Введение (теория гипноза).




Говоря о гипнозе, люди часто имеют в виду что-то почти сверхъестественно("...он к нему подошел, загипнотизировал и сказал: "Дай сдачу с десятки,как с сотни",- и тот так и сделал"). Бывают там и такие вещи, и мы о нихбудем говорить, но в основном это - исключения. Мы же займемся правиламигипноза, изучая их от простого к сложному, чтобы вы поняли, что гипноз- естественное следствие применения определенных навыков. Немного теории. Чтобы представить себе, что такое "гипноз", достаточновспомнить школьный курс анатомии и физиологии человека - теорию И.П. Павловас ее процессам и возбуждения и торможения в коре головного мозга. Там всепросто: в состоянии бодрствования в коре преобладает процесс возбуждения,в состоянии сна - процесс торможения, а гипноз - это очаг возбуждения взаторможенной коре. Вся кора спит, но команды гипнотизера поступают в мозгчерез этот очаг, и, поскольку спящий мозг не может критически осмыслитьих - гипнотизируемый выполняет эти команды, тут же забывая об этом. Теориядостаточно удобная, но если следовать только ей, мы наталкиваемся на рядограничений. Во-первых, гипноз по Павлову - это всегда сон. Значит, для того,чтобы привести человека в гипнотическое состояние (торможение коры головногомозга с очагом возбуждения в ней) и начать им управлять, его надо сначала усыпить (термин "гипноз", введенный в XVIII веке Брэдом, в переводес греческого означает "сон" - Павлов не стал спорить с таким истолкованиемданного состояния). Во-вторых, раз человека надо усыплять, то кто-то заснет,а кто-то - нет: появляются такие понятия, как "гипнабельность" (способностьконкретного человека погружаться в гипнотический сон) и "внушаемость" (способностьконкретного человека выполнять приказы гипнотизера некритично). В рамкахпавловской теории эти понятия имеют смысл, но все ли явления охватываютсяэтой теорией? Оказывается, не все. Чтобы это доказать, я приведу фрагмент из монографииА. М. Свядоща, большого специалиста в области гипноза - "Неврозы и их лечение".Это самонаблюдение, записанное одной женщиной."...Мне 47 лет. Я несуеверна. 30.09.75 г., находясь в командировкев Москве, я вошла в парк, села на уединенную скамейку и занялась чтениемсвоей рукописи. Ко мне подошла цыганка, на ее голос я подняла голову; поодальстояло еще несколько цыганок. Цыганка начала говорить, а я послушно выполнятьее указания. "Я не цыганка, а сербиянка, - повторила она два раза, - яродилась с рыбьим зубом (повторила 2 раза). Достань монету, заверни еев бумажные деньги. Повторяй за мной: "Деньги, мои деньги". Зажми деньгив руке". Далее следует провал памяти. Денег у меня она не отнимала, нопоказала мне свою руку, в которой денег не оказалось; в моей, разумеется,их тоже не стало. Тогда я встала, а она мне сказала: "Денег не жалей, онивернутся". Я отлично понимала, что этого не будет; другая цыганка сталапросить у меня денег, я сказала: "У меня только мелкие монеты, я не могуих дать, а то мне не доехать до дома". Третья попросила у меня конфету"для ребенка" и я дала ей (у меня в сумке был виден кулек с конфетами).Я направилась к более людному месту, и одна из цыганок пошла за мной. Онамне сказала: "Сними кольцо, чтобы ты хорошо жила". В ответ я сказала что-товроде: "Я не верю". "Сними кольцо! - повторила она, - а то не доедешь додому, ты вся почернеешь!". Я ответила, что не боюсь, но сняла кольцо, ноне золотое (обручальное), а серебряный перстень, бывший на левой руке."Нет, другое кольцо, а то жизнь будет белая". Я надела кольцо снова. "Снимидругое кольцо, чтобы я хорошо гадала". Я сказала: "Девушки, вы неплохозаработали, но денег мне не жаль, а кольцо обручальное", - однако снялаего, но держала руку в кармане и сказала: "Ну, я сняла, сняла!". Тут мывышли на солнечное и людное место, и я прогнала ее. Видимо, на моем лицебыл страх, потому что она говорила: "Ты меня не бойся!". Все время я была в полном сознании, видела окружающие предметы, деревья,людей, глаза первой цыганки, ее ладонь (обратила внимание на то, что онабыла небольшая и темная), янтарные серьги в ушах второй цыганки (ее быя узнала)..." За самонаблюдением идет характеристика, которую дал этой женщине А.М.Свядощ:"...по характеру общительная, властная, умеет быть сдержанной. При экспериментально-психологическихпробах повышенной внушаемости не обнаруживает. Не гипнабельна". Интересно, правда? Взяли прямо с улицы простую негипнабельную женщинуи ухитрились среди бела дня загипнотизировать ее, не усыпляя! Каким способом?..И - тут мы обращаемся к разновидности гипноза, которая не является покани широко известной, ни классической - к эриксонианскому гипнозу.К счастью, его не так уж трудно изучить, и полученные при изучении навыкилегко усовершенствовать - для этого достаточно начать ими пользоваться. Для того, чтобы теоретически обосновать эриксонианский гипноз, нам дажене придется уходить от павловской теории. Я уже говорил, что она достаточноудобна - особенно если выделить в ней главное: понятие о гипнозе как разномсостоянии всей коры головного мозга и одного ее участка. Гипноз можно представитьне только как сон коры и бодрствование какого-то очага, нои как бодрствование коры и особо возбужденное состояние, " сверхбодрствование "этого очага. На этом представлении основана теория сверхбодрствования,в которую хорошо вписывается эриксонианский гипноз без привычных "гипнотических"атрибутов (пристального взгляда, пассов руками, команды "Спать!") и безпонятия "гипнабельности"....Давний спор о способности человека поддаваться гипнотическому воздействиюи научиться воздействовать на других, думаю, не может быть разрешен хотьсколько-нибудь однозначно. Те, кто работает в понятиях классического гипноза,любят фразу: "Все пишут, но не каждый писатель; все рисуют, но не каждый- художник; все внушают, но не каждый - гипнотизер". Может быть, они правы.Я, со своей стороны, занимаясь гипнозом около 15 лет, обнаружил, что какнет людей, совсем не поддающихся гипнотическим манипуляциям, так, скореевсего, нет и людей, совсем не способных этому научиться. В свое время врядли кто-нибудь мог бы сказать, что у американского юноши, страдающего дальтонизмом,лишенного музыкального слуха, перенесшего полиомиелит и прикованного кинвалидной коляске, есть способности к гипнозу. Но именно он, Милтон Эриксон,стал одним из лучших гипнотизеров мира и дал свое имя новому направлениюв искусстве влиять на людей... Вот на этом наша теория, пожалуй, закончилась, и теперь пойдет толькопрактика - простая и эффективная. Подстройка (стенограмма семинара). С. Горин: Когда мы общаемся с кем-нибудь и хотим, чтобы человек принялнашу точку зрения или почувствовал по поводу какого-то события то же, чтои мы, у нас есть два пути. Первый путь - убеждение, логические аргументы.Второй - внушение. В обыденной жизни мы пользуемся и тем и другим без всякихсеминаров, и вроде бы понимаем, каким способом достигаем своих целей, хотяэто не всегда легко определить. Давайте все же для ясности определимсяв понятиях. Итак, убеждая, мы привлекаем какие-то логические аргументы: "Я правпоэтому, поэтому и поэтому". В таком случае, что такое "доверие" с позицийубеждения, логики? Что значит: "Я этому человеку доверяю сознательно " Ответы из зала: Ну, я его хорошо знаю, или уже вел с ним дело... С. Горин: То есть, во-первых, сознательное доверие никогда не возникаетс первой встречи. Да, сознательно я могу доверять кому-то, еслия уже вел с ним дела, раза три он уже выполнял свои обещания, и вот в четвертыйраз он мне что-то предлагает или что-то просит, и я уже знаю, что веритьему можно - три раза он меня не обманул... Таким образом, сознательноедоверие - это просто статистический подход, прогноз на будущее на основаниипрошлых событий. А что такое неосознанное, подсознательное доверие - "он мне что-топредложил, и я сразу ему поверил", не так ли? Возможны, конечно, вариантыисполнения - такой: "...и я, дурак 60-летний, ему поверил". Или женскийвариант: "Он мне сказал, и я за ним пошла". Об этом говорят еще: "Окрутил,околдовал"- можно другие слова найти, но главным будет то, что подсознательноедоверие с логикой никак не совмещается, это разные категории. Не знаю, как в коммерции, но в гипнозе основной является именно этавторая категория - подсознательное доверие. Ее называют раппортом (в терминах классического гипноза раппортом называют связь гипнотизераи гипнотизируемого, но вы скоро поймете, что это - то же самое явление).Для того, чтобы подействовало внушение, надо сначала создать раппорт,то есть создать очаг сверхбодрствования в коре головного мозга, о чем явам говорил раньше. И для того, чтобы это сделать, есть несколько простыхприемов. Вы их сейчас освоите. Подстройка к позе. Первый прием - подстройка к позе. Когда вы создаете раппорт, вам следуетсначала принять ту же позу, что у партнера - отразить позу партнера.(Пока для простоты мы будем исходить из того, что в деловом общении мыбеседуем с одним человеком, лицом к лицу. Есть приемы для воздействия нагруппу, о них будет сказано позже, но начнем с этой наиболее частой ситуации-один на один). Попрактикуйтесь в этом. Упражнение N 1. Выполняется в группах по трое. Первый участник,назовем его "партнер А", принимает какую-то позу стоя или сидя. Второйучастник, "партнер Б", встает или садится напротив и полностью "отражает",воспроизводит собой позу партнера А. Третий участник, "партнер В", будет"режиссером ": после того как партнер Б решит, что он уже в точности воспроизвелпозу партнера А, "режиссер" подойдет и своими руками исправит ошибки. Каждыйиз вас должен побыть в этих ролях по очереди 2 - 3 раза. Начинайте. Обсуждение. С. Горин: Что в упражнении оказалось для вас простым? Что - сложным? Олег: Я не совсем понял - мне надо отразить позу партнера так, как выгляделобы его отражение в зеркале? С. Горин: Не обязательно, вас смутило слово, которое я употребил. То,чем вы занимаетесь, называется подстройкой, отражением, присоединением,настройкой, отзеркаливанием - выбирайте любой из этих терминов. Главноев том, что вам нужно сделать какую-то часть вашего поведения похожей нааналогичную часть поведения вашего партнера, собеседника. А что касаетсяотражения позы - оно может быть прямым (в точности как в зеркале)и перекрестным (если у вашего партнера левая нога закинута за правую,то вы можете сделать так же) Какие еще проблемы? Ответы из зала: Ну, трудно полностью скопировать позу, у меня плечиочень напрягались... Поза получается неестественной для меня... С. Горин: В смешанных парах, мужчина-женщина, были какие-то особые сложности? Ответы из зала: В однополых парах проще. Трудно присоединиться к мужчине...Трудно при соединиться к женщине... У нас сложностей не было. С. Горин: Ну, значит я проецирую на вас свои сложности, потому что впериод обучения меня страшно возмущало, когда мне казалось, что я совершенноточно воспроизвел позу другого человека, а потом подходил режиссер и что-тоисправлял (смех в зале). А, так вы согласны? Ошибки бывают и вправду грубые,например, наклон головы партнера вы можете отразить с ошибкой градусовв тридцать, или еще что-то... Вопрос из зала: А зачем это нужно? Как это можно использовать? С. Горин: Вы торопитесь, но пожалуй, на ваш вопрос уже можно ответить...(Начинает подстраиваться к позе спросившего). Это нужно для того, чтобысоздать раппорт, основу для дальнейшего воздействия на партнера. У американцевесть пословица, аналога которой в русском языке я не нашел: "Отражение- высшая награда". Смысл ее в том, что вы ничем не можете порадовать человека(или польстить ему) больше, чем подражанием ему - его поведению, манерам.Не будьте только "кривым" зеркалом, не делайте шаржей, карикатур; "отражайте"положительные или нейтральные качества партнера - другими словами, дайтепартнеру то, что он хотел бы увидеть в зеркале (вспомните, как вы под ходитек зеркалу - плечи расправлены, живот убран, осанка гордая). И не делайте того, что ваш партнер может осознать как копирование себя.Он не должен замечать вашу подстройку. Это, в сущности, уже и есть гипноз,когда вы устанавливаете подсознательное доверие, раппорт. (Резко меняетсвою позу, откидываясь на спинку стула. Задавший вопрос делает то же самое.Смех в зале). Судя по реакции зала, я вам ответил. Зачем нужно изучать подстройку... А зачем вы пользовались прописямипри обучении письму? Хорошо, (обращается к одной из участниц семинара)Рита, не могла бы ты рассказать мне какой-нибудь случай из своей жизни.Что-нибудь такое, занимательное?.. (Рита начинает рассказывать, через некоторое время внезапно замолкает,затем медленно, запинаясь, заканчивает рассказ). Что случилось? Ты такбодро начинала... Рита: Вы меня не слушали. С. Горин: А как ты это определила? Я что, закрывал уши руками? Рита: Нет, но я видела, что вам стало неинтересно. С. Горин: Вы все наблюдали за нашим мини-диалогом и все могли заметитьтот момент, когда Рита замолчала. Что же тогда изменилось? Ответы из зала: Изменилась ваша поза. Высели вполоборота к Рите, потомотвернулись. С. Горин: Да, я сменил свою позу, но этим дело не кончилось - Рита тожесменила позу, уже подстраиваясь ко мне. Потом я резко отвернулся - и Ритазамолчала, а потом стала заканчивать свою историю как попало, с ощущением,что я ее не слушаю, мне неинтересно. Еще одной иллюстрацией происшедшегобудет следующее упражнение. Упражнение N 2. Выполнять будете в парах. Сначала в каждой пареопределите две темы для разговора, в одной из них вы должны быть изначальносогласны друг с другом, в другой - несогласны. Ну, есть же что-то, с чемвы уже сейчас можете не согласиться с вашим партнером? Что "Спартак" -чемпион, или что деятель Н. - полный дурак... Неважно что, берите любыетемы. Определили? Теперь начинайте обсуждать в парах тему, где вы друг с другом несогласны, все время сохраняя подстройку к позе собеседника. Обсуждение. Я хотел бы обратить ваше внимание не некоторые любопытные вещи, которыездесь происходили. Прямо передо мной сидела пара Олег - Игорь, и как толькоразговор у них пошел на обострение, они забыли мою инструкцию: Олег началразмахивать рукой, Игорь стучал пальцами по столу, и они очень быстро принялиразные позы, подстройка разрушилась. А можно мне теперь догадаться, чтопроизошло в тех парах, где партнеры сохранили подстройку? Вы все пришлик компромиссу! Теперь вторая половина упражнения. Обсуждайте тему, где вы были согласныс партнером, только подстройки быть не должно, следите за этим. Обсуждение. Есть такая детская игра - "Замри!" Так вот, замрите и посмотрите навсе пары. Только одна пара все успешно сделала, подстройки у них сейчаснет, и они уже успели найти разногласия в своих взглядах. Другие, как видите,сидят идеально подстроившись друг к другу. Я вам дал упражнение,которое невозможно выполнить: практически невозможно разговаривать на тему,где вы согласны с собеседником, и не подстраиваться к его позе. Подстройка к позе - это первый навык активного, форсированного созданияподсознательного доверия. Но здесь есть и обратная связь: если люди ужедоверяют друг другу, то они обычно разговаривают (или молчат) в состоянииподстройки к позе. Это хорошо бы запомнить. Иногда, скажем, бывает нужнооценить, в каких отношениях находятся люди, которых вы раньше не видели- ну, начальник и его заместитель, или еще какая-то значимая для вас пара.Так вот, обратите внимание на то, как они разговаривают друг с другом:если во время разговора они подстраиваются к позе собеседника, то все нормально,по обсуждаемому вопросу мнения у них совпадают (может быть, у них естьнесогласие по другим вопросам, но по тому, которым они сейчас заняты -может быть, вы его и предложили - они друг с другом согласны). Если жев паре подстройки к позе нет, то согласие, выраженное на словах, не должновас обмануть - внутреннего согласия там нет. Итак, вы получили хороший навык, и можете начать его применять. Теперьзаймемся более сложными вещами. Подстройка к дыханию. Вы, наверное, уже догадались, что теперь речь пойдет о копировании дыханиявашего партнера. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию бывает прямая и непрямая. Прямая подстройка - вы просто начинаете дышать так же, как дышит вашпартнер, в том же темпе. Непрямая подстройка - вы согласуете с ритмом дыханияпартнера какую-то другую часть своего поведения; например, вы можете качатьрукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то естьна его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта,поэтому с нее мы и начнем. Упражнение N 3. Разбейтесь опять на тройки, желательно в другомсоставе, чем в первом упражнении. В жизни вам придется иметь дело с разными людьми, лучше бы привыкать к этому уже сейчас. Задание у вас будет простое:партнер А сидит и дышит, партнер Б напрямую копирует его дыхание, то естьдышит с той же частотой и глубиной... Вопрос из зала: А если я не вижу дыхания партнерши? С. Горин: Положируку ей на грудь (смех в зале). Я не закончил описание упражнения. ПартнерВ, режиссер, кладет свою руку на спину партнера А, чтобы не только видеть,но и чувствовать его дыхание, и поднимает и опускает свою вторую руку втакт дыханию партнера А - чтобы помочь партнеру Б, который подстраивается. Хочу обратить ваше внимание на то, что у мужчин и женщин - разные типыдыхания. Как правило, у мужчин брюшной тип дыхания (они дышат животом),а у женщин - грудной. Для того, чтобы надежнее увидеть ритм дыхания партнера,вам надо смотреть на его живот, если это мужчина, и на грудь, если вы впаре с женщиной. Я рад тому, что все мужчины в группе давно смотрят туда,куда надо... Обсуждение. С. Горин: Каковы ваши впечатления от упражнения? Наташа: Мне понравилось, когда ко мне подстраиваются. Игорь: Я заметил, что когда ко мне подстраиваются, мое дыхание меняетритм, вроде бы я подстраиваюсь к партнеру. С. Горин: Да, тут был очень интересный момент: ты дышал, твой режиссерстоял сбоку, ты видел движение его руки, и в какой-то момент он сбилсяс твоего ритма дыхания и стал двигать рукой в совершенно непонятном ритме,и твое дыхание стало тогда необычным (показывает один глубокий вдох и выдох,потом - по два коротких). Ты действительно начал копировать тот ритм, которыйтебе показывали. Мы забегаем вперед, но то, что произошло, как раз и получается на первыхшагах гипноза. Это называется - " ведение ", это начало управленияпартнером. Если вы хорошо присоединились, вы можете лидировать, вести партнера за собой. И успех присоединения вы можете оценить, в частности,по тому, получается ли у вас вести партнера. У твоего режиссера, Игорь,это получилось. Как подстройка к позе переходит в ведение, я вам недавно показал. Приподстройке к дыханию вы ведете, начиная медленно менять частоту своего дыхания(после присоединения). Если у партнера наблюдаетсятакое же изменение дыхания, то раппорт установлен хорошо. Если я правильно понял, вас интересует полезное применение любого полученноговами навыка "прямо сейчас". Ладно, давайте отвлечемся. Как уложить спатьмаленького ребенка? Как сделать, чтобы он захотел спать? Правильно, надосначала подстроиться к его дыханию, а потом замедлить свое дыхание, сделавего "сонным". Когда у меня родился сын, то уложить его спать было для меняпроблемой, я просто не знал, что с ним делать. А когда родилась дочь, яуже имел навыки эриксонианского гипноза, и все стало очень просто: я устраивалсярядом с ней, подстраивался к ее дыханию, потом замедлял свое - и через10 минут она засыпала (даже жена удивлялась такой скорости). Это, конечно,действует не только на детей. При наведении транса у взрослых, вам тожепридется замедлять свое дыхание, давая партнеру своеобразный пример того,каким должно быть его дыхание. И бывают ситуации, когда для достиженияцели вам нужно после подстройки ускорять свое дыхание. Вопрос из зала: Какие это ситуации? С. Горин: Я, пожалуй, не буду объяснять, мы сейчас это сделаем. Так,Виталий у нас опоздал, на нем и покажем. Твоя задача, Виталий, выйти сюдаи постоять около меня, а рядом с тобой будет стоять Наташа, у нее будетсвое задание (шепотом дает задание Наташе). Просьба к остальным участникам- наблюдать. (Примерно две минуты Виталий и Наташа стоят рядом. Затем Виталий слегкаобнимает Наташу). Как по-вашему, какую инструкцию получила Наташа? Конечно- подстроиться к дыханию Виталия, и затем ускорить свое. Она стала вести,но ускорение своего дыхания Виталий приписал появлению специфического интересак партнерше (смех в зале). Наташа: Я уже замечала, что в комнате, где кто-то спит, трудно оставатьсябодрствующей; самой хочется спать. Игорь: Я замечал, когда я прихожу домой с ночного дежурства и ложусьспать, то мой сын, если он играет в этой же комнате, тоже скоро укладываетсяспать, а если играет в другой - это не происходит. С. Горин: Это случаи самопроизвольной подстройки. Дети, вообще-то, всегданастроены на родителей, это подтверждено записью электрической активностиголовного мозга. Примерно до двух с половиной лет ребенок реагирует увеличениемэтой активности только на появление матери, а в более старшем возрасте- на отца, потом на других людей. Не знаю, случайно ли то, что примернос этого возраста ребенка начинается пора отцовской любви; к совсем маленькимдетям отцы относятся, м-м-м... по-разному. Еще одна тонкость, касающаяся подстройки к дыханию. Допустим, что вашпартнер - ребенок с очень частым дыханием, или спортсмен с очень редким.Вы так дышать не можете, и у вас есть, по меньшей мере, две возможностидля подстройки. Во-первых, вы можете применить непрямую подстройку, тоесть говорить с той же частотой, с какой дышит партнер, говорить на еговыдохе. Это очень важный момент - человек всегда говорит на выдохе, и есливы говорите на его выдохе, ему это легко воспринимать как иллюзиюсвоей внутренней речи, это легче принять и понять. Во-вторых, при оченьбольшой разнице в ритме и глубине дыхания у вас и у партнера, вы можетеотслеживать его дыхание "через раз" (например, при частом дыхании вы копируетевдох, пропускаете выдох и второй вдох, копируете второй выдох). Может быть,это легче понять через метафору: когда вы идете по часто расположеннымшпалам, вы не наступаете на каждую - вы наступаете через одну, но ритмв их расположении вы все равно учитываете и подстраиваетесь к нему. Здесьдля вас этот навык избыточен, вы все примерно одного возраста и телосложения,поэтому просто запомните его для применения там, где это понадобится. Хорошо, подведем предварительные итоги. Для создания раппорта (подсознательного доверия) вы отражаете собой поведение вашего партнера,собеседника. Это называется еще подстройкой или присоединением,другие названия вам тоже известны. Когда вы присоединились к какой-то частинаблюдаемого поведения партнера, вы меняете эту часть поведения у себя(при прямой подстройке), и партнер следует за вами - с этого моментавы им управляете, ведете его. В идеале подстройка должна стать вашимрефлексом на нового человека - просто так, на всякий случай. Привыкайтеобщаться не только и не столько с сознанием партнера, сколько с его подсознанием. Я хотел бы уже на этом этапе оговорить несколько условий, соблюдениекоторых сделает вас более эффективными в воздействии на людей. Первое условие:ваша цель должна всякий раз быть конкретной, иначе вы не сможетедобиться конкретного результата. Второе: от вас потребуется нечто похожеена скромность - вы должны знать, чего вы хотите, но ваш партнерзнать это вовсе не обязан. Вступая в общение, воздействие, вы стараетесьдобиться результата, который нужен вам или вашему партнеру, но всегда линужно связывать сознательно достижение результата с вашим влиянием?Разумеется, если ко мне на сеанс гипноза пациент приходит для того, чтобыкак-то измениться, то он платит именно за то, чтобы я вызвал этиизменения; если он не осознает, что перемены связаны со мной, он не будетплатить. В деловом общении, напротив, гораздо лучше, чтобы принятое решениеили возникшую в себе перемену партнер считал чем-то своим, а не привнесеннымизвне. Если вы тщеславны и хотите, чтобы изменения своего поведения люди обязательно связывали с вашим воздействием - займитесь рэкетом,а не гипнозом. Подстройка к позе и дыханию - главные и сравнительно простыеспособы создания раппорта. Есть некоторые другие, более сложные виды подстройки,которые имеет смысл знать и применять. Подстройка к движениям. Став для вас партнером при беседе, человек обычно не сидит как истукан- он позволяет себе жестикуляцию, меняет позу, кивает или качает головой,мигает, и все это может быть предметом для подстройки. Подстройка к движениямболее сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание- это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотретьи приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрыйпроцесс, в этой связи от вас потребуется, во-первых, наблюдательность,и во-вторых, вам нужно заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознатьваши действия. Давайте сейчас подумаем о том, какие движения легче отразитьтак, чтобы партнер этого не понял... Да, любые движения; причем мы можемразделить их на большие, макродвиження (походка, жесты, движения головы,ног) и малые, микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание). Ответы из зала: Крупные движения легче заметить, чем мелкие. Мигание,наверное, никто не заметит. С. Горин: Да, в основном вы правы, но я бы сказал, что походка относитсяк крупным движениям, но подстройку к походке партнер вряд ли заметит. Амимика - мелкое движение, но партнеру заметить подстройку к его мимикелегко. Правы вы в том, что легче всего осознать подстройку к жестикуляциируками, пантомимике, поэтому начнем с тонкостей этого процесса. Лучше всего подстраиваться к жестам рук партнера с помощью движенийсвоих пальцев - отслеживайте пальцами примерное направление движений рукпартнера, делайте какую-то разницу в амплитуде. Для этого вам даже не понадобитсяфантастическая скорость реакции. И еще одна возможность - не копируйтедвижения рук партнера зеркально, намечайте их, не заканчивая. Ну, вот Юрасейчас почесал правой рукой лоб. Для подстройки мне важно отразить направление,и мне не обязательно завершать свое движение на лбу, достаточно погладитьподбородок (трогает свой подбородок, Юра тоже начинает гладить подбородок).Да, отсоединиться бывает не так-то просто (смех в зале). Из мелких движений хорошо выбрать для подстройки мигание, этого никтоне осознает. Мигайте с той же частотой, что и ваш партнер, а потом вы можетепрекратить мигать, чтобы у партнера прекратилось мигание, или можете закрытьглаза, чтобы партнер сделал то же самое. И то, и другое способствует наступлениюгипнотического транса. Вы все это будете усваивать в упражнениях, но набудущее я вам хочу подсказать, что тренировать подстройку вы можете налекциях, совещаниях, в любой компании, где вам стало скучно. В свое времяя много выступал как нарколог на различных женсоветах, обществах борьбыза трезвость... Это было и развлечением и тренировкой, когда я ставил передсобой такое, например, задание: "Пусть все сидят и кивают головами". Этогодобиваешься и прямой подстройкой, "одобряя" своим киванием чье-то уже имеющееся,и непрямой подстройкой, организуя ритм своей речи так, чтобы стимулироватьчье-то намерение кивнуть. Как-то раз я тренировался, читая лекцию о вредеалкоголя... Тренировка удалась как никогда, и после лекции я услышал лестныйотзыв от одной слушательницы: "Я знаю все, что он говорит, я уже слышалаэто тысячу раз, но почему-то воспринимаю это как откровение!" Реплика из зала: В борьбе с пьянством вы, тем не менее, немногого добились... C. Горин: Я в принципе ничего не мог там добиться. Если правительстворешило, что народ должен пьянствовать, то у правительства больше возможностейманипулировать сознанием народа, чем у меня. Против государства не попрешь... Но вернемся к подстройке к движениям. Фильм моего детства "Колдунья"с молодой Мариной Влади был снят по мотивам рассказа Ивана Куприна "Олеся".В этом рассказе есть интересный фрагмент:"... - Что бы вам такое показать? - задумалась она.- Ну хоть развевот это: идите впереди меня по дороге... Только смотрите, не оборачивайтесьназад. - А это не будет страшно? - спросил я, стараясь беспечной улыбкой прикрытьбоязливое ожидание неприятного сюрприза. - Нет, нет... Пустяки... Идите. Я пошел вперед, очень заинтересованныйопытом, чувствуя за своей спиной напряженный взгляд Олеси. Но, пройдя околодвадцати шагов, я вдруг споткнулся на совсем ровном месте и упал ничком.- Идите, идите! - закричала Олеся. - Не оборачивайтесь! Это ничего, досвадьбы заживет... Держитесь крепче за землю, когда будете падать. Я пошелдальше. Еще десять шагов, и я вторично растянулся во весь рост. Олеся громкозахохотала и захлопала в ладоши. - Ну что? Довольны? - крикнула она, сверкаясвоими белыми зубами.- Верите теперь? Ничего, ничего!.. Полетели не вверх,а вниз. - Как ты это сделала? - с удивлением спросил я, отряхиваясь отприставших к моей одежде веточек и сухих травинок. - Это не секрет? - Вовсене секрет. Я вам с удовольствием расскажу. Только боюсь, что, пожалуй,вы не поймете... Не сумею я объяснить... Я действительно не совсем понялее. Но если не ошибаюсь, этот своеобразный фокус состоит в том, что она,идя за мною шаг за шагом, нога в ногу, и неотступно глядя на меня, в тоже время старается подражать каждому, самому малейшему моему движению,так сказать, отождествляет себя со мною. Пройдя таким образом несколькошагов, она начинает мысленно воображать на некотором расстоянии впередименя веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли. В ту минуту,когда я должен прикоснуться ногой к этой воображаемой веревке, Олеся вдругделает падающее движение, и тогда, по ее словам, самый крепкий человекдолжен непременно упасть... Только много времени спустя я вспомнил сбивчивоеобъяснение Олеси, когда читал отчет доктора Шарко об опытах, произведенныхим над двумя пациентами Сальпетриера, профессиональными колдуньями, страдавшимиистерией. И я был очень удивлен, узнав, что французские колдуньи из простонародьяприбегали в подобных случаях совершенно к той же сноровке, какую пускалав ход хорошенькая полесская ведьма..." Как вы понимаете, подстройка к движениям давно известна узкому кругу колдунов.Заслуга эриксонианского гипноза в том, что этот навык стал доступен широкиммассам гипнотизеров. Я, правда, не думаю, что вам понадобится делать так,чтобы деловой партнер падал на ровном месте и ломал ногу... Или понадобится?Ну, тогда учтите, что Олеся сначала все же установила раппорт (герой Куприна"чувствовал напряженный взгляд") и только потом продемонстрировала фокус.И там есть еще одна тонкость, о которой я говорить не буду. Итак, вам нужно усовершенствоваться в тех видах подстройки, которыевы узнали. Упражнение N 4. Выполняется в группах по три человека. Задачапартнера А: удобно расположиться и поддерживать светскую беседу с партнеромБ (тему беседы можете определить вместе; лучше, чтобы она была нейтральной,не требовала эмоционального вовлечения - погода, современные нравы и т.п.) Задача партнера Б: напрямую подстроиться к позе и движениям (в томчисле микродвижениям) партнера А, использовать непрямую подстройку к егодыханию (лучше - с помощью темпа речи). Сделайте это за 2-3 минуты, потомначинайте вести партнера А так, чтобы получить видимый вами результат,который вы заранее определите для себя и партнеру сообщать не будете. Цельздесь должна быть конкретной: "Хочу, чтобы партнер закрыл глаза". Или:"Хочу хорошо подстроиться и понаблюдать за реакцией партнера на прекращениеподстройки". Вопрос из зала: На то, что я перестану дышать? C. Горин: Нет, на то, что я перестану говорить, мигать и жестикулировать.И задача партнера В: помогать партнеру Б, показывая ему своей рукой дыханиепартнера А (расположитесь так, чтобы партнер А не видел ваших движений).Каждый из участников выполняет по очереди все эти роли 2-3 раза. Общаяцель упражнения: отработать навыки подстройки и начать вести партнера.Приступайте. Обсуждение. Самоотчеты участников: а) интересно поймать себя на том, что у тебя вдруг появляется совершеннонесвойственный тебе жест; б) любопытное ощущение - партнер перестает говорить, и мне вдруг нехватает воздуха; в) к партнеру, который подстраивается к тебе, начинаешь относиться вселучше и лучше. С. Горин: Я вспоминаю слова В. Высоцкого о влюбленных: "Нечаянно вдругпопадаешь в такт такого же неровного дыхания...". По-моему, соблазнителиобоего пола этим приемом пока не владеют. Вопрос из зала: У Олега невозможно заметить дыхание, он, кажется, вообщене дышит, что мне с ним делать? С. Горин: Знаете, вы неправильно сформулировали задачу. Вы начали гадатьо том, дышит ли человек, сидящий перед вами. Давайте предположим, что онвсе-таки дышит, и дадим другую формулировку: какой внешний признак выдолжны найти, чтобы надежно отслеживать его дыхание? У Олега,действительно, очень замедленное и поверхностное дыхание, но я со своегоместа вижу, как у него вверх-вниз движется в такт дыханию воротник куртки. Хорошо, у нас обнаружился дефицит наблюдательности. Вам надо научитьсяочень многое замечать, прекратив при этом догадываться о том, чтомогло бы быть или должно быть. Как вы думаете, зачем нам такое большоеполе зрения, 120 градусов, во-о-он сколько! Тем более, что четкое цветноезрение возможно только по центру этого поля - клетки, которые различаютцвета, есть только в центре сетчатки глаза, а на периферии зрение черно-белое.Дело в том, что боковым зрением мы хорошо замечаем движение - значит, можемзаметить опасность (это подарок эволюции). Но здесь для нас имеет значениетот факт, что такие важные для подстройки факторы, как дыхание и жестикуляция- это тоже движение, значит, мы можем все это заметить, даже не глядя прямона собеседника. Нам просто нужно потренироваться, тем более, что мы привыклиограничивать не только свое зрение, но и слух, и чувствительность. В обыденнойжизни это считается ненужным, но это понадобится для эффективного общения,и особенно понадобится для наведения и использования гипнотического транса. Упражнение N 5. ("Прочистка каналов"). Выполняется индивидуально,располагайтесь удобнее. Смысл упражнения состоит в том, чтобы освободитьсяот ограничений в восприятии внешнего мира, научиться видеть, слышать ичувствовать - вместо того чтобы догадываться о том, что вы могли бы услышать,увидеть или почувствовать. Первая часть упражнения - 5 минут видеть. Выберите точку, в которуювы можете смотреть, не напрягаясь, и оставьте взгляд в этой точке. Теперьобратите внимание на то, как много вы можете увидеть: свет из окна... иодновременно свет ламп с потолка... вы видите на полу желтый линолеум скоричневым узором... видите зеленые растения в коричневых горшках... видитедруг друга... замечаете многие мелкие подробности... и удивляетесь тому,как много вы видите. Вторая часть - 5 минут слышать. Если у вас устали глаза, можете их закрыть,потому что все, что от вас сейчас требуется - это слышать. Тут ведь оченьмного звуков: есть относительно громкие, например, мой голос, и какой-тозвук на другом этаже... и есть относительно тихие, например, шум магнитофонаили тиканье часов... и шум вашего дыхания... По улице иногда проезжаютмашины, и вы слышите их шум. Кто-то изменил позу, при этом скрипнул стул.Шелестит бумага... Третья часть - 5 минут чувствовать. У вас сейчас есть очень многоощущений, самых разнообразных. И до тех пор, пока я об этом не скажу, вы,возможно, не чувствовали прикосновение руки к щеке, или что руки соединенымежду собой, или что руки лежат на бедрах... И что руки теплые, и у нихесть какая-то тяжесть.. И что вы прикасаетесь к спинке стула и ощущаетеего твердость.. И что ваши подошвы прикасаются к полу... Ваши руки, йоги,мышцы тела могут быть расслабленными или напряженными... Есть какие-тодругие ощущения: тепло или холод, тяжесть или легкость, напряженность илирасслабленность... Тяжесть вашей одежды и даже тяжесть вашей прически,тяжесть часов на руке... Реплика из зала: Что-то они очень потяжелели (смех в зале). С. Горин: Да, лучше


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: