1) Причины развития аномалий родовой деятельности
- нейро-эндокринные нарушения
- генитальный инфантилизм
- клинически узкий таз
- хронический эндометрит, миомы матки
- функционально неполноценный плодный пузырь
- юные и возрастные первородящие
- многоводие, многоплодие
2) Классификация аномалий родовой деятельности
- патологический прелиминарный период
- слабость родовой деятельности (первичная, вторичная, слабость потуг)
- чрезмерно сильная родовая деятельность
- дискоординированная родовая деятельность (дисскоординация, гипертонус нижнего сегмента, судорожные схватки, циркулярная дистоция)
3) Перечислить параметры родовых схваток
- частота сокращений матки за 10 мин, интервал между схватками
- продолжительность схватки, продолжительность расслабления мышц матки
- амплитуда сокращений
- ритм схваток (изменение частоты схваток в динамике)
4) Основные клинические признаки прелиминарного периода, патологического прелиминарного периода
- нерегулярные по частоте, длительности, интенсивности схваткообразные боли в пояснице, крестце, в нижних отдела живота, продолжительностью более 6 часов
- тонус матки, нижнего сегмента, мышц тазового дна повышен
- «незрелая» шейка матки
- нарушение суточного ритма сна
5) Метод оценки эффективности схваток
- темп структурных изменений шейки матки в 1 периоде родов (укорочение, сглаживание, раскрытие)
- характер схваток (восходящий)
- динамика продвижения головки во 2 периоде родов
6) Понятие о маточной активности (ЕМ)
- произведение величины амплитуды сокращений мышц матки на количество схваток за 10 мин
7) Перечислить клинические признаки вторичной слабости родовой деятельности
|
- снижение интенсивности и продолжительности схваток в 1 и во 2 периоде родов после хорошей родовой деятельности
8) Назвать основные причины, приводящие к вторичной слабости родовой деятельности
- слабая мускулатура брюшного пресса
- наличие более 3-4 родов в анамнезе
- ожирение
- инфантилизм
- плотные оболочки плодного пузыря
- нерациональное использование утеротонических средств
- переполнение мочевого пузыря, кишечника
9) Назовите объективные методы регистрации сократительной деятельности матки
- наружняя и внутрення многоканальная гистерография
- радиотелеметрия
10)Назвать причины патологического прелиминарного периода, способы его лечения
- нейро-эндокринные нарушения
- нейро-циркуляторная сосудистая дистония
- вегетативный невроз
- лечение направлено на нормализацию нарушенных корково-подкорковых и эндокринных взаимоотношений
- способствовать биологической готовности организма к родам, нормализации сократительной функции матки
11)Показания для применения медикаментозного сна
- усталость роженицы
- продолжительность патологического прелиминарного периода более 10-12 часов
- как один из этапов лечения аномалий родовой деятельности
12)Перечислить гормональные препараты, применяемые для создания эстрогенного фона перед медикаментозным родовозбуждением
- эстрадиола дипропионат, синестрол, фолликулин
13)Механизмы действия эстрогенных гормонов на беременную и рожающую матку
- сенсибилизируют рецепторы миометрия к окситотическим веществам
- увеличивают маточно-плацентарный кровоток
|
- способствуют синтезу сократительных белков миометрия
- усиливают сократительную способность миометрия
14)Перечислить гормональные препараты задней доли гипофиза и их синтетические аналоги, применяемые для лечения слабости родовой деятельности
- вазопрессин, окситоцин
- окситоцин, дезаминоокситоцин, питуитрин
15)Перечислить препараты, угнетающие активность холиноэстеразы или стимулирующие действие ацетилхолина
- окситоцин, прозерин, хинин
16)Перечислить биологически активные вещества, применяемые для лечения слабости родовой деятельности
- кинины, гистамин, соротонин, простагландины
- простагландины (для лечения)
17)Перечислить тесты определения готовности организма беременной к родам
- «зрелость» матки, резистоцервикометрия, маммарный тест, окситоциновый тест, кольпоцитологический
18)Методика окситоцинового теста
- в первые 3 мин. после введения в/в введение 0,01-0,03 Ед. окситоцина наблюдается не менее 3 сокращений матки за 10 мин. (тест положительный)
19)Перечислить характерные признаки влагалищного мазка за 1-3 дня до родов
- эозинофильный индекс до 20%, пикнотический индекс до 40%, поверхностные клетки до 40%-80%
20)Перечислить признаки «незрелой» шейки матки
- Шейка матки отклонена к крестцу, длиной более 2 см, консистенция плотная, наружный зев закрыт или пропускает 1 палец, надвлагалищная часть выше плоскости входа в малый таз
21)Перечислить признаки «зрелой» шейки матки
- укорочена до 2 см., мягкая, податливая, пропускает 1 палец, плавно переходит в нижний сегмент
22)Указать клинические признаки дискоординированной родовой деятельности
|
болезненные нерегулярные схватки, повышенный базальный тонус матки, между схватками матка расслабляется не полностью, уплотнение краев шейки матки в
ватку, преждевременное излитие о/вод.
23) Принципы лечения дискоординированной родовой деятельности
- седативные препараты, аналгетики, спазмалитики, токолитики, антигистаминные седства
24) Назвать причины быстрых и стремительных родов
- начальная стадия дискоординации родовой деятельности матки (гиперактивность матки); повышенное количество в организме женщины окситоцтна, норадреналина, ацетилхолина; нарушение кортико-висцеральной регуляции родовой деятельности, тиреотоксикоз
25) Клиническая характеристика бурной родовой деятельности
- более 5 схваток за 10 мин., интенсивность схваток более 50 мм.рт.ст., базальный тонус матки более 12 мм.рт.ст.
26) Перечислить основные осложнения при бурной родовой деятельности
- разрывы мягких тканей родовых путей, кровоизлияния в головной мозг плода
- преждевременная отслойка плаценты
- эмболия о/водами
27) Перечислить противопоказания к проведению родостимуляции
- рубец на матке, несоответствие головки плода тазу матери, дистоция и рубцовая деформация ш/матки, гипоксия плода, неправильные положения предлежащей части плода, многорожавшие (более 6 раз).
Задачи.
№1. Первородящая 35 лет, в родах 10 часов, отмечает усталость. Срок беременности 41-42 недели. Предполагаемая масса плода – 3800±200 г. Сердцебиение плода 162 удара в минуту. Вагинальное исследование: шейка матки сглажена, открытие 5 см. Плодный пузырь цел, плоский. Головка прижата ко входу в малый таз. Емкость таза удовлетворительная. Предложить рациональный метод родоразрешения
Ответ: Премедикация. Вскрыть плодный пузырь. Предоставить медикаментозный сон-отдых, после чего начать родостимуляцию.
№2. Повторнобеременная, первородящая, 30 лет имеет в анамнезе 2 самопроизвольных выкидыша. В родах 13 часов. Открытие шейки матки около 2 см. Тазовое предлежание. Предполагаемая масса плода 3600 г. Безводный промежуток 10 часов. Диагностирована внутриутробная гипоксия плода. Схватки короткие, не ритмичные, без тенденции к усилению. Какова акушерская тактика?
Ответ: Начать антибактериальную терапию, лечение внутриутробной гипоксии плода. Произвести операцию кесарева сечения.
ЗАНЯТИЕ № 13-14
ТЕМА: ГЕСТОЗЫ.
Цели занятия.
· Развить клиническое мышление, умение оценить группу риска по возникновению гестозов, выявлять ранние симптомы, проводить дифференциальный диагноз с другой экстрагенитальной патологией, составлять алгоритм тактики и ведения, умение оказать экстренную помощь.
· Воспитать навыки сбора анамнеза и оценки степени тяжести гестозов, деликатному общению с беременными, деонтологическому и правовому подходу при решении тактических вопросов, особенно при тяжелых гестозах.
· Дидактическая цель – привлекать знания пропедевтики и терапии, реаниматологии, умение установить причинно-следственные связи при развитии гестоза для оценки степени тяжести и возможности прогнозирования исходов беременности.
Этапы достижения цели.
· На основании знаний патанатомических изменений в органах и системах установить основные патогенетические моменты течения и прогрессирования гестозов. Проверить и составить граф-логической структуры этиопатогенеза гестозов. Подчеркнуть важность ранних симптомов гестоза, считая их уже разгаром заболевания.
· При клиническом обходе и разборе беременных с гестозом представить методы и объем обследования, возможности постановки расширенного акушерского диагноза, тактику ведения, принципы терапии.
· У постели беременных дать возможность провести дифференциальную диагностику гестоза с другой экстрагенитальной патологией.
· Закрепить полученные знания при решении характерных ситуационных задач.
3. График проведения занятия (ООД) (в % всего времени занятия)
· Введение. Орг.моменты. (3%)
· Контроль исходного уровня знаний (до 15%)
· Фронтальный опрос
· Тест-эталонный контроль.
· Коррекция исходного уровня, методические установки.
· Самостоятельная работа (курация, клинический разбор, обход)(70%)
· Прием «выполненной» работы. Контроль достижения цели (10%).
· Подведение итогов (оценка). Задание на дом (2%)