История, философия, философия истории




Уже во «Введении» к своей работе британский мыслитель указывая на то, что термин «философия истории» употребляет­ся в разных значениях: а) способ критического исторического мышления, когда историк самостоятельно судит о предмете;

б) всеобщая (всемирная) история; в) открытие общих законов, управляющих ходом событий.

О своем понимании философии Коллингвуд говорит, что последняя всегда рефлективна: философствующее сознание никогда не думает просто об объекте, но также одновременно и о своей собственной мысли о нем. Иначе говоря, философия в равной мере имеет дело и с объектом, и с мыслью, и с их вза­имным соотношением.

Поэтому философия не может, считает Коллингвуд, отде­лить исследование познания от исследования того, что позна­ется. Однако фактом, привлекающим взимание философа, яв­ляется не прошлое само по себе, как для историка, и не мысль историка о нем, как для психолога, но и то и другое в их взаим­ном отношении. Философия же истории должна быть предме­том специального исследования, а не включаться в общую тео­рию познания.

Философское исследование природы истории Коллингвуд рассматривает как особый тип познания со своим особым пред­метом, т. е. как своеобразную форму мысли. «Какие же вещи ищет история?» — ставит вопрос британский философ и отве­чает, что история — это наука о событиях (деяниях), попытка ответить на вопрос о человеческих действиях, совершенных в прошлом. Причем он подчеркивает, что история — «для» че­ловеческого самопознания. Всякая историческая процедура, или метод, заключается в сущности в интерпретации факти­ческих данных. Ценность же истории, по Коллингвуду, поэто­му и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что че­ловек сделал, и тем самым — что он собой представляет.

Итак, согласно Коллингвуду, современный историк счита­ет, что история должна: а) быть наукой или ответом на вопросы;

б) заниматься действиями людей в прошлом; в) основываться на интерпретации источников; г) служить самопознанию человека.

Британский философ пытался установить связь между фи­лософией и историей, считая, что, во-первых, история есть осо­бая деятельность духа и ее нельзя в логико-гносеологическом отношении сближать с естествознанием или онтологией, ибо история является методологически автономной. Во-вторых, фи­лософия должна усвоить методы истории и обе дисциплины имеют общий предмет — исторически развивающееся челове­ческое мышление. Последнее историк изучает, анализируя про­дукты материальной и духовной культуры, а философ — на основе данных самопознания и рефлексии.

Мышление образует, по Коллингвуду, восходящую иерар­хию «форм духовной активности», которая основывается на во­ображении, символизации и абстракции (искусство, религия, наука, естествознание, история и философия). В отличие от Ге­геля в иерархии указанных форм Коллингвуд отводит самосто­ятельное место историческому знанию как воплощению конкретной мысли, противопоставляя его науке. Всякий предмет знания — это собственное творение духа и вне духа нет ника­кой реальности.

При этом мыслитель не согласен с предложением о том, чтобы создать некую «науку о человеческой природе», принци­пы и методы которой мыслятся по аналогии с принципами и методами естественных наук. «Наука о человеческой природе» потерпела крах в XVII—XVIII вв. потому, что ее метод был искажен аналогией с естествознанием.

Современная концепция истории, — считает Коллингвуд, — как исследования одновременно критического и конструктивно­го, имеющего своим предметом человеческое прошлое во всей его целостности, а методом — реконструкцию этого прошлого по письменным и неписьменным документам, прошедшим че­рез критический анализ и интерпретацию, не сложилась до XIX столетия и даже в наши дни не разработана во всех своих дета­лях. Поэтому он убежден, что «наука о человеческой природе» была ложной попыткой, а ложной ее сделала аналогия с естество­знанием — понять сам дух; если правильное исследование при­роды осуществляется естественнонаучными методами, то пра­вильное исследование духа осуществляется методами истории.

Работа историка не завершается анализом внешней сторо­ны события: он всегда должен помнить, что событие было дей­ствием и что его главная задача — мысленное проникновение в это действие, проникновение, ставящее своей целью познание мысли того, кто его предпринял. Открыть эту мысль — значит понять ее. Но это не предполагает, что историк не должен за­ниматься поисками причин и законов событий. Он, согласно Коллингвуду, ищет именно процессы мысли, и вся история тем самым — история мысли.

Историк не просто воспроизводит мыли прошлого, он вос­производит их в контексте собственного знания, и потому он их критикует, дает свои оценки их ценности, исправляет все ошиб­ки, которые может обнаружить в них. Это — неотъемлемое ус­ловие исторического знания. При этом британский философ под- черкивает историчность исторических мыслей в том смысле, что все они без исключения развиваются, имеют свою историю. 1 Поэтому они становятся совершенно непонятными без знания по­следней. Отсюда — необходимость историзма как важнейшего методологического принципа исторического исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: