Формы проведения утренней гимнастики.




- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений(рассказать);

- обыгрывание какого – нибудь сюжета: «на прогулке» «мы на луг ходили», «воробушки», «медвежата» и др.

- игрового характера – 3-4 подвижных игры с разными движениями и подвижностью(средней в начале зарядки, средневысокой в середине, малой в конце);

- с использованием элементов ритмичной гимнастики. Танцевальных движений, хороводов;

- оздоровительный бег (проводится на участке 3-5 минут с постепенным увеличением продолжительности, интенсивности, времени);

Обычно комплекс общеразвивающих упражнений берется с физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели. Вводятся усложнения: увеличение дозировки, усложнение исходного положения, предметы, увеличивается количество упражнений …В зарядку могут быть внесены яркие эпизоды из жизни детей: «Падает снег», 2гуляем в снежки, «едем на санках с горки», «едем на лыжах», «дети рады зиме».

Местом проведения зарядки может быть музыкальный. Физккльтурный зал, групповая комната, участок ду.

Необходимо выполнять требования к одежде, обуви детей и воспитателя, содержанию помещения, оборудования, музыкальному сопровождению.

Если с родителями есть договор, что ребенок делает зарядку дома, то можно заменить утреннюю гимнастику психогимнастикой, подвижной игрой.

В психогимнастику можно включать этюды Чистяковой.

В утреннюю гимнастику могут включаться элементы лечебной направленности (по назначению врача). Методика обучения. Понедельник вторник – последовательное обучение: 1). Назвать упражнение или игру; 2). Объяснить и показать, как нужно выполнять. Образец должен быть правильным и красиво выполненным; 3). Дети выполняют вместе с воспитателем. Среда, четверг методика другая: предложить кому – нибудь из детей показать упражнение; не показывать, а по объяснению выполнить упражнение (Я не буду показывать, я буду называть, а вы выполнять); Я вам покажу первую часть упражнения, а вы закончите. Я вам покажу исходное положение, а вы выполните упражнения, которые мы выполняли или придумайте свое.

Условия проведения утренней гимнастики.

Чистое помещение открыта фрамуга (учитывать температуру воздуха и силу ветра) или чистая травяная или земляная площадка во дворе. Облегченная одежда, (не заорганизовывать).

Активный отдых дошкольников.

Виды активного отдыха: физкультурный праздник, физкультурный досуг, день здоровья, каникулы, задания на дом.

Физкультурный праздник.

Цель физкультурного праздника – приобщать к здоровому образу жизни, продемонстрировать достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств, создать приподнятое эмоциональное настроение.

Созданию у ребенка радостного, приподнятого настроения способствуют динамика двигательного содержания, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения.

Программа физкультурного праздника включает разнообразные физические упражнения (хорошо усвоенные детьми), веселые подвижные игры, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Подобранные физические упражнения и подвижные игры должны доставлять ребенку удовольствие.

Структура и содержание праздника. Состоит из трех частей.

Первая часть праздника проходит в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, (можно разделить на отдельные команды), со значками, вымпелами, эмблемами. Выполняются строевые упражнения, перестроения. Движения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высокий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои достижения в играх и упражнениях. Старшие группы могут участвовать в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; играх-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных играх. В праздник можно включать разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возрастной группы и всех участников.

Во второй части праздника могут быть организованы кукольный театр, выступление взрослых, сюжетные прогулки и т.д. в этой части обязательно вводятся разнообразные сюрпризные моменты: появление сказочных героев, фокусника, танцоров и т.д.

В третьей части праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.

Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники. Их содержание отражает время года и включает в себя катание на санках, коньках, лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты (волшебство). На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет. Сюрпризные моменты – источник радости детей.

На праздниках используются красочные атрибуты и оформление, музыкальное сопровождение, что делает его привлекательным и интересным.

В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, заместитель заведующей, старшая медсестра, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.

По мере возможности ребенок участвует в подготовке праздничного оформления. В рамках подготовки к празднику с ним проводятся экскурсии на стадион, беседы, рассматриваются иллюстрации, разучиваются стихи.

В день проведения праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздника должна доставлять радость ребенку.

Длительность праздника не превышает 45 мин – 1 час.

Физкультурный досуг.

Цель – наполнить жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении. Включаются также интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски. По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях(беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.

Программа физкультурного досуга в группах младшего и среднего дошкольного возраста строятся на простейших играх типа: «кто скорей принесет игрушки, выполнит веселые игровые действия; и т.д. В группах старшего дошкольного возраста ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. Физкультурный досуг может строиться в основном на играх эстафетах типа «Веселые старты». Этот досуг разученные на физкультурных занятиях движения.

Подготовка. Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радостей от успехов товарища.

Участвуя в досуге, ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки – лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух,память.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. Развлечения проводятся как с одной группой, так и с разными группами детей. В досуге воспитатель принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему, создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений.

День здоровья.

Цель – проведения Дня здоровья – профилактика нервной системы, оздоровление организма, и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается наибольшее пребывание детей на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом.

Каникулы.

Цель (также как и День здоровья) – направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и.т.д.

Содержание каникул состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности.

Во время каникул проводятся туристские прогулки. Игры на природе обеспечивают ребенку режим близкий к санаторному. Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Задания на дом позволяют согласовывать выполнение физических упражнений и игр ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе сними.

Успешному решению задач физического воспитания способствуют организуемые воспитателем консультации для родителей. Педагог объясняет родителям методику проведения утренней гимнастики, физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий.

Задания на дом способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.

Все приведенные формы организации активного отдыха тщательно планируются и обсуждаются на педагогических советах дошкольного учреждения. В подготовке разнообразных форм активного отдыха могут принимать участие родители, спонсоры. На праздники и досуг приглашают школьников, старших братьев и сестер, спортсменов и других выдающихся людей.

Планирование работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

Планирование предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.

Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры- эстафеты, упражнения со спортивными элементами.

При планировании воспитатель тщательно продумывает систему подготовительных упражнений, подводящих к освоению основных движений учитывает основные физические принципы – систематичность, последовательность, постепенность и т.д.; учитывает этапы обучения, что обеспечивает систему усвоения программного материала.

Виды планирования по физическому воспитанию: годовой план, план график, календарный план, план конспект физкультурного занятия.

Факторы, которые необходимо учитывать при планировании:

1. Выбор упражнений – это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совершенствование детей. Планируя надо учитывать конкретные экономико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и отдыха, особенности врожденного физического развития детей, соответствие количества движений и способности ребенка их выполнять. Важно чтобы при этом у ребенка возникали положительные эмоции.

2. Планирование должно гарантировать правильное и своевременное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и воспитательных задач на разных этапах обучения, с учетом программных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого состовляется содержание занятий по физическому воспитанию, изобретаются методы обучения.

3. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное формирование двигательных навыков.

В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а так же план график для каждой возрастной группы.

Годовой план разрабатывается заведующим дошкольного учреждения на основании информации поступившей от воспитателей, старшей медицинской сестры, руководителя по физическому воспитанию.

В разделе физического воспитания плана намечаются конкретные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь. Например, если в общем плане предусматривается повышение квалификации воспитателей в области физического воспитания, то необходимо указать, конкретные темы совещаний, семинаров на которых будут решаться эти вопросы, назвать ответственных за проведение этих мероприятий, наметить время занятий. В плане нужно указать, какое необходимое оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного учреждения и что будет приобретено и т.д. В годовом плане должно быть определено, взаимодействие детского сада и семьи по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении – это систематическая, постоянная, четко направленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные, постепенно усложняющиеся движения. Занятия должны проводиться в одни и те же недели и часы, что помогает формировать у детей определенные привычки, стремление добиваться лучших результатов.

На занятиях решаются все задачи физического воспитания, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы. Развивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бросать, лазать и т.д.).

Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь. Также очень важно правильно спланировать и распределить программный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходящим является графическое планирование.

План график- это распределение содержания программы на определ ённый период времени.

В плане-графике целесообразно использовать способ спирального планирования т.е. изучать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд и возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т.д. на протяжении одного занятия рекомендуется изучать 2-4 упражнения. Составлять план-график нужно в соответствии со временем года, учитывая сложность упражнения, его воздействие на физическое развитие организма. Последовательность упражнений должна соответствовать способности детей их усваивать.

Дети всех возрастных групп лучше всего усваивают упражнения с элементами ходьбы, бега, удержания равновесия, так как процесс обучения идет не только во время основной части занятий, но и на протяжении всей деятельности детей, во время разминки, гимнастики. Так, например, можно давать детям задания: ходить, бежать в прямом направлении небольшими группами, всей группой, вереницей по краям зала. Ходьбу можно чередовать с бегом: по сигналу, рассеявшись по залу, каждый из группы должен найти и занять в стою свое место, во время бега можно неожиданно менять свое место и т.д.

В плане – графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение основных движений, создание условий для свободного развития положительных качеств характера у детей. Для достижения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудности, считаться с интересами коллектива.

Принципы составления плана-графика:

  1. Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясницы, брюшного пресса, ног.
  2. Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходимую физическую нагрузку.
  3. упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чередовались с более легкими. После статичных, не динамичных упражнений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных.

В плане - графике должно предусматриваться психофизиологическое назначение отдельных упражнений, уровень их освоения и возможность их правильного использования.

Все упражнения одного занятия обозначаются буквами у- учить (упражнение выполняется впервые), п – повторить (упражнение выполняется точно так же как на прошлом занятии), с- совершенствовать (упражнение повторяется, но с некоторыми усложнениями). Например, если изучалась ходьба по гимнастической скамейке, то, совершенствуя это упражнение, можно детям предложить пройти по скамейке с мешочком песка на голове).

В плане-графике предусматривается, что одна часть занятия отводиться на обучение упражнению, а остальные - на его повторение и закрепление. Указанные подвижные игры должны подбираться в соответствии с содержанием и активностью упражнений направляемых на обучение основным движениям. Если на занятии выполняются упражнения, требующие от детей большой нагрузки, то затем подбирается игра более спокойного характера. И напротив – после упражнений, имеющих статичный характер, выбирается более подвижная игра. Игры также обозначаются буквами у, п, с.

Предложенное планирование программного материала физического воспитания детей является всего лишь образцом для получения представления об учебном процессе по изучению детьми основных движений. Воспитатель должен составлять план творчески, в соответствии с конкретными условиями работы.

Календарный план- это распределение форм работы по физическому воспитанию на неделю (месяц).

В календарном плане излагаются мероприятия по физическому воспитанию детей на каждый день недели с утра до вечера, указываются те упражнения, которые в течение текущей недели дети будут выполнять во время утренней гимнастики, раскрывается содержание занятий по физическому воспитанию, характер подвижных игр применяемых во время прогулки; называются вспомогательные средства и игрушки, с которыми дети во время прогулки будут играть в подвижные игры самостоятельно. В календарном плане должно быть отражено в какие дни будут изучаться, а в последствии совершенствоваться основные движения, а так же перечислены мероприятия по работе с родителями.

В календарном плане указывается комплекс утренней гимнастики на данную неделю: излагается краткое содержание комплекса упражнений. План работы на неделю по Д.В. Хухлаевой

Формы работы, виды деятельности Понед. Вторн. среда четверг пятница суб. воскр.
  1. ………….
  2. ………….
  3. ………….
Содержание работы и время в минутах.

 

В первой графе записываются все формы работы по физической культуре на каждый день (включая субботу и воскресенье), не только в дошкольном учреждении но и в семье.

Утро (до завтрака) планируются подвижные игры со всей группой, индивидуальные занятия и самостоятельная двигательная деятельность ребенка. На каждый день недели записываются название подвижных игр, упражнений, физкультурный инвентарь, который будет использоваться ребенком в самостоятельной двигательной деятельности; обозначается комплекс утренней гимнастики. Намеченный на данную неделю.

При планировании физкультурных занятий, указываются задачи, которые решаются в основной части и перечисляются упражнения. Продумывается сочетание основных движений, которое наиболее разнообразно воздействует на мышечные группы, например упражнения в метании целесообразно сочетать с прыжковыми упражнениями и т.д.

При планировании подвижных игр, учитываются психофизические качества, развиваемые в них.

На занятиях требующих высокой двигательной активности от ребенка планируются физкультминутки.

На дневной прогулке указываются названия подвижных игр, задачи и содержание физических спортивных упражнений и игр. В соответствии со временем года планируется езда на велосипеде и игры с мячом, городки, катание на лыжах, санках…(Например, совершенствовать игру в городки; повторить броски мяча в корзину).

Для лучшего усвоения спортивных упражнений И. Рауцкис рекомендует записывать их развернутый план в специальные тетради. В нем указываются в порядке очередности, выполняемые в данный день упражнения.

Работу по физическому воспитанию планируют в связи с другими видами деятельности.

На прогулках планируется вид подвижных игр, содержание физических упражнений, физкультурный инвентарь для самостоятельной двигательной деятельности.

После дневного сна проводятся закаливающие процедуры, воздушные ванны, а так же ежедневные физические упражнения. В плане указывают температуру воздуха, воды, длительность мероприятия и номер его плана конспекта.

После полдника предусматриваются подвижные самостоятельные игры и упражнения и физкультурный досуг.

Вечером в круглосуточных группах и семье планируются подвижные игры и самостоятельная двигательная деятельность ребенка. В плане производиться соответствующая запись, включающая рекомендации для родителей.

Планируется индивидуальная работа, рекомендации для родителей на субботу и воскресенье.

На основе плана на неделю составляются планы конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и других

План конспект физкультурного занятия составляется по следующей схеме:

План-конспект физкультурного занятия

для детей группы детского сада

 

Дата проведения ____________

Время проведения___________

Место проведения ___________

Количество детей ____________

Физкультурный инвентарь, атрибуты, игрушки (перечень и количество)

 

 

Задачи занятия______________________________________________

 

Указываются задачи, которые решаются в основной части занятия. Формулируются кратко и четко. Сначала записываются образовательные задачи. Например, разучивание прыжка в длину с разбега (толчок); закрепить метание в горизонтальную цель с расстояния ___; совершенствовать лазанье по гимнастической

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: