План:
1. Роль контроля и учёта знаний, речевых умений и навыков в процессе обучения немецкому языку.
2.Функции контроля и требования к его проведению.
3. Объекты, виды, формы контроля.
4. Контроль в УМК по немецкому языку.
5. Современные средства оценивания, ЕГЭ, языковой портфель.
Согласно программе, в период обучения ин. Языку учащиеся овладевают тремя видами речевой деятельности: письмо, устная речь и чтение. Такова цель овладения названными видами речевой деятельности.
Владея языковым материалом и речевыми умениями, ученик проявляет их в ходе контроля за речевой деятельностью.
Контроль рассматривается в методической литературе как как способ систематической проверки степени усвоения материала. Осуществляя контроль, учитель получает информацию о ходе усвоения материала, о степени сформированности знаний, умений и навыков и об эффективности применяемых приёмов обучения. В настоящее время наметились разные подходы к определению контроля: в широком смысле контроль рассматривается как способ и средство оценки планируемого результата в овладении навыками и умениями иноязычного общения. И.Л. Бим рассматривает контроль как сопутствующий метод в деятельности учителя- в узком смысле.
В базовом курсе немецкого языка представленная система контроля предполагает именно контроль навыков и умений речевого общения.
Правильный контроль и учёт знаний, умений и навыков способствует активизации учащихся на уроке, развитию их интересов. На современном этапе проблема контроля приобретает особую важность ещё и потому, что без этого невозможно повысить качество и эффективность обучения ин. языку. Чем совершеннее контроль, тем эффективнее обратная связь и управление педагогическим процессом.
|
Формы контроля.
1. Индивидуальный
2. Фронтальный
3. Вербальный и невербальный
4. Устный и письменный
5. Одноязычный и двуязычный
Формы контроля могут сочетаться с определяющей спецификой речевой деятельности(контроль говорения-устная форма).
Проблема индивидуального опроса и поурочного балла до сих пор не решена окончательно. Одним из предложений по совершенствованию контроля является плановый пообъектный контроль и учёт его результатов. Объектами выступают виды речевой деятельности и все виды работы учеников. Основой такого контроля является план-график с фамилиями учащихся и объектами контроля.
монолог.р | диалог. р. | лексика | грамматика | диктант | и т.п. | |
Сидоров Петров Иванов |
Различают традиционные и нетрадиционные формы контроля(перевод, пересказ, ответы на вопросы), вербальные и невербальные(тесты, рисунки, символы). Существуют тесты на дополнение и на множественный выбор. Они очень экономичны во времени и способствуют уплотнению урока.
2.
Контроль-сложное диалектическое явление, имеющее ряд функций. Исследование функций показывает, какие конкретные педагогические задачи реализуются в процессе обучения с помощью контроля:обучающая, воспитывающая, развивающая, диагностическая, корректировочная, управленческая, оценочная. Обучающая функция реализуется в том, что установка на контроль влечёт за собой интенсификацию работы мозга, что в свою очередь обеспечивает активное отношение учащихся к предмету усвоения(именно в активном отношении учащихся к предмету и содержатся главные обучающие возможности контроля. Они находятся в тесном единстве с развивающими и воспитательными задачами). Реализация данной функции обеспечивается системой контрольных упражнений, синтезирующих ранее усвоенный материал в определённой последовательности.
|
Диагностическая функция позволяет своевременно обнаружить успешность или неуспешность в обучении. И, в зависимости от обнаруженных результатов, она позволяет строить обучение дальше. Можно вносить изменения в систему заданий, можно изменить ход и содержание работы на уроке. Такой корректировке всегда предшествует анализ причин, приведших к этому факту.
Корректировочная функция состоит в выявлении степени овладения новым материалом с целью оптимизации и улучшения овладения им.
Управленческая функция обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом, речевыми умениями и навыками. Необходимое условие-соблюдение последовательности в подаче материала:от простого к сложному, учитывая потребности речевого общения.
Оценочная функция проявляется в создании для учащихся стимулов в их деятельности, так и сам процесс, качество его протекания. В этом плане наряду с отметкой большую роль играют оценочные суждения.
Расчленение функций контроля проводится прежде всего в исследовательских целях. В учебных же целях они реализуются в единстве. Их реализация связана с определёнными общепедагогическими требованиями:
1. регулярность и всесторонность
|
2. дифференцированный подход
3. объективный характер
4. соблюдение обучающего и воспитательного воздействия.
В педагогической практике используются следующие виды контроля:
1. текущий
2. тематический
3. периодический
4. итоговый
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Тематический контроль осуществляется по мере завершения работы над темой.
Периодический контроль проводится с целью овладения материалом за четверть или полугодие.
Итоговый контроль проводится в конце каждого года(срезы). В 11-ом классе проводится выпускной экзамен; с 2009 г.-ЕГЭ. При этом объектами контроля выступают все виды речевой деятельности. Требования к их овладению представлены в программе по ин. языкам.
В говорении оценивается степень соответствия высказывания теме, полнота высказывания, языковая форма, даже время говорения.
В диалоге во внимание принимается наличие фраз, стимулирующих собеседника к продолжению диалога, т.е. умение поддерживать разговор. В рецептивных видах речевой деятельности выделяется единица измерения понимания-факт. Их количество различно, в зависимости от полноты понимания(полное понимание текста или понимание основного содержания).
В последнее время в процессе усиления коммуникативности обучения на первый план оценки и контроля выдвигается решение коммуникативных задач(возрази, сравни, поблагодари и т. д).
4.
см. ИЯШ, 1985 г.,№ 1, с.3-5
Основные приёмы контроля отражены в современном УМК и реализуется в процессе обучения. При обучении говорению текущий контроль осуществляется в процессе прослушивания диалогов и монологов.
Значительное место занимает взаимоконтроль, в том числе тесты для самопроверки. В процессе взаимо- и самоконтроля большую роль играют ключи к заданиям.
Особое место занимает контроль, проводимый в конце учебного года: выполнение проектов или ко Дню нем. языка, упражнения из серии «Was wir schon wissen und können».
Контроль понимания аудирования и чтения осуществляется, как правило, невербально(цифровое кодирование, тесты, сигнальные карты) вербально(ответы на вопросы, пересказ по-русски и по-немецки, Lückenteste-тесты на дополнение)
Вкнигах для учителя представлены сами тексты для аудирования, а задания для контроля даны в учебниках.