ГЛАВА 6. Использование транса и манипуляция сознанием (вторая ступень)




Техника рассеивания. Самым значительным вкладом в развитие гипноза Милтон Эриксон считалсвою технику рассеивания (другое название - техника вставленных сообщений).Она, действительно, получила большое распространение в будущем, при поискахновых способов рекламы, пропаганды и других методов воздействия на индивидуальноеи массовое сознание. Исторической предпосылкой ее появления было увлечениепсихологов и психиатров в тридцатые годы нашего века исследованиями ассоциативногомышления. Существовала техника свободных ассоциаций: человеку предлагалиподумать о его проблеме, а затем рассказать все, что ему приходит на умв связи с этим (любые воспоминания, сновидения; любые побочные идеи, несвязанные, казалось бы, с данной проблемой логически). Оказалось, что вполученном потоке вроде бы бессвязных мыслей, свободных ассоциаций, естьслова, значимые для понимания проблемы человека, и эти значимые слова человекобязательно обозначает каким-то образом (паузой, сменой интонации, жестами).Из обозначенных слов можно сложить вполне связный рассказ о том, что представляетсобой проблема на самом деле. Хороший следователь знает, что не надо перебиватьи останавливать человека, который увлеченно врет; дайте ему продолжатьврать - и он расскажет вам всю правду. Идея Эриксона состояла в том, чтобыиспользовать этот процесс в обратном порядке: составить текст внушения,а затем "растворить" его в каком-то рассказе нейтрального содержания, обозначаявпоследствии неким способом значимые слова (составляющие текст внушения).Его интересовало, будет ли человек подсознательно усваивать такие замаскированныевнушения? При экспериментальной проверке выяснилось, что техника вставленныхсообщений является самой лучшей ловушкой для сознания.. Первые эффективныепримеры использования техники рассеивания в медицинской практике сталихрестоматийными. Они излагаются или хотя бы упоминаются в каждой книгепо эриксонианскому гипнозу под названием "история о помидоре" и "историяо стенографистке". Мне не хотелось бы пересказывать эти истории - прочитайтеих в изложении самого Милтона Эриксона. "...Джо был цветоводом. Он начал свою карьеру, торгуя на улице цветами.Джо откладывал заработанные гроши, чтобы снова приобрести цветы, потомпродать их, купить новые и т. д. Вскоре он смог купить небольшой участокземли. Теперь у него появилась возможность иметь еще больше цветов. Онвыращивал их с такой любовью и так наслаждался их красотой, так хотел поделитьсяэтой красотой с другими, что дело его шло прекрасно, и он приобретал всебольше земли, чтобы выращивать на нем все больше цветов, и т. д., и т.д. В конце концов он стал ведущим цветоводом одного большого города. Джострастно любил свое дело, был полностью поглощен им, и в то же время былхорошим мужем, хорошим отцом, хорошим другом и очень уважаемым членом местногообщества. Но вот в роковой сентябрьский день хирургам пришлось удалитьопухоль, возникшую у него на щеке, стараясь не слишком обезобразить лицоДжо. Опухоль оказалась злокачественной. Была назначена радикальная терапия,но врачи вынуждены были признать, что слишком поздно". Больному сообщили,что ему остался месяц. Что и говорить, Джо был сокрушен и подавлен. Малотого, его мучили сильнейшие боли. Когда подходила к концу вторая неделяоктября, родственники Джо попросили автора как можно быстрее посетить егов клинике и попытаться с помощью гипноза облегчить его страдания, посколькунаркотические препараты уже мало помогали. Узнав о прогнозе, данном Джо,автор без особого энтузиазма согласился приехать, поставив условие, чтов день визита вся медикаментозная терапия будет отменена с четырех утра.Врачи, лечившие Джо, любезно согласились это сделать. Перед самой встречейс пациентом автора предупредили, что он не выносит даже упоминания слова"гипноз". Вдобавок к этому один из детей Джо, молодой врач, проходившийстажировку в известной психиатрической клинике, тоже не верил в гипноз.На него не мог не повлиять тот факт, что сотрудники этой клиники разделялисамое скептическое отношение к гипнозу. Там не было, насколько известноавтору, ни одного врача, который имел бы малейший непосредственный опытв этой области. Итак, этот молодой врач должен был присутствовать при встречеавтора с Джо, и тот, очевидно, знал о его отношении к гипнозу. Джо встретилавтора очень любезно и приветливо. Скорее всего, он не знал о причине визита.При осмотре пациента, оказалось, что пораженный участок щеки и шеи по сутиотсутствовали в результате продолжавшихся после операции процессов изъязвленияи некроза. Джо была сделана трахеотомия, поэтому он не мог говорить. Онобщался с помощью карандаша и бумаги, пачки которой были у него всегдапод рукой. Меня проинформировали, что каждые четыре часа Джо получает наркотики(...) и мощные дозы седативных препаратов барбитуратовой группы. Спал онмало. Рядом с ним постоянно находилась дежурная сиделка. Джо то и деловскакивал с кровати и писал бесчисленные записки. В одних из них он писалчто-то по поводу работы, в других обращался к семье, но чаще всего этобыли жалобы на страдания, которые он испытывал, и требования дополнительнойпомощи. Острая боль мучила его беспрерывно, и он никак не мог понять, почемуврачи не могут делать свое дело так же хорошо, как он делал свое. Ситуация,в которую он попал, просто бесила его. Он расценивал ее как неудачу, аглавным мерилом в его жизни всегда был успех, которого можно добиться честнымтрудом. Когда дела в его бизнесе шли плохо, он делал все, чтобы их поправить.Почему же врачи этого не делали? У них ведь есть обезболивающие средства,почему же они позволяют ему страдать от такой нестерпимой боли? После тогокак нас представили друг другу, Джо написал: "Чего вы хотите?" Этот вопроспослужил хорошим началом для применения автором его метода наведения гипнотическоготранса и снятия боли. Здесь не будет полностью воспроизведено все, чтоговорилось во время сеанса, поскольку многие части этого длинного монологаповторялись по нескольку раз, причем не обязательно в одной и той же последовательности,и нередко в сокращенном виде, когда делалась ссылка на то, что говорилосьраньше, и повторялось только несколько фраз. Нужно признаться, что авторочень сомневался в возможности какого бы то ни было результата, так какпомимо тяжелого физического состояния у Джо наблюдались явные признакиинтоксикационных расстройств, вызванных приемом большого количества медикаментов.Несмотря на то, что автор весьма невысоко оценивал шансы на успех, он былуверен в одном - что должен и может оставить свои сомнения при себе, ивсем своим поведением, тоном каждого сказанного слова показать Джо, чтоон искренне заинтересован в нем и хочет ему помочь. Если даже только этосообщение можно было бы донести до Джо, то уже одно это принесло бы некотороеоблегчение и самому Джо, и его семье, и медсестрам, которые располагалисьв соседней комнате и которым все было слышно. Автор начал: "Джо, я хотелбы побеседовать с вами. Я знаю, что вы - цветовод, и занимаетесь выращиваниемцветов. Знаете, сам я вырос на ферме в Висконсине, и я тоже любил выращиватьцветы. И до сих пор люблю. Ну вот, я хотел бы, чтобы вы сели в это уютноекресло, а я буду говорить. Я расскажу вам о самых разных вещах, но не оцветах пойдет речь, потому что вы знаете о цветах намного больше меня.Не о цветах. Это не то, чего вы хотите. (Читатель заметит, что определенныйшрифт используется для выделения вкрапленных гипнотических внушений. Этомогут быть отдельные слоги, слова, фразы или предложения, произносимыес особой интонацией). "А теперь я спокойно могу начать свой рассказ, имне хотелось бы, чтобы вы спокойно слушали меня, пока я буду рассказыватьо саженцах помидора. Вы, может быть, и удивитесь. С чего бы нам говоритьо помидоре? Семечко помидора сажают в землю и с надеждой ожидают, что изнего вырастет растение и даст плод, который принесет удовлетворение. Семечковпитывает влагу, это не очень трудно, потому что этому помогают дожди,которые несут мир и покой, и радость роста всем цветам и помидорам. Этомаленькое семечко, Джо, медленно набухает и выпускает маленький корешокс цилиями. Вы, может быть, не знаете, что такое цилии: цилии - это такие штуки, которые работают, чтобы помочь семечку помидора вырасти, пробитьсяиз земли наверх, а вы можете просто слушать меня, Джо, пока я буду продолжатьсвой рассказ. Вы можете слушать и слушать меня, и удивляться, просто удивлятьсятому, что вы действительно можете узнать. Вот вам карандаш и блокнот, ачто касается помидора, то он растет очень медленно. Вы не видите, как онрастет. Вы не слышите, как он растет, а он растет себе: пробиваются первыекрохотные листочки, стебель покрывается нежными волосками, потом такиеже волоски появляются и на листьях. Они очень напоминают цилии на корнях,и, должно быть, позволяют растению чувствовать себя очень хорошо, оченьуютно, если вы можете представить, что растение может чувствовать. Вы невидите, как оно растет, вы не чувствуете, как оно растет но вот еще одинлисток появляется на этом крохотном стебельке, а потом еще один. Как знать,пусть это звучит по-детски наивно, но, может быть, куст помидора действительно ощущает покой и мир, пока растет. Каждый день он растет, и растет, и растет. Какой покой ощущаешь, Джо, когда наблюдаешь, как растет растение, но невидишь его роста и не чувствуешь его, а только знаешь, что все идет к лучшему для этого маленького помидора, на котором появляется еще один листок, иеще один, и новая веточка, и он спокойно себе разрастается во всех направлениях...".(Многое из вышесказанного было к этому моменту многократно повторено, иногда- отдельные слова, иногда - развернутые предложения. Немаловажным соображениембыло находить такие разные словесные формулировки для одних и тех же идей,а также многократно повторять гипнотические внушения). Через некотороевремя после начала сеанса в комнату на цыпочках вошла жена Джо с листомбумаги, на котором было написано: "Когда вы намерены начать гипноз?" Авторне мог рассмотреть надпись на листе, и ей пришлось положить лист прямоперед ним, и, соответственно, перед Джо. Не прерываясь, автор продолжалописывать помидор, а супруга Джо, взглянув на мужа, заметила, что он еесовершенно не видит и даже не подозревает о ее присутствии, находясь всомнамбулическом трансе. После этого она сразу же удалилась. "...А вскорена растении завяжется первая почка. Неважно, на которой из веточек этопроизойдет, ведь скоро все веточки, весь куст помидора покроются такимиже нежными почками. Интересно, может ли помидор, Джо, испытывать ощущениепокоя? Знаете, Джо, растение - чудесная штука, и так приятно, так забавно думатьо нем, как о человеке. Могло бы такое растение испытывать приятные ощущения,чувство покоя, по мере того как начинают формироваться крохотные помидорчики,такие крохотные, и все же убеждающие тебя в том, что сумеют пробудить твойаппетит, что вскоре тебе так захочется съесть спелый, подрумяненный солнцемпомидор, так приятно наполнить желудок едой. Как это прекрасно - ощущатьсебя ребенком, который хочет пить и утоляет жажду, хотеть пить, Джо, иутолять свою жажду. Вот что чувствует помидор, когда идет дождь и освежаетвсе вокруг, и становится так хорошо (пауза). Знаете, Джо, куст помидорарастет буквально каждый день, набирается сил день ото дня. Знаете, Джо,мне почему-то кажется, что помидор может испытывать в полной мере покойи уют каждый день. Знаете, Джо, буквально каждый день, день ото дня. Ито же происходит со всеми на свете помидорами. (Внезапно Джо вышел из транса,стал проявлять признаки дезориентации, вскочил на кровать, принялся размахиватьруками. По всем признакам его поведение напоминало характерные приступы,которые возникают вследствие барбитуровой интоксикации. Казалось, Джо совсемне видит и не слышит автора. Однако неожиданно Джо спрыгнул с постели идвинулся в направлении автора. Руку Джо свела сильная, но кратковременнаясудорога. Была вызвана сиделка. Она вытерла испарину с его лба, сделалаперевязку и дала через трубку немного воды со льдом. После этого Джо позволилавтору вновь усадить себя в кресло. В ответ на попытку автора поинтересоватьсясостоянием его предплечья, Джо схватил карандаш и бумагу и написал: "Рассказывайте,рассказывайте".) Ах, да, Джо, сам я вырос на ферме, и думаю, что семечкопомидора - замечательная вещь. Подумайте, Джо, только подумайте, ведь вэтом маленьком семечке на самом деле покоится так естественно, так уютно красивое растение, которое еще надо вырастить, которое родит такие забавныелистья и ветки. Листья и ветки так красивы, такого красивого зеленого цвета:ты можешь действительно почувствовать себя счастливым, глядя на семечкопомидора и размышляя о том замечательном растении, которое в нем заключено,которое в нем мирно покоится, спокойно и уютно, Джо. Я сейчас пойду пообедать,а когда вернусь, мы продолжим". Из записи этого сеанса видно, насколькопросто гипнотерапевтические внушения могут быть включены в канву внушений,направленных на наведение транса и его поддержание. Последние в таком случаеберут на себя дополнительную функцию своего рода носителя терапевтическоговоздействия. Особо следует выделить просьбу Джо, чтобы автор "рассказывал".Она означает, что несмотря на интоксикацию, периодически дававшую о себезнать в виде приступов, Джо был, вне всяких сомнений, доступен для контакта.Более того, он быстро усвоил именно то, что нужно, из этой абсурдной импровизациипро семечко и росток, которую он выслушал от автора. У Джо не было, конечно,никакого интереса к бессмысленным и бесконечным рассуждениям о помидорномкусте. Он хотел избавиться от боли, хотел покоя, отдыха, сна. Вот к чемустремилась его душа, вот чего он страстно желал. Однако именно эта остраяпотребность заставляла его и в бормотании автора пытаться найти что-тополезное для себя. И там был этот желанный смысл, причем выраженный в такойформе, что Джо мог как бы непосредственно воспринимать его, совершенноне осознавая этого. Джо вышел из транса спустя считанные минуты после того,как автор произнес, казалось бы, совершенно невинную фразу: "...хочет пить,Джо". Не составило особого труда и повторное введение в транс. Оно былодостигнуто при помощи двух коротких фраз: "...подумайте, Джо, подумайте"и "...покоится так естественно, так уютно", включенных в достаточно бессмысленныйнабор идей. Однако, повторим: в этом, казалось бы, бессмысленном повествованиисодержалось то, в чем так нуждался Джо, и он сразу же воспринял это. Как рассказала сиделка, за обедом Джо был поначалу спокоен, но потом медленностало нарастать беспокойство и произошел очередной интоксикационный приступ.К тому времени, когда автор вернулся, Джо ждал его с нетерпением. Джо пожелалобщаться с помощью записок. Некоторые из них невозможно было разобрать,так как писал он крайне торопливо и потом с раздражением их переписывал.Один из родственников помог автору расшифровать эти записки. Их содержаниекасалось самого Джо, его прошлой жизни, его бизнеса, его семьи, "ужаснойпрошлой недели" и "ужасного вчерашнего дня". Там не было ни жалоб, ни требований,лишь несколько раз встречалась просьба к автору рассказать о себе. Нашабеседа прошла достаточно успешно, по крайней мере, судя по тому, что возбуждениеДжо постепенно улеглось. Когда же его попросили перестать расшагивать покомнате и сесть в кресло, которое он занимал прошедшим утром, он с готовностьювыполнил эту просьбу и ожидающе взглянул в сторону автора. " Знаете, Джо, я мог бы еще рассказать вам о росте помидора, и тогда,слушая мой рассказ, вы, вероятно, заснете, в самом деле, хорошо и крепкозаснете ". (Это вводное высказывание по всем признакам есть не более чеммалозначащая общая фраза. Если пациент реагирует на нее гипнотически, какэто сразу же случилось с Джо, то все в порядке. Если же пациент не откликается,то сказанное вами было всего лишь несущественной проходной фразой. Случисьтак, что Джо не вошел бы мгновенно в транс, далее могли бы последоватьвариации типа: "Но лучше давайте поговорим о цветке помидора. Вы, вероятно,видели в кино, как медленно-медленно распускаются цветы, как они дарят ощущение умиротворенности, ощущение покоя, пока вы наблюдаете, как онираскрываются. Так прекрасно, так спокойно наблюдать все это. Можно испытатьтакой безграничный мир и покой, когда смотришь подобный фильм".) Автор не видит необходимости говорить что-либо еще о технике наведения и поддержаниятранса, а также о рассеивании терапевтических внушений. <...> В тотдень работа с Джо дала прекрасные результаты, несмотря на несколько вынужденныхпауз, связанных с токсическими приступами и специальными перерывами, которыеавтор делал, чтобы оценить, насколько глубоко усвоено содержание гипнотических внушений. Вечером Джо от души жал руку автора перед его отъездом. Интоксикационныепроявления были заметно ослаблены. У Джо не было жалоб. Судя по всему,мучительная боль его оставила и он выглядел довольным и счастливым. Родные Джо беспокоились, были ли даны ему постгипнотические внушения. Автор заверилих, что он их получил. Они были очень плавно введены в подробнейшее, сомногими повторами описание роста помидора, а также содержались в особоинтонационно выделенных фразах: "Вы знаете, Джо, буквально каждый день...испытывать в полной мере покой и уют", "знаете, Джо, буквально каждый день,день ото дня."(...) За месяц, проведенный дома, он прибавил в весе и силе.Изредка случался приступ боли, но его можно было купировать либо аспирином(!), либо 25 мг димерола. Джо был счастлив, что находился в кругу семьи.Поговаривали даже о некой важной и плодотворной деятельности Джо в этотпериод, о которой автор недостаточно информирован. <...> Хотя за прошедшийсо дня первой встречи месяц злокачественная опухоль продолжала прогрессировать,физическое самочувствие Джо значительно улучшилось". А теперь - история о стенографистке, страдавшей головными болями, которойМилтон Эрнксон давал лечебные внушения во время диктовки текста: "...Одна из новых стенографисток отдела, имевшая сильное предубеждениепротив гипноза, страдала от жестоких приступов мигрени... Ее неоднократнообследовали, но безрезультатно. Обычно она удалялась в комнату отдыха,чтобы "переспать головную боль", что занимало у нее, как минимум, три часа.Но однажды во время одного из таких приступов автор не позволил ей отправитьсяв комнату отдыха и достаточно настойчиво предложил писать под диктовку.Подавляя в себе негодование, она приступила к работе, но через пятнадцатьминут прервала автора, сообщив с изумлением, что головная боль прошла.Она приписала это своему гневу в ответ на принуждение писать под диктовку.В другой раз в таком же состоянии она сама вызвалась поработать с некимтрудным материалом, от которого уклонялись все другие стенографистки. Головнаяболь усилилась, и она решила, что ее удачный опыт работы под диктовку авторабыл лишь следствием случайного стечения обстоятельств. Когда у нее началсяочередной приступ жестокой мигрени, автор снова сделал ей настойчивое предложениепоработать под диктовку. На этот раз боль прошла через десять минут. Когдаслучился следующий приступ, она добровольно вызвалась писать под диктовкуавтора. И опять это помогло снять головную боль. Затем, в порядке эксперимента,она решила попробовать поработать так же и с другими врачами. По непонятнымей причинам головные боли только усиливались. После одной из таких неудачныхпопыток она пришла к автору и попросила его подиктовать. У автора под рукойне оказалось подходящего материала для диктовки, и он использовал материал,недиктованный ранее. Головная боль была снята за восемь минут. Позже, вответ на ее просьбу облегчить боль, ей был продиктован обычный текст. Этоне вызвало никакого эффекта. В следующий раз она пришла, не питая особыхнадежд, так как считала, что "исчерпала целительную силу диктовки". Сноваей был продиктован текст, и через девять минут боль исчезла. Она была такобрадована, что решила сохранить копию текста, чтобы при необходимостипопросить кого-нибудь продиктовать ей этот "удачный диктант", снимавшийголовную боль. Но, увы, оказалось, что никто не обладал таким "правильнымголосом", как у автора. Ни она, ни другие не догадывались о том, что же произошло на самом деле.Автор вел тогда обширные записи бессвязных высказываний одного психотическогопациента. В этой работе ему помогали несколько разных стенографисток. Этимитекстами автор и воспользовался, рассеяв по определенной системе в речевойпродукции пациента терапевтические внушения, предназначенные для страдавшейот мигрени стенографистки. Когда был получен положительный результат, онпопробовал тем же образом использовать речевую продукцию другого психотическогопациента. Этот опыт также оказался успешным. В качестве контрольной серииэтого эксперимента были испробованы диктовки обычных служебных текстови "незасеянного" терапевтическими внушениями бессвязного материала. Никакоговоздействия на головную боль не наблюдалось. Результата не дала и диктовка"засеянного" материала в исполнении других людей, так как для достиженияэффекта его следовало читать с выражением, подчеркивая нужные места". Теперь, когда мы знаем теорию техники рассеивания, давайте разберемсяв том, как же нужно "читать с выражением, подчеркивая нужные места..." Практикум по технике рассеивания (стенограмма семинара). С. Горин: Выделение, подчеркивание сообщения не является чем-то сверхъестественным.Это - обычный, "бытовой" навык. Когда вы хотите, чтобы собеседник с особымвниманием отнесся к тому, что вы сейчас говорите - как вы поступаете? Выможете говорить громче; можете сделать паузу, чтобы обозначить важностьсказанного... Что еще можно сделать? Ответы из зала: - Можно говорить не только громче, но и тише - это тожепривлечет внимание, особенно если наклониться к партнеру. - Можно подчеркнутьважность сказанного энергичным жестом, даже ударить кулаком по столу. Человеклегче успокаивается, если ему что-то говоришь и одновременно поглаживаешьего по голове. С. Горин: То есть, мы сейчас выделили главные способы подчеркнуть какое-тосообщение: во-первых, можно изменить характеристики своей речи (громкость,интонация, пауза); во-вторых, можно обозначить свое высказывание жестом;в-третьих, можно это сделать прикосновением. И могут быть, конечно, какие-тосмешанные способы... Ну, например, если вы наклоняетесь к партнеру прибеседе с ним, то это меняет характеристики речи и одновременно являетсяжестом. То же самое происходит, когда вы при беседе поворачиваете головувправо или влево - для вашего партнера это и жест, и изменение речи (наблизком расстоянии изменение положения источника речи легко воспринимается).Давайте попробуем свести в таблицу возможные способы выделить или подчеркнутьсообщение.

ТАБЛИЦА 3. "Способы выделения сообщений"

1. Речевые (аудиальные) способы: 2. 3. o изменение громкости речи (громче-тише);o o изменение темпа речи (быстрее-медленнее, паузы);o o изменение интонации (повышающаяся-понижающаяся);o o сопутствующие речи звуки (хлопок в ладоши, пощелкивание пальцами, постукиваниеo по столу);o o изменение локализации источника звука (справа-слева, спереди-сзади); -o изменение тембра голоса (жесткий, "металлический"-мягкий, "вкрадчивый").o 4. 5. Визуальные способы (жестикуляция, мимика, пантомимика): 6. 7. o изменение положения тела (наклон, поворот);o o жестикуляция руками, пальцами рук;o o характерная последовательность жестов (пантомимика);o o изменение мимики.o 8. 9. Кинестетические способы: 10. o простое прикосновение,o o поглаживание,o o похлопывание по плечу, по спине,o o пожатие руки.o 11. 12. 13. Смешанные способы: 14. 15. o изменение дистанции до собеседника (приближение - удаление, наклон телаo к собеседнику - от собеседника);o o речь, совмещенная с поворотом головы;o o движения, совмещенные со звуками (демонстративное постукивание пальцамиo по столу, пощелкивание пальцами при жестикуляции).o C. Горин: В принципе, мы могли бы нафантазировать множество других способоввыделения сообщений, но основными способами останутся все те же: характеристикиречи, жест, прикосновение. Как это используется в работе? Скажем, если я работаю с больным истерическимпараличом, то в классическом гипнозе я прямо ему заявлю: "Спать! А теперьвы можете почувствовать силу в ногах! Почувствуйте, как ноги наполняютсясилой! Встаньте! Идите!". В технике рассеивания то же самое сообщение ясведу к фразе "почувствуйте силу в ногах", и я буду рассказывать пациентукакую-то историю (неважно, какую - хоть передовицу из газеты прочитаю),в которой я буду выделять известными вам теперь способами три слова, составляющиеинструкцию - "чувствовать, сила, ноги". То есть, каждый раз, когда в текстеистории встретятся слова "чувствовать, сила, ноги", я буду менять громкостьи интонацию речи, изображая какой-то жест. Знаете, это похоже на одну детскуюсистему шифровки: в целом сообщении выбирают каждое четвертое слово, ивыбранные таким способом слова образуют отдельное скрытое сообщение. Давайтевыберем внушение, актуальное для вас, и я продемонстрирую работу в техникерассеивания. Реплика из зала: Побольше уверенности в себе... С. Горин: Вам нужна уверенность в себе? Все еще? Хорошо, тогда скрытоесообщение будет следующим: "Будь уверен в себе". Расскажу-ка я вам, какдобирался сюда, на семинар... На остановке автобуса я встретил старогознакомого, мы немножко побеседовали и на прощание я сказал ему: "Будь!"(изменил громкость и интонацию речи, сделал характерный жест). Потом ястоял на остановке, и был уверен (интонация, громкость, жест) в том, чтоавтобус рано или поздно придет, привезет в себе (интонация, громкость жест)пассажиров... Когда автобус приехал, я подумал, что будь (интонация, громкость,жест) он более пустым, я мог бы быть уверен (интонация, громкость, жест),что доберусь до места, сохранив в себе (интонация, громкость, жест) чутьбольше спокойствия... Интересно то, что эта техника действует независимо от того, знаете ливы о том, как она действует. Набрались уверенности? (смех в зале, ответы"Да!") Тогда делаем упражнение. Упражнение N 15. Выполняется в парах. Партнер А сообщает вслухпростую инструкцию, которую он хотел бы получить. Партнер Б готовит какой-либорассказ, в который включает нужную партнеру А инструкцию, и рассказываетего, выделяя любым способом составляющие инструкцию слова. Затем партнерыменяются ролями. (Усложненный вариант упражнения: партнер А говорит о своейпсихологической проблеме, которую он хотел бы разрешить. Партнер Б сампридумывает подходящую инструкцию, включает ее в свой рассказ, и рассказываетего три раза, применяя каждый раз другие способы выделения составляющихинструкцию слов). С. Горин: Техника рассеивания очень эффективна при общении с одним партнером,с группой, с большой группой - но ее эффективность при работе с толпой,с массами людей становится просто фантастичной! Я полагаю, что люди, управляющиесредствами массовой информации, не могут этого не знать. Говорят, что недавноизобрели "лептонное" оружие, с помощью которого можно управлять разумоми волей человека. Но оружие, действующее на волю, давно создано - это газетыи телевидение!...Году этак в 1986-м был небольшой скандал вокруг еженедельника "Аргументыи факты": один въедливый читатель обнаружил, что в маленькой заметке, слова,набранные жирным шрифтом, образуют самостоятельное и вполне осмысленноеантиправительственное высказывание. Неважно даже, было ли это случайностью(как потом писал редактор еженедельника) или хорошо спланированной акцией(как писали противники "АиФ") - подумайте просто о том, что из тогдашнихпримерно двадцати миллионов читателей еженедельника заметил что-то толькоодин). В любое письменное сообщение можно с помощью техники рассеиваниявставить скрытую инструкцию, только выделять слова нужно: другим размеромшрифта, другим цветом, другим типом шрифта (курсив, "жирный" шрифт, наборпрописными буквами, печать "вразрядку" и т. п.), абзацным отступом (аналогпаузы в разговоре), особым значком... В телепередачу скрытую инструкциюможно ввести с помощью "бегущей строки", быстрого чередования кадров всюжете, разговором "за кадром"... Мне трудно перечислить все возможныеварианты, их очень много. Важно здесь то, что и статью в газете, и телепередачуувидят миллионы, и если даже в применении какой-то гипнотической техникидопущены "помарки", все равно сотни, тысячи людей "проглотили" инструкцию. В нашей стране традиционно был принят подход к рекламе и пропаганде с позицийубеждения, воздействия на сознание, логической аргументации. Думаю, чтомы практически не имеем иммунитета к подсознательным манипуляциям - значит,эффект от их применения мог бы быть велик. И кое-кто уже пользуется этим.Посмотрите, например, на рекламу компании "АСКО":
БУДУЩЕЕ нельзя купить его можно ОБЕСПЕЧИТЬ!
Каждый день 10000 человек покупают страховые полисы АСКО. АСКО приносит в их дома спокойную уверенность в завтрашнем дне. Поверьте этим людям. Выбирая АСКО, они делают правильный выбор.
Обратите внимание на выделения. Здесь использована техника рассеиваниядля подсознательного влияния на возможных клиентов (между прочим, компаниисо стабильным финансовым положением таких вещей не делают). Вы можете учестьвсе это и при чтении рекламы, и при составлении ее, при планировании рекламныхкампаний... Реплика из зала: И предвыборных - тоже? С. Горин: Естественно! Зачем открыто хвалить себя и ругать конкурента?Так можно напроситься на неприятности. Нет, если бы я захотел поддержатьЮру, например, в его борьбе за пост большого начальника, я бы написал статью...да хоть о пионерском лагере, где дети голосуют за того вожатого, которыйим нравится, и когда я встретил мальчика Юру, он сказал мне, что проголосуетза Васю, так как он самый сильный, и я похвалил Юру за откровенность...А если бы я при этом захотел отругать нынешнего большого начальника Имярек,я написал бы нечто вроде: " Имярек - образованный, симпатичный мужчина. Мы говорилис ним о том, что на улицах грязно, лежит собачье дерьмо "-.-"Как жаль,-сказал мне Имярек, - что собачье дерьмо не убирают" (смех в зале). Феномен "25-го кадра". Одной из самых ярких страниц в истории техники рассеивания стало открытиев шестидесятых годах явления, получившего название "феномен 25-го кадра"(другие названия - "феномен 36-го кадра", "феномен Бэрда"). Начиналосьвсе в рамках обычного психологического эксперимента; ученые изучали восприятиечеловеком сверхкратких раздражителей. Очень удобным инструментом для исследованияоказался кинопроектор... Мы знаем, что кадры, чередующиеся в кинопроекторес частотой 24 в секунду, создают эффект движения, поскольку при этой скоростивоспроизведения ряд неподвижных кадров "сливается" в одно движущееся изображение(не осознается разрыв между кадрами). А что произойдет, если 25-й кадрбудет содержать информацию, отличающуюся от той, которая содержится в предыдущихдвадцати четырех? В экспериментах выяснилось, что человек не осознает такуюинформацию, но помнит ее - то есть, человек не может объяснить, откудаон получил эту информацию и почему он ее помнит....В обычном кинозалеидет обычный фильм. Никто из зрителей не знает, что по ходу фильма на экранепромелькнут несколько раз на 1/25 долю секунды два кадра - страдающий отжажды человек в пустыне и изображение некоего напитка. Никто из них непоймет, почему после фильма так хочется промочить горло именно этим напитком.И продавец в киоске с напитками только удивится тому, что спрос на этотнапиток возрастет после фильма в три раза! В начале шестидесятых экспериментыс фильмами, "засеянными" рекламой (их называли "субламинарными" или "сублимационными")были весьма популярны. Но вот одна из комиссий ООН посчитала нужным запретитьтакой способ рекламы, как аморальный, и эксперименты прекратились... Вовсяком случае, прекратились публикации в открытой научной печати о такихэкспериментах. "Якорная" техника Я уже говорил, что эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программированиеявляются в значительной степени хорошим продолжением работ И. П. Павловапо физиологии высшей нервной деятельности. "Якорная" техника имеет прямоеотношение к условным рефлексам. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и НЛПназывают стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса. В русскоязычную литературу по эриксонианскому гипнозу и НЛП термин "якорь"в его вышеописанном значении ввела первая переводчица работ по НЛП ИнессаМ.Ребейко. Давайте вспомним, как формируется условный рефлекс. Голоднаясобака видит пищу, в этот момент у нее начинает выделяться слюна и желудочныйсок - и в этот же момент звенит лабораторный звонок. Если сочетание "вижупищу - слышу звонок" повторяется несколько раз, то появляется устойчиваясвязь - на звук звонка собака отвечает так же, как на вид пищи (слюноотделениеми выделением желудочного сока). Эта устойчивая связь называется условнымрефлексом, а нейтральный ранее стимул - звонок - становится значимым стимулом,запускающим все сопутствующие рефлексу реакции. В терминах эриксонианскогогипноза мы назовем звонок "положительным пищевым якорем" для собаки. ("Якорь"называют положительным, если он способствует развитию реакции или связанс положительными эмоциями, и отрицательным, если он способствует угашениюопределенной реакции или связан с отрицательными эмоциями). Человек отличаетсяот других животных, в частности, тем, что условный рефлекс у него формируетсячасто после первого предъявления какой-то последовательности событий. Так,человек, подвергшийся нападению на темной улице, начинает бояться темнотыили хождения по этой улице. В сексологической литературе я встретил описаниетакого случая: во время первого полового акта юноша укололся случайно булавкой,которую его партнерша оставила в одежде; после этого он мог получить половоеудовлетворение только в том случае, если его кололи булавкой в течениеполового акта. По этому поводу мы скажем, что укол булавкой стал для тогоюноши "положительным сексуальным якорем". В повседневной жизни мы встречаемсяс огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов. Например,у влюбленной пары часто есть мелодия, которую они называют "нашей мелодией"- они просто слышали ее в момент встречи или в момент наивысшей влюбленности,но теперь она стала для этой пары "положительным аудиальным (слуховым)сексуальным якорем"; прослушивание этой мелодии возвращает паре чувствовлюбленности по механизму условного рефлекса. "Отрицательным аудиальныммузыкальным якорем" для большинства из нас служит похоронная музыка - стоитнам ее услышать, и наше настроение понижается, хотя мы не осознаем, чтопричина такого понижения настроения - какие-то другие похороны, на которыхмы присутствовали давным-давно и чувствовали боль потери... В роли "якоря"может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, картинаи т. п.), то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем(прикосновение, поглаживание, поцелуй, боль и т. д.), В терминах НЛП "якоря"подразделяются, соответственно, на визуальные, аудиальные и кинестетические.Искусство применения "якорей" при использовании транса и манипуляции сознаниемосновывается на удачно выбранном моменте для постановки "якоря", удачновыбранном типе "якоря" и удачном воспроизведении уже поставленного "якоря". Практикум по "якорной" технике (стенограмма семинара). (Примечание: далее в тексте слово "якорь" в вышеописанном значении даетсябез кавычек). С. Горин:...Ну, вот еще один бытовой пример действия якорей. Жена пришладомой очень раздраженной, взбудораже


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: