Объяснение общей схемы концептуальной модели исследования




Выбрав из теории понятия для конструирования концептуальной модели исследования, в том числе независимой и зависимой переменных, следует подробно объяснить общую концептуальную схему предмета исследуемого явления.

Самопрезентация – это структурный элемент самопрезентации, включающий в себя стратегию поведения, помогающую личности формировать свой образ, представлять его обществу, презентуя свои лучшие стороны окружающим, ожидая одобрения и поддержки, благодаря которым осуществляется важный этап социализации молодежи, как социально-демографической группы, имеющей специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положениями. Согласно теории Вердербера самопрезентация делится на два коммуникационных типа: вербальная и невербальная. Для того чтобы молодежь могла полноценно презентовать себя в обществе, в их поведении должны присутствовать обе составляющие в правильном соотношении и тесной взаимосвязи.

Невербальная самопрезентация имеет более важное значение, так как с её помощью индивид презентует себя как сознательно, так и бессознательно. То есть она наиболее полно отражает черты характера человека, особенности его психики, его социальный статус и т.д. и в меньшей степени искажает истинное положение индивида в глазах общества засчёт своей способности быть неосознанной для самопрезентующейся личности. Именно поэтому нами был выбран данных тип самопрезентации для проведения исследования.

Модные тенденции как социальное явление имеют важную роль в процессе самопрезентации личности, так как они являются одним из тех факторов, которые задают человеку идеальные модели поведения, внешнего вида и т.д., на которые нужно ориентироваться при формировании своего образа для общества. В рамки модных тенденций загоняется и общественное мнение по поводу образа каждого отдельного индивида. То есть мода не только диктует человеку то, каким он должен быть, но и то, как он должен воспринимать и оценивать других.

Модные тенденции проникают во все сферы жизни общества, поэтому их можно представить в виде совокупности модных тенденций в самых разных областях (одежда, музыка, литература и др.). Но сегодня стоит отметить достаточно новый тип модных тенденций, который обусловлен развитием технологий и внедрением их в повседневную жизнь – модные тенденции на гаджеты. В данном случае под гаджетами мы подразумеваем технические устройства, являющиеся носителями персональных данных, а также обладающие функциями персонального компьютера, которые обладают еще и свойством мобильности, то есть индивид постоянно носит их с собой и пользуется ими вне зависимости от своего местоположения.

Так как гаджет всё время находится рядом со своим хозяином, складывается особый тип поведения, связанный с использованием этого предмета. Сегодня всё чаще можно заметить, что молодые люди обращают внимание на мобильные устройства и манеру их ношения и использования друг у друга. Это помогает составить некий образ человека, понять его социальный статус, личные черты и т.д.

Для формулирования зависимой переменной исследования был выбран тип невербальной самопрезентации, которому соответствует четвертый тип «самопрезентация с помощью мобильного телефона», с помощью которой осуществляется осознанная и бессознательная передача персональной информации об индивиде обществу, и которая набирает всё большую популярность сегодня.

Для независимой переменной был выбран второй тип модных тенденций – «модные тенденции на мобильные телефоны », который оказывает влияние на процесс самопрезентации личности преимущественно молодых людей благодаря своей способности формировать «идеальные образы».

На основании полученных результатов можно сформулировать уточненный исследовательский вопрос.

Исследовательский вопрос:

Как влияют «модные тенденции» на «самопрезентацию молодежи»?

Промежуточный исследовательский вопрос:

Как влияет выделенная совокупность типов «модных тенденций» на выделенную совокупность типов «самопрезентации современной молодежи»?

Уточнённый исследовательский вопрос:

Как влияет подтип (типа «Модные тенденции на гаджеты») – «модные тенденции на мобильные телефоны» на подтип (типа «невербальная самопрезентация») – «самопрезентация с помощью мобильного телефона» (в процессе социализации молодежи)?


 

Раздел IIб. Теоретические основы социологического исследования МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫКАК СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (явления, рассматриваемого как источник определения факторной контрольной переменной исследования).

§1. Обоснование и выбор теоретического подхода к социологическому исследованию модных тенденций на мобильные телефоны как социального фактора самопрезентации молодежи и явления конкурентного потребления (на основе концепции общества потребления, выбранной для формирования контрольной переменной)

Ввиду применения описательно-объяснительной модели социологического исследования и отсутствия в ней механизма, объясняющего причинно-следственную связь в гипотезе-основании, необходимо ввести контрольную переменную, с целью проверки наличия или отсутствия связи между независимой переменной и зависимой. Так же на основе контрольной переменной будет введена экспериментальная гипотеза.

В качестве теоретического источника для описания, рассматриваемого как источник построения контрольной переменной, будут использованы концепция общества потребления Ж. Бодрийяра и адаптационная теория молодежи Э. Фромма. На основании данных теорий будет происходить формирование контрольной переменной с введением новых понятий, наиболее полно раскрывающих взаимосвязь зависимой и независимой переменной посредством введения контрольной переменной.

Ø Концепция общества потребления

«Общество потребления» Ж. Бодрийяра

В работе «Общество потребления. Его мифы и структуры», Ж. Бодрийяр описывает новое социально-экономическое явление «общество потребления», зарождающееся как следствие социальных и культурных изменений, привнесенных в общество рыночной экономикой. Бодрийяр выделял основные черты общества потребления:

ü Массовое участие в процессе потребления

ü Появление новой культуры потребления

ü Открытая конкуренция

ü Коммерциализация социальных структур (образования, спорта)

Данное явление не просто оказывает влияние на жизнь общества, а становится новым образом жизни, формируя особую «культуру потребления», которая вырабатывает в массовом сознании стремление потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть не хуже других, но, с другой стороны, быть не таким как все. Такая культура потребления стимулирует рост производства товаров и услуг в целом, а также, оказывает сильное влияние на развитие модных тенденций в различных отраслях.

Вывод: концепция Ж. Бодрийяра раскрывает сущность общества потребления, описывает его основные элементы, закладывая основу для формирования контрольной переменной исследования, однако данная теория не даёт четкого определения общества потребления. Также, теория Бодрийяра неполно раскрывает механизм и степень социального влияния общества потребления. Таким образом, следует воспользоваться теорией молодежи Фромма, использованной ранее.

Ø Теория молодежи Э. Фромма

Социальные типы характера

Будучи последователем Бодрийяра, Фромм строил свою теорию на основании явления общества потребления. Фромм даёт определение данному понятию: общество потребления — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления, такое общество характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.

Общество потребления стало основой для выделения рыночного типа поведения молодежи в процессе самопрезентации. Под влиянием вездесущей культуры потребления человек начинает оценивать самого себя как своеобразный «товар», которые нужно «продать» как можно дороже и которому нужно придать товарный вид (то есть такой, который отвечал бы требованиям общества).

Вывод: теория Фромма дает определение понятия «общество потребления», раскрывает его влияние на самопрезентацию молодежи. Однако концепция социальных типов характера не дает определений «общества» и «потребления». Следовательно, нужно воспользоваться определениями из научных словарей.

Обратимся к определению общества по Парсонсу, использованному нами ранее.

Общество - это такой тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности[13].

Для раскрытия понятия потребления обратимся к Современному экономическому словарю.

Потребление - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей; заключительная фаза процесса производства, являющаяся его конечной целью[14].

Вывод: Теории Бодрийяра и Фромма раскрывают сущность понятия общества потребления и показывают механизмы влияния данного явления на развитие модных тенденций и процесс самопрезентации молодежи. Определения из научных словарей дают представление о понятиях общества и потребления. В совокупности данные теории и определения являются теоретическим основанием для формирования контрольной переменной данного социологического исследования, включающей в себя понятия: «общество», «потребление», «общество потребления».

§2. Обоснование, выбор и определение концептуальных понятий исследования модных тенденций на мобильные телефоны как социального фактора самопрезентации молодежи и конкурентного потребления на основе концепции общества потребления, выбранной для формирования контрольной переменной (концептуализация понятий)

В данном параграфе будет обоснован выбор и даны определения следующих понятий, необходимых для составления понятийной модели явления, рассматриваемого как источник определения контрольной переменной исследования: «общество», «потребление», «общество потребления».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: