См. занятие 30, с. 170.
Воспитатель. Благодаря тому, что природа помогала человеку жить, быть здоровым, люди считали ее живой и воспевали ее красоту в песнях, сказках, былинах. В каких сказках сказочные персонажи разговаривают на человеческом языке и помогают людям?
Дети. «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Иван-царевич и Серый волк».
Раздел «Человек в культуре»
Воспитатель. С особой любовью относились наши предки к березе. Почему?
Дети. Они верили, что береза приносит здоровье и добро.
Воспитатель. Верно, они считали ее счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро и высаживали рядом с домом. Любовь к этому дереву люди передали в народных песнях, поговорках. Какие вы знаете стихи о березе?
Дети
Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая. Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые. Под тобой, березонька, Травка шелковая. Близ тебя, березонька, Красны девушки Хоровод водят.
По предложению воспитателя дети заводят хоровод «Во поле береза
стояла».
Воспитатель. С нежностью обращались русские люди к рябинушке кудрявой. Почему почиталась рябина?
Дети. Люди верили, что рябина излечивает от болезней.
Воспитатель. Какие еще деревья почитались русскими людьми?
Дети. Верба, дуб.
Воспитатель. Почему почитался дуб?
Дети. Дуб был самым большим деревом.
Воспитатель. Верно, дуб — символ мощи, силы, твердости. А почему почиталась верба?
Дети. Потому что она раньше всех цвела весной.
Воспитатель. Правильно, ребята, верба — первое цветущее дерево. С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Давайте поиграем в игру «Верба-вербочка», в которую любили играть наши предки.
|
Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию
Русская народная игра «Верба-вербочка»
Дети образуют два круга. В один встает мальчик, в другой — девочка. Дети водят хоровод, напевая.
Верба, верба, вербочка, Вербочка кудрявая, Не расти, верба, во ржи, Расти, верба, на меже. Как во городе царевна Посреди круга стоит, Ее ветер не берет, Канарейка гнездо вьет.
На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками воротца. Дети проходят в них, продолжая припевать.
Канарейка — (имя девочки). Соловейка — (имя мальчика). Люди спросят: «Кто такой?» (Имя девочки) скажет: «Милый мой».
В конце девочка и мальчик танцуют.
Воспитатель. Ребята, флешку с записью ваших рассказов и описание игр, альбом «Природа в жизни русских людей» я отправлю мастерам фабрики игрушек, которые обратились к нам за помощью. Думаю, что ваши интересные рассказы помогут им в изготовлении игр для детей.
Занятие 32. «Русское народное творчество»
Цель: формирование осознанного отношения к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества. Задачи:
— формировать дифференцированные представления о на
родном творчестве, его разновидностях: устное (сказки,
пословицы, поговорки), декоративно-прикладное, музы
кальное;
— воспитывать интерес к произведениям русского народно
го творчества;
— формировать навыки практического применения полу
ченной информации в музыкальной, речевой, игровой де
ятельности.
|
Раздел «Человек в культуре»
Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; диктофон; выставка книг (русские народные сказки); альбом русских народных пословиц с нарисованными к каждой пословице сюжетными картинками, раскрывающими смысл пословиц; настольно-пе-чатная игра «Про кого это сказано?»; картинки с изображением русских народных инструментов (гусли, балалайка, гармонь); иллюстрации с изображением посуды и предметов быта, украшенных по мотивам обвинской, городецкой, жостовской, гжельской, хохломской росписи; ковра-самолета, скатерти-самобранки, сапог-скороходов.
Воспитатель. Ребята, к нам пришло видеописьмо от наших друзей-первоклассников: «Дорогие ребята, мы очень любим участвовать в разных мероприятиях, проводящихся нашей школе. Скоро у нас будет праздник, посвященный русскому народному творчеству. В программу этого праздника включены несколько конкурсов, в которых мы хотим принять участие. Первый конкурс посвящен русским народным сказкам. Каждому участнику этого конкурса нужно в костюме представить своего сказочного персонажа: рассказать о том, как его зовут, какой он, кто его лучшие сказочные друзья, что он делает в сказке. Второй конкурс посвящен русским народным пословицам и поговоркам. Участнику этого конкурса нужно подобрать три пословицы: о труде, о времени года, о поступках, придумать рассказ к каждой пословице, нарисовать картинку, объясняющую ее смысл, а на конкурсе рассказать о ней. Третий конкурс — песенный. Участникам этого конкурса нужно спеть русскую народную песню и рассказать о том, в какое время эту песню пели, и о чем она. Четвертый конкурс посвящен выставке красивых предметов, которые окружали русских людей. Его участникам нужно временно превратиться в мастеров: для выставки, которая пройдет в рамках этого конкурса, слепить посуду из глины и расписать ее по мотивам жостовской, хохломской, гжельской росписи. Можно сделать какой-то другой предмет или нарисовать образцы узоров, которыми они будут украшать свои изделия. Затем каждому «мастеру» нужно будет рассказать о своем предмете.
|
Мы уже решили, кто в каком конкурсе будет принимать участие. Но когда начали готовиться, выяснилось, что мы мало знаем о русском народном творчестве. И вдруг кто-то вспомнил, что
Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию
вам в детском саду много рассказывали о жизни русских людей, и вы много знаете об этом, у вас есть много книг, игр, альбомов. Думаем, что вы поможете нам подготовиться к этим конкурсам». Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям?
Дети. Да.
Воспитатель. Как мы можем им помочь?
Дети. Мы можем рассказать им о русских народных сказках, о пословицах, песнях, о красивых предметах, записать наши рассказы на диктофон, выслать им наши рисунки о сказках, сказочных героях, наш альбом с рисунками к пословицам, фотографии посуды и предметов, которые мы сами лепили и украшали.
Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о русских народных сказках, пословицах, песнях и красивых предметах, которые окружали русских людей. Ребята, что такое сказка?
Дети. Это то, что люди рассказывали друг другу.
Воспитатель. Правильно, ребята. Что же люди рассказывали друг другу? И почему?
Дети. Раньше не было ни книг, ни телевизора, ни радио, поэтому новости рассказывали друг другу. Расскажет бабушка историю своей дочке, а та перескажет ее своей дочке. Так и получались сказки.
Воспитатель. Правильно, ребята, чтобы сохранить свои впечатления и передать отношение к окружающей жизни, люди сочиняли сказки. Есть мудрая пословица «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середке не перебивается». Почему так говорят?
Дети. Сказки нужно очень внимательно слушать, каждая из
них чему-то учит.
Воспитатель. В русских народных сказках переходили друг от друга рассказы о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться, уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом, Родину. В сказках люди отражали и то, о чем они мечтали. О чем мечтали русские люди?
Воспитатель показывает картинки с изображением ковра-самолета, скатерти-самобранки, сапог-скороходов. Дети отвечают.
В сказках отражали и то, чего боялись. Чего боялись русские люди?
Дети. Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.
Раздел «Человек в культуре»
Воспитатель. Что всегда прославлялось в русских народных сказках?
Дети. Добро, помощь старшим, умение трудиться.
Воспитатель. В сказках всегда прославлялись добро, трудолюбие, прилежание, скромность, терпение. Вот об этом написано в стихотворении О. Дриза «Зерно доброты». Послушайте его.
Воспитатель читает стихотворение.
Вспомните сказки, в которых прославлялось добро.
Дети. «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Бычок-черный бочок, белые копытца».
Воспитатель. Вспомните и назовите русские сказки, в которых прославлялись прилежание, умение трудиться.
Дети. «Морозко», «Семь Симеонов», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Два Мороза».
Воспитатель. Что всегда осуждалось в русских народных сказках?
Дети. Лень, жадность, грубость.
Воспитатель.В русских народных сказках осуждались лесть, лень, грубость, глупость, жадность. Вспомните и назовите сказки, в которых осуждалась лень.
Дети. «Морозко», «Золотое веретено», «Два Мороза».
Воспитатель. Понимать людям друг друга помогали не только сказки, но и пословицы, поговорки. О чем в них говорилось?
Дети. О том, как правильно себя вести, как нужно трудиться, учиться чему-то, как относиться к предметам.
Воспитатель. Правильно, ребята, из них человек узнавал о хороших манерах, правилах поведения, ценности различных предметов. Ребятам — будущим участникам конкурса пословиц и поговорок нужно подобрать три русские народные пословицы: о труде, времени года, поступках и нарисовать картинки к каждой из них. Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?
Дети. «Делу — время, потехе — час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Про-пустя лето, да в лес по малину», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи».
Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословиц: «Делу — время, потехе — час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»? Дети. Они учат любить труд, хорошо трудиться.
Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию
Воспитатель. Правильно, ребята, эти пословицы выражают уважение к тем, кто умеет хорошо трудиться. А как вы понимаете смысл пословиц: «Труд человека кормит, а лень портит», «Про-пустя лето, да в лес по малину»?
Дети. В них осуждается лень.
Воспитатель.Да, ребята, в этих поговорках осуждается лень, выражается уважение к труду. А что можно узнать из пословицы «Хочешь есть калачи — не сиди на печи»?
Дети. Чтобы сделать что-то, нужно хорошо потрудиться.
Воспитатель. Правильно, любое дело требует усилий. Ребята, у нас в группе есть альбом пословиц и поговорок о поступках людей с картинками к каждой пословице. Эти картинки вы рисовали вместе с родителями. Сейчас мы с вами поиграем.