Игра «Подбери оружие и одежду для воина»




Из разложенных на столе бумажных предметов нужно вы­брать одежду и оружие, которое принадлежат как былинному ге­рою-богатырю, так и современному солдату.

Воспитатель. Ребята, чтобы дети, обратившиеся к нам за помощью, смогли правильно изготовить костюмы русских богатырей и интересно о них рассказать, предлагаю вам раскра­сить картинки с изображением богатырей и подарить их нашим друзьям.

Дети раскрашивают картинки-раскраски с контурным изображе­нием воинов разных времен и затем объединяют их всех в один коллаж под названием «Богатырское войско». Воспитатель предлагает детям придумать собственную легенду о том, кто и зачем собрал этих воинов вместе (если учесть различную «исполнительскую» технику, все воины будут смотреться совершенно разными), куда они направляются и что будет с ними дальше.

Ребята, что еще мы можем выслать нашим друзьям, обратив­шимся к нам за помощью?

Дети. Иллюстрации, книги о богатырях, наши рисунки, рас­сказы, игры.

Воспитатель. Как вы думаете, это поможет им подго­товиться к участию в детском параде костюмов защитников Отечества? (Выслушивает утвердительные ответы детей.) Я тоже думаю, что поможет, потому что в своих рисунках вы правильно нарисовали основные детали костюма и оружие русских богатырей, а ваши рассказы и подобранные нами книги помогут им сочинить свои «легенды» о тех образах, которые они будут представлять.


Раздел «Человек в культуре»

Раздел «Человек в культуре»

I БЛОК «РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» Занятие 26. «Устройство и украшение жилища»

Цель: становление основ уважительного, бережного отноше-шя к культуре русского народа. Задачи:

— систематизировать знания детей о назначении избы, ее
убранстве, особенностях материалов, используемых в
строительстве жилища, предметах быта;

— воспитывать интерес к жилищу русского человека, его
убранству;

— формировать навыки практического применения полу­
ченной информации в игровой, изобразительной, речевой
деятельности.

Оборудование: Домовенок Кузя (игрушка из соленого теста); альбом иллюстраций «Жилища»; макет избы; пластилин; глина; краски; круги из плотной бумаги (блюда), плетеные коврики из цветной бумаги; иллюстрации внутреннего убранства избы.

Воспитатель. Сегодня я шла по дороге и слышу — кто-то плачет. Оказалось, что это Домовенок Кузя дом свой потерял. Он ходил в гости к Нафане и заблудился.

Воспитатель показывает детям Домовенка Кузю. '

Ребята, давайте покажем ему альбом с изображением различ­ных жилищ, может быть, он там свой дом найдет.

Воспитатель показывает изображение шалаша.

Кузя, это твой дом?

Домовенок Кузя. Нет.

Воспитатель. Ребята, а что это? Удобно ли жить в шалаше?

Дети. Печки нет, дверей и окон тоже нет, темно, холодно, неуютно, спать неудобно, мало места, не годится такой дом для Жилья.

Воспитатель. Показывает многоэтажный дом. Вот какой Красивый и большой дом. Кузя, ты в этом доме живешь?


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Домовенок Кузя. Нет, мой другой был.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в этом доме удобно жить? Какой он, как называется?

Дети. Это многоэтажный дом, построен из кирпича, он свет­лый, теплый, в нем много окон и дверей, в нем живет много народа, там весело.

Домовенок Кузя. Не хочу много народа, мой дом был дере­вянный, с трубой, в нем печка была, я люблю спать на печке.

Воспитатель. Показывает избу. Кузя, может, этот дом? Он деревянный.

Домовенок Кузя. Вот мой дом! И труба на крыше, и крыль­цо! Вот моя изба!

Воспитатель. А ведь у нас с вами есть такая изба, давайте покажем ее Кузе.

Воспитатель вносит макет избы.

Домовенок Кузя. Это моя изба. И крылечко то самое широ­кое, на нем отдыхать можно, когда на улице тепло. А дверь в избу низкая, чтобы те, кто входит в избу, поклонились хозяевам, а то и шишку можно на лбу набить. Порог, наоборот, высокий, чтобы меньше тепла выдувало. Я люблю жить в моем доме!

Воспитатель. Ребята, в русской избе была одна комната. А что же занимало почти половину избы?

Дети. Печь.

Воспитатель. А из чего делали печи?

Дети. Сначала печи делали из глины, а затем из кирпича. Со­единяли кирпичи глиной.

Воспитатель. Чем топили печь?

Дети. Дровами.

Воспитатель. Правильно, ребята, топили печь дровами. Самыми лучшими считались березовые поленья, потому что они хорошо горят и дают много тепла, в отличие от сосновых и еловых. Дым от прогоревших поленьев вытягивался в специальное окошко с задвижкой и уходил в дымник, а оттуда через трубу — на улицу-В какой посуде готовили еду в печи?

Дети. В посуде, которую делали из глины и металла.

Воспитатель. Правильно, еду в печи готовили в специ­альной посуде, которая не портилась при нагревании. Делали ее из обожженной глины, чугуна и различных металлов. Раньше


Раздел «Человек в культуре»

говорили: «Когда в печи жарко, тогда и варко». А кто стихи про печь знает?

Ребенок

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Подлечи и спаси, в дом богатство принеси.

Домовенок Кузя. Спасибо вам, ребята, за такие хорошие стихи про печь. Печь в доме — мое любимое место, там можно погреться, поспать.

Воспитатель. А еще где спали в избе?

Дети. На больших лавках, на полатях.

Воспитатель. Ребята, а что такое полати?

Дети. Это доски под потолком.

Воспитатель. Под потолком в избе делали полати — деревян­ный настил. Полати были широкими и удобными, на них любили спать ребятишки. Но маленькие дети могли упасть с них. Где же они спали?

Дети. В колыбельке.

Воспитатель. Правильно, ребята, в избе обязательно была колыбель (зыбка, люлька), где спали маленькие дети.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением колыбели.

Устройство колыбели было простым и удобным: днище, высо­кие стенки, веревки для крепления на крюк в потолке. Материал, из которого делали колыбель, был легким, пропускающим воз-Дух (прутья деревьев, струганные доски). Чтобы ребенка можно было убаюкивать, к ней привязывали веревку для укачивания. Ребята, а как назывался левый от печки угол?

Дети. Красным.

Воспитатель. Почему его так называли?

Дети. Красный означает красивый. Здесь принимали гостей, отмечали праздники.

Воспитатель. Правильно, ребята. Красный угол предназна­чался для встречи гостей, сбора родственников во время празд­ников, обедов. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — простые длинные скамейки, так как стульев


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

и табуреток тогда еще не было. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Какие вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве?

Дети. «Что есть в печи — все на стол мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Умей в гости звать, умей и угощать».

Воспитатель. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встре­чай не с лестью, а с честью».

Домовенок Кузя. Я люблю, когда приходят гости! С ними весело, можно поиграть! Ребята, давайте поиграем в старинную русскую игру «Передай скалку».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: