во-первых, от того, в каком направлении произошел сдвиг (при перемещениях в западном направлении биологические часы отстают по отношению к 24-часовому суточному циклу, и для того, чтобы приспособиться к распорядку дня в новом месте, нужна фазовая задержка, а при перемещениях в восточном направлении — фазовое ускорение); во-вторых, от индивидуальных адаптивных особенностей.
С гораздо более серьезными проблемами сталкиваются те, чья работа требует частой смены биоритмов. Шествие прогресса по планете привело к тому, что все больше предприятий и организаций функционируют 24 часа в сутки (например, вокзалы, больницы, заводы, магазины и пр.)- Поскольку большинство людей не любят постоянно трудиться в вечернюю или ночную смену, их график организован таким образом, что они работают одну неделю вечером, одну — ночью, одну — днем, а затем опять вечером. Естественно, это приводит к сдвигам в режиме сна, подобным «полетной дезадаптации», что сказывается на их работоспособности и может даже служить причиной происшествий1.
Однако фазовый сдвиг ритмов может служить и эффективным методом терапии. Существует категория людей, которые обычно крепко спят в течение полных восьми часов и просыпаются вполне отдохнувшими, если только период их сна не разрушается жестким распорядком дня (например, необходимостью каждый день начинать рабочий день ровно в семь часов утра). Так как в силу разных причин они не могут ложиться спать в более раннее время и пытаются приспособиться к общепринятому режиму, такие люди постоянно страдают от недосыпания и усталости. Исходя из-этого, Чарльз Цейслер предложил следующую схему лечения: если человек не в состоянии передвинуть время отхода ко сну на более ранний час, то, может быть, ему следует ложиться сдать все позже и позже, постепенно перенося это время на утренние, потом на дневные часы и в конце концов лечь спать в нормальное время. Цейслер предписывал своим пациентам в течение недели каждый раз ложиться спать на три часа позже, чем накануне, пока время отхода ко сну не совпадет с желаемым. После этого пациенты должны были строго-настрого следовать новому распорядку дня, чтобы закрепить новую установку биологических часов.
|
Известно также, что когда исследователи изучили цикличность сна у людей, страдающих эндогенной депрессией (цикличного, кстати, заболевания), то они обнаружили существенные отклонения в характере электроэнцефалограммы: у многих больных
БДГ-ф#аза наступала гораздо раньше, чем у здоровых людей. Создавалось впечатление, что у больных нарушены нормальные соотношения между «быстрым» сном и остальными фазами, а также ритм «сон —- бодрствование» (отметим, что эти ритмы, по-видимому, контролируются двумя разными ритмоводителями). Располагая этой информацией, Фредерик Гудвин и Томас. Уэр с коллегами решили посмотреть, смогут ли они восстановить нормальную синхронность этих ритмов и приведет ли это к снятию депрессивного состояния. Они стали укладывать пациентов спать на шесть часов раньше обычного, чтобы добиться соответствующего согласования их циклов. Дня ряда больных этот способ оказался эффективным: примерно через две недели после того, как установилось более раннее время отхода ко сну, признаки депрессии исчезли. Но всего лишь временно — фазы ритмов вскоре вновь разошлись, и депрессия вернулась.
|
Кроме того, люди, жалующиеся на избыточную потребность во сне (гиперсомнию), могут страдать нарколепсией (от греч. narko-sis — оцепенение, lepsus — приступ) — нарушением бодрствования, которое характеризуется дневными приступами непреодолимого сна. Основной симптом — неудержимое засыпание, возникающее несколько раз в день. После короткого сна человек просыпается, чувствуя себя свежим и бодрым. Приступы сна могут сопровождаться (хотя и не обязательно) и другими симптомами: внезапной мышечной слабостью — каталепсией (в типичном случае такая слабость возникает при сильных эмоциональных переживаниях, таких, как гнев, плач, хохот)1, «сонным параличом», когда человек не может двигаться независимо от того, находится ли он в начале приступа или на выходе из него (от внешнего прикосновения этот симптом может исчезнуть), сноподобными переживаниями, которые иногда также сочетаются с тревожными ощущениями.
Нарколептические приступы могут возникать в самые неподходящие моменты (например, во время еды или полового акта), что приводит к понятным трудностям во взаимоотношениях с другими людьми, особенно когда это воспринимается не как болезнь, а как порок.
Это достаточно редкое заболевание может быть самостоятельным (эссенциальная нарколепсия), а может наблюдаться При органических заболеваниях головного мозга различной этиологии (менингоэниефалитах, опухолях, сифилисе) с локализацией в диэнцефальной области.
В других случаях проблемы со сном связаны с имеющимися у людей представлениями о том, что они «должны» спать опредс-
|
1 Доказано, что большая часть несчастных случаев и техногенных аварий, произошедших в последние годы, была тем или иным образом связана с на-пушением пшжалных шггмов.
1 У здоровых людей тоже иногда возникают ощущения «слабости в коленях», «подкашивающихся ног» со- испуга или дурных новостей. Похоже, что эта нормальная реакция патологически усилена у нарколептиков.
лепное время и если не будут спать достаточно, то на следующий день им грозят неприятности... они будут чувствовать себя усталыми, неспособными думать и т. п. Источником таких представлений бывают тревожные родители, которые стремились приспособить ребенка к своему собственному распорядку дня, дабы избежать нарушения своего собственного сна.
Между тем каждому возрасту и каждому биологическому типу свойственна разная продолжительность сна. В первые несколько дней после рождения младенец проводит во сне две трети времени. Сон распределен почти равномерно в течение суток: он просыпается с интервалами 2—6 часов, сосет молоко и вновь засыпает. К счастью, этот период, когда родителям приходится ночью то и дело вскакивать на крик ребенка, длится не слишком долго. Трехмесячный ребенок уже может бодрствовать в одиночестве; в возрасте шести месяцев он еще спит около 12 часов в сутки, но уже может бодрствовать несколько часов подряд.
Длительность дневного сна снижается в первые годы жизни ребенка. Большинство дошкольников еще спят днем, но с наступлением школьного возраста они уже бодрствуют целый день — так называемый полифазический (многоразовый) характер сна новорожденного сменяется монофазическим (одноразовым) сном взрослого1.
1 Однако необходимо отмстить, что монофазический характер сна:ie является биологической закономерностью, а представляет собой следствие культурных традиций. Например, в Северной и ЦЪггральной Европе и Северной Америке люди обычно работают-днем и спать после обеда не принято, в то время как в странах Средиземноморья, в Центральной и Южной Америке существует обычай — сиеста, который позволяет жителям проводить во сне жаркий период суток. После этого отдыха они вновь возвращаются к работе в более прохладные вечерние и ночные часы. Таким образом, климатические условия заставляют взрослых сохранять бифазический (двухфазовый) характер сна, как у дошкольников.
Кроме того, как показали в остроумной серии экспериментов Скотт Кэмп- беля и Юрген Цулли, если поместить здоровых людей на несколько суток в такие же условия, в каких находятся подопытные животные (небольшая пло-шадь, полная изоляция, вдоволь пиши и воды, но еда всегда одна и та же, никаких посторонних стимулов, двигательная депривация т. п.), то у человека постепенно восстанавливается «естественный» характер сна: монофазический сон сменяется полифазическим; качественные различия между сном в первую и вторую половину ночи стираются; сон становится более дробным, после каждого цикла возникает более-менее длительное пробуждение; общее время с] m возрастает до десяти часов в сутки и более. Авторы делают вывод — хорошо изученный сон взрослого человека далек от естественного и находится под жестким давлением цивилизации, требующей от человека поддерживать высокий уровень бодрствования большую часть суток для выполнения своих профессиональных и социальных обязанностей. Иными словами, каждые сутки из жизни взрослого человека представляют собой шестнадцатичасовую депри-вацпю сна, за которой следуют восемь часов его «отдачи» (А. Борбелп, \%9)-
Пожилые же люди стараются чаще поспать днем. Инге Штраух опросила людей в возрасте от 65 до S3 лет и нашла, что 60 процентов из них часто (или даже ежедневно) спят днем, соответственно меньше уделяя времени сну ночью. До сих пор неясно, уменьшается ли у пожилых общее время сна, однако можно говорить, что такой полифазический сон несколько напоминает сон младенцев.
Кроме того, у престарелых возникают трудности с засыпанием, они беспокойно спят и слишком рано просыпаются, чувствуя себя отдохнувшими. Однако это не означает, что они довольны своим сном, наоборот, жалобы на плохой сон резко возрастают в пожилом возрасте, что находит свое отражение в высоком уровне потребления снотворных средств людьми этой группы. Скорее это можно рассматривать как нормальный элемент процесса старения или как результат заболевания и соответствующих патологических изменений в организме.
«Кто рано встает — тому Бог дает», — гласит пословица. Рано ложиться и рано вставать, чтобы с утра приняться за работу, всегда считалось признаком правильного образа жизни, поэтому по отношению к молодежи подобное правило рассматривалось не только как нравственное, но и как здоровое. Так, основатель немецкой школы в начале века, профессор Теодор Штекманн, веря, что сон до полуночи обладает вдвое большей восстановительной силой, чем сон, возникший после этого магического часа, утверждал, что можно довольствоваться всего лишь четырьмя-пятью часами ночного сна, если ложиться в семь часов вечера. Последователь Штекманна Георг Альфред Тьенес писал: «Утро — наилучшее и самое удобное время для работы, потому что мы чувствуем себя как бы обновленными, гибкими и энергичными, более чувствительными к внешним стимулам; короче говоря, мы как бы молодеем с утра».
Но возможно, что вы принадлежите как раз к той категории людей, которые вовсе не рвутся петь дифирамбы по поводу раннего пробуждения. Тогда, вероятно, вы относитесь к тем, кто с трудом поднимается утром, преимущественно не в хорошем настроении, кого часто обвиняют в том, что он «встал не с той ноги». После подъема вы остаетесь в полусонном состоянии, у вас нет аппетита и поэтому на завтрак вы едите очень Мало (или вовсе не завтракаете). Все утро вы чувствуете себя «не в своей тарелке», разговариваете с окружающими раздраженным тоном, но около полудня ваше физическое состояние и настроение начинают постепенно улучшаться и вы ощущаете Прилив сил и бодрости, проявляя наивысшую работоспособность вечером и сохраняя активность допоздна.
Специалисты по сну называют такой тип людей «вечерним» ^Условно — «совами»). Он резко отличается от «утреннего» типа
(«жаворонка»), который соответствует доктринам Штекманна и Тьенеса. Люди «утреннего»типа просыпаются сами и встают без груда, чувствуют себя отдохнувшими и свежими, их трудоспособность максимальна в утренние часы. К вечеру запас энергии у них исчезает, нарастает утомление и, если обстоятельства позволяют, они рано ложатся спать1.
Помимо этого, каждый из нас потенциально является коротко- или долгоспящим. Группа финских исследователей обследовала более двух тысяч идентичных близнецов с одинаковым генотипом и четырех тысяч неидентичных близнецов с различным генотипом, доказав, что наследственные факторы статистически значимо влияют на продолжительность сна и даже на его субъективную оценку (однояйцовые близнецы давали одинаковую оценку даже когда они жили далеко друг от друга).
Вместе с тем социо-культурные условия тоже играют важную роль, позволяя нам иметь большее количество сна в определенных обстоятельствах (например, в выходные дни, во время отпуска и т. п.) и очень малое его количество в других ситуациях (например, при выполнении срочной работы или при уходе за больным).
Наконец, не стоит забывать и о погоде, как о факторе, способствующем нарушению сна. Швейцарские исследователи показали, что резкие изменения погоды являются второй по частоте причиной непостоянных расстройств сна. Но как очень низкое, так и очень высокое атмосферное давление вызывает сонливость у людей.
В связи с этим, прежде чем приступить непосредственно к психотерапии проблем, связанных со сном, попробуйте выполнить несколько рекомендаций.
1. Поэкспериментируйте со своим режимом сна, позднее ложитесь, раньше вставайте, уменьшите общее количество часов, которое вы проводите в постели для того, чтобы чувствовать себя достаточно усталым и легко засыпать.
Особо обратите внимание на то, сколько часов сна действительно требуется вашему телу, и забудьте о том, сколько нужно человеку спать в среднем, о том, сколько спит ваш супруг, и о том, что вам говорили по этому поводу родители2.
1 Джим,Хорн и Олоф Этсберг выделили всею пять категорий людей: «явно утренний и вечерний» типы, «умеренно выраженный утренний и вечерний» типы п «нейтральный» тип. Среди той группы населения, которую они изучали, типичный представитель «auifo утреннего» типа ложился спать в среднем нД полтора часа, а вставал — на два часа раньше, чем «явно вечерний».
2 При планировании собственного «ночного расписания» все же не стоит забывать любопытные данные, полученные Дэном Крипке с сотрудниками о взаимосвязи уровня смертности (отношения действительного числа умерших к статистическому ожиданию числа умерших в популяции в целом) и длительностью сна. Уровень смертности оказался минимальным среди тех людей, кто спал семь-восемь часов за ночь и резко возрастал среди тех, кто спат как
2..Если вы просыпаетесь до того, как «должны», не валяйтесь в постели, мучаясь от того, что не спите. Встаньте и сделайте что-нибудь полезное, например выпейте чай, настоянный на целебных успокаивающих травах.
3. Спросите себя: «В чем преимущества того, что я страдаю от бессонницы?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, войдите в легкое особое состояние сознания и попробуйте по очереди от имени каждого члена своей семьи ответить, что они чувствуют в отношении вашей «бессонницы». Возможно, бессонница для вас — это средство поддерживать дома покой, уменьшать активность ваших близких, добиваться внимания и симпатии.
4. Гордитесь! Вы принадлежите к счастливому меньшинству тех представителей рода человеческого, которые не нуждаются в семи-восьми часах сна. Среди них были такие выдающиеся люди, как А. Эйнштейн, Г. Стейниц, Т. Эдиссон.
5. Если вы все-таки чувствуете, что находитесь на самой грани сна, но вам все еще трудно заснуть, проделайте следующее упражнение.. '.
Упражнение «Засыпание»
Сосредоточьтесь на своем дыхании. Проследите, как воздух входит в ваши легкие при вдохе и выходит при выдохе. Обратите внимание, какие части тела двигаются во время дыхания. Теперь при следующем вдохе сосредоточьте внимание на своем лбе. Он напряжен? Или расслаблен? Со следующим вдохом сосредоточьтесь на своих веках. Они неподвижны? Или немного подрагивают? Со следующим вдохом сосредоточьтесь на глазных яблоках, затем на щеках, носе (обратите внимание, какова температура воздуха, который вы вдыхаете через ноздри, чувствуете ли вы легкое колебание волосков в носу при вдохе?), рте (он открыт? сжат? губы влажные? сухие?), языке, зубах, ушах (такой ли они температуры, как остальные части лица? теплее? холоднее?), мускулах шеи, горла и т. п. Заканчивая упражнение, сосредоточьтесь на руках, кистях, туловище, ногах.
Необходимо все же заметить, что достаточно часто расстройства сна служат симптомом начальной стадии невроза, маскированной депрессии или соматического заболевания, когда на общий гнетущий фон накладываются неприятные ощущения в
меньше, так и больше. Но сон как таковой здесь ни при чем: необычно Длинный или необычно короткий сон отражает те или иные неспецифнческие нарушения в организме, которые и являются причиной повышенного уровня смертности (А. М. Вейн. 1989).
тех или иных органах и частях тела. Обычно они усиливаются к середине ночи, происходит нарастание эмоциональной напряженности, возникают явления никталгии (греч. пух — ночь algos — боль) — боли, возникающей в ночное время; головной боли или чрезвычайно тягостных и болезненных ощущениях в нижних конечностях, которые иногда могут трансформироваться в так называемый синдром «беспокойных ног», вынуждающий людей просыпаться через полтора-два часа после засыпания. Поэтому прежде чем приступать к психотерапии таких проблем, необходимо прежде всего четко дифференцировать диагноз.
В связи с этим особый интерес представляет феномен «ночной психики» — комплекс психических явлений, характерных для функционирования психики человека в ночное время (Л. П. Гримак, 1991).
Не случайно простое наступление темноты вызывает у большинства из нас неприятные ощущения и специфические реакции, вплоть до некоторых патологических изменений в психической сфере. Известный французский спелеолог Норберт Кастере в книге «Зов бездны» пишет: »Огромное большинство людей испытывает интенсивный страх перед темнотой, поэтому легко объяснить немалое их отвращение к пещерам... Боязнь ночи, ужас мрака, по-видимому, столь же древни, как и все человечество. Это атавистическое чувство, вероятно, унаследовано от наших доисторических предков. В те далекие времена в ночную пору человек перед лицом опасности был безоружным, он не мог отражать нападения диких зверей. Ночью малейший шум казался подозрительным, тревожным, угрожающим. Хорошо известно также, что ночью человек куда более мнителен, страхи овладевают им в большей степени, чем днем» (1970). Однако, с другой стороны, лабораторные исследования показали, что темнота помогает заснуть и хорошо спать: поскольку мы дневные существа, наличие света служит стимулятором, который неизбежно ассоциируется с дневным миром.
Кроме того, в особенностях функционирования нашей психики можно заметить две составляющие, связанные с функциональной асимметрией мозга. Одна из них — дневная, «бодрствующая» психика — представляет собой порождение цивилизации и ответственна за левополушарные функции. Другая составляющая- — «ночная психика» — несет в себе следы эволюционного прошлого (правое полушарие более «древнее», чем левое), присутствующего в настоящем биологическом содержании нашего организма, тонко и точно отражающего наши актуальные состояния и потребности, а также глубинные связи с окружающим миром. Поэтому «ночная психика», выражая филогенетически более глубокие связи и механизмы нашей биологии, ярче и острее воспринимает
потенциальные и реальные угрозы организму и в большей степени, чем «дневная», обладает прогностическими свойствами.
Ночные страхи (pavor nocturnus) — вторая по актуальности проблема, с которой обращаются к психотерапевту (особенно эта проблема характерна для детей). Подобные состояния также представляют рудименты проявлений инстинкта самосохранения у первобытных людей: ночь всегда была связана с большим числом опасностей, чем день, и для ночных опасений было больше реальных оснований, чем у современного человека. В ночные часы само существование природы становится ближе к человеку, поэтому его переживания отличаются какой-то глубиной и остротой. К тому же ночь оставляет человека наедине с самим собой и волей-неволей усиливает чувство одиночества1.
Такое положение создает достаточно много проблем людям, страдающим неврозами и психосоматическими заболеваниями.
Так, например, может возникнуть не столько сама бессонница, сколько страх перед ней — тревожное ожидание с закрытыми глазами и «вибрирующими нервами» из-за своеобразного конфликта между желанием (часто носящим характер навязчивости) заснуть и подспудным убеждением, что заснуть все равно не удастся. Некоторые же люди, наоборот, не могут заснуть в связи со страхом «заснуть беспробудно» (недаром практически в фольклоре всех народов мира сон считается «малой смертью»). В таких случаях они насильственно заставляют себя не спать — ходят, читают по ночам, принимают определенную, заведомо неудобную позу, чтобы не спать крепко и не пропустить того приступа ухудшения состояния, который уже не даст возможности проснуться2.
Коснемся еще одного порождения «ночной психики» — сомнамбулизма (снохождения — от лат. somnus — сон и ambulo — Бродить). Множество мифов создано вокруг этого состояния, которое, казалось бы, парадоксальным образом сочетает в себе признаки бодрствования и сна. Долгое время считалось, что сомнамбула (или как ее еще называют — лунатик) видит сон и выполняет то, что ему снится, однако проведенные исследования этого не подтвердили. Лабораторные записи показали, что это не так: снохождение возникает на фоне глубокого медленного сна, Когда сновидения редки. Если эпизод снохождения короткий, то глубокий медленный сон сохраняется; если же длинный, то появляются ЭЭГ-признаки бодрствования или дремоты. Выра-
1 В этом отношении особенно тягостны два часа ночи — то, что И. Ефремов называл «часом быка» (час, когда, по понятиям древних, властвуют духи ~wa и смерти). Его окончание монголы Центральной Азии определяли так: «Час быка кончается, когда лошади укладываются перед утром на землю*.
2 В «Скучной истории» А. П. Чехова очень ярко описано типичное поведение такого рода людей.
женность и длительность таких эпизодов значительно варьирует. В самом легком случае человек только садится на кровати, бормочет несколько слов (обычно нечленораздельных) и немедленно засыпает снова. Если эпизод более длительный, то сомнамбула встает, ходит по комнате и может даже одеться, проделывая все с закрытыми глазами и каменным лицом. При этом сомнамбула все видит, гак как обходит мебель и другие препятствия, иногда дает односложные ответы на простые вопросы, зачастую вновь укладывается спать уже совсем в другом месте (например, в ванной) и утром не может понять, как он туда попал.
Снохождение чаще встречается у детей; его даже можно вызвать, если во время глубокого медленного сна осторожно поднять ребенка и поставить на ноги. Если это не вариант бессудорожных пароксизмов при эпилепсии или органических поражениях головного мозга, а проявления невротического состояния, обычно приступы снохождения проходят сами по себе, когда ребенок вырастает.
Существует распространенное заблуждение, что у лунатиков повышенное ощущение опасности. Наоборот, несчастные случаи среди них очень часты и риск получить травму в этом состоянии весьма велик. Зная об этом, люди, за которыми такое водится, принимают меры-предосторожности: ставят возле кровати таз с холодной водой или привязываются веревкой к кровати. К сожалению, даже такие жестокие меры не всегда срабатывают, так как сомнамбула может обойти таз или развязать веревку не просыпаясь (подобное также может проделать почти любой загипнотизированный человек).
В определенном смысле можно сказать, что снохождение противоположно сновидениям, когда мы видим сны, то погружаемся в яркий и насыщенный красками мир, в котором происходят всякие фантастические события, однако в это время, за исключением коротких мышечных подергиваний и быстрых движений глаз, никаких движений быть не может, так как тонус мыши полностью исчезает. Сомнамбула же, наоборот, передвигается, как в бодрствовании, но при этом находится в особом состоянии сознания без сновидений, которое вообще не фиксируется в его памяти. Существование этих двух крайних явлений — снохождения и сновидений — показывает, что сон — это не одно особое состояние сознания, а, скорее, целый набор состояний, среди которых есть и глубокое погружение во внутренний мир, и демонстрация как бы в бодрствовании внешней активности.
Знакомство с историей духовной культуры человечества позволяет заметить, что не существует ни одной религиозной конфессии, ни одной целостной философской или психологической системы, ни одного вида искусства, которые бы в той или иной степени, форме не касались загадочного и многогран-
нрго мира таких особых состояний сознания, как сновидения, в его бесконечно разнообразных значениях, вариантах, смыслах, истолкованиях. Однако работ, рассматривающих сновидения с точки зрения современного научного медицинского и психологического знания, и поныне сравнительно немного. Современные психологические и медицинские словари до сих пор определяют сновидение либо как спонтанный, неуправляемый, субъективно переживаемый поток представлений, «преимущественно зрительной модальности» (Психология: Словарь, 1990), либо как «поток галлюцинаторных переживаний с определенной степенью связности, но большей частью запутанный и причудливый, совершающийся в состоянии физиологического сна или в сходных условиях». Даже психоаналитический словарь определяет сновидение как психическую активность во время сна, «серию картин и событий, представляющихся во время сна. Психоанализ полагает, что сновидения имеют психологический смысл, постичь который можно с помощью интерпретации» (Ч. Райкрофт, 1995).
Что же касается, в частности, украинского культурного ареала, то богатейший материал, так или иначе связанный со сновидениями, с позиций медицинской психологии, психодинамической психотерапии, психосоматической медицины до сих пор остается здесь почти неизученным. Как отмечают многие авторы, одной из причин такого положения являлись доминировавшие в предшествующие десятилетия всевозможные идеологические табу на творческое вольномыслие, равно как и отсутствие самого понятийного — научного, клинического и др. — аппарата, связанного со сновидческой феноменологией (В. Зеленский, 1997). Между тем достаточно давно выяснено, что люди сохраняют психическое здоровье в немалой степени из-за увеличения функциональной нагрузки системы «сон — сновидения» (В. С. Ротенберг, Б. М. Аршавский, 1984). При этом предполагается, что «качество» сновидений отражает их функциональную полноценность, благодаря которой лица с высокой сензитивностью остаются психологически адаптированными1. В связи с этим мы хотим подробнее остановиться на теоретических аспектах места, механизмов и функций сновидений, так как они во многом позволяют лучше понять не только онейрическую деятельность в частности, но и особые состояния сознания вообще.
1 В советской психиатрии систематическое научное изучение сновидений длительное время не предпринималось. Важный вклад в эту проблему внес В. Н. Касаткин (1967, 1983), представивший описание феноменологии сновидений, в частности при различных нервно-психических нарушениях. В работах М- И. Рыбальского (1983, 1989) приводится психопатологический анализ сновидений у психически больных.
Ханс Дикманн (1988) выделил три фундаментальных подхода к изучению сновидений.
Согласно первому, распространенному среди первобытных культур, сон оказывается представленным частью внешней реаль-' ности1. Здесь нет ясного различия между бессознательной фанта-■ зией и реальностью. В этих случаях человек становится ответственным не только за то, что он делает в собственных снах, но и за поступки, совершенные им в снах других людей (X. Дикманн, в частности, ссылается на знаменитые труды Леви-Бргаля).
Второй подход заключается в том, что сам сон является сообщением, посланным от богов, и служит прежде всего предсказанием, оракулом, то есть обладает гадательными свойствами. Подобная точка зрения преобладала в античности и была постепенно оставлена лишь в эпоху Ренессанса, в период появления естественных наук. Здесь центральной является идея о том, что сновидения представляют зашифрованное сообщение, требующее своей расшифровки. На этой основе появились многочисленные толкователи сновидений, составлявшие, в свою очередь, разнообразные лексиконы сновидений и своеобразные «сонники» на базе коллективной символической интерпретации. Наиболее известной книгой этого периода является «Онирокритика» Артемидора Эфесского.
Третий подход — современный. Здесь на первый план в познании сновидений выходит индивидуальный аспект. Каждый сон и каждый мотив сновидения или его символ связываются с индивидуальной памятью, жизнью, семейной историей. В этом отношении сознательная ситуация практически не зависит от коллективных черт (которые тем не менее тоже должны приниматься во внимание). В данном случае один и тот же мотив сновидения может иметь совершенно иное значение для одного человека, чем для другого. В этом варианте толкования сновидений разброс возможных значений зависит от специфики психодинамики личностного мира, эмпирического опыта сновидца, слишком огромного и безграничного, чтобы так или иначе загнать его в прокрустово ложе какого-либо сонника или подобия «словаря».
В своей известной книге «Толкование сновидений» (1900) 3, Фрейд впервые изложил целостную научную теорию возникновения сновидений, их биологическую, психологическую и социальную сущность. Он раскрыл адаптивный смысл биологической функции сна для человека как способа восстановления психического равновесия через катарсическое действие сновидений, способствующих разрядке нереализованных и аффективно заряженных желаний, заменяющих действие. Психо-
' То же самое подозревается и у маленьких детей.
анализ, в отличие от искусства толкования сновидений в древности, не сосредоточивается на предвидении будущего, а стремится раскрыть прошлое с целью более глубокого понимания проблем человека в настоящем.