Наблюдаемые проявления типов общества потребления




Название типов Теоретическое определение типа Операциональное определение типа через наблюдаемые проявления
  Массовое участие в потреблении Массовое участие в потреблении, когда в потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения Массовое участие в потреблении, когда в потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения, имеющее общую цель деятельности
  Появление нового информационного пространства Появление нового информационного пространства, т.е. происходит революция в сфере коммуникаций Появление нового информационного пространства, т.е. происходит революция в сфере коммуникаций, выражающаяся в распространении интернета, сетей мобильной связи
  Социальная конкуренция Социальная конкуренция, т.е. человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Социальная конкуренция, т.е. человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой, посредством конкурентного потребления, манерой выбора одежды, демонстрирующей высокий социальный статус и высказываний о себе, выражающих конкурентные преимущества
  Формирование особой культуры потребления Формирование особой культуры потребления, когда бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы Формирование особой культуры потребления, когда бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы посредством механизмов и инструментов рекламной деятельности, проникающей в самые глубокие слои сознания

Из перечисленных выше типов «общества потребления» для исследования по критерию влияния на связь между контрольной и независимой переменной выберем «социальную конкуренцию».

Для дальнейшего исследования необходимо рассмотреть наблюдаемые проявления данного типа более подробно. Социальная конкуренция выступает как одна из форм социального взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства с добивающимися того же другими индивидами или группами
Исходя из этого, можно выделить следующие его наблюдаемы проявления:

Конкурентное потребление - борьба потребителей за возможность приобрести лучшее из предложенных благ (товаров и услуг), обеспечивающих возможность удовлетворения их потребностей.

Манера выбора одежды, демонстрирующая высокий социальный статус – такой способ выбора предметов одежды для повседневной носки, при котором определяющим фактором является то, насколько выбранная одежда способная выделять индивида среди его окружения и показывать его финансовое, физическое и другие виды превосходства над другими.

Высказывания о себе, выражающие конкурентные преимущества- повествовательные утверждения индивида, выраженные вербальным путем, показывающие его высокую самооценку и важность его роли в обществе.

Вывод: В данном разделе была проведена операционализация концептуальных понятий объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования факторной переменной. Были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию социальной значимости, выбран один тип общества потребления, а также указаны наблюдаемые проявления данного типа.


 

§4. Обоснование и определение переменных исследования модных тенденций на мобильные телефоны как социального фактора самопрезентации молодежи и конкурентного потребления.

Так как операциональные понятия создают только исследовательскую базу, нужно выбрать только те понятия, которые будут использоваться в исследовании модных тенденций на мобильные телефоны как социального фактора самопрезентации молодежи и явления социальной конкуренции. Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для контрольной переменной исследования.

Итак, операциональными понятиями, описывающими черты общества потребления, будут наблюдаемые явления типа «отношения конкуренции», которые были приведены ранее. Из этих операциональных понятий будет выбрана контрольная переменная исследования. Выявление влияния контрольной переменной на изменение независимой переменной и одновременно на изменение зависимой переменной поможет определить характер влияния независимой переменной на зависимую (или отсутствие такового).

Из-за ограниченности ресурсов в рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных. Необходимо выбрать такую кандидатуру в переменную, которая в наибольшей степени могла бы описать взаимосвязь зависимой и независимой переменных. В качестве зависимой переменной исследования выберем такой вид отношений конкуренции, как конкурентное потребление.

Вывод: В данном параграфе было проведено обоснование и определение операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в факторную контрольную переменную. Из приведенных кандидатур по критерию сопряженности с зависимой и независимой переменной была выбрана – конкурентное поведение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: