1. Урок - логически законченный отрезок учебного процесса, в котором действуют преподаватель и ученик, достигаются определенные цели и задачи путем выполнения заранее спланированных упражнений на основе определенных средств и приемов работы.
Урок реализует определенную методическую концепцию определенного автора УМК.
Вопрос о типологии урока иностранного языка решается в методике неоднозначно «в зависимости от системы уроков». Этими вопросами занимались М.С. Ильин, А.А Миролюбов, О.З Якушина, М.И. Комков, Е.И. Пассов и др.
М.С. Ильин выделял аналитические и синтетическиеуроки. При этом аналитические уроки направлены на тренировку языкового материала, синтетические уроки на обучение всем видам речевой деятельности.
О.З. Якушина выделяет 2 типа уроков:
1) в его основе находится деятельность, направленная на формирование языковых навыков (лексических, грамматических, фонетических). Но здесь предусматривается выход в речь, направленную в виде вопросов, условно- речевых упражнений;
2) деятельность направляется на развитие навыков иноязычного общения, т.е. на обмен иноязычной информацией в виде монолога, чтения, аудирования и письма.
М. И. Комков выделяет 3 типа уроков:
1) тренировочно- коммуникативные;
2) коммуникативно - познавательные;
3) комбинированные.
Е.И. Пассов - написал книгу «Урок иностранного языка в школе». Он выделяет 3 типа уроков: «Исходит из уровня сформированности речевых навыков и умений».
1) урок формирования речевых навыков (та же лексика и грамматика отрабатывается в речевых и условно речевых упражнениях);
2) урок совершенствования речевых навыков;
3) урок развития речевых умений.
|
В любой классификации уроков тип урока определяется по ведущей цели и преобладающей работе по формированию навыков и умений.
Формы уроков
Сегодня это такие формы как:
· урок- проект;
· киноурок;
· урок- лекция;
· урок- экскурсия, например экскурсия по школе
· заочное путешествие (страна изученного языка, город);
· урок в библиотеке;
· урок на улице.
Данные формы работы называются нетрадиционными формами урока.
Структура урока иностранного языка имеет свою особенность и специфику.
Дело в том, что элементы традиционной структуры уроков по другим предметам не совпадают с чертами современного урока иностранного языка.
Традиционная структура урока характеризуется жесткой последовательностью его этапов:
1) объяснение
2) закрепление
3) повторение
4) опрос
Такая схема отвечает больше задаче сообщения и закрепления материала, но не задаче овладения иностранным языком как средством общения.
Именно атмосферу общения Е.И. Пассов считает основной чертой урока иностранного языка.
Е.И. Пассов вводит понятие- логика урока иностранного языка, куда входят целенаправленность, целостность урока, динамика и связность урока. Она предполагает соразмерность всех компонентов урока, единство и последовательность материала по содержанию. Примером такого урока может служить такая форма урока, как сюжетная игра.
Например: «In der Bibliothek»
Поэтому структура урока иностранного языка должна быть более гибкой. Она определяется этапом обучения.
Например: на начальном этапе урок будет иметь больше компонентов, чем на старшем.
|
Структура урока определяется так же местом урока в системе уроков.
Например: вводные уроки будут иметь ознакомительный и тренировочный характер. Завершающие уроки будут ориентированы на применение полученных знаний, умений и навыков, будут проводиться в виде урока- проекта, конференции.
Этапы урока
1) Начало урока.
Целью начала урока является организация учащихся на работу, задача – ввести их в языковую среду, не должно присутствовать формальных видов работы.
Например: формальный разговор с дежурным о дате, днях недели.
Подвергается критике рапорт дежурного как элемент военизированного
стиля.
Основное содержание каждого этапа должны составлять упражнения.
Второй аспект структуры урока- связи между его этапами. Один вид работы должен плавно переходить в другой.
Например: на уроках иностранного языка проводится фонетическая зарядка. Она может по разному объединяться с другими этапами урока, может проводиться перед чтением текста в целях предупреждения ошибок; как элемент эмоциональной разгрузки в виде песенок, рифмовок, стишков.
Фонетическая зарядка может проводится в серединеурока, после выполнения ряда упражнений на исправление типичных ошибок. Это так называемый «сбор ошибок ». (по Е. И. Пассову)
2) Центральная часть урока посвящена повторению и контролю домашнего задания. Их целесообразию проводить в занимательной форме, сопровождая тренировочными контролируемыми упражнениями. Далее следует объяснение нового материала и его тренировка. Тренировке должна быть посвящена значительная часть урока. Это может быть работа над лексикой, объяснение грамматического материала. Обязательно закрепление материала в хоровой отработке, в цепочке АBСDЕ, в чтении микротекстов, в аудировании текстов.
|
Обычно домашнее задание включает; письменное упражнение, устное упражнение и чтение. Выполняя письменное упражнение, ученик должен быть готов к устному отчету, так как письменное упражнение проверяется в классе устно по учебнику (тетрадь он сдает учителю на проверку). Время и место контроля определяется необходимостью использования этого материала на уроке. Если языковой материал письменного задания требуется учащимся для устной речи, то его можно включить в соответствующиеупражнения; можно его использовать и в речевой зарядке. В этих случаях происходит актуализация материала домашнего задания в момент, когда он необходим, это, кат говорят психологи, создает условия, благоприятствующие усвоению. Проверка устного домашнего задания, которое носит полутворческий или творческий характер типа: выучить стихотворение, подготовить сообщение по теме «...», составить план-программу устного высказывания о..., — включается либо в фонетическую зарядку (стихотворение), либо в речевую зарядку как подготовка к беседе по теме и, наконец, непосредственно в устное общение в центральную часть урока, для которого выполненное учащимися домашнее задание может служить опорой. Проверка домашнего задания, по чтению встраивается в работу по чтению на уроке. Если ученик должен был дома подготовить выразительное чтение текста или его фрагмента, то проверка возможна в рамках «фонетической зарядки», непосредственно предшествующей работе по чтению на уроке. Если учащиеся читали текст дома про себя, то контроль его ведется по заданиям к тексту и фактически составляет содержание работы над текстом на уроке.
Значительная часть урока должна быть посвящена устным формам работы. Письменные виды работы присутствуют на уроке не так широко, т.к. отнимают много времени.
3) Завершающий этап урока отражает результаты проделанного урока, а так же инструкцию относительно выполнения домашнего задания.