Целью обучения монологической речи является формирование монологических речевых умений, т.е. правильно в языковом отношении строить высказывание; логически последовательно, достаточно полно и коммуникативно-мотивированно.
=А= Характеристики монологической речи.
Прежде всего, ей свойственны все те качества, которые характеризуют весь процесс говорения.
Особенностью монологической речи является её планируемость, её непрерывность, контекстность.
Основными лингвистическими особенностями монологической речи являются: полносоставность предложений, тяготение к книжно-письменному стилю, разноструктурность предложений, связность высказывания.
В зависимости от вида информации различают следующие типы коммуникативных высказываний (виды монолога): монолог-описание, монолог-сообщение, монолог-повествование, рассуждение.
Умение связного высказывания проявляется во владении связующими элементами предложений (слова - коннекторы), а также в умении комбинировании известные речевые образцы в соответствии с целями и условиями общения.
Исходными единицами при обучении монологической речи является предложение и СФЕ. Е.И.Пассов считает, что обучение монологической речи начинается тогда, когда ставится задача высказывать как минимум ДВЕ связные фразы.
=Б=
Все качества монологической речи формируются в соответствующих упражнениях. Упражнения можно классифицировать по видам опор, по объёму высказывания, по степени комбинированности. Опоры, с помощью которых выполняются упражнения:1) наглядность; 2) текст; как основа (образец) устного высказывания; 3) ситуация; 4)тема; 5) ЛСТ (ЛСС)
Выбор упражнений зависит от стадии обучения иностранному языку:
|
На 1 этапе учащиеся овладевают основами монологического высказывания. Монологические умения формируются в учебной монологической речи, т.е. упражнения не имеют подлинной коммуникативной направленности. Например, монологические высказывания по картинкам. После чтения текста-образца учащиеся описывают подобную картинку, а затем рассказывают о себе и своём окружении. Речь приобретает черты подлинной коммуникативности.
2 этап – этап совершенствования монологических умений. На этом этапе широко используются те же опоры, но монологические высказывания носят более коммуникативный характер. Например, наряду с описанием используется уже оценка.
Использование текста как опоры или образца для обучения высказыванию имеет свои особенности.
Так пересказ текста - не самоцель, а стержень к достижению другой цели, т.е. не подготовленной речи.
Одной из важных опор для монологических высказываний представляет собой тема, т.к. обучение языку строится по тематическому принципу:
1. Ученик и его окружение;
2. Наша страна;
3. Страна изучаемого языка.
Но сейчас более актуален блок говорения.
Сразу после овладения первыми РО, обозначающими название предмета и указание на качество, учащиеся начинают строить самое элементарное описание предмета. По мере накопления РО, осуществляется их комбинирование (нанизывание) в определённую логико-смысловую схему, а именно: называние предмета - указание на его качество – на его действие – на характер действия – место действия.
На этой основе уже на 1 году обучения учащиеся овладевают двумя коммуникативными типами речи: описанием и сообщением.
|
Овладение другими типами микромонолога – рассказом, рассуждением, предусмотрено на 2 и 3 году обучения. Постепенно высказывания усложняются по мере комбинирования в них различных коммуникативных типов речи. Например:
(приведите примеры УМК 8-10 класса)
Обучение чтению
1. Характеристика чтения как ВРД и опосредованного способа общения.
2. Цели обучения чтению в УМК по нем. яз.
3. Содержания обучения чтению.
4. Методика обучения чтению.
5. Способы контроля прочитанного.
Литература: И. Л. Бим «Теория и практика обучения»; Шатилов «Методика преподавания»
1. Чтение является одним из важнейших видов коммуникации, которая направлена на извлечение информации из письменного фиксированного текста. Оно занимает важное место по распространенности и доступности в сравнении с устной речью в современных условиях. Чтение относится к рецептивным видам РД. Процесс чтения базируется на функционировании механизмов в чтения вслух и про себя. Читающий охватывает комплекс букв, слово или комплексов слов. Они вызывают у него определенную систему связей, которые выстраиваются в гипотезу. Если гипотеза и значение совпадает, то возникает понимание читаемого. Основным недостатком чтению у учащихся является восприятия текста не как совокупности коммуникативных блоков, образующих речевое целое, а как линейной последовательности слов. Пословное чтение мешает формированию умений чтения как коммуникативной деятельности. Вредно также постоянное обращение к чтению вслух.
|
Для понимания специфики процесса чтения важно учитывать его структуру и характеристику.
Структура:
1. побудительно-мотивационная часть связана с зарождением потребности в процессе восприятия; потребность приводится в действие коммуникативной задачей, создающей установку на извлечение информации. Методической задачей на этом уровне является поиск приемов обучения, стимулирующих мотивов чтения. Особое значение имеют здесь элементы игры, занимательность задания, ориентация на дальнейшее использование информации;
2. аналитико-синтетическая часть протекает либо только на внутреннем плане (при чтении про себя), либо во внутреннем и внешнем плане (при чтении вслух). Эта часть содержит четыре взаимно связанных фазы:
1) смысловое прогнозирование;
2) вербальное слияние;
3) установление смысловых связей;
4) смыслоформулирование.
3. исполнительская фаза, а именно на ней должен быть получен результат чтения: извлечение информации, понимание и реакция на нее.
В процессе чтения создается эффект диалога между читающим, текстом, автором текста, персонажем, эпохой. Это дает основание говорить о чтении как способе общения опосредованного текстом. От того, насколько в процессе обучения будет отражаться это свойство, можно судить о его коммуникативной направленности.
О чтении как способе общения свидетельствует функция чтения:
1) познавательно-коммуникативная;
2) регулятивная;
3) ценностно-ориентационная;
4) конвенциональная.
С проблемой функции чтения связана проблема ситуативности чтения, т.е. набору условий, необходимых и доступных для понимания.
Проблема коммуникативных задач чтения – например: скажи, где можно использовать полученную информацию.
Формы чтения:
1) чтение вслух;
2) чтение про себя, предполагает как содержательный, так и смысловой поиск.
Чтение рассматривается как:
1) чтения для отработки механизмов чтения (техника чтения)
2) чтение вслух как чтение для других, когда голосом, мимикой, читающий показывает свое отношение к прочитанному и свое понимание прочитанного, но это подготовленное чтение. Это очень сложное коммуникативное умение.
2. Цели обучения чтению сформулированы в программе, учащиеся должны понимать тексты с общим охватом содержания несложные тексты и читать более сложные тексты с извлечением полной информации с использованием словаря и элементов анализа. Таким образом, целевыми являются 4 вида чтения:
1) чтение с полным понимаем читаемого(детальное, изучающее);
2) чтение с пониманием основного содержания (курсорное, ознакомительное)
3) поисковое чтение;
4)просмотровое чтение.
Следует различать иды и формы чтения. Видов всего 4, форм существует примерно 50 (интенсивное, аналитическое, домашнее чтение и др.)
В современных условиях цели обучения чтению конкретизируются, а именно: конечными целями обучения чтению как виду общения будут умения реализовать функции общения.
В учебном процессе чтение выступает и как средство обучения. Учащиеся учатся пользоваться словарем. Текст для чтения служит средством для развития навыков устной речи; чтение связано с обучением письму, учащиеся читают задания к устным упражнениям.
3. Компоненты содержания обучения тексту:
1) овладение лингвистической информацией, системой графических знаков, лексических единиц, овладение грамматическими признаками, правилами синтаксиса;
2) овладение экстралингвистической информацией, извлекаемой из текста, отсюда требования к самим текстам и материалам для чтения: содержательная сторона текстов, объем;
3) действия по распознанию текста, по преодолению трудностей, выделению смысла, интерпретации прочитанного.
4. В действующих УМК принята поэтапная организация обучения чтению: от уровня слова (словосочетания и синтагмы) к предложению, сверхфразовому единству и тексту. Сначала чтение вслух, затем чтение про себя, переход к чтению про себя намечается уже к концу первого года обучения. Указанная система реализуется с помощью системы упражнений:
1) ориентирующие, направляющие внимание на технику чтения, например: озвучивание букв, буквосочетаний, ударений на уровне слова, словосочетания, предложения, текста;
Lest die Sätze, beachtet die Betonung
2) использование упражнений формирует навыки и умения чтения как опосредованного общения:
а) упражнения первого уровня осуществляются на связном тексте, предполагает многократное возвращение к тексту, фиксируют внимание школьников на способах снятия помех (обращение к словарю, догадка). Они могут содержать различные опоры (рисунки), вербальные (сноски);
б) исполнительские упражнения второго уровня фиксируют внимание учащихся на содержательной и смысловой стороне читаемого. Эти упражнения можно назвать речевыми в чтении (выделение основной мысли, чтение и сравнение полученной информации).
3) контролирующие упражнения;
а) традиционные способы контроля, т.е. перевод текста на родной язык, выборочный перевод, ответы на вопросы по содержанию теста;
б) нетрадиционные формы контроля: тексты на выбор, тест на дополнение, задание типа «прочитай и сделай»; они носят часто невербальный характер.
Приемы работы:
При чтении вслух - чтение до первой ошибки, чтение на время, чтение расширяющихся синтагм, чтение громким шепотом;
Чтение вслух как выразительное – нужно контролировать только после подготовки (отработки пауз, интонации), конкурс теледикторов, конкурс чтецов, выборочное чтение;
Чтение про себя – смешанные тесты, тесты на дополнение, деформированный текст, цифровое кодирование, можно использовать пересказ по-русски, а не перевод, составление кроссвордов с ключевыми словами из текста; коллективные формы работа (ИЯШ 1986 №3); учитель предлагает ключевые слова из текста, группа или пара составляют рассказы, составленные рассказы сравниваются с прочитанным текстом.
Тексты для чтения: тексты разных жанров (художественные, деловые), тексты разных видов (прагматические тексты: текст-объявление, текст-расписание, реклама, заголовок, меню, программа передач.