Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.




ПФР – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. Обеспечивает своевременную выплату пенсии гражданам России в соответствии с их пенсионными правами. ПФР был образован 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР для гос управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием ПФР появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для фонда стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. В его структуре 7 управлений в федеральных округах, 81 отделение в субъектах, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений в регионах. Деятельностью Фонда руководит Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция.

В 90-х гг. существовала распределительная система, зависящая от количества работающих людец на одного пенсионера (мин 10:1). С 2002 в РФ действует смешанная система: распределительно-накопительная. Новая пенсионная модель в большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. предложена новая схема индексации пенсий – на основе прогноза темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. Все это должно вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Принципы пенсионного обеспечения – всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности.

Функции: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию (ОПС); назначение и выплата пенсий (трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по гос пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, соц пенсии, пенсии госслужащих.; назначение и реализация соц выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ и т.д.; персонифицированный учет участников системы ОПС; взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов; выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через гос управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; реализацию программы гос софинансирования пенсии. В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из 3 частей: БЧ – базовой (размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), СЧ – страховой (зависит от результатов труда конкретного человека) и НЧ – накопительной (образуется только у граждан 1967 г. рождения и моложе). Право на трудовую пенсию по старости имеют: мужчины в 60 лет и женщины в 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет, отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение пенсии. СЧ и НЧ формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Для лиц 1966 г. рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на СЧ. Информация об уплаченных страховых взносах отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. Страховые взносы на финансирование НЧ в соответствии с желанием застрахованных направляются в соответствующие управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

В бюджет ПФР подлежат следующие доходы:

• налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60%;

• неналоговые доходы:

o страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

o страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

o недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

o доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

o штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

• безвозмездные поступления:

o межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

o безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

o прочие поступления.

Доходы в 2011 5137 млрд. р, 45% - страх взносы, 48% - трансферты от других бюджетов. Предполагается рост доходов 2012 – 5654, 2013 – 6245.

Объем расходов на пенсионное обеспечение и иные направления расходования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в соответствии с нормами пенсионного законодательства, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации.

Расходование средств Пенсионного фонда РФ имеет целевое назначение. Эти средства направляются на финансирование:

• общегосударственных вопросов деятельности Фонда, включая международные отношения и международное сотрудничество;

• образования, включая переподготовку кадров и повышение квалификации;

• социальной политики, включая пенсионное обеспечение

• межбюджетных трансфертов.

Расходы в 2011 - 4822 млрд.р., 70%- выплата страх части пенсии. Планируется дальнейшее увеличение расходов 2012 – 5301, 2013 – 5843.

29. Программно-целевые методы планирования. Мировой опыт.

Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Программно-целевые методы планирования начали развиваться в рамках методики бюджетирования, ориентированного на результат, целью которой является увязка бюджетных ресурсов с конкретными социально-экономическими результатами.

Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий.

В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются долгосрочные и ведомственные целевые программы. В рамках ДЦП выделяют федеральные, региональные и местные целевые программы.

Разработка целевых программ начинается с определения проблемы, которую необходимо решить программно-целевым методом. Данная проблема должна обязательно соответствовать приоритетам социально-экономического развития. Далее определяется необходимость в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий, сроки и этапы реализации программы, основные исполнители программы, а также разрабатывается система целевых показателей и индикаторов, на основе которых осуществляется оценка и контроль за ходом выполнения программы и достижением ожидаемых результатов.

Основными преимуществами программно-целевого планирования являются:

1) Взаимосвязь бюджетных ресурсов и конечных результатов, на достижение которых были затрачены эти ресурсы;

2) Решение приоритетных социально – экономических задач;

3) Возможность оценить эффективность и результативность расходования бюджетных средств;

4) Возможность отказаться от реализации наименее эффективных программ или мероприятий при сохранении или увеличении объемов финансирования наиболее эффективных из них.

Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусмотрено развитие программно-целевых принципов деятельности органов исполнительной власти, в том числе переход к формированию бюджетов в разрезе государственных программ, включающих в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (подпрограммы). В связи с этим возникает необходимость анализа международного опыта программно-целевого бюджетирования.

Впервые о законодательном закреплении этих понятий было объявлено в США в 1965 г. Особенность программного бюджетирования в США заключается в том, что программный бюджет не утверждается законом о бюджете. В ежегодно принимаемых 13 актах об ассигнованиях утверждаются объемы бюджетных обязательств, которые могут принимать на себя ведомства в течение определенного периода времени, а таком документе, как «Аналитические перспективы» содержится анализ бюджетных доходов и расходов и таблицы с их распределением по программам различных ведомств. Бюджет США формируется по 19 функциям (образование, транспорт и др.), которые делятся на категории, в рамках которых определяются направления расходов, которые в свою очередь делятся на программы. Одно ведомство может иметь одну программу.

Программный бюджет США планируется на 10-летний период. Каждое агентство составляет бюджет, ориентированный на результат, в котором цели увязаны с расходами на их достижение. Программный бюджет Великобритании применяется в рамках ведомственной структуры. Причём к программным расходам не относятся административные расходы. В бюджете программами называются статьи расходов, формируемые в рамках бюджетных ведомств, по которым осуществляется голосование в Парламенте по вопросу выделения ассигнований, распределение которых осуществляется в соответствии с целями государственной политики.

Программное планирование осуществляется в рамках трёхлетнего планирования. В бюджете уровень 1 установлен как название департамента (ведомства) и одновременно отражает направление расходования бюджетных средств. В рамках направлений могут содержаться заявки, которые выполняются также другими департаментами на основе соглашений. 3 уровень – программы. 4 уровень - экономические элементы (текущие расходы).

В Великобритании применяется наиболее продвинутая система показателей результатов деятельности департаментов. Первоначально (конец 1990-х) она формировалась из 600 показателей, отражающих не конечные результаты, а текущую деятельность департаментов. Сегодня система показателей состоит из 134 индикаторов, которые в основном отражают конечные результаты.

Программный бюджет Австралии применяется в портфельной структуре, представляющую собой укрупненную ведомственную структуру. 1 уровень бюджета – портфель (соответствует разделу классификации расходов бюджета в РФ), 2 уровень – департамент (агентство); 3 уровень – конечный результат и цель (ассигнования распределяются с учетом достижения конечных результатов), определяемые по каждому департаменту; 4 уровень – ресурсы органа власти и администрируемые ресурсы.

Планирование бюджета осуществляется по портфелям на 4 года. Голосование в парламенте проводится также по портфелям, поэтому в рамках утвержденных ассигнований ведомство имеет право распоряжаться предоставленными средствами самостоятельно.

Во Франции бюджет планируется на 3 года. Его структура состоит из миссий – основных направлений политики государства, программ и мероприятий. Миссия охватывает ряд программ. которые реализуют задачи конкретного направления политики. В реализации одной миссии могут участвовать несколько министерств.

Программа во Франции – это комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Применяется принцип: одна программа – одно министерство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: