Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:
1). Физкультурные занятия;
2). Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
3). Физкультурный досуг (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);
4). Самостоятельная двигательная деятельность;
5). Домашние задания по физкультуре;
6). Индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);
7) Секционно-кружковые занятия;
8) Профилактические и реабилитационные мероприятия (Соответственно с планом врача).
Цель данных мероприятий удовлетворить натуральную биологическую потребность в движениях, добиться значительного улучшения здоровья и всестороннего физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условие для разностороннего (умственного, морального, эстетичного) развития детей и воспитании я у них потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
При этом каждая форма имеет свое специфическое назначение:
- обучающие (занятия по физкультуре);
- организационная (утренняя гимнастика);
- стимулирование умственной трудоспособности (физкультминутки);
- активный отдых (физкультурные досуги, праздники здоровья, простейший туризм);
- коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа);
|
- создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа);
- специальные лечебно-профилактические мероприятия для детей с ослабленным здоровьем.
Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, степенью их физической подготовленности и учетом конкретных условий данной группы и всего учреждения. Например, ранний возраст – основная форма работы индивидуальные занятия физическими упражнениями (подвижные игры, гимнастика, массаж), а позднее занятия с небольшими группами.
Физкультминутки имеют преимущественное значение в старших группах. Включаются в занятия и между занятиями, как момент активного отдыха.
Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся во всех группах, но в каждой они имеют определенное своеобразие по выбору двигательного материала и методике их проведения.
Закаливающие процедуры используются во всех группах. Однако воздушные ванны в движении по типу занятий с постепенным снижением температуры – преимущественно в старших группах.
Подвижные игры и самостоятельная двигательная деятельность детей является содержанием повседневной детской жизни всех возрастных групп.
Физкультурные занятия.
Современные теоретико-методические представления о занятиях по физкультуре в программе «Пралеска» основываются на многочисленных научных исследованиях и лучшем опыте практических работников. В современном дошкольном учреждении, реализующем принципы личностно-ориентированного подхода, физкультурные занятия являются средством развития личности ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования разработаны определенные подходы к структуре, содержанию, типу и форме занятий, определены критерии оценки их эффективности (Шишкина В.А, Шебеко В.Н. Глазырина Л.Д., Дедулевич М.Н.)
|
Эффективность физкультурных занятий в дошкольных учреждениях во многом определяется пониманием их значения, умения четко ставить программные задачи.
Назначение занятий по физкультуре:
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально-организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
- удовлетворить биологическую потребность в движении;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения и навыки через организацию увлекательных отношений в процессе двигательной деятельности (досуги, праздники, спортландии);
- создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях содействуют активизации мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и захватывающим окружающим миром (способствуют всестороннему развитию ребенка);
Таким образом, можно сказать на занятиях по физкультуре решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
|
Отбор программного материала для конкретного занятия осуществляется воспитателем с учетом основных и индивидуальных особенностей ребенка.
Различают следующие типы занятий:
- с преобладанием новым программным материалом. Это может быть комплекс общеразвивающих упражнений или одно основное движение или подвижная игра;
- на повторение и закрепление знакомых детям физических упражнений;
- смешанного характера (один, два новых вида физических упражнений, остальные повторяются.
Содержание занятий составляют все доступные детям виды физических упражнений: основные и танцевальные движения; строевые, общеразвивающие, спортивные упражнения; подвижные и спортивные игры.
Специфика содержания разных форм физкультурных занятий. Таблица 1
Название | Специфика содержания занятий по частям | ||
Вводная | Основная | Заключительная | |
Обучающе-тренировочного характера. | Разные виды ходьбы, строевые упражнения на ориентировку в пространстве, разминочный бег. | Общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры. | Спокойная ходьба, (малоподвижные игры), дыхательные упражнения. |
Сюжетные | Любые физические упражнения, которые органично соединяются с сюжетом. | ||
Игровые | Игра средней подвижности (Разминка). | 2-3 игры с разными видами движений (последняя высокой подвижности). | Малоподвижные игры. |
Тематические | С одним видом физических упражнений лыжи, плавание и др. (проводятся по специфической методике). | ||
Комплексные | С элементами развития речи, математики, конструирования | ||
На улице | По типу вышеуказанных, но с большим количеством интенсивных движений. | ||
Контрольно-учетные | Могут быть сокращены 1 и 3 части занятия, увеличено время на основные движения, сняты общеразвивающие движения. Проводятся для получения информации об владении детьми основными движениями. (Начало, конец года, |
Формы проведения занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости от возраста детей, поставленных задач, места проведения, условий дошкольного учреждения.
В группе детей младшего дошкольного возраста первоначально используются занятия комплексного, сюжетного, игрового характера. В группах для детей старшего дошкольного возраста в общей системе занятий выделяют место для обучающее – тренирующих, тематических, контрольно – учетных занятий, занятий на свежем воздухе.
Количество занятий в неделю (4 включая одно по плаванию) определяются воспитателем или администрацией в зависимости от общей системы физкультурно –оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
В группе детей раннего возраста занятия проводятся по подгруппам. А начиная с младшего дошкольного возраста со всеми детьми одновременно. Но при необходимости, воспитатель может проводить занятия и по подгруппам, определяя для каждой из них одинаковое или разное количество занятий в неделю. Продолжительность занятий диктуется возрастом детей, их здоровьем физической подготовленностью и составляет для детей раннего возраста до 15 минут; младшего дошкольного возраста 15 – 20 минут; среднего дошкольного возраста 20 – 25 минут и 25 – 30 минут в группах для детей старшего дошкольного возраста.
Применение методов на физкультурных занятиях зависит от их специфики, которая заключается в том, что каждое из них это:
- определенная «оздоровительная доза» в виде движения, физической нагрузки, которая работает на здоровье детей, их правильное физическое развитие и подготовленность, обязательно с учетом индивидуальных особенностей;
- двигательная деятельность, где движение воспринимается всегда как «мышечная радость» и используется воспитателем как средство разностороннего развития;
- отношения с одногодками и воспитателем - как социальный комфорт;
- обучение двигательным умениям, как возможность самопроявления.
Выполнение этих требований обеспечивает в соответствующей степени демократичный стиль отношений воспитателя с детьми.