Формы организации работы по физическому воспитанию.




Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

1). Физкультурные занятия;

2). Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

3). Физкультурный досуг (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);

4). Самостоятельная двигательная деятельность;

5). Домашние задания по физкультуре;

6). Индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

7) Секционно-кружковые занятия;

8) Профилактические и реабилитационные мероприятия (Соответственно с планом врача).

Цель данных мероприятий удовлетворить натуральную биологическую потребность в движениях, добиться значительного улучшения здоровья и всестороннего физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условие для разностороннего (умственного, морального, эстетичного) развития детей и воспитании я у них потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

При этом каждая форма имеет свое специфическое назначение:

- обучающие (занятия по физкультуре);

- организационная (утренняя гимнастика);

- стимулирование умственной трудоспособности (физкультминутки);

- активный отдых (физкультурные досуги, праздники здоровья, простейший туризм);

- коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа);

- создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа);

- специальные лечебно-профилактические мероприятия для детей с ослабленным здоровьем.

Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, степенью их физической подготовленности и учетом конкретных условий данной группы и всего учреждения. Например, ранний возраст – основная форма работы индивидуальные занятия физическими упражнениями (подвижные игры, гимнастика, массаж), а позднее занятия с небольшими группами.

Физкультминутки имеют преимущественное значение в старших группах. Включаются в занятия и между занятиями, как момент активного отдыха.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся во всех группах, но в каждой они имеют определенное своеобразие по выбору двигательного материала и методике их проведения.

Закаливающие процедуры используются во всех группах. Однако воздушные ванны в движении по типу занятий с постепенным снижением температуры – преимущественно в старших группах.

Подвижные игры и самостоятельная двигательная деятельность детей является содержанием повседневной детской жизни всех возрастных групп.

 

 

Физкультурные занятия.

Современные теоретико-методические представления о занятиях по физкультуре в программе «Пралеска» основываются на многочисленных научных исследованиях и лучшем опыте практических работников. В современном дошкольном учреждении, реализующем принципы личностно-ориентированного подхода, физкультурные занятия являются средством развития личности ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования разработаны определенные подходы к структуре, содержанию, типу и форме занятий, определены критерии оценки их эффективности (Шишкина В.А, Шебеко В.Н. Глазырина Л.Д., Дедулевич М.Н.)

Эффективность физкультурных занятий в дошкольных учреждениях во многом определяется пониманием их значения, умения четко ставить программные задачи.

Назначение занятий по физкультуре:

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально-организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

- удовлетворить биологическую потребность в движении;

- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

- дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения и навыки через организацию увлекательных отношений в процессе двигательной деятельности (досуги, праздники, спортландии);

- создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях содействуют активизации мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и захватывающим окружающим миром (способствуют всестороннему развитию ребенка);

Таким образом, можно сказать на занятиях по физкультуре решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Отбор программного материала для конкретного занятия осуществляется воспитателем с учетом основных и индивидуальных особенностей ребенка.

Различают следующие типы занятий:

- с преобладанием новым программным материалом. Это может быть комплекс общеразвивающих упражнений или одно основное движение или подвижная игра;

- на повторение и закрепление знакомых детям физических упражнений;

- смешанного характера (один, два новых вида физических упражнений, остальные повторяются.

Содержание занятий составляют все доступные детям виды физических упражнений: основные и танцевальные движения; строевые, общеразвивающие, спортивные упражнения; подвижные и спортивные игры.

Специфика содержания разных форм физкультурных занятий. Таблица 1

Название Специфика содержания занятий по частям
Вводная Основная Заключительная
Обучающе-тренировочного характера. Разные виды ходьбы, строевые упражнения на ориентировку в пространстве, разминочный бег. Общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры. Спокойная ходьба, (малоподвижные игры), дыхательные упражнения.
Сюжетные Любые физические упражнения, которые органично соединяются с сюжетом.
Игровые Игра средней подвижности (Разминка). 2-3 игры с разными видами движений (последняя высокой подвижности). Малоподвижные игры.
Тематические С одним видом физических упражнений лыжи, плавание и др. (проводятся по специфической методике).
Комплексные С элементами развития речи, математики, конструирования
На улице По типу вышеуказанных, но с большим количеством интенсивных движений.
Контрольно-учетные Могут быть сокращены 1 и 3 части занятия, увеличено время на основные движения, сняты общеразвивающие движения. Проводятся для получения информации об владении детьми основными движениями. (Начало, конец года,

Формы проведения занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости от возраста детей, поставленных задач, места проведения, условий дошкольного учреждения.

В группе детей младшего дошкольного возраста первоначально используются занятия комплексного, сюжетного, игрового характера. В группах для детей старшего дошкольного возраста в общей системе занятий выделяют место для обучающее – тренирующих, тематических, контрольно – учетных занятий, занятий на свежем воздухе.

Количество занятий в неделю (4 включая одно по плаванию) определяются воспитателем или администрацией в зависимости от общей системы физкультурно –оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

В группе детей раннего возраста занятия проводятся по подгруппам. А начиная с младшего дошкольного возраста со всеми детьми одновременно. Но при необходимости, воспитатель может проводить занятия и по подгруппам, определяя для каждой из них одинаковое или разное количество занятий в неделю. Продолжительность занятий диктуется возрастом детей, их здоровьем физической подготовленностью и составляет для детей раннего возраста до 15 минут; младшего дошкольного возраста 15 – 20 минут; среднего дошкольного возраста 20 – 25 минут и 25 – 30 минут в группах для детей старшего дошкольного возраста.

Применение методов на физкультурных занятиях зависит от их специфики, которая заключается в том, что каждое из них это:

- определенная «оздоровительная доза» в виде движения, физической нагрузки, которая работает на здоровье детей, их правильное физическое развитие и подготовленность, обязательно с учетом индивидуальных особенностей;

- двигательная деятельность, где движение воспринимается всегда как «мышечная радость» и используется воспитателем как средство разностороннего развития;

- отношения с одногодками и воспитателем - как социальный комфорт;

- обучение двигательным умениям, как возможность самопроявления.

Выполнение этих требований обеспечивает в соответствующей степени демократичный стиль отношений воспитателя с детьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: