Методика воспитания двигательных способностей (физических качеств).




В общепринятом смысле Способности (природная одарённость) это индивидуально-психологические качества (совокупность свойств) личности, обеспечивающие потенциальные возможности достижения успеха в той или иной деятельности.

По виду способности делятся на общие и специальные. Общие - обуславливают успешность в разных видах деятельности. Специальные – влияют на успех в определённом виде деятельности. Двигательные способности проявляются в сфере движений. Основу двигательных способностей составляют физические качества. К двигательным способностям (физическим качествам) относят скорость, быстроту, силу, выносливость, гибкость, равновесие.

Физические качества (двигательные способности) представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных, анатомофизических, биохимических, психологических особенностей.

Внаучных исследованиях установлено, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств. Их развитие происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения направленные на развитие психофизических качеств применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

Воспитание физических качеств у дошкольников занимались Ю.Ф. Змановский, Т.В. Савельев, С.М. Громбах, Е.Н. Вавилова и др.

В исследованиях Т.С. Яковлевой и др. указывается что работоспособность можно рассматривать, как один из важнейших показателей общей готовности ребенка к школьному обучению, развивать ее необходимо на протяжении всего дошкольного детства. В исследованиях Ю.Ф. Змановского, Т.В. Савельева показано, что лучшими средствами развития выносливости являются циклические движения: бег, ходьба, плавание, катание на коньках. Вопросами формирования физических качеств в дошкольном возрасте занимались ученые: С.М.Громбах, Г.П.Юрко, Н,Т, Терехова, В.Г.Фролов. они в частности отмечали, что в развитии физических качеств дошкольников наблюдаются довольно значительные колебания не только у детей разного возраста, но и в пределах одной группы. Ященко Л. Б, Богина Т.Л. выявили причины влияющие на это. Одна из них – индивидуальные анатомо – физиологические особенности организма. В,г, Фролов в своих исследованиях определил, что одной из особенностей развития физических качеств дошкольника является разновременность (гетерохронность) их становления в разные возрастные периоды, определена возрастно-половая динамика выносливости. Исследования Юрко, Громбах подтверждают существенное влияние различных форм работы с детьми на повышение их физической работоспособности. «Если нагрузка предлагается в игровой форме или сам двигательный акт знаком ребенку и он им владеет, мышечная деятельность представляет для него интерес, вызывает положительные эмоции и не требует чрезмерного нервного напряжения – физическая работоспособность будет значительно выше, чем при выполнении скучной. Однообразной мышечной деятельности». Авторы Коровина Л.М. Э.Я.Степаненкова рекомендуют учитывать такие особенности дошкольного возраста как ведущий вид деятельности: игру, шире использовать игровые задания эстафеты для развития всех физических качеств. Представленные в игре мотивы позволяют детям проявить мышечные и волевые усилия, способствующие развитию выносливости. Однако важно постоянно помнить о реакции детского организма на продолжительную мышечную нагрузку.

К основным физическим качествам относятся: быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость. Развитие этих качеств, происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения для формирования физических качеств подбираются в строгой последовательности, с постепенным усложнением заданий и включаются в занятия, подвижные игры, спортивные упражнения.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Это качество относится к числу трудноразвиваемых качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных.

Для развития скоростных качеств, следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на коротких дистанциях, с переходом на более спокойный темп.

Для усложнения используется бег из разных стартовых положений: сидя, на корточках, стоя на одном колене.

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в них выполняются задания на скорость по сигналу, ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (действие водящего в игре «догонялки»). Это способствует совершенствованию нервных процессов, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.

Контрольные упражнения (тесты) для определения быстроты:

бег на 20 м с ходу (сек); бег на 30 м с ходу (сек); частота движений в беге на месте 15-20 шагов (сек).

 

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Проявление этого качества зависит от комплекса психических и моторных способностей.

Воспитание ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движение.

Для воспитания ловкости используются упражнения: пробегать в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через предмет и т.д., а так же метание игры в мяч, прыжки лазание, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами.

Для совершенствования ловкости целесообразны задания на лучшее выполнение упражнений с предметами: скакалкой, мячами, обручами, палками и т.п. Полезны совместные упражнения: вдвоем, небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и т.д.

Контрольные упражнения (тесты) для определения ловкости:

- пробегание 10-метровой дистации, на которой по прямой линии установлены предметы (кубы, кегли, мячи) в количестве 8-10. Ребёнок обегает их один справа, другой слева. Дается несколько попыток. В протокол записывается лучший результат.

- челночный бег 3×10м (сек);

- прыжки через скакалку (количество раз за 30 сек.).

Сила - способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляются при статической работе и скростно-силовые способности, которые подразделяются на:

- динамическую силу, которая проявляется в быстрых движениях, совершая преодолевающее действие, при этом мышцы уменьшают свою длину;

- амортизационную силу, которая проявляется в уступающих действиях, мышцы при этом удлиняются.

Контрольные упражнения (тесты) для определения собственной силы:

- ручная динамометрия(кг);

- становая динамометрия (кг);

- бросок набивного мяча (1кг) из-за головы, сидя ноги врозь (м).

Контрольные упражнения (тесты) для определения скоростно-силовых способностей:

- прыжок вверх с места(см);

- прыжок в длину с места (см);

- приседание за 20 сек (количество раз).

 

Выносливость – способность к быстрому выполнению работы без снижения её интенсивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную.

Общая выносливость – способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп.

Специальная выносливость – способность долго выполнять мышечную работу, направленную на определённую двигательную деятельность с участием определённых групп мышц.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Снижение скорости выполнения задания (упражнения) является сигналом для прекращения теста.

По данным В.Г. Фролова целесообразным для воспитания общей выносливости является бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков. Основной формой воспитания выносливости являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижных игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазанием, метанием.

Контрольные упражнения (тесты) для определениявыносливости:

Используется бег на расстояние. Проводится в удобном для ребенка темпе (умеренном). Ребёнок бежит до тех пор, пока не откажется сам бежать дальше. Фиксируется расстояние и время его преодоления. Дети 3-5 лет бегут за лидером (воспитателем), а дети 6 лет – самостоятельно. Желательно, чтобы старт т финиш находились в одном месте. Дается одна попытка.

Гибкость – свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок.

Развитию гибкости способствуют упражнения, тренирующие высшие психомоторные центры, управляющие движениями, совершенствующие взаимосвязанную деятельность первой и второй сигнальных систем и требующие сознательности, произвольности, точности выполнения.

Учитывая, что опорно-двигательный аппарат у дошкольников пластичен, следует на физкультурных занятиях и утренней гимнастике ограничиться общеразвивающими упражнениями с предметами и без них. Объём и интенсивность упражнений должны увеличиваться постепенно (особенно на развитие гибкости позвоночника).

Контрольные упражнения (тесты) для определениягибкости:

Гибкость определяется по расстоянию наклона, стоя на гимнастической скамейке. Ребенок наклоняется вперед, стремясь не согнуть колени, и тянется к полу, на котором закреплена линейка с делениями (отсчет делений сверху). Регистрируется расстояние, до которого ребенок дотянулся пальцами. Если он дотрагивается до поверхности скамейки, его гибкость считается удовлетворительной. Если он может дотянуться до уровня на 5 см ниже – хорошей, а если на 10 см ниже – отличной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: