Подлинная жизнь замечательных людей 10 глава




Во взаимодействии Духа и Материи появляется Логос, или Смысл.

Что же это за Смысл, понимаемый Пифагором непременно с большой буквы?

«Дружба, равенство», — отвечал Пифагор всеми своими поступками, всей своей жизнью.

«Дружба?» — недоуменно пожмет плечами современный человек. «Успех!» — вот главное в жизни, считают многие. И действительно, книги, фильмы об успехе раскупаются, как горячие пирожки. Но потом, прочитанные, они иногда быстро забываются, на смену им приходят другие, затем другие — человек словно гоняется за миражами. Миражи столь реальны и заманчивы, что кажется: вот только руку протяни — и наступит сказка. Но миражи рассеиваются один за другим, а повседневная жизнь остается. В ней в основном нужно делать одно: тянуть лямку. Религия называет это нести свой крест.

Сколько людей прошло сквозь это! Пока молод, кажется — горы можешь свернуть. Но проходят годы, проходит даже успех, если он был, и человек остается один на один с собой и с вечным вопросом: «Зачем все это было? Какой в этом был смысл?» Таков удел большинства людей.

Но есть иные люди — те, что лямку не тянут, а живут осознанно и знают, чего хотят. Их желания — это подлинные желания Человека, потому что он понимает смысл жизни как развитие, как исполнение своего предназначения. Я представила вниманию читателя лишь небольшую группу этих избранных.

Формула Пифагора говорит еще и о том, что Логос это истинное знание и рождается такое знание лишь благодаря пространственному мышлению: во взаимодействии Духа и Материи. Чтобы отличить продукт такого мышления от продукта мышления, свойственного плоскости, иногда приходится изрядно потрудиться.

Однажды к Эйнштейну пришел его ученик Давид Бом и представил ему новую теорию о том, что строение вселенной может оказаться голографич- ным, и тогда спор между квантовой физикой и теорией относительности может быть разрешен. Эйнштейн, по обыкновению, мягко отнесся к фантазии своего ученика: за оригинальность похвалил, но теорию не принял.

Ответ прост: для взаимодействия. Не голографический принцип, хоть и красивый и безусловно умный, лежит в основе мира, а единство и борьба противоположностей, как считали Пифагор и Гегель. При этом даже борьба становится частью Любви, так как способствует развитию.

Да, и Пифагор считал, что невидимая реальность — духовная субстанция — это важнейший фактор, определяющий движение жизни. Изучению этого фактора Пифагор посвятил многие годы. Создатели голографической теории называют этот фактор, повторяю, имплика- тивным, то есть скрытым «свернутым» порядком. Согласно голографической теории человек, освободивший свое сознание от ограничений, может разворачивать из него любую объективную реальность. Сходство с мировоззрением Пифагора (Ничто — 0) есть, но до нас не дошли свидетельства того, что Пифагор со своим учениками занимался этим: совершенствовал умение мыслить до порога трансформации мысли в материальный объект.

Пифагор занимался другим. С одной стороны, его ученики развивали творческое мышление, что означает развитие способности к взаимодействию логики и интуиции. С другой стороны, ученики развивали способность дружить, что означает развитие способности взаимодействовать друг с другом.

Все это говорит об одном. Пифагор был уверен, что главным фактором и смыслом человеческой жизни и Космоса является взаимодействие противоположных энергий: энергии покоя и энергии движения (духа и материи). Если бы ему удалось удержать свои позиции в древнем мире, если бы его братство не было разгромлено, человечество могло пойти совсем по другому пути развития. Все большее количество людей научились бы взаимодействовать, а не конкурировать друг с другом. Конкурировать означает суметь вырвать результат у другого, а быть способным к конкуренции — значит изучить все тонкости науки «брать». Акцент ценностей смещается на результат, лишь на один из значимых компонентов жизни. Пропадает гармония, основой которой является троица (Пифагор). При таком принципе движения вперед тот, кто «набрал» больше других, однажды становится неспособен удержать все накопленное, возникает кризис — стихийное уравновешивание между большими и малыми объемами. Это одновременно означает стихийное возвращение к истинным ценностям, насильственное напоминание человеку о его предназначении — не иметь, а быть. Быть творцом, быть Любящим, находясь в сиянии троицы, которая означает не что иное, как включение в творческую деятельность, состоящую из трех этапов: начало, процесс, получение результата. Только в этом случае иметь и не иметь не станет причиной несчастья. Что бы ни случилось, человек никогда не потеряет свою способность к творчеству, а значит и способность быть счастливым.

чески выверенные и математически же и доказанные (что, например, сделал в свое время Кеплер). Каждый вправе искать свое откровение. Меня интересует та часть наследия великого деятеля, которая касается всех и каждого, которую лично я прочувствовала и пропустила через себя: «Что есть человек? Вчера, сегодня, завтра? Как его понять и как с ним договориться?» Прямую помощь в решении этой возникающей повседневно задачи мне оказала разработанная Пифагором схема: обозначение пар противоположных качеств символами чисел от 1 до 9.

Моя работа никак не была связана с предварительной классификацией всех имеющихся знаний по указанному вопросу. Наоборот, развитие моей собственной философской системы, сопровождавшейся серией озарений, плавно привело меня к системе Пифагора. Понимание символов чисел родилось спонтанно, в момент первой встречи с магическим квадратом Пифагора, и стало завершающим звеном моей исследовательской работы на этом этапе.

Уже потом я с удивлением обнаружила существование множества нумерологических систем. Когда я с ними познакомилась, возникло ощущение, что числам можно задать какие угодно произвольные значения и найти им подтверждение. Я спросила себя, почему это имеет место быть. Ответ сложился в три пункта.

1. Элементарные частицы являются универсальными кирпичиками бесконечного многообразия физической Вселенной. Благодаря этим кирпичикам, Вселенная говорит с человеком на множестве языков. Биолог понимает один язык, химик другой, астроном третий.

Каждый из них фиксирует познание на своем собственном языке. А символы являются универсальным кодом, с помощью которого можно зафиксировать информацию (простейший пример — ноты). В символах разных народов, в том числе и в символах чисел, временами несовпадающих, проступает истинное всеобъемлющее знание, в котором при более пристальном взгляде, при сужении фокуса обнаруживается тождественность культур разных народов.

2. С древности людей интересовала загадка — человек, то, как он устроен. Это сегодня мы ясно представляем себе, как осуществляется связь различных систем организма с мозгом, как устроен механизм возбуждения и торможения, как формируются зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные реакции, даже как возникли и существуют бессознательные ощущения и образы. Древние их тоже внимательно изучали, классифицировали и объясняли с помощью мифов и символов. Они назвали эту область познания психеей, то есть психикой. Сегодня нередко обнаруживается удивительная точность их прозрений. Не следует забывать, что возраст цивилизации, у которой учился Пифагор,

есть тело и есть душа, будет ли он их видеть и уважать в равной степени, зависит от его способности мыслить, потому что запускает процесс взаимодействия воля (ее символизирует число 1). «Вначале было слово», а слову соответствует мысль. Первый импульс, мысль и воля оказываются явлениями одного порядка. А уж тому, кто ступил на дорогу, порожденную первым импульсом, — обратного пути нет: «Коготок увяз — всей птичке пропасть». Это трудный путь, но он же и счастливый, душа и тело не могут иначе, их объединяет жажда взаимодействия (минус и плюс непреодолимо тянутся друг к другу). Пифагор посвятил свою жизнь повышению качества взаимодействия везде, где только можно, тем самым показав пример и своим ученикам, и нам, его далеким потомкам.

И не важно, что мы не имеем рукописей, написанных Пифагором, которые ясно и четко разъясняли бы его позицию. За эту позицию свидетельствует сама его жизнь, как, например, за Леонардо да Винчи свидетельствует Джоконда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: