Русская народная игра «Скалка»




Нужно передать скалку без помощи рук, спрятав ее под мыш­ку. Кто уронит скалку, тот отвечает на вопросы. Вопросы

• Чем топят печь?

• Из чего делали печь?

• В чем готовили пищу?

• Где спали в избе?

• Как назывался угол напротив печки?

• Где спали маленькие дети?

Воспитатель. Спасибо тебе, Кузя, за интересную игру! Мы оставляем тебя в твоей избе.

Домовенок Кузя. Ребята, а я хочу, чтобы в моей избе стало красиво. Когда я ходил в гости к Нафане, видел у него столько расписной посуды! Помогите мне украсить дом.

Воспитатель. Ребята, поможем Кузе? Из чего мы можем ему смастерить посуду?

Дети. Из глины, пластилина, можно вырезать блюда из кар­тона, плотной бумаги и раскрасить их красками.

Дети делятся на две группы. Одни лепят, а другие раскрашивают блюда, чтобы украсить дом Кузи. Звучит русская народная песня.

Домовенок Кузя. Как красиво и весело будет в моей избе! Спасибо вам, ребята!

Воспитатель. А еще наши дети сплели вот такие коврики-половики (показывает заранее сплетенные из полосок цветной бумаги коврики), они тоже очень украсят твой дом.

Дети прощаются и уходят.


Раздел «Человек в культуре»

Занятие 27. «Подворье»

Цель: становление основ уважительного отношения к культу­ре своего народа. Задачи:

— формировать дифференцированные представления о функ­
циональном назначении построек: избы, хлева, амбара,
бани;

— поддерживать проявление потребности в получении ин­
формации и применении сведений о национальной куль­
туре;

— формировать навыки практического применения полу­
ченной информации в игровой, речевой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; диктофон; видеопроигрыва­тель; иллюстрации с изображением подворья и его отдельных построек (амбара, бани, хлева); крыльца избы; настольно-пе-чатная игра «Кто живет в хлеву?»; аудиозаписи русских народ­ных песен и музыки (песня «Ах вы, сени, мои сени»; музыка к хороводной игре «Плетень»).

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо: «Дорогие ребята! К вам за помощью обращаются ученики первого класса. Мы очень любим принимать участие в конкурсах, празд­никах, выставках, которые проходят в Детском доме творчества. Скоро там будет проводиться выставка по теме «Далекая седая старина». На нее нужно представить рисунки, аппликации, по­делки, макеты, рассказывающие о том, как жили люди на Руси. Мы, группа учеников первого класса, решили все вместе сделать макет «Русское подворье». В общих чертах мы представляем, как оно выглядит: на подворье обязательно располагаются изба, баня, колодец, а вот что еще должно быть, мы не знаем. И вдруг кто-то вспомнил о том, что у вас в группе есть такой макет и вы так много знаете о жизни русских людей. Поэтому мы решили обратиться Именно к вам за помощью: расскажите нам, пожалуйста, что на­ходилось на русском подворье». Ребята, как мы можем помочь Нашим друзьям?

Дети. Мы можем рассказать им о подворье русских людей, Выслать наши рисунки, аппликации, пригласить их в гости, по-Добрать иллюстрации.


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь ребятам. Чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю се­годня вспомнить все, что вы знаете о подворье русских людей. Постройки, которые находились на подворье, имели определенное назначение. Для чего нужна была изба?

Дети. Здесь люди жили, спали, готовили еду.

Воспитатель. Правильно, ребята, в избе люди жили, спали, готовили еду, отдыхали, встречали гостей. У каждой избы было крыльцо. Для чего оно было нужно?

Дети. Чтобы можно было удобно выходить из дома на улицу, здесь можно было отдыхать, когда тепло.

Воспитатель. Крыльцо связывало избу с улицей, с соседями. «Жить в соседях — быть в беседах» — как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети высказывают предположения.

Теплыми летними вечерами собирались на крыльце — поси­деть, поговорить, обсудить новости. Для этого оно специально делалось широким, с лавками. Каждый хозяин старался украсить крыльцо. Как его украшали?

Дети. Резными деревянными узорами.

Воспитатель. Правильно, ребята, столбы, которые под­держивали крыльцо, делались витыми; оно украшалось резными ажурными подзорами.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изо­бражением крыльца.

Рядом с избой ставили еще один сруб, поменьше — клеть. Для чего нужна была клеть?

Дети. Здесь хранили вещи, предметы, нужные в хозяйстве.

Воспитатель. Правильно, здесь хранили нехитрое крестьян­ское имущество. Что соединяло избу с клетью?

Дети. Сени.

Воспитатель. Верно, избу с клетью соединяли сени, в ко­торые вел главный вход с улицы. Русские люди с любовью от­носились к своему жилищу, они придумали много песен о неМ' Послушайте одну из них.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени»'

Недалеко от избы ставили баню. Для чего нужна была баня?


Раздел «Человек в культуре»

Дети. Чтобы мыться, париться, стирать белье.

Воспитатель. Правильно, ребята, в бане мылись, стирали белье и одежду. Но главное, чем знаменита русская баня — это парилка. О русской бане придумано много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста.

Дети. «Баня без пара, что щи без навара», «В бане веник до­роже денег», «Пар костей не ломит», «Баня парит, баня правит, баня все исправит».

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете смысл поговорки «Баня парит, баня правит, баня все исправит»?

Дети. В бане лечили простуду.

Воспитатель. Да, ребята, в народе хорошо знали, что парил­ка помогает от многих болезней. Париться любили все — и дети и взрослые. Такая процедура закаляла, давала заряд бодрости, помогала вылечиться от многих болезней. Недаром русские бани строят и сейчас. Кому из вас приходилось бывать в русской бане? Что вам там понравилось?

Дети отвечают.

Ребята, а где русские люди хранили зерно?

Дети. В амбаре.

Воспитатель. Амбар имел большое значение в хозяйстве крестьянина, недаром про него придумано много пословиц. Какие вы знаете пословицы про амбар?

Дети. «Баснями амбар не наполнишь», «Не тот хлеб в поле, тот, что в амбаре», «Хвались урожаем, когда рожь в сусек за­сыпаешь».

: Воспитатель. Ребята, а в какой русской народной сказке говорится про амбар и сусеки?

Дети. В сказке «Колобок»: «по амбару метен, по сусеку скре­бен».

Воспитатель. Что же такое сусеки?

Дети. В хозяйстве использовался большой короб с отсеками. Они назывались сусеками.

Воспитатель. Почему в сказке «Колобок» старухе пришлось По амбару мести, по сусеку скрести?

Дети. Зерно почти закончилось, поэтому пришлось старухе зерно по амбару мести, по сусеку скрести.

Воспитатель. В каждом хозяйстве был скот. Чтобы вспомнить, животные жили на подворье, предлагаю поиграть в игру.


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Игра-лото «Кто живет в хлеву?»

На большой карте нарисованы домашние животные, которые находятся в специальном загоне — хлеву, расположенном на под-ворье. Нужно подобрать маленькие карточки с изображением домашних животных: свиньи, коровы, овцы, козы, лошади и рас­положить их вокруг большой карты.

Воспитатель. Для домашних животных строили специаль­ный загон — хлев. Для чего это делали?

Дети. Чтобы они жили в тепле, не разбегались по подворью.

Воспитатель. Хлев мог называться по-разному в зависимо­сти от того, кто в нем жил. Если в нем жили телята, он назывался телятник. А если в нем жили коровы, как он назывался?

Дети. Коровник.

Воспитатель. А если свиньи?

Дети. Свинарник.

Воспитатель. А если куры?

Дети. Курятник.

Воспитатель. А если лошади?

Дети. Конюшня.

Воспитатель. Как ухаживали люди за домашними живот­ными?

Дети. Их кормили, чистили, мыли, выводили пастись.

Воспитатель. Почему за домашними животными так береж­но ухаживали?

Дети. Они приносили пользу людям: корова давала вкусное и полезное молоко, лошадь помогала перевозить грузы.

Воспитатель. Чем лучше человек относился к домашним животным, тем больше пользы они приносили. Русские люди с любовью относились к своим домашним животным, недаром они придумали много песен, потешек, стихов, пословиц, загадок о до­машних животных. Какие вы знаете загадки?

Дети. «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади — мет­ла» (корова), «По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (овца)' «Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник» (лошадь), «Ничего не болит, а все стонет, пятачок есть, а не поку-пает» (свинья), «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет» (коза).

Воспитатель. Все подворье окружалось забором. Как он на' зывался?


Раздел «Человек в культуре»

Дети. Тын, плетень.

Воспитатель. Русские люди очень любили свое подворье., Они посвятили ему много песен, игр. Давайте поиграем в одну них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: