Оценка состояния здоровья и уровня физического развития детей.




Для всесторонней оценки состояния здоровья и уровня физического развития детей изучаются антропометрические и физиометрические данные, показатели физической подготовленности.

Антропометрические данные - рост, вес, окружность груди.

Физиометрические данные – мышечная сила рук, жизненная емкость легких.

Измерение мышечной силы рук проводится детским ручным динамометром. Ребенок берет динамометр в руку стрелкой к ладони, рука свободно вытягивается в сторону и вниз и проводится максимальное сжатие. Измерение проводится 2-3 раза каждой рукой, фиксируется наибольший результат.

Измерение силы мышц туловища осуществляется с помощью станового динамометра. Ребенок становится на подножку (ноги прямые), сгибается берется руками за ручку, которая должна находиться на уровне его колена, и медленно выпрямляться, подтягивая ручку до «отказа».

Дети дошкольного возраста должны быть предварительно обучены этому навыку. Обследование повторяют 2-3 раза, фиксируется наибольший результат.

С 4-5 лет у детей определяют жизненную емкость легких методом спирометрии. Для получения достоверных результатов нужно предварительно обучить детей глубокому вдоху и достаточному выдоху. Ребенок делает сначала свободный вдох и выдох, затем глубокий вдох и медленный выдох до отказа в трубку спирометра.

Физическая подготовленность ребёнкахарактеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, бросание, лазание), развития основных физических и волевых качеств (скорость, сила, ловкость, выносливость)гибкость; волевые: выдержка, решительность, настойчивость). Проводится количественная и качественная оценка. В дошкольном возрасте определяются следующие физические качества. Количественная оценка:

- быстрота – по времени пробегания 10 м с ходу;

- скоростно силовые – по времени пробегания 30 м со старта, по длине прыжка с места, высоте прыжка с места, по дальности броска набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении стоя, дальности метания правой и левой рукой;

- выносливость – по времени бега на дистанции - по времени бега на дистанции 90, 120, 150 м (в зависимости от возраста детей- 5,6 и 7 лет).

Оценка качества выполнения каждого движения:

· при беге - обращаем внимание на положение головы и туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега;

· при прыжке – исходное положение, замах рук, толчок ног, сохранение равновесия при приземлении;

· при метании – исходное положение, прицеливание, замах, бросок, его направление и сохранение равновесия туловища.

Полученные в динамике результаты необходимо заносить в карту развития ребенка.

Обследование развития движений проводят воспитатели групп при участии и помощи медицинской сестры 2 раза в год (сентябрь и май). Для этого физкультурные занятия строятся так, чтобы на низ можно было провести оценку нескольких физических показателей.

Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспособности может быть рекомендована проба «степ-тест» (т.е. подъем на ступеньку). Проведение данной пробы обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях или с повышенной физической нагрузкой, так как она позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке.

 

Оценка двигательного режима.

Проводится на основании комплекса показателей: в ремени двигательной деятельности, объема двигательной деятельности, интенсивности двигательной активности

Времени двигательной деятельности ( суммарная продолжительность двигательной активности в течение дня ) детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

Наиболее простой способ – использование секундомера с суммирующим устройством. Секундомер настраивается на рабочее состояние. Из двух кнопок во время хронометража используется одна – она нажимается в момент начала и окончания каждого движения ребенка. В конце измерения на малом циферблате стрелка показывает общее время движения за весь период наблюдения.

Достаточно верное представление о степени подвижности ребёнка дает метод наблюдении. В ходе наблюдения выявляется:

- самые подвижные и малоподвижные дети;

- какие движения преобладают у отдельных детей, группы в целом;

- преобладающий вид деятельности (движение, игра, трудовые действия);

- одиночное или совместное выполнение движений;

- проявление лидерства, инициативы в двигательной деятельности и др.

Результаты наблюдения сравниваются с характеристиками детей разного уровня подвижности: оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные).

Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

Количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении – по шагомеру для детей в возрасте:

Трех лет - 9000 - 9500 движений

Четырех лет - 10000 – 10500 «

Пяти лет - 11000 – 12000 «

Шести лет - 13000 – 13500 «

Семи лет - 14000 - 15000 «

Объём двигательной деятельности можно измерить с помощью механического или электронного шагомера. Шагомер вкладывается в специальный мешочек, чтобы ребенок его не трогал, и прикрепляется к поясу (на бедро). Надевается всем детям на одинаковое время (например с 8 до 17 или 19 часов). В этот день не следует стимулировать двигательную активность обследуемых детей – лучше предоставить свободную деятельность, создав необходимые условия для движений. Со стороны можно наблюдать и фиксировать разнообразие движений, их качество (быстрые, медленные, четкие, координированные и т.д..).

 

Интенсивности двигательной активности методом пульсометрии (подсчёт частоты сердечных сокращений в ударах/мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности. Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и восстановительном периоде в течение 3-5 мин.

На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений. (см. ниже: оценка двигательной активности детей на занятиях)

 

Как показали исследования, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях существующий двигательный режим позволяет восполнить лишь 50 -60% естественной потребности детей в движениях.

Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности в каждом режимном отрезке.

Для достижения такого уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: