Современные тенденции в обучении иностранному языку.




Эти тенденции можно представить в двух аспектах:

1) общепедагогический;

2) методический.

Современные тенденции направлены на гуманизацию и гуманитаризацию учебного процесса по иностранному языку. Гуманизация предполагает максимум внимания развитию личности и её правильному восприятию других людей. Именно гуманизация сейчас признаётся движущей силой развития методики преподавания иностранного языка в противовес авторитарности. В центре обучения находится ученик. Однако, ещё одна сторона гуманизации связана с наличием индивидуальных особенностей учителя. Учитель рассматривается как личность, организатор иноязычного общения, как речевой партнёр учащихся а не только как источник знаний. Отсюда, и новый подход к книге для учителя в УМК по немецкому языку «Шаги». Вместо поурочного планирования, которое отбивало у учителя желание творчески работать, сегодня существует блочное планирование. Взаимодействие ученика и учителя приобретает личностный смысл для обеих сторон, поэтому и учитель и ученик должны чаще говорить о себе.

Гуманитаризация обучения проявляется в установлении диалога культур, в сравнении фактов, выделении самобытности с обеих сторон. Гуманизация и гуманитаризация ярко отражают развивающий аспект обучения. Особый интерес представляет раннее обучение иностранному языку, индивидуализация и проблемное обучение иностранному языку и видам речевой деятельности.

Рассмотрим ряд тенденций методического плана, связанных с процессом обучения иностранному языку:

1. Более чёткое представление о целях и задачах обучения иноязычному общению. В настоящее время на первый план выдвигается реализация функций общения. Общение следует рассматривать как устное непосредственное, так и опосредованное. Прежде всего это чтение книг, телевидение, радио. Реализация функций общения осуществляется через коммуникативные задачи. Задача урока подчиняется конечной цели о.и.я., но отличается от нее своей конкретностью. Например, научить употреблять и понимать лексику по теме или научить строить связанные высказывания, научить вести диалог-расспрос. Задача урока должна быть сформулирована так, чтобы в конце урока учитель смог ответить на вопрос:

научил он или нет?

2. Новые тенденции наблюдаются и в самой трактовке основного методического принципа — принципа коммуникативной направленности. С одной стороны, коммуникативная направленность предполагает моделирование естественной коммуникации, т.е. создание на уроке естественных ситуаций обмена мыслями и информацией с учётом интересов, жизненного опыта, индивидуальных особенностей. Устные высказывания и любая речевая деятельность должны быть направлены на взаимопонимание с окружающими,а не являться только объектом контроля. Отсюда вытекает комфортность общения, связанная с благоприятным психологическим климатом. При чтении любой текст - это прежде всего источник экстралингвистической информации, а не контроля техники чтения, и даже не образец языковых средств. Кроме того, приближенным к естественной деятельности можно считать использование любых мотивированных действий как через внутренние, так и внешние мотивы.

С этих позиций в учебном процессе больший удельный вес у языковых упражнений, но нужно подавать их в занимательной форме, в виде игр, соревнований и пр.

3. К современным тенденциям в обучении иностранному языку относятся, V1 элементы интенсивного обучения, СИТ, электронные и мультимедийные средства, проектные технологии. Лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку приобретает все новые черты, он предполагает знакомство со страной и её культурой, а также с реалиями социокультурных сведений. Сейчас такой подход называют социокультурным.

Творческое отношение учителя к построению урока находит сегодня проявление в модификации уроков иностранного языка. Иначе такие уроки принято называть активными (нетрадиционными) формами. Они позволяют теснee осуществлять педагогическое сотрудничество. Это урок-экскурсия, сюжетная игра, урок- конференция, урок-телемост, урок-путешествие, викторина и др. Это может быть целый урок, а может быть часть его. Особое значение имеет сочетание урочных и внеурочных форм работы. Здесь важно использовать групповые, парные, индивидуальные формы работы, а также обучение учащихся приемам самостоятельной работы.

4.Современные средства оценивания результатов обучения, в том числе – широкое использование тестов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: