истинность полученного толкования. Они таковы:
из возможных толкований следует предпочесть то, которое несет больше новой информации. Бессознательное не будет повторять то, что уже и так известно сознанию. Поэтому самой ценной и наиболее правильной будет та интерпретация, которая заставит сновидца совсем по-новому взглянуть на ценности, сомнения, достижения, проблемы и события своей жизни;
необходимо избегать льстивых толкований. Бессознательное никогда и никому не делает комплиментов. Сны заняты не успехами и свершениями личности, а ее неудачами, проблемами, незавершенными делами. Интерпретация — «поглаживание» — является просто еще одним наглядным свидетельством процесса психической инфляции;
толкование сна не должно развиваться в направлении, снимающем ответственность сновидца за то, что происходит в его Жизни. Сновидения не занимаются другими людьми — их недостатками, намерениями, мотивами и поступками. «Это вы можете предоставить снам других людей и их бессознательному, — пишет Р. Джонсон. — Вы можете предоставить это Богу». Если персонажами сна являются другие люди — близкие, знакомые сновидца — это не значит, будто содержание сновидения имеет к ним отношение. Черты личности и поведение Других людей метафорически олицетворяют различные аспекты жизнедеятельности сновидца, интенции его собственной психики;
нужно стремиться соотносить содержание сновидений не только с актуальными событиями жизни, но и с целостной картиной жизненного пути. Сновидения достаточно часто отражают те или иные аспекты процесса индивидуации, так что их смысл может быть понят только из цельного контекста
личностного развития. Бывают сны, родственные между собой внутренне связанные, хотя и снящиеся с продолжительными временными интервалами, или человек может время от времени видеть различные варианты одного и того же сна. Сны в жизненной перспективе отражают как частные, так и наиболее общие, глобальные тенденции бессознательного, уяснение которых бывает особенно важно.
К. Г. Юнг говорил, что сновидения, как правило, имеют определенную структуру, близкую к структуре драмы.
Первая часть — экспозиция — демонстрирует изначальную ситуацию сновидца. Содержит описание места и времени действия, исходное положение и основные характеристики действующих ЛИЦ.
Вторая фаза — завязка (развитие фабулы). Начальная ситуация начинает каким-то образом развиваться, напряжение растет, неизвестно, что случится дальше.
Третья фаза — это кульминация: резкое изменение, перелом в ходе развертывающегося действия, сопровождающийся максимумом напряжения. Обычно происходит решающее событие.
Наконец, последняя стадия — разрешение (лизис), демонстрирует результат или разрешение случившегося действия. Подводит итог всему сновидению. Иногда она оформлена как некоторый вывод, но может и отсутствовать вообще.
В этом отношении особый интерес представляет концепция Дж. Кемпбелла о «путешествии героя с тысячью лиц». Согласно его теории в сновидениях (как и в мифах) находят свое отражение символы, не зависящие от конкретной культуры, но имеющие глубинные корни в человеческой психике. Погружаясь в классические мифы, сновидец может проследить пути зарождения и развития человечества, -представленные в виде мифов в микрокосме его собственного сознания. Он выделяет следующую структуру «мономифа» (зачастую спонтанно проявляющуюся и в сновидениях).
1. Уход: зов;
игнорирование зова (боязнь покинуть старое); сверхъестественная помощь (старый мудрец или Божья Матерь); преодоление первого порога (первый шаг в неизвестность); невозможность повернуть вспять («чрево кита»).
2. Посвящение: преодоление опасностей; достижение цели («решающий подвиг»),
3. Возвращение: герой (сновидец) возвращается в обычный мир (мир бодрствования), принося с собой нечто, способное изменить не только его жизнь, но и жмзнь окружающих людей.
Дж.. Кемпбелл считает, что каждый, кто ищет истинный смысл в жизни, должен проделать подобное путешествие как на психологическом, так и на духовном уровне1. Мы еще вернемся t этой теме при обсуждении использования сновидений для проработки личных мифов.
В аналитической психологии анализ сновидения начинают с индивидуальных ассоциаций сновидца по поводу образов и символов сновидения (К. Г. Юнг называл их наитиями) либо с исследования символики. При этом синтетический или конструктивный метод финального толкования предполагает не столько анализ в полном смысле этого слова (как разложение символов на составляющие, упрощение или редукцию), сколько расширение поля имен и значений всеми сознательными средствами. Амплификация, обогащение бессознательного материала дают возможность интегрировать его в систему осознаваемых смыслов.
Как мы уже отмечали, анализ сновидений посредством применения к ним различных психоаналитических концептуальных положений о природе и функциях бессознательного в системе психики — дело довольно непростое. Для этого требуется систематическое обращение к работам классиков (что затруднительно), необходимы специальные знания символики и т. п. При этом существуют несколько более простые способы, одним из которых является нетырехфазовый подход к работе со снами.
Первая фаза состоит в продуцировании возможно большего числа ассоциаций по поводу всех образов, встречающихся в сновидении. При этом необходимо записывать ассоциации, непосредственно относящиеся к элементам сновидения, избегая «цепочек», которые уводят прочь от его содержания. Не следует пытаться как-то оценивать ассоциации или производить отбор. Важны как личные, так и архетипические коннотации — сходство ситуаций или действующих лиц сна с сюжетами или героями сказок, мифов, художественных произведений и т. п. После того, как основные ассоциации записаны, нужно перебрать их все, ожидая интуитивной подсказки о том, какая из
1 Выпускник Сейбрукского института Майкл Пьераччи в своей докторской Диссертации проанализировал мифологические мотивы в историях, рассказанных ему двадцатью бывшими клиентами, некогда проходившими психотерапию. При рассмотрении этих историй Пьераччи применил перечень мифологических тем, сведенных им в таблицу во время работы со сновидениями. Темы Располагались попарно, в виде полярных понятий, например, успех — неудача; -стование — лишение; созидание — разрушение; завершенность — отрывоч-ioctl; убежденность — цинизм; обретение силы — обессиливание; согласие — «Суждение; мудрость — невежество; близость — разделенность; поиски при- ™Иочений — пассивность; верность — предательство; смерть — воскрешение, одиннадцати из двадцати рассказанных ему историй Пьераччи обнаружил '!QQmIOIlCKa пРиключений, иными слонами — «странствие героини или героя»
них является правильной, наиболее подходящей1. Такая ассоциация рано или поздно найдется, «щелкнет», и именно от нее необходимо отталкиваться в раскрытии смысла сновидения.
Вторая фаза состоит в соотнесении образов и действий сна с динамикой внутренней психической жизни сновидца, с его осознаваемыми и бессознательными мыслями, установками, интенциями. Наиболее важным является установление связей образов сновидения с архетипами структуры личности (Тенью, Персоной, Анимой, Анимусом), а его сюжета и замысла в целом — с вариантом процесса индивидуации, свойственным сновидцу.
В третьей фазе проводится собственно толкование, завершающее работу на двух первых стадиях. Сновидение предстает как целостная картина, связное послание, несущее вполне определенную и важную для сновидца информацию.
И, наконец, четвертой фазой является ритуал. Он предполагает совершение физических действий, символически выражающих то, к чему призывает сновидение. Ритуалы могут быть самыми разными, важно лишь, чтобы они совершились и тем самым знаменовали завершение работы над сном. Реальные действия помогут лучше интегрировать бессознательное послание сна в систему сознательной активности индивида.
Если психоанализ различает две категории сна, то есть явное и скрытое содержание сновидения по 3. Фрейду или значение сновидения на объективном и субъективном уровнях но К. Г. Юнгу, то в психодраме принимается во внимание третья категория — экзистенциальное содержание сновидения, или содержание действия по Я. Л. Морено. В нем скрытое и явное содержания сновидения совпадают. При психодраматической переработке сновидения оно не истолковывается на уровне рационального, а проясняется в процессе игры благодаря мореновскому синтезу действия и речи, пред сознательного и бессознательного в близком ко сну, но все же сознательном психическом состоянии пациента, все толкования исходят от самого протагониста, но к ним он подводится не через размышления, а непосредственно путем спонтанного действия и эмоционального переживания образов сновидения.