Игра «Про кого это сказано?»




Воспитатель произносит пословицы («Птица сильна кры-лами, а человек друзьями», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Когда хочется много знать, не надобно много спать», «Поспешишь — людей насмешишь»), а дети подбирают к ним подходящую по смыслу сюжетную картинку и рассказывают, по­чему они выбрали именно ее.

Воспитатель. Ребята, какие вы знаете пословицы о временах года?

Дети. «Весна да осень — на дню погод восемь», «Лето — при-пасиха, зима — подбериха», «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Вода с гор потекла, весну принесла», «Сентябрь — листопадник, золотое лето».

Воспитатель. Молодцы, ребята, много пословиц вспомни­ли о временах года. Думаю, что ваши рассказы помогут детям в подготовке к конкурсу. Важное место в жизни русского народа занимали песни. Что в них отражалось?

Дети. Радость, печаль, любовь к родным, природе.

Воспитатель. В какое время пели плясовые, хороводные песни?

Дети. Во время праздников.

Воспитатель. Для кого пели колыбельные песни и зачем?

Дети. Для маленьких детей, чтобы они скорее засыпали.

Воспитатель. Когда пели свадебные песни?

Дети. Во время свадеб.


Раздел «Человек в культуре»

Воспитатель. Ребята, игрой на каких музыкальных инстру­ментах сопровождались песни?

Дети. На гуслях, балалайке, гармони.

Ответы детей сопровождаются показом картинок с изображением русских народных инструментов.

Воспитатель. Предлагаю спеть одну из русских народных песен.

Дети поют русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла».

Ребята, что отразилось в этой песне?

Дети. Любовь к березе.

Воспитатель. Во время какого праздника обычно пели эту I песню?

Дети. Во время праздника Троицы.

Воспитатель. Почему этой песней славили березу?

Дети. Троица — это праздник начала лета. Русские люди очень любили березу, она такая красивая.

Воспитатель. Троица — праздник почитания цветущей растительности и плодородия, символом этого расцвета была молодая березка, поэтому песнями, хороводами славили это дерево.

Человек со временем научился ценить не только красоту сло-| ва и музыки. С давних времен он создавал красоту во всех пред­метах, которые его окружали. Как русский человек украшал по­суду и предметы быта в избе?

Дети. Он расписывал их узорами.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображе­нием посуды и предметов быта, украшенных по мотивам обвинской, i Городецкой, жостовской, гжельской, хохломской росписи.

Воспитатель. Как они украшали свое жилье?

Дети. Узорами из дерева.

Воспитатель. Правильно, русские люди резьбой по дереву украшали ставни, карнизы жилья. Ребята, все ваши рассказы я за­писала на диктофон, чтобы отправить их детям, обратившимся к нам за помощью. Давайте подумаем, что еще можно им отправить из того, что поможет подготовиться к конкурсам?


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Дети. Наши рисунки и картинки о сказках, красивых пред­метах, которые окружали русских людей, наш альбом с рисунками к пословицам.

Воспитатель. Сегодня после сна мы выберем те рисунки, картинки, альбомы, которые помогут нашим друзьям подгото­виться к конкурсам, и вместе с вашими рассказами я отправлю их ребятам.

Занятие 33. «Праздники русского народа»

Цель: формирование уважительного отношения к традициям русского народа. Задачи:

— формировать дифференцированные представления о язы­
ческих и христианских праздниках русского народа;

— воспитывать интерес к традициям русского народа;

— формировать навыки практического применения полу­
ченной информации в игровой деятельности.

Оборудование: диктофон; тематический альбом «Праздни­ки народного календаря»; детские рисунки «Пасхальное яйцо», «Масленица»; фотографии птиц, вылепленных детьми из глины; веревка.

* * *

Воспитатель. Ребята, недавно в нашем детском саду про­ходила выставка газет «Праздники в нашей семье». Дети средней группы выпустили газету о замечательном семейном празднике — дне рождения, подготовительная группа — о Новом годе. Наша группа выпустила газету о «мужских» и «женских» семейных праздниках, которая всем очень понравилась. А вот о русских на­родных праздниках, которые отмечают во многих семьях, газеты нет. Согласитесь, что без нее выставка будет неполной. Заведую­щий детским садом Людмила Назаровна попросила вас выпустить еще одну газету: о русских народных праздниках. Она не случайно обратилась именно к вам, ребята. Людмила Назаровна знает, что вам в старшей группе так много рассказывали о жизни русских людей и их традициях, у вас есть энциклопедии, много альбомов, книги о жизни русских людей, поэтому вы сможете выпустить га­зету, которая всем понравится. Давайте подумаем, что можно сде­лать, чтобы нашу газету было всем интересно смотреть и читать?


Раздел «Человек в культуре»

Дети. Мы можем придумать рассказы, нарисовать рисунки, сделать аппликацию, вспомнить и записать игры, приметы, по­словицы и поговорки, подобрать фотографии.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно предло­жили. Но чтобы наша газета получилась интересной, красивой, полезной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о русских народных праздниках. Какие народные праздники вы знаете?

Дети. Масленица, праздник Ивана Купалы, Рождество, Пасха, Троица.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много праздников вспомни­ли. Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать, веселиться. С чем в их жизни были связаны такие праздники, как Масленица, праздник Ивана Купалы, Капустки, Сороки?

Дети. С проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы.

Воспитатель. Правильно, ребята, эти праздники были связа­ны с природными изменениями. Русские люди долго поклонялись разным силам природы (Перуну — Богу грозы, Даждьбогу — Богу солнца) и считали, что это принесет им удачу. Масленица была одним из самых любимых в народе праздников, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Не все коту масленица». ■ Почему они были придуманы?

Дети. Этот праздник был очень веселым, он продолжался целую неделю: люди веселились, ели вкусные блины.

Воспитатель. Ребята, с чем в жизни русских людей был свя- зан этот праздник?

Дети. С проводами зимы, приходом весны. Воспитатель. Каждый день Масленицы носит свое название. Как назывался первый день этого праздника? Дети. «Встреча».

Воспитатель. Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни, поздравляли с праздником. Накануне первого дня хозяйки начинали печь блины. Этот обы­чай берет свое начало с давних времен: так наши предки-славяне отмечали приход весны. Символом чего был блин? Дети. Солнца.

Воспитатель. Правильно. Из чего пеклись блины? Дети. Из муки, молока, яиц.

Воспитатель. Блины пеклись из гречневой или пшенич­ной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра,


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

сметана, яйца, рыба. «Блин не клин, живота не расколет», — так говорили в народе. Как вы думаете почему?

Дети. Пекли очень много блинов. И ели их в большом коли­честве.

Воспитатель. Да, блинов пекли горы, так как съедалось их неимоверное количество. Как назывался второй день Масленицы?

Дети. «Заигрыш».

Воспитатель. Почему так назвали этот день?

Дети. В этот день строили снежные крепости, катались с гор,

играли в игры.

Воспитатель. Какое название было у третьего дня праздни­ка?

Дети. «Лакомка».

Воспитатель. Почему этот день называли так?

Дети. В этот день все ходили в гости друг к другу, угощались

блинами.

Воспитатель. Как называли четверг?

Дети. «Широким».

Воспитатель. Почему его называли так?

Дети. Потому что в этот день веселились больше всего.

Воспитатель. С четверга начиналось настоящее масленое гуляние, недаром этот день назывался «широким». Люди устраи­вали общее катание с горок на санях, кулачные бои, штурмовали снежные крепости, пели, плясали до вечера. Пятница и суббота были днями посещения родных. Воскресенье — Прощеный день. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети. В этот день все просили прощения друг у друга.

Воспитатель. Да, в этот день было принято просить про­щения за свои плохие поступки перед родными и близкими. Последний день был днем проводов зимы: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так старались помочь солнцу растопить снега, прогнать зиму. После этого все начинали водить хороводы, играть в игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну из игр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: