Подлинная жизнь замечательных людей 6 глава




Аналогия с естественными науками проясняет, конкретизирует доказательства. Не зря же говорят, что «математика прочищает мозги». В связи с философиями Гегеля и Кьеркегора я вновь хочу воспользоваться аналогией с физикой.

В физике существует четыре вида взаимодействия: электромагнитное, сильное электронное, слабое электронное и гравитационное. В расчетах используются первые три взаимодействия, потому что гравитационное ничтожно мало. Так вот, для первых двух видов взаимодействий верно правило четности или симметрии, оно не нарушается ни при каких обстоятельствах, это правило подобно правилу зеркального отражения. Законы равновесия, которые разрабатывали различные физики, в частности Ньютон и Гиббс, тоже соответствуют этому правилу. Долгое время физики полагали, что правило симметрии верно для всех видов взаимодействий, пока в 1957 году китайские ученые не обнаружили, что это правило нарушается в слабом электронном взаимодействии. Открытие было столь удивительным, что эти ученые получили Нобелевскую премию.

Еще более удивительное открытие сделали японские ученые, о чем стало известно в октябре 2008 года, когда им так же присуди

ли Нобелевскую премию. Согласно этому открытию, благодаря правилу нарушения симметрии возникло многообразие жизни и стала возможна эволюция.

А теперь вернемся к Гегелю и Кьеркегору. Выше я уже писала, что диалектика Гегеля — это не что иное, как наука о равновесии. Равновесие пронизывает все сферы социальной жизни: на этом построены и оплата работы работодателем, и брачный договор, и любые отношения между людьми. Поэтому правомерно утверждать, что построение взаимоотношений между людьми подчинено Закону равновесия. Но у правил бывают исключения. Так и с некоторыми людьми невозможно построить равновесные отношения — эти люди требуют слишком много, нуждаются в слишком большом внимании, как дети. И такие отношения, в отличие от закона равновесия, отражают правило нарушения симметрии — совсем как в физике. Нужны ли они? Необычайно нужны! Если верить физике (а не верить ей у нас нет причин), от степени благородного отношения к слабым и беззащитным не много не мало зависит нравственная эволюция человечества.

Таким образом, стремление к равновесию — важный, но не единственный закон эволюции. Это правило работает и в сфере духа.

Сталкиваясь с теми, кто слабее нас, мы растем — учимся Любить. Вот почему так важны слабые, даже никчемные люди....В средневековой России, например, было трепетное отношение к юродивым, а в Индии и сегодня их почитают.

Кьеркегор, конечно, не был юродивым, но его таковым воспринимали современники. И он выразил всю боль, которую переживает «маленький» человек при столкновении с равнодушием, бесчувственностью, презрением.

Хорошо еще он был настолько талантлив, что сумел не только постоять за себя, но и найти выход: веру в Бога. Позже вслед за ним к вере пришли тысячи людей, когда в век пессимизма и безверия обратились к его философии.

Настало время обратиться к жизни и творчеству знаменитого немецкого философа Фридриха Ницше.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в семье молодого пастора Людвига Ницше в деревне Рекен недалеко от города Люцен.

Фридрих рано потерял отца: ему не исполнилось и пяти, когда его отец ушел из жизни. Мама мальчика Франциска Ницше, вышедшая замуж совсем юной девушкой, неожиданно осталась одна с тремя малолетними детьми на руках, из которых самый маленький отправился через полгода вслед за отцом. Удивительно, но Фридрих узнал об этих трагических событиях заранее: ему приснился вещий сон.

Неполных шести лет отроду Фридрих пошел в школу города Наум- бурга, куда переехала их семья после смерти отца, затем перешел в Домскую гимназию. У мальчика рано проявились сообразительность, хорошая память и необыкновенное прилежание, поэтому учился он хорошо. Помимо учебы у Фридриха появилось много увлечений, главными из которых были поэзия и музыка. Он с головой погрузился в мир музыки, философии и поэзии.

За хорошую учебу его перевели в 1858 году в интернат Пфорты, один из лучших в Германии. И здесь, помимо учебы, он продолжал изучать поэзию.

Больше всего Фридриха привлекало творчество немецкого поэта Гельдерлина, он написал о нем в 1861 году свое первое сочинение. Гельдерлин воспевал единство человека и природы, этот мотив позднее станет одним из главных в творчестве Ницше. А уже в следующем году Ницше написал два философско-поэтических эссе: «Рок и история» и «Свобода воли и рок». В них 18-летний мыслитель обозначил все основные идеи своих будущих произведений.

Интернат в Пфорте был закрытым заведением со строгими порядками, но с прекрасной учебной базой. Была в нем и богатая библиотека. Ницше часами засиживался за чтением книг, ему по-прежнему были интересны и философия, и литература, и библейские тексты.

В 1864 году Ницше закончил интернат и в том же году поступил по просьбе матери на теологическое отделение Боннского университета. Но уже через год он переводится на факультет филологии и почти сразу же — в Лейпцигский университет, вслед за любимым преподавателем филологии Фридрихом Ричлем.

В том же году Ницше знакомится с произведением Артура Шопенгауэра «Мир как представление и воля». Оно настолько поразило Ницше, что он пришел в сильнейшее возбуждение, не мог ни есть, ни спать. Философия Шопенгауэра помогла ему утвердиться в своей крепнущей оппозиции к традициям, религиозным обрядам, господствующим стереотипам семьи и государства.

Осенью 1867 года Ницше призывается на военную службу, но через некоторое время получает серьезную травму, болезненное лечение которой занимает долгих пять месяцев. Его комиссуют из армии, и Ницше возобновляет учебу в университете.

В 1868 году Ницше знакомится со знаменитым композитором Рихардом Вагнером. Знакомство перерастает в дружбу. В том же году Ницше, еще не закончившего учебу в университете, но уже прославившегося своими статьями об античной литературе, приглашают возглавить кафедру греческого языка и литературы в Базельском университете. Ницше с удовольствием соглашается. Дружба с Вагнером крепнет, так как композитор и теоретик искусства проживал с женой в Трибшене, который находился недалеко и от Базеля, и от Люцена — Ницше стал приезжать к ним в свое свободное время. А в университете за цикл филологических статей 23 марта 1868 года ему присуждают степень доктора, освободив от защиты диссертации и экзамена.

Это время было счастливым для Ницше. Легкое, душевное общение с четой Вагнеров скрашивало скуку, которой на поверку обернулось для него преподавание в университете. Ницше понял: преподавание — не его призвание. Вплотную соприкоснувшись с наукой, он пришел к выводу, что наука разрушает то единство человека с природой, которое существует благодаря искусству. Позже Ницше разовьет эти мысли в исследовании аполлонического (рассудочного) и дионисийского (природного) начал в человеке. Ницше доказывал, что наука в своих исследованиях однажды натыкается на стену, дальше которой пройти невозможно. Тогда возникает искусство, основанное на образном познании инстинктов жизни. В сущности Ницше, вслед за Леонардо да Винчи, поставил искусство выше науки. И тем самым противопоставил. В этом поединке Ницше принимает сторону искусства, особенно искусства, связанного с инстинктами: танца и пения. Продолжая мысль Шопенгауэра: «Веселость есть вершина совершенного здоровья», — Ницше поднимает на новую высоту и смех, считая его важным природным инстинктом человека. Он осуждает расчленяющую роль науки, хотя и признает ее значение в познании природы. В то же время, по Ницше, наука укрепляет государство, а искусство — его разрушает. Тема враждебности государственного устройства человеку впоследствии станет одной из причин его помешательства.

Счастье для Ницше длилось недолго — Вагнеры переехали из Триб- шена. Однако очень быстро Ницше приобретает нового друга — профессора теологии Франца Овербека, а также получает новую пищу для развития своего мировоззрения: он начинает посещать лекции выдающегося историка Якоба Бурдхардта. Благодаря воззрениям этого профессора Ницше пересмотрел свои взгляды на государство, в первую очередь на милитаристскую Пруссию.

В 1872 году Ницше публикует работу «Рождение трагедии из духа музыки», которую посвятил Вагнеру, в последующие четыре года серию эссе, темой которых стали культурные и философские вопросы. Из задуманных 24 эссе Ницше опубликовал лишь четыре, потому что взгляды его стали кардинально меняться.

В связи с обострением болезни он взял годичный отпуск в 1876 году и вернулся из него другим человеком. Это отразилось в опубликованной в 1878 году работе «Человеческое, слишком человеческое» с подзаголовком «Книга для свободных умов». В ней Ницше порвал с прошлым: эллинством, христианством, Шопенгауэром, Вагнером. Период ученичества закончился, Ницше стал самобытным философом.

Но эту самобытность практически никто не принял. Со стороны прежних друзей последовала резкая критика, и даже прозвучал намек на душевное заболевание. Лишь Якоб Бурдхардт оценил книгу, заявив, что она «увеличила независимость в мире».

Ницше действительно был болен, его мучили головная боль, рвота, ухудшение зрения. О преподавательской работе пришлось забыть. Он выглядел согбенным полуслепым стариком, хотя ему не было и 35 лет. Выхлопотав пенсию, Ницше уехал в поисках лучшего климата для себя.

Десять лет скитался Ницше по Швейцарии и Северной Италии, продолжая творить и развивать свои взгляды. Он снимал дешевые комнаты, заботясь только о наличии стола и кровати, и часами писал, почти прижавшись двойными очками к бумаге. В Турине, где он жил долгое время, его прозвали «маленький святой».

В период с 1883 по 1885 годы Ницше написал самое значительное свое произведение «Так говорил Заратустра». Книга вышла ничтожным тиражом и также осталась непонятой современниками. Теперь молчали даже друзья. В книге развивались идеи, впервые прозвучавшие в труде «Человеческое, слишком человеческое». Выход из бездуховности и манипулятивности Ницше видит в создании новой породы человека. Он был уверен, что такой человек придет на смену бесформенной массе, каким является современник Ницше. Это будет сверхчеловек.

Зимой 1885-1886 года Ницше создает еще одно из самых значительных своих произведений. Он считал его «прелюдией к философии будущего» и назвал «По ту сторону добра и зла». И снова книгу не поняли. Между тем в ней Ницше заглянул в будущее и ужаснулся. Он увидел восстания и войны, создание массовой культуры, оболванивающей людей и их унификацию. Разве Ницше оказался неправ? Многие философы в XX веке развивали его идеи.

Ницше поплатился за свое пророчество. Он отождествился со своим героем и потерял связь с реальностью. В новой, своей собственной реальности он осуществлял свои мечты: наказал тиранов Вильгельма, Бисмарка и Штоккера, освободил народ от антисемитов, а заодно и от Папы Римского.

После потери рассудка Ницше прожил 11 лет. Еще при живом, но безнадежно больном философе его творческим наследством завладела сестра. С ней Ницше порвал еще в 1884 году из-за антисемитизма ее будущего мужа. Но когда философ заболел, то уже не мог сопротивляться присутствию Элизабет в своей жизни. Более того, теперь он зависел от нее.

Элизабет отказалась от помощи друзей Ницше и занялась публикацией работ философа. Ей необходимо было поправить свое материальное положение, поэтому спешное и произвольное объединение различных записей значительно повредило содержанию опубликованных работ.

25 августа 1900 года Ницше тихо скончался от воспаления легких.

А теперь с помощью метода Пифагора попробуем заглянуть в душу к этому загадочному человеку.

Ницше родился 15 октября 1844 года.

15 10 1844= 24 = 6 22 = 4
     
     
     

 

Читатель видит, что Ницше был человеком-«ионом». Об этом сообщают три цифры 2. Напоминаю читателю, что размер биополя, соответствующий 222, означает, что человек пришел в эту жизнь с врожденной способностью быть Любящим, он наделен не только достаточной статической энергией, но и энергией движения. Так как Ницше был холериком и эмоционалом, способность владеть энергией движения проявилась у него в сильных эмоциях, которые сопровождали его на протяжении жизни, вплоть до потери рассудка.

Все произведения Ницше продиктованы любовью к человеку, точнее человечеству. Он принимал так близко к сердцу развитие человечества, так хотел разобраться в том, что сделает человечество счастливым, что временами терял покой и сон. Ницше первым понял, что разрыв единства с природой меняет внутренний мир человека, делает его формой без содержания. Тогда человек начинает наполняться извне навязанными ему представлениями о добре и зле. В связи с этим облик человека приобретает уродливые формы — ведь это не истинное его содержание. Ницше не высказывал прямо, но подразумевал, что природные способности, такие как танец, пение и смех, раскрепощают человека, возвращают ему подлинный человеческий облик.

Ответственность за человечество — поистине тяжелая ноша, чтобы ее нести, Ницше была дана от природы стойкость духа, беспримерное мужество, что отражено в квадрате наличием четырех цифр 4, причем одна из них является врожденной. И при этом, конечно, Ницше был «отдающим» — ни денег, ни имущества, ни славы себе не стяжал, лишь трудился и трудился, наперекор болезни. В его квадрате на правой диагонали находится четыре цифры против одной цифры на левой.

Итоговым числом, полученным в результате последовательного сложения всех чисел даты рождения, у Ницше является число 6. Это означает, что интересы Ницше должны были находиться в сфере реальной жизни. Так и случилось. Вслед за Шопенгауэром, Ницше развивал область философии, названную позже философией жизни.

А что нового скажет нам о Ницше квадрат его смерти? Ницше умер 25 августа 1900 года.

25 08 1900 = 25 = 7 21 = 3
     
     
     

 

Что бы ни говорили критики Ницше, но итоговый квадрат его жизни недвусмысленно сообщает — да, Ницше был Любящим. Это подтверждает сумма чисел даты смерти — 25, в составе которой находится число 5. Последующее сложение этих цифр дает число 7, оно в квадрате смерти может символизировать только одно — бессмертие учения философа. Эти цифры также сообщают то, на чем будет основываться посмертный успех системы взглядов мыслителя: на духовности (2) и любви (5). Следующее значимое число — врожденная цифра 3 — подтверждает: раз Ницше был призван служить реальности (цифра 6 в квадрате рождения), он ей и служил.

О том, что Ницше сохранил способность быть Любящим, сообщают и сохранившиеся три цифры 2, а также количество цифр правой и левой диагоналей, ставшее почти равным.

А вот свою стойкость (четыре цифры 4) Ницше всю растерял — не осталось ни одной. Потеря психологической устойчивости привела к неизлечимой болезни.

Почему болезнь оказалась потерей рассудка — отдельный вопрос. Здесь, я думаю, вмешались проблемы души, а не тела (нервы) и психики.

Весь вопрос в том, что, радея за человечество, Ницше принял на себя за него ответственность — это было ошибкой. Кто он? Господь Бог? Нет. Ни один смертный не может и не должен взваливать на себя такую ношу, тем более Любящий. Когда же Любящий все же взваливает на себя такую ношу, он может сломаться. Это и произошло с Ницше.

А сколько еще таким образом сломалось людей! Об этом можно написать отдельную книгу. Человек; и особенно Любящий, должен знать свое место.

Ницше дорого поплатился за свою ошибку. Его учение, как и предсказывал квадрат его смерти, имело успех. Но какой! Вслед за ним его ошибку снова и снова повторяли его последователи. Среди них в XX веке

В 1858 году Эдвард сыграл свои произведения знаменитому скрипачу Уле Буллю, посетившему семейство Григов. Булль был взволнован выступлением мальчика и посоветовал Эдварду поступать в Лейпцигскую консерваторию.

В том же году, благодаря содействию Уле Булля, Эдвард Григ поступил в консерваторию. В Лейпциге, в отличие от провинциального Бергена, была развита музыкальная культура, и Григ с удовольствием и восторгом слушал и музыку классиков, Моцарта и Бетховена, и музыку талантливых современников — Мендельсона, Вагнера, Шумана.

В 1862 году Григ окончил консерваторию с отличными оценками и вернулся в Берген. Однако на родине не было условий для развития творчества, и Григ уезжает в Копенгаген.

Последующие годы в Копенгагене оказались судьбоносными для Грига: здесь он знакомится с Г. X. Андерсеном, композитором Р. Нур- дроком и певицей Ниной Хагеруп. Нина Хагеруп поразила Грига и своей красотой, и человеческой сущностью, и талантом. Она спела песни Грига, и он понял, что такого проникновения в свои творческие замыслы он никогда не встречал и вряд ли когда встретит еще. Он увидел тонкость, артистизм, изящество наряду с умной трактовкой образов в исполнении певицы. Как пишут биографы, он упал перед ней на колени и предложил стать его женой. А она протянула руку и согласилась. Они обручились.

Знакомство с Андерсеном тоже оказалось плодотворным, превратившись в творческий союз: Григ пишет на стихи Андерсена песни и посвящает их Нине Хагеруп.

А знакомство с Р. Нурдроком постепенно меняет характер творчества Э. Грига. «У меня точно глаза раскрылись! — писал позже Григ. — Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до этого понятия. Тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное призвание и натуру».

Нурдрок и Григ создают общество «Евтерпа», чтобы знакомить публику с произведениями скандинавских композиторов. Этот шаг явился началом большой просветительской деятельности Грига.

В 1865 году у Грига возникли проблемы со здоровьем. С подозрением на туберкулез он уезжает лечиться в Италию.

С 1866 Григ и Нина перебираются в Кристианию (ныне Осло). Нина продолжает исполнять его песни, он ей аккомпанирует — они время от времени гастролируют.

В 1867 году Григ и Нина Хагеруп тайно от родных сыграли свадьбу. Им было, что скрывать: Нина приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Узнав об этом поступке, многие родственники отвернулись от молодоженов.

Все это время Григ вдохновенно сочиняет. Это привело к созданию зрелой самобытной Второй фортепианной сонаты. В 1868 году Григ показал ее в Италии светилу тогдашней музыки композитору Ф. Листу. Лист высоко оценил произведение.

В том же 1868 году у супругов рождается дочь, которая через год умирает от менингита. После смерти дочери Нина замыкается в себе. Однако супруги продолжают гастролировать.

В 1870 году во время гастролей в Италии Григ показал Ф. Листу свою новую большую работу — фортепьянный концерт. Лист пришел в восторг. Вернувшись в Кристианию, Григ в 1871 году вместе со шведским композитором И. Свенсеном организовывает филармоническое общество для пропаганды симфонической музыки. Григ также представляет свой фортепьянный концерт широкой публике и становится дирижером филармонического оркестра Кристиании. Как дирижер, Григ занимается просветительской работой, знакомит слушателей с произведениями Шумана, Листа, Вагнера.

Деятельность Грига пришлась на время экономического, общественного и культурного подъема Норвегии. Стала разрушаться скованность, порожденная отсутствием суверенитета Норвегии — она много веков находилась в подчинении сначала у Дании, затем Швеции. Норвежский язык не признавался литературным и государственным.

В течение каких-то 50 лет ситуация резко изменилась. Уле Булль создал в 1850 году первый театр в Бергене, Г. Ибсен и Б. Бьернсон способствовали созданию классического норвежского литературного языка, а Григ стал первым музыкальным классиком, сделавшим насыщенную музыкальную жизнь на своей родине нормой. Помимо этого, Григ сближается с норвежскими поэтами и писателями, включая их в общее движение за развитие национальной культуры. Он самоотверженно претворяет в жизнь идеи, которые увлекали его и Нурдрока еще с юности.

В 1872 году Григ снова переселился в родной Берген. Его все больше тянет к уединенному творчеству. Он продолжает изучать народное творчество, подолгу живет среди крестьян, рыбаков, лесорубов. Впечатления от встреч с простым народом органично переплелись в его воображении с драмой Ибсена «Пер Понт». В 1874 году Григ создает музыку к этой драме. Пьесы из второй сюиты «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» потрясли современников. К композитору приходит слава. Получает он и признание правительства — ему выделяют пожизненную стипендию. Так сбывается его мечта: Григ получает возможность целиком погрузиться в сочинение музыки.

В 1875 году в течение нескольких недель умерли отец и мать Грига, холодность семейных отношений усиливала чувство потери. Грига мучили сомнения: что он приобрел, женившись на Нине, и что потерял? Стоило ли это того? Лишь музыка и окружающая природа вдыхали в композитора желание жить и творить.

С 1878 года начинаются зарубежные гастроли композитора, растет международное признание.

В 1883 году состоялся давно назревавший разрыв с Ниной. Однако несколько месяцев в разлуке показали, что это не решение проблемы — они словно сроднились, и быть врозь оказалось еще хуже. Современники отмечали, что супруги Григи очень походили друг на друга: мягкостью, романтичностью, тонкостью чувствований, были поразительно похожи своим внешним обликом.

По совету своего друга Франца Бейера Эдвард поговорил со своей женой, и они помирились. Супруги продали дом в Бергене и купили усадьбу Тролльсхаузен, что в переводе означает «Холм троллей». Так назвал его сам Григ.

Здесь, вдали от городского шума, Григ уединяется надолго. Выезжает только на гастроли. В 1887 году во время очередных гастролей знакомится с Брамсом и Чайковским.

Создав основы новой норвежской музыкальной культуры, придав ей особенный национальный колорит, познакомив всю Европу с произведениями скандинавских композиторов, Григ тем не менее оставался очень скромным человеком. Он простодушно удивлялся и по-детски радовался своему успеху, искренне восхищался другими творческими людьми, встречавшимися на его пути, Нурдроком, Ибсеном, Андерсеном, Чайковским.

Туберкулез, который уже 40 лет мучил композитора, сделал свое черное дело. 4 сентября 1907 года по пути на гастроли в Англию, Григ скончался. По иронии судьбы приступ настиг композитора в тот момент, когда он проезжал через свой родной Берген.

Что поведают о Григе квадраты его жизни и смерти?

Григ родился 15 июня 1843 года.

15 06 1843 = 28= 1 26 = 8

     
    оо оо оо
     

 

Квадрат, составленный по дате рождения композитора, показывает, что Григу на роду было написано стать первым. Добиться этого Григ должен был служением. Об этом сообщает итог последовательного сложения чисел даты рождения — 1 и итог последующих вычислений — цифра 8, характеризующая врожденное качество композитора.

Даже беглый взгляд на квадраты показывает, насколько родственные души были у этих людей. Единиц и пятерок — равное количество, приоритеты — те же. У Эдварда — 22, 888, у Нины — 2222, 88. Про такие пары говорят, что они смотрят в одном направлении. Однако биополе Нины больше и потяжелее, чем у Эдварда. Это означает, что композитор нуждался в жене больше, чем она в нем. (В природе более легкое притягивается к более тяжелому.) Именно по этой причине после смерти дочери Нина и оставалась рядом с мужем. Эмоциональное состояние мужа было для нее важнее собственного.

Но в то же время это не означает, что Нина оставалась рядом с мужем только из сострадания. В Григе было нечто такое, что являлось для Нины идеалом. Цель ее жизни — 26 = 8. А Григ эту цель уже достиг в прошлой жизни, его врожденные цифры — 26 = 8. А раз достиг, значит, уже обладал теми качествами, к которым Нина еще только стремилась всей душой.

Души этих людей переплелись столь тесно, что разорвать эту связь ни по каким причинам было невозможно. Не только Эдвард для Нины, но и Нина для Эдварда была идеалом. Он подражал ей, учился у нее так же, как и она у него. Врожденные цифры Нины — 22 = 4 становятся врожденными в квадрате смерти Грига. Это означает, что Григ развил в себе те же качества, что были у Нины. По-видимому, речь идет о тонкости восприятия чужого творчества, ведь именно этим Нина поразила Эдварда при первой встрече. И действительно, к концу жизни Григ стал человеком, который, как никто другой, умел вникать в нюансы творчества других людей. Он разучивал и исполнял с филармоническим оркестром Кристиании музыкальные произведения современников, особенно скандинавских композиторов. Благодаря Григу Европа познакомилась с молодой скандинавской музыкой. Также глубоко Григ прочувствовал драму Ибсена «Пер Понт». Настолько хорошо, что зарисовки к этой драме стали самостоятельными произведениями, передающими замысел Ибсена. Но самое главное, Григ прочувствовал национальный колорит норвежской народной музыки, раскрыл и преумножил ее богатства.

Григ умер 4 сентября 1907 года.

04 09 1907 = 30 = 3 22 = 4
     
     
     

 

Квадрат смерти композитора показывает, что Григ прожил жизнь человека, развивавшего в себе качества Любящего. Количество ячеек с двумя цифрами увеличилось 22, 33, 44, 99, а число цифр диагоналей сравнялось, оно стало равно трем. Это означает, что став человеком равновесным, Григ по-прежнему оставался ненапористым и деликатным — его удовлетворяло небольшое количество контактов.

По квадрату также видно, что Григ предпочитал спокойную (4 как символ врожденного качества), насыщенную жизнь в сфере идеального (2 + 2 как слагаемые числа 4). Но вдохновение для своих идей он черпал в реальной жизни — число 3 как первый итог вычислений.

Смыслом жизни у Грига стало число 3, это означает, что Григ исполнил свое предназначение, выраженное числом 6 в составе числа 8 в квадрате рождения. Более того, красота реальности приобрела для Грига еще большее, чем в начале жизни, значение (цифра 3 дважды повторяется в итоговой сумме чисел даты смерти). Не только красота народной музыки владела его душой, но и красота родной природы. Он всем сердцем полюбил заливы и фьорды, горы и море. В частности, он говорил, что с гор возвращается как новый человек и лучший человек. Также в их последнем с Ниной пристанище, в доме в Тролль- схаузене, все утопало в разводимых супругами цветах.

Проникнув в существо народной музыки, Григ усвоил и народные традиции: бережное и почтительное отношение норвежского народа к природе. Не без роли Грига эта традиция сохранилась вплоть до XXI века. Норвегия — одна из немногих стран, где забота о природе является приоритетной задачей государства. Здесь никто не срывает редкие растения, никто не трогает диких животных (они спокойно везде разгуливают, не боясь человека), здесь обогревают дома теплом, полученным от сжигания мусора. Здесь нет даже кладбищ — ничто не должно тревожить природу. Поэтому и урны с прахом Эдварда Грига и его жены Нины Хагеруп находятся в специальной нише, выдолбленной в скале.

И что удивительно, традиционная внимательность к природе постепенно стала основой внимательности и к человеку. Сегодня Норвегия лидирует в списке стран по соблюдению прав человека.

Пришло время обратиться к жизни и творчеству великого американского изобретателя Томаса Эдисона.

Томас Эдисон родился в маленьком городке Майлан штата Огайо в семье Самуэля и Нэнси Эдисонов. Родители владели магазином столярных изделий. Самуэль Эдисон, помимо занятий торговлей, имел странное пристрастие — придумывал и строил бесполезные сооружения. Если ему приходила в голову какая-нибудь идея, он тут же ее реализовывал. Так он построил обзорную башню, она неожиданно стала источником побочных доходов, построил мост через реку, который, правда, рухнул. За его многочисленными экспериментами наблюдал маленький Томас, который тоже реализовывал различные идеи, например взялся высиживать гусиные яйца и раздавил их.

Когда Томасу исполнилось 7 лет, семья переехала в Порт-Гурон недалеко от Детройта. Здесь мальчик подхватил скарлатину и перестал слышать на одно ухо. Это случилось перед самой школой, куда стал ходить семилетний Томас По-видимому, он плохо слышал объяснения учителей, потому что учеба не задалась. Также Томасу учиться мешал критический склад ума — он ничего не принимал на веру, а учебный материал принимался анализировать. То, что маленький мальчик пытался учить учителей в ответ на их объяснения, страшно раздражало преподавателей, и он прослыл у них «безмозглым тупицей». Когда мать Эдисона узнала о репутации, которую ее Томас приобрел в школе, она не колебалась в выборе своего решения. Мать Эдисона явилась в школу и со словами: «Вы зовете его тупицей? Да он умнее всех вас вместе взятых!» — навсегда забрала сына из школы. Таким образом, Эдисон не получил общего образования.

Ему позволили учиться так, как ему нравится. Томас мог читать любые интересующие его книги. Особо значимыми для него оказались «Краткий обзор естественной и экспериментальной философии» Ричарда Паркера и учебник «Азбука Морзе» с подробными объяснениями и диаграммами. По этому учебнику он в совершенстве овладел теорией телеграфного дела, что пригодилось ему в дальнейшем. Также Томасу позволили устроить в подвале собственную лабораторию. Он заставил ее приборами и баночками, на каждой из которых было написано «Яд», и с головой погрузился в эксперименты. Все необходимое для своих исследований он покупал на собственные деньги — он рано начал зарабатывать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: