№ | Название типов | Теоретическое определение типа | Операциональное определение типа через наблюдаемые проявления |
Модные тенденции на одежду | Направление развития моды на совокупность швейных изделий, надеваемых человеком | Направление развития моды на совокупность швейных изделий, надеваемых человеком и позволяющих создать желаемый образ (имидж) человека, по которому можно судить о его социальной роли и социальном статусе | |
Модные тенденции в музыке | Направление развития моды на особый вид искусства, включающий различные музыкальные направления | Направление развития моды на особый вид искусства, включающий различные музыкальные направления, посредством которых индивид может относить себя к какой-либо социальной группе: рокеры, панки, реперы и пр. | |
Модные тенденции в литературе | Направление развития моды на совокупность печатных произведений, посвящённых проблемам какой-либо науки, отрасли знаний, тем или иным специальным вопросам. | Направление развития моды на совокупность печатных произведений, посвящённых проблемам какой-либо науки, отрасли знаний, тем или иным специальным вопросам и отличающихся формой и стилем изложения информации: проза, поэзия; роман, детектив, фантастика и пр. | |
Модные тенденции на гаджеты | Направление развития моды на техническое приспособление (в том числе с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью. | Направление развития моды на техническое приспособление (в том числе с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, такие как: планшеты, мобильные телефоны, ноутбуки, электронные книги. |
Из перечисленных выше типов социального контроля для исследования по критерию степени влияния на зависимую переменную исследования, выберем четвертый тип – «модные тенденции на гаджеты».
|
Так как для исследования был выбран четвертый тип – «модные тенденции на гаджеты», необходимо рассмотреть наблюдаемые проявления данного типа более подробно.
Модные тенденции на планшеты- направление развития моды на различные типы электронных устройств с сенсорным экраном, позволяющий управлять компьютерными программами.
Модные тенденции на телефоны - направление развития моды на мобильные телефоны, как переносные средства связи, предназначенные преимущественно для голосового общения, а также обладающие функциями персонального компьютера и органайзера и являющиеся носителями персональных данных, в задачи которого входят: прогнозирование, определение наиболее популярных аспектов на данный момент времени, регулирование социального поведения в обществе, удовлетворение психологических потребностей человека в новизне, компенсирование неудовлетворенности своим социальным статусом, эмоциональное разряжение, формирование массовой коммуникации, осуществленные посредством общепризнанных норм, непосредственно оказывающих влияние на социальные группы
Модные тенденции на ноутбуки- направление развития моды на многофункциональный портативный персональный компьютер.
Модные тенденции на электронные книги- направление развития моды на специальный планшетный компьютер, используемый для отображения текстовой информации, которая хранится в электронном виде.
|
Вывод: в данном разделе была проведена операционализация концептуальных понятий предмета исследования – явления, рассматриваемого в качестве источника формирования независимой переменной. Были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию степени влияния на зависимую переменную, выбран четвертый тип модных тенденций – «модные тенденции на гаджеты», в котором были указаны наиболее значимые наблюдаемые проявления данного типа.
§4. Обоснование и определение переменных исследования модных тенденций на мобильные телефоны как фактора самопрезентации молодежи.
На основе исследовательской базы, созданной операциональными понятиями, необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в исследовании модных тенденций, оказывающих влияние на процесс самопрезентации молодежи. Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для независимой переменной исследования.
Следовательно, операциональными понятиями, которые описывают характеристики модных тенденций, будут представленные в §3 наблюдаемые проявления типа «модные тенденции на гаджеты».Эти операциональные понятия являются независимыми по отношению к переменным исследования самопрезентации молодежи. Их изменение выступает в качестве явления причины изменения процесса самопрезентации молодежи. В рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных, из-за ограниченности ресурсов. Поэтому необходимо отобрать кандидатуру в переменную, которая бы наилучшим образом смогла бы отобразить степень влияния явления причины (независимой переменной) на зависимую переменную исследования. В качестве независимой переменной исследования выберем явление модных тенденций на мобильные телефоны.
|
Вывод: в данном параграфе на основе обоснования и определения операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в независимую переменную, была выделена одна единственная, ввиду ограниченности ресурсов. Данная кандидатура была отобрана по критерию степени влияния на зависимую переменную. Таким образом, в данном исследовании, в качестве независимой переменной выступает – явление модных тенденций на мобильные телефоны.
? |
Модные тенденции |
Самопрезентация молодёжи |
Свойства (атрибуты) содержательного определения №1 |
Свойства (атрибуты) содержательного определения №2 |
Модные тенденции Самопрезентация
Модные тенденции на одежду |
Модные тенденции в музыке |
Модные тенденции в литературе |
Модные тенденции на гаджеты |
Модные тенденции на планшеты |
Невербальная |
Кинетическая самопрезентация |
Вербальная |
Модные тенденции на мобильные телефоны |
Самопрезентация с помощью звуковых интонаций |
Модные тенденции на ноутбуки |
Модные тенденции на электронные книги |
? |
Самопрезентация с помощью внешнего вида |
Самопрезентация с помощью телефона |