Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Часть внеурочных учебных занятий непосредственно связана с уроками-выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др. часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, идивидуальные занятия, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
- создание атмосферы иноязычного общения, приближенной к естественной
-расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью
- стимулирование интересов учащихся к изучению предмета
-помощь ребёнку в формировании мировоззрения.
Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку:
1. Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка.
2. Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на иностранном языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях кружка, инсценирование и драматизация.
|
3. Принцип преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.
Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к иноязычной деятельности.
4. Принцип учёта возрастных особенностей учащихся.
Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.
6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учёта указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
|
- добровольность участия
-сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя
-занимательность и новизна содержания, форм и методов работы
-эстетичность всех проводимых мероприятий
-гласность
-привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы:индивидуальные, групповые и массовые.
Массовые формы внеклассной работы не имеют чёткой организациоонной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера.
Групповая форма внеклассной работы имеет чёткую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединённых общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные драматические, переводчиков, внеклассного чтения и т.д.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, оформляют стенгазеты. Особый вид индивидуальной внеклассной работы-индивид. Занятия со слабоуспевающими учениками. Они дают возможность более последовательно осуществлять индивидуальный подход к ученику и преодолевать проблемы в знаниях.
|
Во внеклассной работе воспитательной работе по ИЯ, также как и в любом ином виде познавательной деятельности, мы развиваем как познавательные, так и социальные мотивы учения.
Отметим те виды мотивации, развитие которых способствует повышению эффективности в обучении ИЯ:
1) целевая коммуникативная мотивация, когда главная внутренняя установка ребёнка-это общение со сверстниками и взрослыми.
2)страноведческая мотивация, вытекающая из удовлетворения специфического,эмоционально-личностного интереса ребёнка к стране изучаемого языка, её культуре, народу.
3)лингво-познавательная мотивация, вытекающая из интереса к самой языковой форме(например, к этимологии, приращению лексического запаса, работе с контекстом.)
4)компенсаторная мотивация -стремление к системности, полноте, нефрагментарности приобретаемых знаний, умений, навыков.
5)инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определённых видов работы
6)эстетическая мотивация, вытекающая из эстетического удовольствия, наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка, от участия в различных формах внеклассной работы по ИЯ.
Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определённый период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников.