Организация и методика обучения детей дошкольного возраста подвижным играм.




Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движений.

 

Формирование двигательных умений и навы­ков – одна из задач физического воспитания.

В теории физического воспитания двигательные умения определяются как степень владения двигательным действи­ем. Овладение двигательным действием в степени умения отличаются соз­нательным контролем за действием, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, небольшой прочностью запоми­нания.

Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие.

Двигательные умения последовательно переходят в на­вык. Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при которой управление движениями осуществ­ляется автоматизированно и действия отличаются высо­кой надежностью. Двигательные навыки развиваются в процессе индивидуального опыта и представляют собой сложную систему условнорефлекторных связей. У челове­ка они формируются с участием второй сигнальной систе­мы (через сознание). Характерными особенностями двигательного навыка являются: автоматизированный характер, как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота дей­ствия; стабильность итогов действия, несмотря на то, что двигательные действия выполняются в новых условиях; надежность и прочность - навыка не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Практическое значение двигательных навыков для ре­бенка очень велико. Они дают ему возможность быстро и точно выполнять действия, способствуют возникновению положительных эмоций, которые оказывают влияние на успешность выполнения работы.

На быстроту образования двигательных навыков ока­зывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отно­шение детей к двигательной деятельности.

Техника и методика обучения выполнению основных движений раскрыта в трудах А.В Кенеман, Д.В.Хухлаевой, Т.И. Осокиной.

Методика обучения детей основным видам движений состоит из трёх этапов, на каждом из которых решаются практические задачи обучения. Первый этап ― начальное разучивание двигательного навыка. Второй этап― углубленное разучивание. Третий этап ― закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Задачи первого этапа. Целостное восприятие: ознакомить с движением, создать целостное представление о движении, начать его разучивать, выполняя в общих чертах до момента овладения им. Методика начального разучивания. Используется со среднего дошкольного возраста. а) правильный, четкий показ воспитателя эмоционально выполненный от начала до конца. б) Расчленённый показ двигательного действия, в более медленном темпе, с пояснение элементов. При расчленённом показе счет не используется. Слова воздействуют на сознание детей, вызывают ориентировочно - исследовательский рефлекс. в) дети самостоятельно выполняют действие, слушая указания воспитателя.

Задачи второго этапа. Уточнить правильность выполнения деталей техники (элементов движения: разбег, прыжок, толчок, прицеливание…); постепенное исправление ошибок, добиться правильного выполнения в целом. Методика углубленного разучивания. а) наблюдение за выполнением ребёнком упражнения, обращая внимание на правильность выполняемых действий. Поощрение ребёнка за правильность выполнения с указанием правильной техники выполнения. б) индивидуальная работа с ребенком, используя слово и мягкое изменение позы ребёнка при необходимости. в) Если упражнение сложное (метание в цель, прыжок в высоту) используем показ с пояснением, напоминание.

Задачи третьего этапа. Закрепить и совершенствовать приобретаемый навык; стимулировать детей к самостоятельному выполнению упражнения, создать возможность применения в играх. Методика закрепления и совершенствования. а) используем словесные задания «Сейчас будете прыгать в высоту с разбега». б) создаем условия для самостоятельного использования навыка в игровых и жизненных ситуациях. Игры на совершенствование бега: «Ровным кругом», «Лохматый пёс», «Самолёты», «Два мороза» и др. На развитие прыжков: «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и волк», «Лошади», и др. На совершенствование лазанья: «Обезьяны», «Перелёт птиц» и др. в) Предлагаем творческие задания: «Придумай движение», «Я назову, а вы покажите», «Угадай движение», игра «Море волнуется» (с различными вариантами).

 

 

Организация и методика обучения детей дошкольного возраста подвижным играм.

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных- с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгно­венной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Значение подвижных игр. П. Ф. Лесгафт, его после­дователи и ученииВ. В. Гориневский,, Е.А.Аркин рассматривали подвижную игру как одно из важных средств всестороннего вос­питания детей дошкольного возраста. Характерная ее особен­ность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физи­ческое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспи­тание. Они рас­сматриваются как основное средство и метод физического воспи­тания, Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребен­ка: дети учатся овладе­вать пространственной терминологией, временными ориентировками, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, в соответствии с правилами и познавать окружающий мир

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственно­го воспитания. Дети учатся действовать в группе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает само­обладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нрав­ственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной по­следовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, не­обходимые для будущей трудовой деятельности.

Общим во всех подвижных играх является творчество. Игра как условие со­циальной свободы ведет к творческой деятельности, формируя и развивая ее. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти наиболее рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение её, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она накладывает на детей определённые обязанности. Дети выполняют в игре разнообразные роли, определённые правила. Они серьёзно относятся к своим игровым задачам.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация.

Подвижные игры с правилами: сюжетные, несюжетные, игры-забавы, аттракционы и спортивные игры (волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, лапта, настольный теннис, футбол, хоккей).

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования.(«Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Игры- забавы - используют для маленьких детей («ладушки». «коза рогатая» и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: