Трансов (стенограмма семинара).
С. Горин: Будь вы, скажем, экстрасенсами, вам вполне хватило бы длялечебной практики предыдущей ступени. Но в обычной жизни вы вряд ли сможетеофициально наводить транс: ваш начальник или деловой партнер могут и несогласиться на ваше предложение сесть определенным образом и зафиксироватьвзгляд в одной точке. Значит, вам понадобятся более быстрые и изящные способынаведения. Пожалуй, самый простой способ навести транс - это не наводитьего вообще, воспользовавшись тем трансом, который уже есть. Вы знаете отом, что у человека есть потребность в трансе, что человек иногда погружаетсяв транс естественно. И простое воспоминание о ситуации, вызвавшей когда-тотранс, тоже приводит к трансу. Одну из ситуаций такого рода я широко применялв свое время. Вместо того, чтобы заниматься официальным наведением, я спрашивалу пациента: "Как вы относитесь к сеансам Кашпировского?". Разумеется, мнебыл неважен словесный ответ: я знал, что если "телесеансы" вызывали у пациентатранс, то воспоминание о них тоже вызовет транс, который при желании ямогу углубить, взяв раппорт себе. Я записал на магнитофон музыку, сопровождавшуютелесеансы - и воспоминания о трансе стали лучше. Кстати, вы помните этисеансы?.. Помните музыку, которой они сопровождались?.. Помните вашу неподвижность...или ваши движения?.. Вот что-то подобное я говорил пациенту, и он погружалсяв транс так же, как это делают сейчас некоторые из вас. Приведите еще раз примеры естественно возникающих состояний транса,примеры ситуаций, провоцирующих транс. Ответы из зала: Поездка в автобусе. Стояние в очереди. Ожидание приемау кабинета. Служба в церкви. Поездка в машине в качестве пассажира. С. Горин: Шофер тоже может погружаться в транс. Если за рулем новичок,то он постоянно контролирует свои действия, ему нельзя отвлекаться. Ноесли человек водит машину давно, он это делает так же естественно и также доверяя подсознанию, как если бы он шел пешком. Для шофера машина -продолжение его тела, и он ее чувствует. Если в машине что-то скрипит,то у шофера появляется такое выражение лица, будто заскрипело внутри унего. Обратите внимание: шофер движется вместе с машиной; когда они подъезжаютк светофору, где горит красный свет, машина останавливается - и он останавливается. Он замирает вместе с машиной (когда светофор вновь зеленый, многие продолжаютстоять на месте как бы в растерянности) - этот транс можно использовать,предварительно подстроившись. Можно дать шепотом прямое внушение... Реплика из зала: На улице шумно, шофер вас не услышит! С. Горин: Шофер вас не осознает. Он не поймет, что получил от вас приказ- и не поймет, почему выполнил его. Подсознание слышит все, учтите это.Не знаю, придется ли вам стоять вместе с деловым партнером в очереди илиездить в автобусе, но, вероятно, вы будете ожидать приема у кабинета илипутешествовать в автомобиле вместе. Достаточно глубокий транс могут вызватьвоспоминания картин природы, особенно у тех людей, которые любят проводитьтам время. Вот, например, рыболов. Он часто находится в трансе: поза унего обычно удобная и относительно неизменная, тело неподвижно, взглядфиксирован на поплавке. И главное - вода! Она очень притягивает внимание,потому что в любом водоеме... даже в совершенно безветренную погоду...по воде бегут мелкие волны... и через них хорошо видно дно... камешки илипесчинки... Волны похожи одна на другую, и в то же время неповторимы. Еслисветит солнце... то на воде играют яркие солнечные зайчики... Они очень утомляют зрение... даже в тихий и спокойный день... И поэтому так хочется посидеть спокойно... и расслабленно... отдохнуть... организовать свой внутреннийопыт... и продолжать учиться чему-то новому... использовав те знания, которые ваш мозг получил в состоянии транса... и после выхода из транса почувствоватьсебя намного лучше... и увереннее. В обыденной жизни встречается довольномного ситуаций, провоцирующих погружение в транс. Вам наверняка приходилосьвидеть людей, увлеченных чтением или телевизионной передачей: их сознаниебуквально отсутствует, их здесь нет. Они живут там, в книге пли фильме,и пусть живут - подсознание все равно остается на связи с внешним миром.Подойдите к ребенку, который переживает сюжет мультфильма, подстройтеськ его дыханию и шепните: "У тебя сильное желание сделать уроки после фильма".Со взрослыми это проходит еще легче. Еще одна типичная трансовая ситуация- скучная лекция или доклад. Любой студент помнит, Что это такое. Я этотоже помню, поэтому (С. Горин начинает говорить монотонно, почти без пауз)мне о-чень-лег-ко-дать-вам-при-мер-то-го-как-мож-но-го-во-рить-без-ин-то-на-ций-со-вер-шен-но-рав-но-мер-но-и-не-по-нят-но-о-чем.Лектор такого типа вполне мог бы включить в свою речь гипнотические внушения,но если он этого не делает, сделайте вы - для своего соседа по парте. Вопрос из зала: Можно ли назвать трансовым состояние перед засыпанием?И, кстати, правда ли, что с человеком, который спит, можно разговаривать? С. Горин: Ответ "да" на оба вопроса. Я не предполагал, что вас заинтересуетэта техника, но вы правы - с деловым партнером можно общаться и в постели(смех в зале). Перевод естественного сна в гипнотический. Многие начинающие гипнотизеры пробуют себя в переводе естественногосна в гипнотический. Это в известной степени проще, потому что сознаниечеловека уже изменено, он уже не бодрствует, и ваша задача сводится толькок тому, чтобы установить раппорт. Для установления раппорта со спящим используютсяте же приемы подстройки, что и для бодрствования - за исключением развечто позы и движений. Вам не обязательно ложиться рядом с партнером (смехв зале), для вас важнее подстроиться к его дыханию. В медицине переводночного сна в гипнотический часто применяется при работе с детьми. Бодрствующемуребенку трудно бывает объяснить, что от него требуется, трудно угнатьсяза его поведенческой гибкостью, и тогда вы дожидаетесь, пока он заснет,садитесь рядом с ним и производите прямую подстройку к его дыханию в течение3 - 4 минут. После этого проверьте, можете ли вы вести: мед ленно меняйтеритм своего дыхания. (Можете применить непрямую подстройку к дыханию, прикасаяськ спящему в такт его дыхательным движениям грудной клетки). Делайте проверкудействительно медленно, мягко, осторожно - резкие перемены при хорошейподстройке могут разбудить вашего партнера. Если вы ведете, то начинайтешепотом или негромким голосом говорить простые фразы: "Продолжай спать...Спи глубже... Ты будешь спать и слышать мой голос...". После этого делайтепрямое внушение того, что требуется от спящего. (Детям с соответствующейпроблемой говорят: "Ты проснешься и пойдешь в туалет, когда почувствуешь,что хочешь помочиться"). Можно сказать: "После пробуждения ты сделаешьвот что...". Такие внушения называются постгипнотическими, они тоже работают. Установив раппорт, вы можете разговаривать со спящим, но не ожидайте, чточеловек, находящийся в сильно измененном состоянии сознания, будет даватьподробные ответы. Речь людей, погруженных в транс, очень лаконична, поэтомузадавайте такие вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Есливы будете настаивать на развернутых ответах, он проснется. Вопрос из зала: Что делать, если он проснется? С. Горин: По обстоятельствам. Конечно, проснувшисьрядом с незнакомым человеком, ваш партнер может испугаться. Но, как правило,люди ложатся спать рядом со знакомыми. Если вам надо продолжать общениев трансе, подождите, пока человек уснет, и повторите все снова. Вопрос из зала: Может ли спящему человеку присниться мое внушение? С. Горин: Даже если оно приснится, он не вспомнит его после пробуждения. К тому же выможете подстраховаться, дав партнеру специальную инструкцию о забываниисказанного вами. В любом случае спящий вас не осознает, и, значит, не запоминаетсознательно ваше внушение. Кстати, эксперименты по обучению во сне тожеподтверждают, что лучшей является комбинация сознательного (в состояниибодрствования) и подсознательного (во сне) запоминания. Наведение через гипнотические феномены. Я вам рассказывал, что для глубокого транса характерны некоторые явления,которые называются гипнотическими феноменами: сохранение приданной позы(каталепсия), изменение чувства возраста (возрастная регрессия), внушенныегаллюцинации. Между трансом и гипнотическими феноменами существует и обратнаясвязь - если вызвать эти феномены в состоянии бодрствования, они наводятгипнотический транс, вопрос только в том, как их вызвать. Это проще, чемможно предполагать. Возьмем для начала возрастную регрессию. Юра, ты можешьвспомнить себя в детстве? В каком именно возрасте ты можешь себя вспомнить? Юра: Примерно в пятилетнем. С. Горин: Хорошо, вспомни какое-нибудь событие из этого времени. Вспомни,как ты катался с горки на санках... Интересно, помнишь ли ты, как ты былодет?.. Помнишь ли свои санки?.. Помнишь тот снег, то ощущение холода,когда ты катишься с горки... Если ты посмотришь вниз, на свои ноги, тосможешь увидеть валенки, которые были на тебе... Ты можешь услышать голосасвоих друзей... таких же детей, как и ты... Вспомни, как это было приятно...кататься на санках и общаться с друзьями... Возьми в настоящее время своюдетскую энергию и вернись сюда, к нам, в том темпе, который тебе приятен... Человек естественным образом погружается в транс через возрастную регрессию,если начинает вспоминать свое детство. Дайте человеку возможность показатьвам его школьные фотографии, стимулируйте его воспоминания, создайте раппорти используйте тот транс, который вы вызвали. Внушенные галлюцинации очень близки к воспоминаниям и представлениям,поэтому наведение транса через использование этой техники требует развитойфантазии партнера. Я люблю применять этот вид наведения транса при работес детьми они любят фантазировать. Ребенок, который боится темноты, оченьохотно расскажет вам о тех чудовищах, которые ходят в темноте и которыхон боится; и чем подробнее он рассказывает, тем глубже погружается в транс...Мне остается только присоединиться к этому трансу и в течение одного сеансаизбавить ребенка от страхов. Взрослые тоже не лишены фантазии. Понаблюдайтеза тем, как люди рассказывают об отпуске, проведенном интересно, о своихпроблемах... Погружаясь в проблемы, человек погружается в транс, которыйдаже не всегда требует углубления - достаточно присоединиться к нему, помочьсоздать хорошую галлюцинацию, и воспользоваться этим....Самые ранние экспериментыс гипнозом были связаны с наведением через каталепсию. Так гипнотизироваликроликов, лягушек, куриц: если животное схватить так, чтобы оно не моглопошевелиться, и резко перевернуть вниз головой, оно в течение минуты погружаетсяв очень глубокий гипнотический транс, сохраняя приданную ему неудобнуюпозу еще очень долго. Разумеется, с человеком вы так не поступите. Но вработе с людьми есть достаточно много контекстов, в которых вы можете вызватьнеподвижность и использовать ее для наведения транса. Один из таких контекстов- рукопожатие. Его можно затянуть, удерживая руку партнера в одном положении,сделав очень неопределенным момент окончания рукопожатия. Здесь очень важнопочувствовать тот момент, когда рука уже не пытается освободиться, когдаона замирает неподвижно и точно так же замирает ваш партнер... Использованиекаталепсии потребует от вас хорошо отработанного поведения, то есть несловесногонаведения транса. Будьте убедительны в демонстрации силы своей личности,своего авторитета - здесь уместны любые предварительные заготовки (вплотьдо красивой и дорогой визитной карточки) - и, вполне возможно, что вашегоавторитета уже будет достаточно для наведения транса. Другой контекст,в котором можно придать партнеру определенную позу - танец; возможностейдля манипуляций здесь очень много. Поскольку мне хочется усовершенствоватьвашу чувствительность, сделайте еще одно упражнение. Упражнение N 12. Сейчас я включу музыку, вы разделитесь на пары и потанцуете,но это не будет отдыхом: вы будет танцевать с закрытыми глазами. держаруки ладонь к ладони, то есть получая сведения о партнере только черезощущения от его ладоней. Ваши задачи: а) почувствовать, какой темп движения ваших рук наиболее приятен дляпартнера и присоединиться к этому темпу, доставив тем самым удовольствиепартнеру (это никогда не вредно); б) выбрать момент для внезапной остановки и почувствовать появлениекаталепсии у партнера. Сначала эти задачи выполняет партнер A, затем -партнер Б. Разрыв шаблонов. Есть еще одна группа техник, применяемых для быстрого наведения транса;их объединяет общее название "разрыв шаблонов". О каких шаблонах идет речь? Многие наши действия совершаются по определенной программе, повторяемойсотни и тысячи раз без изменений: приветствие, рукопожатие, курение. Когдавы встречаете знакомого и спрашиваете у него: "Как дела?", вас на самомделе не интересует состояние его дел - вы просто действуете по программе,которая называется "приветствием" и которая предусматривает шаблонный ответ'"Нормально" на шаблонный вопрос. Попробуйте на вопрос: "Как дела?" ответить:"Ужасно, скоро помру"; или начните подробно рассказывать о своих делах:"Да вот, знаешь, вчера вечером ребенок что-то раскапризничался, мы с женойдумали - может, заболел? - нет, измерили температуру, оказалась нормальной,а сегодня утром чуть на работу не опоздал, такая толпа на остановке стояла,ну, думаю, никогда в автобус не попаду, но повезло, подошел автобус и якак раз возле двери оказался..." Такое ваше поведение не соответствуетобщепринятой программе и вызывает у партнера замешательство. И этой ситуациейзамешательства вы можете воспользоваться - если старая программа поведения,старый шаблон у партнера сломан, вы можете навязывать ему новую программу.Те, кто занимается игровыми видами спорта, поймут меня быстрее... Ну, например,играя в настольный теннис, вы можете при подаче использовать какой-то определенныйудар, и повторить его еще два раза, а потом вдруг послать шарик по-другому(другим ударом, с другой закруткой). Партнер успел усвоить старую программу,которую вы ему навязали, он не успевает среагировать, он в замешательстве- и вы получаете игровое преимущество, которое можете реализовать. То, что у нас здесь происходит, процесс обучения, тоже является в какой-тостепени шаблоном: я должен говорить, а вы должны слушать. Если вдруг вкакой-то момент (внезапно замолкает, продолжая шевелить губами и оживленножестикулировать)... Если вдруг в какой-то момент я разрываю этот шаблон,вы не знаете, что теперь делать, и кто-то мог бы дать вам свою программуповедения, которую вы бы стали выполнять. Важный момент в наведении трансачерез замешательство - неожиданность воздействия. Уже цитированный мноюА.М.Свядощ описывал свои наблюдения, связанные с нашей темой, следующим образом: "Я не раз замечал, что у некоторых больных неврозами возникает состояниерезко повышенной внушаемости <...> при одной подготовке к проведениюсеансов психотерапии. Так, например, при исследовании реакции зрачков насвет, когда больному предлагалось смотреть прямо перед собой, ему тут жеможно было внушить наяву паралич руки и т. д. Это состояние можно назвать<...> сверхвнушаемостью. <...> Однако оно может возникать и у здоровыхлюдей вне связи с сеансом гипноза. Способствует этому неожиданность воздействия. Так, на улице, вблизи входа в институт, мною (тогда еще молодым человеком)4 раза был произведен следующий эксперимент: я неожиданно останавливалпроходящего незнакомого мужчину и обращался к нему со словами: "У меняк вам большая просьба (говорилось напряженным тоном) - возьмите эту записку,войдите в институт, пройдите мимо проходной совершенно спокойно, подымитесьпо лестнице на пятый этаж. Там увидите на двери надпись "Лаборатория акустики".Войдите, спросите Марию Михайловну и передайте ей эту записку. После этогосразу вернитесь. Идите!" Трое мужчин, ни о чем не спрашивая, выполнилизадание, и лишь один отказался, с недоумением сказав, что он не может этогосделать, так как торопится. По словам получавшей записки и присутствовавшихпри этом, лица, передававшие ее, производили впечатление автоматическидействовавших". А вот какие примеры на технику разрыва шаблонов приводил А. Ситников: "... Один из моих учеников, работающий в уголовном розыске, поехал навыполнение одного очень важного задания. Они приготовились к тому, чтобывзять преступника в квартире, но в квартире его не оказалось. Телефонав квартире не было. Моему знакомому пришлось выйти из дома для того, чтобыпозвонить из автомата. В стекле телефонной будки он увидел отражение подходившегок нему сзади преступника. Времени на раздумья не оставалось. И он сделалединственно правильное, что можно было сделать в этой ситуации - он неожиданнообернулся и сказал: "Дай две копейки!" - "Сейчас",- ответил тот. Этогосекундного замешательства хватило для того, чтобы его обезоружить. Приведу еще один пример на технику разрыва. Один из моих друзей очень долго ехалв поезде из одного города в другой. И на одной из остановок он вышел изпоезда, зашел в буфет для того, чтобы что-нибудь купить поесть. В буфетеоказалась длинная очередь. Но поезд ждать не будет, а кушать хочется. Итогда он подходит без очереди, протягивает деньги, очередь начинает возмущаться,и он очень искренне отвечает: "Извините, я только что подошел..."" Я говорил, что можно использовать рукопожатие для наведения транса черезкаталепсию. Его можно использовать и для наведения транса через разрывшаблона, поскольку у мужчин этот шаблон очень развит, он формируется сдетства, поэтому при одном виде протянутой к вам руки начинает работать.(Понаблюдайте за ситуацией, когда двое мужчин не знают, нужно ли им здороватьсяза руку - у них по очереди вздрагивает правая рука). Чтобы использоватьэту технику, я подхожу к Игорю и говорю ему: "Здравствуй! (протягиваю правуюруку. В тот момент, когда Игорь тоже протягивает правую руку, беру егоза запястье своей левой рукой) - Стоп! Посмотри на свою руку! Будь внимателен!Она застыла... и это значит, что ты можешь узнать что-то важное для себя...(завершает рукопожатие) Приятно поздороваться еще раз!" Почему он выполнилмою команду? Потому что рукопожатие - это цельный компонент поведения,у него нет середины. И когда я сделал так, что у этого шаблона появиласьсередина, у Игоря не оказалось подходящей программы поведения - он принялмою команду. При работе с курильщиками некоторые психотерапевты тоже используютразрыв шаблона. Они дают пациенту инструкцию показать, как он прикуривает,и когда человек все сделал, вставил сигарету с рот и приготовился прикурить- у него неожиданно отбирают сигарету и дают другую программу поведения. Если вы полагаете, что в деловом общении вам не всегда удобно будет хвататьпартнера за рукав для прерывания какого-либо из его шаблонов, вы можетезащититься цитатой - расскажите о том, как вы были на семинаре: "И он подошелко мне и сделал вот так...". Это тоже хороший прием, по тому что вы снимаетес себя ответственность за неудачу. Это делаете не вы, это делал я на семинаре.Или можете рассказать о том, как в одном фильме гипнотизер подошел к человеку,поднял его руку и сказал: "А теперь войдите в транс!" В обыденной жизни,кстати, разрыв шаблонов получается легче, чем на семинаре. Речевое связывание ("забалтывание"). До сих пор мы обращали внимание на способы наведения транса, требующиев первую очередь определенной искусственности в поведении. Но есть способы,позволяющие навести транс в основном посредством речи. (Не помню, кто первымсказал, что язык дан нам для нам для того, чтобы скрывать наши мысли. Чемстарше мы становимся, тем лучше это понимаем, и, увы, - тем больше верим словам). Сравните два предложения. Первое: "Вы сидите на стуле. Выслушаетеменя. Ваша сосредоточенность возрастает". Второе: "В то время как вы сидитена стуле и слушаете меня, ваша сосредоточенность возрастает". Чем они отличаются? Второе предложение звучит более осмысленно. Его содержание осталось такимже, как у первого предложения, но с помощью оборота "в то время как" исоюза "и" я связал составляющие его фразы в одно целое. Между тем, чтовы сидите на стуле, и тем, что ваша сосредоточенность возрастает, по-прежнемунет никакой связи - но во втором предложении эта связь создана искусственночисто речевым способом. Сознанию это нравится, оно отвлекается на поискисмысла - и попадает в ловушку. Изучая психологию, я стал понимать, чтоне понимаю в людях очень многого, но никак не могу понять, что именно изнепонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницумежду тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю. (Долгая пауза, затемсмех в зале). Реплика из зала: Вы можете повторить эту фразу? С. Горин: Могу, но вы ее все равно не запомните. В ней есть ряд неправильностей,правильность применения которых создаст новую неправильность, и для того,чтобы осознать правильное использование неправильностей речи, надо говоритьочень правильно (пауза, аплодисменты) Спасибо. Самое смешное - то, чтов обоих моих высказываниях есть смысл... И пока ваше сознание его ищет,я могу установить несловесный контакт с вашим подсознанием и начать вамиуправлять. То, что я вам продемонстрировал, называется "конфузионный транс";политики и психотерапевты это умеют, почему бы не научиться коммерсантам? В речевых техниках сеть одна особенность: вашей целью является привлечение сознательного внимания не к содержанию речи, не к смыслу, а к внешнему оформлению. Этого можно достичь по-разному. Во-первых, вы можете вестирассказ от первого лица, и тогда внимание будет привлечено к вам, к вашейличности. И, во-вторых, вы можете насытить свой рассказ множеством подробностей,в которых увязнет сознание вашего собеседника. Здесь, в сущности, нет ничегонового для вас. Если вы хотите довести до собеседника смысл сообщения "игрек",переданного вам неким "иксом", то вы просто скажете: "X сказал Y". Еслиже вам нужно завуалировать этот смысл, то вы начнете так: "Я недавно виделX... Ты его, наверное, знаешь? Ну, он живет по улице М, на "Жигулях" третьеймодели ездит... Знаешь, высокий такой, сутулится немного. Блондин такойлысоватый. Так вот, мы с ним встретились возле "Гастронома", поговорилио жизни... Сестра у него замуж выходит, и, кстати, он сказал Y". Если послеэтого вы будете продолжать в том же духе, то сообщение Y до сознания вашегособеседника не дойдет, а содержанием сообщения как раз и может быть командавойти в транс и что-то сделать. Теперь - более сложная техника наведения,"перекрывание реальностей". Она состоит в том, что вы постоянно вплетаетеодну историю в другую, в третью, в четвертую... И это можно сочетать спрямым внушением. Наверное, это тоже легче продемонстрировать, чем объяснить.В 1991 году, летом, я был на семинаре Адама Берка в Новосибирске. Когдаон с нами занимался, мы не сразу поняли, что часто погружались в транс во время занятий. Он не говорил нам прямо: " Войдите в транс ", он рассказывалнам разные истории. Одна из этих историй была о том, как сам Адам училсяу Джона Гриндера в Калифорнии, и во время семинара Джон говорил им: " Расслабьтесьи успокойтесь... Я расскажу вам историю о том, как мы учились у МилтонаЭриксона, который был мастером рассказывать такие истории, слушая которыелюди погружаются в транс... Для того чтобы погрузить человека в транс,Милтон мог просто сказать: "Представьте себе, что вы засыпаете... И помере того как вы это представили, вы можете увидеть сон... И во сне вывидите, как вы идете по лесу... и вы очень устали... вам хочется расслабиться и успокоиться... И вы видите уютную лужайку... и засыпаете на ней быстрои глубоко..." Попробуйте разобраться в том, что происходит: кто кому рассказываетисторию? Я - вам, здесь и сейчас, или Адам - группе врачей в 1991 году,или Джон Адаму, или Милтон Джону? Настоящая ситуация, вот эта реальностьушла, и вы ушли из этой реальности. Ваше сознание не воспринимает мою инструкцию("успокоиться, расслабиться, уснуть") как инструкцию, потому что не можетпонять, кто с вами на самом деле говорит. Все данные мной команды идутв подсознание, которое реагирует настолько успешно, что мне сейчас придетсяпопросить вас вернуться к состоянию бодрствования. Рассказывание историй (притчи, метафоры, цитаты) очень популярно в эриксонианскомгипнозе, его используют и при наведении, и при использовании транса. Рассказываяисторию, мы обходим возможное сопротивление партнера тем, что не даем емуприказов - мы ведь просто говорим о том, как люди погружаются в транс!История позволяет нам применить всевозможные языковые средства для того,чтобы обеспечить плавный переход от состояния бодрствования к состояниютранса (союзы и обороты типа "когда, по мере того как, в то время как"),потому что эти средства легко включить в контекст истории. Женщины, имеющие маленьких детей, знают, как трудно заставить их пойтиспать - чем строже ваш приказ ("А ну, сейчас же в постель!"), тем громчеплачет ребенок. Умная мать делает иначе - она предлагает ребенку послушатьсказку и говорит что-то вроде: "Ночь настала... Вот и люди спят, вот извери спят... Лисы спят по горочкам, зайки спят по норочкам... Гуси спятна травушке, утки на муравушке... Детки все по люлечкам... Спят-поспят,всему миру спать велят". Фольклорные колыбельные часто включают в себятакой подход к усыплению ребенка. История или метафора позволяет вам защититься от неудачи. Вместо тогочтобы наводить транс самому, вы можете рассказать о том, как я наводилтрансы на семинаре: "Понимаешь, он подошел ко мне вот так, взял вот такмою руку и сказал: "Сейчас, когда твоя рука застывает в этом положении...ты входишь в особое состояние сознания... и по мере того как рука будетопускаться... это состояние усилится... ты поймешь все выгоды сделки, которуюя тебе предложил... и забудешь о том, что я тебе говорю... но будешь соглашатьсясо мной потом... когда твоя рука совсем опустится... и это значит, чтоты возвращаешься к ясному сознанию... и смотришь на меня". Вот что он снами там делал, сам я такого делать бы не стал". История или метафора вобыденной жизни позволяет разрядить скрытую агрессивность, выразить своенеодобрение кому-либо не напрямую, а приписав его персонажу рассказа илицитаты: "Сегодня утром я ехал в автобусе, какой-то парень наступил мнена ногу, и я сказал ему: "Сопляк ты этакий!"" Очень мало людей поймет,что вы сказали на самом деле. (Правда, искушенный собеседник тоже можетответить вам цитатой: "Я недавно был на свиноферме, видел там большущуюсвинью и сказал ей: "Ну, ты и свинья!"") Лично мне техника наведения транса через истории нравится своей универсальностью.Советскому сознанию трудно докопаться до цели рассказчика, традиция рассказыванияисторий у нас почти исчезла... Берите любую ситуацию, связанную с естественнымпогружением в транс, и описывайте ее развернуто. Можете рассказать, каквы был и в отпуске у моря и лежали у воды на теплом песке, и чувствовали,как тело расслабляется, расслабляется, расслабляется... Вы смотрели в небо,и при этом у вас слегка кружилась голова, и вам хотелось спать... Солнцеутомляло ваше зрение, и вы закрывали глаза... И вам казалось, что вы продолжаетесмотреть на воду, и видите там ленивую рыбу, и думаете: "Интересно, можетли рыба чувствовать расслабленность и впадать в транс?". В принципе, длянаведения транса по этой методике можно использовать даже прогноз погодыиз сегодняшней газеты, просто комментируя его: "Пишут, что будет дождь.Я так люблю слушать шум дождя и под него засыпать..." Перегрузка. Следующая группа методик быстрого наведения транса связана с некоторымиособенностям и восприятия человеком информации. Во-первых, каждый человекможет усваивать поступающую информацию с определенной скоростью, если этускорость превысить, то сознание не успевает обработать новые сведения,и они идут в подсознание. Во-вторых, человек может сознательно удержатьв кратковременной памяти определенный объем информации, и все, что превышаетэтот объем, также не обрабатывается сознанием. Таким образом, можно навеститрансовое состояние и выйти на контакт с подсознанием через информационнуюперегрузку сознания. Если скорость обработки информации весьма индивидуальна,то объем кратковременной памяти в среднем одинаков у всех людей и составляет7+2 единицы информации. Число 7 в связи с этим оказывается по-настоящемумагическим: радуга имеет 7 цветов, в некоторых религиозных воззрениях существует7 небесных сфер и т. д. Только от объема кратковременной памяти зависитсуществование пословиц "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Семеро одногоне ждут" и многих других. Я использовал ускоренную подачу информации, работаяс интеллектуально неразвитыми пациентами, желающими показать, что они неподдаются гипнозу. Общаясь с ними, можно даже не уделять особого вниманияподстройке. Все, что нужно сделать - это после предварительной инструкции"Слушайте меня внимательно!" ускорять темп своей речи, примерно так: "Возможно,рано или поздно тебе захочется погрузиться в гипнотическое состояние; можетбыть, ты это сделаешь или не сделаешь сейчас, или ты это сделаешь немногопозже (здесь речь становится очень быстрой) и в транс ты войдешь в тотсамый момент, когда поймешь, что уже неможешь пониматьто, чтоятебеговорюещебыстрее,ещебыстрее, ещебыстрее". Техника информационной перегрузки имеет множествовариантов. В контексте лечебной практики наведение транса можно замаскироватьпод психологическое обследование. Например, я предлагаю пациенту проверятьсоответствие того, что я говорю, и того, что я делаю: "Сейчас я буду прикасатьсяк пальцам вашей правой руки и называть их при этом, а вы проверяйте, правильноли я их называю. Вот я прикасаюсь к большому пальцу, к среднему пальцу(прикасаюсь к мизинцу), к указательному пальцу (прикасаюсь к среднему пальцу),к безымянному пальцу, к мизинцу (прикасаюсь к большому пальцу)". Я постепенноускоряю темп этого "обследования", и мне не сложно вставить в свою скороговоркупрямую инструкцию - "и когда вы почувствуете усталость, войдите в транс". В ходе обычной беседы с пациентом я могу перегрузить его кинестетику бессистемнымикасаниями. Он не знает, к какому участку тела я собираюсь прикоснуться,потому что я прикасаюсь каждый раз к разным участкам, а иногда повторяюкасание в одной точке тела. И в те моменты, когда его сознание занято вопросом:"К какой точке тела я прикоснусь в следующий раз и что все это значит?"- я даю прямые инструкции о вхождении в транс. В деловом общении такиеварианты применить трудно, контекст не совсем подходящий... но есть вариант,который, как мне кажется, просто предназначен для тех из вас, кто работаетв одной фирме, в одном учреждении, и может работать в паре. Этот вариантназывается " двойное наведение ". Суть его проста: для того чтобы быстроперегрузить партнера информацией, к нему подходят два человека с двух сторони говорят с ним одновременно (один - в правое ухо, другой - в левое). Этутехнику мы с вами отработаем через упражнение. Упражнение N 13. Возьмем более демонстративный вариант для группы изчетырех участников. Партнер А выполняет роль гипнотизируемого. ПартнерыБ и В подходят к нему справа и слева и, приблизительно соблюдая подстройкук дыханию, одновременно говорят простые формулы для наведения транса ("тыстановишься спокойнее, ты все более сосредоточен и умиротворен, ты можешьоставаться расслабленным, тебе приятна эта поза для вхождения в транс"и т. п.). Партнер Г подходит к партнеру А сзади и прикасается случайнымобразом к разным участкам его спины. В этом упражнении вы можете не заботитьсяоб использовании транса, отработайте только навык наведения, навык взаимодействияв группе гипнотизеров. Пусть каждый участник упражнения попробует себяв разных ролях. Самоотчеты участников: - У меня было ощущение, что каждая половина грудной клетки дышит в своемритме, я еще подумал: "Так же не бывает!" - Мне показалось, что я так и останусь неподвижным, даже если у меняначнут все доставать из карманов... С. Горин: Действительно, в свое время эта техника была популярна у карманныхворов, ваш самоотчет натолкнул меня на это воспоминание. Конечно, и в деловомобщении, и в карманных кражах важно заранее отработать взаимодействие партнеров,занимающихся двойным наведением. Я полагаю, что нечто похожее на наше упражнение происходит на так называемыхпедсоветах, когда "трудного" ребенка педагоги окружают со всех сторон иодновременно говорят ему, какой он плохой. Чего они этим достигают, кромезакрепления отрицательных качеств ребенка при помощи гипнотического внушения? Наташа: Мы говорили о "цыганском" гипнозе, а ведь цыганки именно таки делают - подходят с двух сторон и говорят одновременно! Виталий: Мне пришлось видеть применение этой техники, только я тогдане знал, что происходит. К моему начальнику пришли двое с каким-то сомнительнымпредложением - и они подошли с двух сторон и говорили оба одновременно.Вы знаете, мой начальник - человек очень жесткий и волевой, но через двеминуты он подписал договор с ними... С. Горин: Можешь взять кого-нибудь из партнеров по упражнению и пойтик начальнику за добавкой к зарплате. Успех двойного наведения гарантируется тем, что вы перегружаете партнерапо всем трем модальностям. Вы нагружаете его зрение - он видит вас, вынужденследить за вашей жестикуляцией (если вы хотите с ее помощью дополнительнопривлечь внимание). Вы перегружаете его слух, и вы дезориентируете егокинестетику с помощью прикосновений. В упражнении мы сконструировали такуюситуацию искусственно, но разве нет естественных ситуаций такого рода?.. Я могу привести, по крайней мере, два примера ситуаций, когда перегрузкаинформацией входит в контекст, и вам остается только использовать ее. Первыйпример - какая-нибудь вечеринка с музыкой и танцами, здесь тоже задействованывсе три модальности людей. Второй пример - рок-концерт. Если вы понаблюдаетеза подростками, находящимися на концерте любимой группы, которая оченьгромко шумит и ослепляет их ярким светом, то вы поймете, что состояниеих сознания явно изменено. Это можно использовать, и, возможно, кто-нибудьуже использует... Если отвлечься от ситуаций, связанных с непосредственнымобщением, то для наведения транса через перегрузку информацией удобно использоватьтелевидение. Попробуйте внимательно проанализировать свое состояние, возникающеетогда, когда вы видите быструю смену картинок на экране, в каждой из которыхесть движение, а в некоторых возникает текст, который вы не успеваете прочитать...телевидение задействует две модальности из трех (зрение и слух), что тожедает хорошие результаты в наведении транса. Подстройка к группе. Музыка в наведении транса. Те приемы подстройки к одному человеку, которые мы изучали, оказываютсяпригодными для подстройки к двум или к трем партнерам. Вы можете подстроитьсяк позе одного из них и к дыханию другого, можете подстроиться к позе одноговерхней частью тела и к позе другого нижней частью тела, одновременно подстраиваяськ предикатам третьего. Но когда вам приходится иметь дело с группой большейчисленности, эти приемы недостаточны, нужно что-то другое. В работе с большойгруппой можно использовать два момента. Во-первых, 10-15 процентов людейповышенно внушаемы, сверхвнушаемы, и если вы будете говорить достаточноавторитетно, вы завоюете эту часть аудитории, и к ней присоединится ещекакая-то часть слушателей. Во-вторых, вы можете дать аудитории что-то,к чему она будет подстраиваться, а вы используете эту подстройку. Один из факторов, вызывающих естественную подстройку аудитории к самому себе- это ритм. Работая с лечебной группой, психотерапевты применяют метроном(неважно, будет ли он механическим, с качающимся маятником, или электронным,со вспыхивающей и гаснущей лампочкой), и ритм метронома усваивается всейгруппой. На этот ритм накладывается текст внушения, который группа усваиваетзначительно лучше, чем если бы ритм текста устанавливал сам врач. Когдаесть внешний ритм, соз
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |