Русская народная игра «Горшки»




Дети делятся на две команды, одна — «горшки», другая — «хо­зяева». «Горшки» садятся на землю в кружок. «Хозяева» становят­ся за «горшками». Один из игроков — водящий — изображает «покупателя». Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: «Почем горшок?» «Хозяин» отвечает: «По денежке». «Покупа­тель»: «А он не с трещиной?» «Продавец»: «Попробуй!»

«Покупатель» легко ударяет пальцем по «горшку», говорит: «Крепкий. Давай сговор!» «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чигари, чигари, собирайтесь гончары по кусту, по насту, по лебедю гораздо! Вон!» Со словом «Вон!» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горш­ков». Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот — «хо­зяин», а опоздавший становится водящим.

Воспитатель. Ребята, о чем рассказала нам эта игра? Дети. Русские люди продавали на ярмарке предметы, которые они изготавливали.

Воспитатель обращает внимание детей на топоры, ножи, подковы для лошади, которые находятся в мини-музее группы.

Воспитатель. Ребята, о каком ремесле могут рассказать эти предметы?

Дети. О кузнечном ремесле.

Воспитатель предлагает детям послушать песню о труде кузнецов. Звучит аудиозапись русской песни «Во кузнице».

Воспитатель. Ребята, о ком русские люди придумали эту за­гадку: «Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник?*


 

.

Раздел «Человек в культуре»

Дети. О лошади.

Воспитатель. Почему в этой загадке лошадь сравнивается с лучшим работником?

Дети. С ее помощью пахали землю, перевозили дрова, сено.

Воспитатель. Правильно, ребята, в давние времена, когда не было машин, грузы перевозили на лошадях. С их помощью также пахали землю. Лошадь была необходима каждому человеку, по­этому за ней особенно ухаживали. Как ухаживали за лошадью?

Дети. Кормили овсом, сеном, чистили, купали в реке, расче­сывали хвост, гриву.

Воспитатель. Вспомните народные потешки, в которых рас­сказывается о любви к лошади, об уходе за ней. I.

Дети рассказывают потешки («Я люблю свою лошадку...», «Ходит конь по бережку...» и др.).

Ребята, а для чего подковывали лошадь? Дети. Чтобы у нее не стирались копыта. Воспитатель. Кто этим занимался? Дети. Кузнец.

Воспитатель. При помощи чего кузнец делал подковы для лошадей?

Дети. При помощи печи и мехов.

Воспитатель. Правильно, ребята, чтобы у лошади не стира­лись копыта, их подковывал кузнец при помощи горна (большой печи) и мехов для раздувания угольков. Какие изделия из раска­ленного металла делали в кузнице?

Дети. Ножи, топоры.

Воспитатель. В кузнице не только подковывали лошадей, но и делали разные изделия из раскаленного металла — ножи, топоры. Ребята, какие еще виды труда русских людей вы знаете?

Дети. Плотник, печник, земледелец,мельник, дровосек, скот- шик.

Воспитатель. Вот сколько разных промыслов было на Руси! Все виды труда у людей были связаны: мельник не мог обойтись без земледельца, плотник — без дровосека, скотник — без кузнеца. Поэтому люди жили дружно, помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни, пословицы. Ребята, вспомните Пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Дети. «Дело мастера боится», «У хорошего мастера любое дело славится», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Долог день


 




 

Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

до вечера, коли делать нечего!», «Судят не по словам, а по делам», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Землю красит солнце, а человека — труд!», «Есть терпенье — будет и уменье!», «Ремес­ло — не коромысло, плеч не оттянет», «Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись».

Воспитатель. Молодцы! Вы вспомнили много пословиц и поговорок о труде. А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая еще раз напомнит вам о том, какие были ремесла на Руси.

Игра «Ремесла на Руси»

Ведущий показывает маленькие карточки с изображением орудий труда и называет их. Дети на большую карту с изображе­нием ремесел (кузнечного, гончарного, плотницкого) выклады­вают соответствующие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее закроет большую карту.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы русской тради­ционной одежды, которые находятся в групповом мини-музее.

Воспитатель. Кто шил одежду для русских людей?

Дети. Женщины в семье, мастерицы-рукодельницы.

Воспитатель. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. Ребята, почему изготовлением одежды обычно занимались зимой?

Дети. Зимой не было работы в огороде и в поле.

Воспитатель. Правильно, зимними вечерами, когда кон­чалась работа в поле и в огороде, при свете лучины мастерицы (рукодельницы) пряли пряжу, ткали полотно. Русские люди к одежде относились очень бережно: хранили ее в сундуках, самые красивые, нарядные вещи передавали друг другу (от матери — к дочерям, от отца — к сыну.) О труде мастериц придумано много песен, загадок, пословиц и поговорок, игр. Предлагаю поиграть в одну из них.

Играющие встают в круг, поют и выполняют движения.

Хороводная игра «Кто с нами»

Воспитатель. Кто с нами, кто с нами кудельку прясть? Дети. Мы с вами, мы с вами кудельку прясть. Воспитатель. Кто с нами, кто с нами клубочки мотать?


Раздел «Человек в культуре»

Дети. Мы с вами, мы с вами клубочки мотать.

Воспитатель. Кто с нами, кто с нами рукавички вязать?

Дети. Мы с вами, мы с вами рукавички вязать.

Воспитатель. Молодцы, ребята, сегодня мы с вами многое вспомнили о труде ремесленников и рукоделии русских людей. Сейчас нам нужно выбрать детей, которые будут рассказывать жюри о предметах в нашем групповом музее.

Выслушивает предложения детей.

А те игры и задания, в которые мы сегодня играли и выпол­няли,, нам пригодятся при проведении праздника, куда мы при­гласим родителей и детей других групп.

Занятие 30. «Одежда русского человека»

Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной куль­туры.

Задачи:

— систематизировать знания детей о национальной одежде
(мужской и женской, праздничной и будничной), особен­
ностях ее украшения;

— воспитывать чувство восхищения красотой национально­
го костюма;

— активизировать в речи детей слова: одежда повседневная,
праздничная, льняная, хлопковая;

— формировать навыки практического применения полу­
ченной информации в игровой, речевой, изобразительной
деятельности.

Оборудование: бумажные куклы (Марьюшка и Иванушка); силуэтные изображения мужской (рубаха-косоворотка, штаны, пояс, лапти, картуз) и женской (рубаха, сарафан, кокошник, лап-lit) одежды русских людей для кукол; проектор; три слайда с изо­бражением одежды русского человека: на первом слайде изобра­жена мужская и женская одежда, на втором — летняя и зимняя, йа третьем — праздничная и будничная; кусочки различных тка-Ней; репродукции картин художников, на которых изображены Русские люди в праздничных одеждах; диктофон; рисунки-по­ловинки с изображениями предметов женского и мужского рус­ских народных костюмов, которые дети будут дорисовывать по


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

принципу симметрии; аудиопроигрыватель; аудиозапись русских народных мелодий; веревка; цветные карандаши; фломастеры.

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратился молодой татарский художник. Ему нужно нарисовать иллюстрации к рус­ской народной сказке, главными героями которой будут Марьюш­ка и Иванушка. В Республике Татарстан, где живет художник, очень много книг о татарском народном костюме и мало книг, в которых описывается русский народный костюм. Художник даже прислал вам эскизы своих рисунков с изображением предметов русской народной одежды. Но вот беда: он не смог дорисовать их до конца, потому что не уверен в том, что сможет это сделать правильно. По этим рисункам видно, что художник в общих чертах представляет себе наряды Марьюшки и Ивана: знает, что женский костюм состоит из рубахи и сарафана, а мужской — из рубахи и штанов. Но молодой художник не знает, какие еще детали были в их нарядах. И еще очень просил вас рассказать о вышивке, которой украшали свою одежду русские люди, потому что она отличается от вышивки, украшающей татарский народ­ный костюм. Художник не случайно обратился к вам за помощью: он слышал, что вы очень много знаете о том, какой раньше была одежда русских людей. Ребята, вы готовы помочь молодому та­тарскому художнику?

Дети. Да.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы такие отзывчивые. Если художник не будет знать, какой раньше была одежда русских людей, как они ее украшали, он не сможет на­рисовать наряды Марьюшки и Ивана так, чтобы, глядя на них, все сразу поняли: это герои русской народной сказки. Ребята, как можно помочь художнику?

Дети. Можно подобрать картинки, книги, где нарисованы люди в русских народных костюмах; можно записать на дикто­фон наши рассказы о том, как одевались русские люди раньше, подобрать рисунки с изображением пояса Ивана и сарафана Марьюшки.

Воспитатель. Ребята, а чтобы в своих рассказах вы пра­вильно описали русский народный костюм, я предлагаю сегодня поиграть в игры.


Раздел «Человек в культуре»

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель показывает детям через проектор три слайда. На первом слайде изображена мужская и женская одежда русских людей, на втором — летняя и зимняя, на третьем — праздничная и будничная одежда. Воспитатель предлагает детям на каждом слайде найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

Воспитатель. Одежда русского человека была разной: летней и зимней, мужской и женской, праздничной (нарядной, выходной) и будничной (повседневной).

Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил, укрывает все уязвимые места: шею, руки, ноги, закрывая их выше колена. Ребята, как назывались раньше мужские рубахи?

Дети. Косоворотки.

Воспитатель. Почему их так называли?

Дети. Воротник у такой рубахи — сбоку.

Воспитатель. Правильно, у старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. По­этому такую рубаху назвали косовороткой. Ребята, а как русские люди украшали свои рубахи?

Дети. Вышивкой.

Воспитатель. Правильно, ребята, ворот и рукава рубахи украшали вышивкой. Для чего это делали?

Дети. Чтобы рубаха была красивой.

Воспитатель. Верно, вышивка украшает одежду, делает ее более нарядной, праздничной. Но это не единственное и не самое главное ее предназначение. Обратите внимание, вышивка рас­полагается в определенных местах, обычно вдоль выреза, по низу рукавов. Как вы считаете, случайно ли это? Конечно же, нет. Наши предки считали, что через «входы» рубахи, т.е. через подол, горло­вину и низки рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни. И чтобы преградить дорогу всему плохому, по вороту и рукавам вышивали обереги. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что оно означает, по вашему мнению?

Дети высказывают предположения.

Совершенно верно, оберег — то, что оберегает, сторожит. Вот эта красивая вышивка на рубахе и есть оберег, т.е. зашифрован-


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

ное пожелание силы и здоровья. Ребята, как украшали вышивкой повседневные рубахи?

Дети. По краям и по рукавам.

Воспитатель. А как были украшены праздничные рубахи?

Дети. Их украшали красивой вышивкой.

Беседа с детьми сопровождается показом слайдов через проектор с изображением будничных и нарядных мужских и женских рубах, укра­шенных вышивкой.

Воспитатель. Из какой ткани шили эту одежду?

Дети. Изо льна, хлопка.

Воспитатель. Правильно, ребята, русские люди шили рубахи в основном изо льна и хлопка, а одежда, сшитая из такой ткани, хоро­шо защищает от жары летом и от холода зимой. Значит, можно ска­зать, что одежда русского человека помогала ему сохранять здоровье. А теперь давайте поиграем в игру «Подбери материал к рубахе».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: