Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной.




При разработке концептуальной модели необходимо дать определения понятий, которые впоследствии будут применены для исследования объекта, а именно - процесса самопрезентации молодежи в возрасте от 16 до 25 лет.

А) Самопрезентация - потребность одобрения и стремление избежать неодобрения[6].

Б) Самопрезентация - управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям[7].

В) Молодежь - социально - демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых[8] (Г.В. Осипов).

Г) Самопрезентация молодежи - явление, основанное на влиянии принципов рыночных отношений, представляющее собой процесс презентации личностью своих лучших сторон окружающим с целью последующей "продажи" себя потенциальному "заказчику", а также придания себе более высокой "стоимости"[9].

Путем обобщения простых понятий сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться, как источник формирования зависимой переменной.

 

Сущностное определение:

Самопрезентация молодежи –определенные стратегии поведения, необходимые для управления впечатлением о себе других людей, заключающиеся в предъявлении своего внешнего образа другим людям; потребность одобрения и стремление избежать неодобрения обществом; презентация своих лучших сторон окружающим с целью последующей "продажи" себя потенциальному "заказчику", а также придания себе более высокой "стоимости" представителями молодежи, как социально - демографической группы, переживающей период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.

Родовой признак: одна из стратегий поведения молодежи, а конкретно, предъявление своего внешнего образа другим людям, презентация своих лучших стороны окружающим, придание себе более высокой "стоимости".

Родовое понятие: совокупность типов стратегий поведения молодежи.

Беря за основу сущностное определение, дадим содержательное определением с указанием видовых признаков, которые позволят выделить данное понятие среди других.

Содержательное определение:

Самопрезентация молодежи - управление впечатлением о себе других людей с помощью стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям; потребность одобрения и стремление избежать неодобрения обществом; презентация своих лучших сторон окружающим с целью последующей "продажи" себя потенциальному "заказчику", а также придания себе более высокой "стоимости" представителями молодежи, как социально - демографической группы, переживающей период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых; имеющей специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется социальным положением, системой ценностей, форм общения, которые, в свою очередь, характеризуют ее жизнь с точки зрения ее стратегий поведения, формирующей индивида, как личность.

Видовые признаки:

ü Определенная стратегия поведения, в процессе которой формируется личность.

ü Стратегия поведения, дающая личности возможность управлять впечатлением других людей о себе.

Пример: в качестве примера можно привести такой тип самопрезентации личности, как имидж (образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит желаемому образу), либо самопрезентацию личности в "зональном фасаде" (попытка создать впечатление того, что поведение соответствует определенным стандартам. Когда некая деятельность происходит на глазах у окружающих, некоторые аспекты этой деятельности подчеркиваются, тогда как другие нивелируются).

Далее сформулируем рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нём только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.

Рабочее содержательное определение:

Самопрезентация молодежи - структурный элемент самопрезентации, включающий в себя стратегию поведения, помогающую личности формировать свой образ, представлять его обществу, презентуя свои лучшие стороны окружающим, ожидая одобрения и поддержки, благодаря которым осуществляется важный этап социализации молодежи, как социально-демографической группы, имеющей специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положениями.

Типологизация свойств объекта исследования ‑ явления, рассматриваемого как источник определения зависимой переменной.

Разработав рабочее содержательное определение объекта исследования, проведём типологический анализ одного выбранного содержательного свойства в соответствии с теоретическими основами исследования.

Исходя из того, что в качестве теоретических основ исследования выбраны ролевая теория самопрезентации И. Гофмана и адаптационная теория молодежи Э. Фромма, типологизировать это явление можно по "типам самопрезентации".

Проведём типологизацию свойств объекта ‑ явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной, выделив в нём наиболее значимое содержательное свойство – коммуникационные типы самопрезентации.

Выделение типологических групп в исследовании.

Выделим типы, составляющие самопрезентацию, исходя из теорииР. Вердербера.

Коммуникационные типы самопрезентации:

ü Вербальная самопрезентация, то есть та, которая осуществляется с помощью вербальной коммуникации

ü Невербальная самопрезентация – поведение, направленное на создание определенного образа себя с помощью невербальных средств коммуникации.

Вывод: в данном параграфе была разработана концептуальная модель объекта исследования (самопрезентации молодежи в возрасте 16-25 лет). На основе простых концептуальных понятий, сформулированных в выбранных нами теориях И. Гофмана и Э. Фромма, было разработано сущностное определение самопрезентации молодежи, из которого на основе выделения видовых признаков было сформулировано содержательное определение. Далее на основе теории Р. Вердербера, сформулировали рабочее содержательное определение, оставив в нём наиболее значимое содержательное свойство («коммуникационные типы самопрезентации»). На его основе провели типологизацию объекта исследования ‑ явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной, выделив основные составляющие самопрезентации.


 

§3. Операционализация концептуальных понятий исследования процесса формирования модных тенденций на мобильные телефоны как социального фактора самопрезентации молодежи.

После проведения процедуры типологизации содержательных свойств явления, рассматриваемого в исследовании как зависимая переменная, необходимо провести операционализацию концептуальных понятий, описывающих данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий через свойства, которые поддаются наблюдению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: