Игра «Подбери материал к рубахе»




Дети отбирают лен и хлопок из предложенных образцов ку­сочков тканей, которые подкладывают под рамку с силуэтны­ми изображениями рубахи (с прорезями). В результате предва­рительной работы с родителями многие воспитанники одеты в одежду, сшитую из хлопка и льна.

Воспитатель. Ребята, из какой ткани сшита ваша одежда? Одежду, сшитую из какой ткани, вы хотели бы носить? Почему?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель. О какой одежде русских людей эта загадка: «Один вход, два выхода»? Дети. О штанах.

Дети надевают штаны на Иванушку.

Воспитатель. Послушайте загадку о другом виде одежды.

Каждый раз поутру надеваю я трубу. Ну, не догадаться вам? Она зовется... (сарафан).

Дети выбирают сарафан из других предметов женского русского ко­стюма и надевают его на Марьюшку.


Раздел «Человек в культуре»

Ребята, как женщины украшали свои сарафаны?

Дети. Вышивкой, лентами.

Воспитатель. Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По преданию, вышивка оберегала женщин от болезней, наговоров, сглаза. В долгие зим­ние вечера собирались девицы в горнице, пели песни и вышивали узорами свои одежды. Давайте посмотрим, как это было.

Девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах, приговари­вая.

В первый раз вышивали светел месяц со лунами, Светел месяц со лунами, со чистыми звездами. Во второй раз вышивали красно солнце со лучами, Красно солнце со лучами, с теплыми облаками. В третий раз вышивали сине море со волнами, Сине море со волнами, с белыми облаками. В четвертый раз вышивали чисто поле со кустами, Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями. Серединку украшали светло-синими цветами.

Какие у нас работящие девицы и сарафаны у них очень наряд­ные! Как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивую и удобную одежду?

Дети. Трудолюбивый, работящий.

Воспитатель. Вспомним пословицы о труде, которые пере­даются из поколения в поколение русским народом.

Дети. «Терпение и труд все перетрут!», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», с«Труд человека кормит, а лень портит», «Ремесло есть — пить не просит, а само кормит».

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Какова пряха, такова на ней и рубаха»?

Дети отвечают.

Посмотрите, как изображали русских женщин художники Прошлого.

Воспитатель показывает репродукции, на которых изображены Русские женщины в праздничных одеждах. Звучит музыка.


 


 


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Важная «пава», «душа голубица» — Издавна так называли девицу... В дивном наряде — крестьянской одежде, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха, По подолу будто вспахано поле — Ромбы узорной легли полосою, Символы солнца и знаки земли, Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной — Жемчугом шитый и битью златой... Так испокон сохранен на Руси Женский костюм небывалой красы.

О девицах-красавицах сочиняли песни, сказки, писали стихи. Все восхищались их красотой и говорили: «А идет-то, а идет, как лебедушка плывет». Или: «Как красива, величава, выступает буд­то пава». Ребята, а какие чувства возникают у вас, когда вы смо­трите на русский народный костюм?

Дети. Радость, веселье, удивление, восхищение.

Воспитатель. А почему?

Дети. Потому что он красивый, необычный.

Воспитатель. Послушайте еще одну загадку и подумайте, о какой части русского костюма идет речь.

Каменьями искрится Тот головной убор И бережно хранится В музеях до сих пор.

Дети. О кокошнике.

Воспитатель. В те давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник — вот таким.

Воспитатель показывает изображение кокошника.

Ребята, как женщины украшали кокошник? Дети. Бусинками, бисером.


Раздел «Человек в культурен

Дети выбирают кокошник из других частей женского русского ко­стюма, надевают на голову Марьюшки.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о других женских украшениях.

Пояса, браслеты, брошки, кулоны, ожерелья — Это все из бисера цветные украшенья. Чудо-мастерицы ловкою рукой На ниточку нанизывают бисер золотой.

О каких женских украшениях говорится в этом стихотворении? Дети отвечают.

А еще какие украшения носили женщины в давние времена?

Дети. Бусы, серьги, кружева.

Воспитатель. Ребята, а еще какую одежду носили русские женщины?

Дети. Юбку, фартук.

Воспитатель. Правильно, ребята, кроме сарафана и рубахи, женщины носили юбку, фартук, поневу (одежда из трех полотен ткани на шнурке). Слушайте следующую загадку.

Два котика, Четыре хвостика.

Дети. Это лапти.

Воспитатель. Ребята, как вы догадались, что это загадка про лапти?

Дети. Лапти — мягкие, у каждого лаптя по две завязки.

Воспитатель. На Руси были широко распространены лапти. Их плели из лыка — коры липы. Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста.

Дети рассказывают.

Такие лапти считались праздничными.

По предложению воспитателя дети выбирают лапти, надевают на кукол.

С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем в нее!


 


 


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Русская народная игра «Лапти»

На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий вста­ет в центр круга, участники игры — за кругом спиной к нему. Игро­ки перебрасывают через голову какой-нибудь предмет — «лапоть». Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти?» Во­дящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают тот же вопрос. Во­дящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой пред­мет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.

Воспитатель. Послушайте следующую загадку.

Надену — ободом сведет, Сниму — змеею упадет. Тепла не дает, А без него холодно.

Дети. Это пояс.

Воспитатель. Обязательной частью одежды у мужчин и жен­щин был пояс, или кушак. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак подвешивали нож, топор, рас­ческу, ложку, мешочек для денег. Ребята, как вы думаете, для чего пояса расшивались разными узорами?

Дети. Узоры оберегали человека от всего плохого.

Воспитатель. Правильно, ребята, русские люди верили в то, что расшитые разными узорами пояса будут оберегать их от злых сил, преграждать путь всему плохому. Раньше даже была такая поговорка: «Подпоясанного и бес боится». Послушайте следующую загадку.

Сижу верхом, Не знаю на ком. Знакомца встречу, Соскочу — привечу.

Дети. Это шапка.

Дети надевают на Иванушку шапку.

Воспитатель. На голове мужчины сначала носили шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные: остроконеч­ные, округлые, с отворотами. Позже появились картузы.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изо­бражением русских головных уборов.


Раздел «Человек в культуре»

Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Посмотрите, какие у вас нарядные куклы. А сейчас я покажу вам рисунки с изображе­нием предметов русской народной одежды, которые прислал нам молодой татарский художник. Нам нужно по нарисованным ча­стям предмета отгадать, что это за одежда, а затем дорисовать ее.

Дети дорисовывают по принципу симметрии рисунки-половинки с изображениями предметов русского народного костюма.

Ребята, готовые рисунки, флешку с записью ваших рассказов о том, как одевались русские люди раньше, работы по рисованию и аппликации, где вы украшали пояса для Ивана и сарафаны для Марьюшки, нашу игру «Одень Марьюшку (Ваню)» мы отправим молодому татарскому художнику. Как вы думаете, поможет ли это ему сделать иллюстрации к русской народной сказке, главны­ми героями которой будут Марьюшка и Иванушка?

Дети. Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что поможет, потому что вы в своих рассказах очень подробно описали одежду русских людей, правильно дорисовали предметы русского народного костюма, точно передали на рисунках узоры, вышитые на их одежде.

Занятие 31. «Человек и природа»

Цель: формирование бережного отношения к природе. Задачи:

— формировать дифференцированные представления о зна­
чении природы в жизни человека;

— воспитывать осознанное отношение к эстетической и
нравственной ценности русской природы;

— формировать навыки практического применения полу­
ченной информации в игровой деятельности.

Оборудование: диктофон; наглядно-печатные игры «Найди лекарственные растения», «Как рубашка в поле выросла» (лента времени), лото «Кому что нужно для труда?»; альбом «Природа в Жизни русских людей»; рисунки с изображением растений, в том числе лекарственных.

* * х-

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратились мастера фабрики игрушек. К ним поступил заказ на изготовление настоль-


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

но-печатных игр по теме «Природа в жизни русских людей». Часть игр они уже сделали: «Уральские ягоды», «Съедобные и несъедоб­ные грибы», «Домашние и дикие животные». Мастера считают, что этих игр недостаточно, потому что природа помогала русским людям не только питаться, но и одеваться, быть здоровыми. Они не знают, как об этом можно рассказать детям через настоль-но-печатные игры. Мастера не случайно обратились к вам: они слышали, что вам в детском саду много рассказывали о значении природы в жизни русских людей, у вас есть много альбомов, книг, игр по этой теме.

Ребята, как мы можем помочь работникам фабрики игрушек, обратившимся к вам за помощью?

Дети. Рассказать им о значении природы в жизни русских людей, об играх, которые есть в нашей группе, можно выслать альбом с картинками.

Воспитатель. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о значении природы в жизни русских людей. Ваши рассказы я запишу на диктофон, и мы их отправим мастерам по изготовле­нию игр. В древние времена предки русских — славяне — селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. «У леса жить — голодным не быть» — гласит пословица. Почему так говорят?

Дети. В лесу много грибов, ягод, которыми можно питаться. Правильно, ребята, в лесу — зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мед, съедобные коренья и травы.

Воспитатель. Ребята, какие игры есть в нашей группе, кото­рые рассказывают о том, как природа помогает людям питаться?

Дети. «Съедобное — несъедобное», «Уральскиеягоды», «Ска­кой ветки детки», лото «Овощи».

Воспитатель. Русский народ сложил много пословиц, по­говорок о дарах леса. Вспомните их.

Дети. «Где один гриб, там и другой», «Грибы ищут — по лесу рыщут», «Появились опенки — лето кончилось», «Пропусти лето — да в лес по малину».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Пропу-стя лето — да в лес по малину»?

Дети отвечают.

Русским людям приходилось много трудиться, чтобы добыть еду, в этой пословице осуждается лень. Наши предки были тру­долюбивыми людьми.


Раздел «Человек в культуре»

Но не только добывать еду, но и лечиться от всех болезней приходилось самим. Ведь больниц и аптек тогда не было, скорую помощь не вызовешь. Постепенно люди узнали, что многие рас­тения являются лечебными. Лес рядом, а в нем, как говорили рус­ские люди, «на всякую болезнь зелье вырастает». Знаете ли вы, от каких недугов помогают клюква, липа, малина, подорожник?

Дети. Липа и малина помогают бороться с простудой, подо­рожник заживляет раны, клюква снимает жар.

Воспитатель. Эти чудесные свойства растений использует человек и сейчас. Какие народные пословицы и поговорки о здо­ровье вы знаете?

Дети. «Живи просто — проживешь лет до ста», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Кто долго жует, тот долго живет».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: