СХЕМА 3. "Тройная спираль Милтона Эриксона" | ||||
История 3 | ||||
История 2 (начало) | История 2 (конец) | |||
История 1 (начало) | История 1 (конец) | |||
Начало целого рассказа | Конец целого расскаэа |
ГЛАВА 5. Использование транса и манипуляция сознанием (первая ступень)
Техники, применяемые в эриксонианском гипнозе для использования (утилизации)транса, очень универсальны - их можно применять также для наведения трансаи для внушения в состоянии бодрствования (что иногда называют "манипуляциейсознанием"). Универсальностью этих техник можно объяснить смысл одной изрекомендаций Милтона Эриксона: "Если транса нет - ведите себя так, какбудто он есть". 6 речевых стратегий (стенограмма семинара). С. Горин: Конечно, самым простым способом использования транса былабы прямая инструкция: "Сделай это!" И в вашей работе уже есть (или будет)достаточно ситуаций, когда самым эффективным средством воздействия оказываетсяприказ. Но все изящество эриксонианского подхода к управлению состоит какраз в том, что прямые команды почти не используются: вы то ли комментируетепроисходящее, то ли спрашиваете партнера о чем-то, то ли советуетесь сним... При этом вы получаете нужный вам результат и не получаете сопротивленияпартнера. Это достигается применением своеобразных речевых стратегий. Первая из этих стратегий - трюизмы. Значение слова "трюизм": 1) утверждение,которое находится в строгом соответствии с действительностью; 2) банальнаяистина. Если по ходу беседы с пациентом я говорю ему: "Люди могут впадатьв транс... Люди могут многому научиться в состоянии транса... Люди могут чувствовать себя лучше после выхода из транса" - я маскирую вполне определенныеинструкции под рассуждения. Но это работает! Попробуйте создать трюизмыдля делового общения. Ответы: - Люди могут покупать. - Люди могут подписывать договоры. - Люди могут заключать сделки. С. Горин: Прекрасно. Вторая стратегия - предположение (в литературепо нейролингвистическому программированию вы можете встретить название"пресубпозиция", это - одно и то же). Существуют фразы, в которых наличиекакого-то предмета, явления или поведения очень искусно предполагается.Например, если я вам задам вопрос: "Марсиане зеленые или голубые?" - тосамим вопросом я предполагаю существование марсиан. Если, следуя логикевопроса, вы ответите: "Марсиане не зеленые и не голубые",- марсиане всеравно остаются. Я использовал здесь технику, которая называется иллюзиейвыбора. Если вы помните, я уже применял эту технику при наведении транса,когда спрашивал: "Ты хочешь погрузиться в транс с открытыми или закрытымиглазами? Ты хочешь, чтобы я навел транс с помощью слов или несловесно?" Как всякий уважающий себя ребенок, моя дочь терпеть не может приниматьлекарства. И если все- таки нужно, чтобы она приняла таблетку, я спрашиваю:"Ты хочешь, чтобы тебе дал таблетку папа или чтобы дала таблетку мама?".Она начинает выбирать, но главное здесь то, что она примет таблетку без рева. Предположения конструируются с помощью оборотов речи, указывающихна время или последовательность действий. Когда я говорю пациенту: "Передтем как войти в транс, сделайте глубокий вдох" - его сознание сосредотачиваетсяна вдохе, а подсознание погружает его в транс. Иногда родители говорятдетям: "Перед тем как пойти спать, вымой руки". Этому предложению трудносопротивляться. Что можно возразить? "Я не хочу спать?" или: "Я не хочучистить зубы?". Но предложение целое, и ребенок часто "проглатывает" егоцеликом, выполняя обе инструкции. Типичные обороты речи, применяемые вэтой технике - "до того как, после того как, в течение, по мере того как,прежде чем, когда, в то время как" и т. п. Приведите свои примеры использования этих техник. Ответы: - Вы хотите купить эту вещь или ту? - Вы хотите подписать договор шариковой ручкой или перьевой? - Вы хотите заплатить наличными или чеком? С. Горин: Все правильно. Разумеется, нет ни одной техники, которая работалабы в ста процентах случаев. Человек может вам ответить: "Я вообще не хочуничего покупать" - здесь и пригодится ваша предварительная подстройка,созданный заранее раппорт. Еще одна техника - команды, скрытые в вопросах. Однажды я объяснял эту тему своему брату. Я сказал: "Хорошо, я отвечу натвой вопрос, только ты не мог бы закрыть форточку?". После того как онвстал и закрыл форточку, я спросил у него: "Зачем ты это сделал?". Он внедоумении ответил: "ТЫменя попросил!". - "Я тебя об этом не просил, яведь задал вопрос - можешь ли ты закрыть форточку?". Существуют вопросы,на которые можно получить ответ "да" или "нет", но которые предусматриваютдействие или более развернутый ответ. Так, если вы спрашиваете у приятеля:"Ты не знаешь, что вечером будут показывать по телевидению?" - он в принципе,может ответить либо "Знаю", либо "Не знаю", но обычно отвечает, что будутпоказывать такой-то фильм. Слова типа "знаете, понимаете" являются ловушкамидля сознания. Своих пациентов я спрашиваю: "Интересно, вы уже знаете, чтопогружаетесь в транс?" А что спросите вы? Ответы: Интересно, вы уже знаете, что это предложение очень выгоднодля вас? - Вы уже знаете, какой товар у нас приобретете? С. Горин: У Гашека в "Похождениях Швейка" тоже есть пример из этой серии.Швейк спрашивает: "Что вы хотите еще сказать, перед тем как я спущу васс лестницы?" Следующая техника - использование противоположностей. То, чтопроисходит, вы связываете с тем, что вам нужно, чтобы оно происходило,с помощью оборота "чем...- тем...". Например, "чем дольше вы сидите настуле, тем глубже вы входите в транс". "Чем громче звуки извне, тем болеерасслабленным вы становитесь". Ваши примеры? Ответы: - Чем дольше вы выбираете товар, тем свободнее вы делаете выбор. - Чем внимательнее вы изучаете документ, тем легче вам будет его подписать. С. Горин: Последнюю фразу, кстати, можно сказать и тогда, когда человеквообще не читал документ - вы заранее предположили его внимательность,тем самым сделали ему комплимент. Эту технику я встречал в рекламе однойстраховой компании: "Чем дольше вы думаете, тем больше аргументов находитев пользу страхования". Следующая техника - предоставление всех выборов. Если в ложном выборе вы искусственно ограничиваете число возможных вариантовповедения, то в предоставлении всех выборов вы перечисляете все варианты,но и здесь есть тонкость: вы несловесно подчеркиваете тот выбор, которыйнужен вам. В этой технике я буду произносить фразу: "Вы хотите войти втранс медленно, быстро, или вообще не хотите войти в транс?" следующимобразом: "Вы хотите войти в транс медленно (с легкой улыбкой, медленнымголосом, очень внятно и внушительно)... или быстро (скороговоркой, невнятно,мимика нейтральная)... или вообще не хотите входить в транс? (мимика "презрительная",голос "сквозь зубы")" Вопрос: Почему вы подчеркнули первый из выборов, ведь лучше запоминаетсяпоследнее? С. Горин: Это вас Штирлиц с толку сбил. По законам памяти запоминаетсяначало и конец сообщения, а забывается середина. И Штирлиц, кстати, знал,что важно искусство вхождения в разговор и важно искусство выхода из разговора...Вы можете подчеркнуть и последний из выборов (лишь бы не второй). У васбыла длительная беседа с деловым партнером, вы идете с ним до автомобиля,он садится в машину и вы говорите: "Я не знаю, когда вы сможете поставитьнам лес; возможно, вы это сделаете через неделю или через месяц, возможно,не сделаете это вообще, но, наверное, вы это сделаете завтрак. Все, на этом захлопнулась дверь и машина уехала, а ваша последняя инструкция заселав подсознании партнера. Для успешного применения речевых стратегий готовьтезаранее фразы, в которых содержится много предположений о желательном длявас поведении партнера. Используйте в одной фразе сочетание разных стратегий.И обязательно учитывайте и включайте в свою речь контекст общения - и все,что происходит вокруг. Для читателей я хочу привести подходящий фрагмент статьи Милтона Эриксонаоб использовании речевых стратегий: "...Предписание некой двойной задачи обычно оказывается более действенным,чем формулирование этих же задач порознь. Например, мать может сказать:"Джонни, когда выведешь велосипед, вернись и закрой гараж". Это звучиткак единое задание, одна часть которого способствует выполнению другой,так что в целом оно кажется легче, чем два отдельных задания. Если бы матьсначала попросила Джонни вывести велосипед, а потом велела ему закрытьгараж, для него это представлялось бы как два отдельных, не связанных междусобой дела. На каждую из двух просьб легко было бы сказать: "Не хочу".Но отказ от двойного задания был бы просто непонятен. Что он означал бы?Что он не выведет велосипед? Что если и выведет, то не вернется к гаражу?Что не закроет дверь? Удерживать от отказа в подобном случае может самастепень усилий, которые нужны, чтобы определить, от чего именно отказываешься.А отказываться "вообще от всего" - неловко. Поэтому Джонни скорее выполнит,пусть и нехотя, такое комбинированное поручение, чем будет анализироватьситуацию. Попроси его мать о любой из этих вещей по отдельности, Джоннилегко мог бы бросить: "А, потом!" Но в случае такой двойной задачи он неможет просто сказать "потом", ибо если он выведет свой велосипед "потом",то должен будет "немедленно" вернуться к гаражу и "немедленно" закрытьдверь. Логичность этого "если - то должен", конечно, мнимая, но повседневнаяжизнь - вовсе не задачник по логике, в ней обычно действуют свои эмоциональныерезоны. Я нередко говорю своим пациентам: "Как только вы сядете в кресло,вы войдете в состояние транса". Пациент, конечно же, собирается сесть вкресло. Но теперь это действие начинает выступать для него как условиепогружения в транс. Таким образом, состояние транса индуцируется действием,которое пациент с наибольшей вероятностью собирается осуществить...". Тройная спираль. Техника под названием "тройная спираль Милтона Эриксона" (для использованиятранса) очень близка по структуре и технике перекрывания реальностей (длянаведения транса). Здесь тоже история вплетается в историю, но по другимправилам: вы начинаете рассказывать некую историю N 1, примерно в серединеее прерываете и начинаете рассказывать историю N 2, которую тоже прерываетев середине. Затем вы полностью рассказываете историю N 3. Потом вы заканчиваетеисторию N 2, после чего завершаете историю N 1. Истории под номерами 1 и2 полностью осознаются и запоминаются вашим партнером, а история N 3 забывается(причем очень быстро) - в нее вы и включаете инструкции для подсознанияпартнера. Чтобы не запутаться в последовательности историй, составьте себесхему.
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |