План
1. Характеристика аудирования как вида речевой деятельности.
Основные психологические и лингвистические трудности при обучении аудированию.
2. Цели обучения аудированию.
А) Аудирование как средство обучения немецкому языку.
Б) Аудирование как одна из целей обучения.
3. Содержание обучения аудированию.
4. Система упражнений при обучении аудированию.Требования к текстам.
5. Контроль аудирования.
1. Аудирование - это рецептивная, мнемическая деятельность по восприятию и распознаванию речевых сообщений, при этом восприятие речи происходит в момент её прохождения.
Проблемой аудирования занимались: Зимняя И.А., Гез, Апатова, Сатинова, Елухина, Дехерт и др.
Аудирование занимает большое место в акте коммуникации: примерно 40-50% информации мы получаем через слушание, остальные 50% через чтение и письмо.
Структура аудирования
Аудирование имеет трёхступенчатую структуру.
1. Мотивационно-побудительная фаза - предполагает желание, мотив узнать что-либо и понять собеседника.
2. Аналитико-синтетическая фаза - носит свёрнутый характер, предпосылкой для восприятия является наличие в долговременной памяти определённых эталонов: звуков, слов и словосочетаний, интонационных моделей.
3. Исполнительская фаза - внешнее тоже не выражена, продуктом аудирования является умозключение, осуществляемое во внутренеей речи.
Зимняя И.А. различает предмет и результат аудирования.
Предмет (т.е. то, на что направлено аудирование) - чужая мысль. Результат - понимание и соответствующая реакция.
По характеру аудирование представляет собой рецептивный непосредственный вид деятельности.
По роли - это реактивный вид деятельности.
|
Основные внутренние механизмы:
1. Восприятие
2. Внимание
3. Кратковременная память
4. Фонематический и интонационный слух
5. Осмысление
6. Антиципация (предвосхищение)
7. Обобщение
Трудности, связанные с восприятием текста
1. Психологические
-нельзя изменить темп слушания, остановить, сделать паузу;
-слушание связано с сильным напряжение умственной деятельности;
2. Лингвистические
-наличие неищученного языкового материала, количество незнакомых слов в тексте не должно составлять более 3%, и это не должны быть ключевые слова (если слова ключевые - их нужно предварительно обработать);
-трудности, связанные со смысловым содержанием текста;
-длина предложений в текстах для аудирования должна быть оптимальной (7 +- 1-2 слова). Тексты не должны быть длинными;
-речевые качества собеседника, тембр голоса, естественная запись или учебная, с помехами или без;
Факторы, влияющие на аудирование
1. Факторы, характеризующие условия аудирования и степень участия слушающего: отчётливость речи, темп, тембр, количество предъявлений, качество записи.
2. Факторы, обусловленные языковой формой, в частности допускается использование интернационализмов, производных слов и слов, понятых из контекста (потенциальный словарь).
Цели обучения аудированию
Аудирование выступает в процессе обучения и как посредство обучения.
Аудирование как средство обучения:
Мысль о том, что обучение иностранному языку следует начинать с аудирование высказывалась ещё в 19в. английским методистом Гарольдом Пальмером.
1. В процессе обучения учащиеся учатся понимать слова учителя по ходу урока (Unterrichtssprache).
|
2. Учащиеся учатся понимать высказывания других учеников как источник информации.
3. Аудирование выступает средством введения лексики в контексте, при обучении чтению, говорению; часто тексты являются основой устной речи.
Аудирование как цель обучения:
Предполагает развитие механизмов аудирования и уровней (видов) аудирования.
И.Л.Бим и Дехерт выделяют три вида аудирования:
1. С общим охватом содержания.
2. Выборочный.
3. С полным пониманием.
В 5-7 классах преобладает первый и третий уровень.
Выборочное понимание отходит на старший этап.
Новым в современных целях обучения аудированию является обучение уточнению при понимании текста с помощью переспроса (Z.B.: Wie bitte? Was haben Sie gesagt?...). Это требование преближено к естественной ситуации общения.
Содержание обучения аудированию
Аудирование - это программа действий с текстом, который воспринимается на слух.
1) Тексты выступают как источник информации
2) Действия с ними
Каждый из компонентов содержания обучения должен быть объектом целенаправленно-организованного обучения. В учебных целях действия с текстом делятся на разные группы, например:
Различение звуков в словах: распознавание сообщения или текста, построенного на знакомом материале, материале на уровне предложений; распознавание сверхфразовые единств или микротекстов; аудирование текста с вербальной и невербальной реакцией при понимании; аудирование текста с незначительным количеством незнакомой лексики и с достаточно большим количеством незнакомой лексики, когда мы можем использовать перенос.
|
Таким образом, тексты и действия с ними и является содержанием обучения аудированию.
Требования к текстам для аудирования
В 5-6 классах тексты строятся на полностью знакомом материале, но в нём могут использоваться интернационализмы (5кл.) и производные слова (6кл.). Звучание текста в пределах 1 минуты.
6-7 кл. - звучание текста до 3 минут, вводится 1% незнакомой лексики, с использованием потенциально-знакомой лексики.
7 кл. - обучение умению переспроса.
8-9 кл. - допускается большое количество незнакомых слов - до 3% в зависимости от вида аудирования (полное понимание, основное содержание, выборочное).
Учащиеся должны добиваться понимания путём переспроса для полного понимания, либо игнорировать те помехи, которые не мешают пониманию основного содержания.
Количество предъявлений - если 2 раза, то с разной методиченской задачей.