Задача трансформации социалистического государства в социальное (согласно статье 7 Конституции РФ) включает решение вопроса по формированию принципиально иной национальной системы социальной защиты.
В социалистическом государстве система социальной защиты базировалась на государственных формах ее организации, с высокой долей финансирования из государственного бюджета - бесплатное здравоохранение, определяющие в своих размерах дотации системам пенсионного обеспечения и жилищно-коммунальных услуг, многих детских товаров и услуг по организации учебного процесса (книг и других товаров и услуг культурного обихода).
Важно подчеркнуть, что одним из основных источников затрат на социальное обеспечение были доходы от государственной собственности. В настоящее время в результате приватизации. Наиболее прибыльных форм государственной собственности данный источник практически «иссяк».
Кроме того, существовала широко распространенная практика предоставления денежных дотаций и натуральных форм услуг работникам и членам их семей со стороны предприятий в виде бесплатного жилья, его частичной или полной оплаты (особенно в районах Крайнего Севера), весьма дешевых краткосрочных или долгосрочных ссуд на постройку жилья, покупку мебели, фактически полная оплата семейного отдыха и многое другое.
Финансово такая система базировалась на механизмах налогообложения юридических и физических лиц, государственного повсеместного регулирования цен на производимые продукты, т.е. была построена в основном, на налогово-бюджетной основе. Система социального страхования обеспечивала только потребности в оплате временной нетрудоспособности, частичное покрытие расходов на оздоровление трудящихся и членов их семей и частичное финансирование (до 50 % от объема) затрат на пенсионное обеспечение. В результате издержки по обязательному социальному страхованию были многократно занижены, что искажало реальную картину воспроизводства рабочей силы на всех уровнях воспроизводственного цикла: предприятие, отрасль, регион, народное хозяйство.
|
Изменение общественного устройства страны (возникновение новых типов хозяйствующих субъектов с использованием частной собственности, распространением в широких масштабах трудовой деятельности самозанятого населения и т.д.), применение в государственной экономической и социальной политике либеральных постулатов дерегуляции в сфере производства, труда и внешней торговли - эти и другие факторы привели к серьезным последствиям на рынке труда и в области социальной защиты населения.
Возникла жесткая конкуренция импортных и отечественных товаров, строительных и ремонтных работ, страховых и лечебно-оздоровительных услуг, обеспечиваемых западными и отечественными хозяйствующими субъектами.
При этом наблюдается тотальное вытеснение отечественных товаров и услуг потребительской группы, значительное сокращение их производства в стране (до 40-70 % объема), а как итог - существенное уменьшение экономических возможностей по организации системы социальной защиты населения.
За период с 1990 г. ВВП в России сократился более чем на 40%, средняя заработная плата и пенсия снизились с позиции их покупательной способности более чем на 50%, возникла в весьма значительных масштабах безработица (скрытая ее форма достигает в отдельных регионах страны 20% и даже 40 % численности трудоспособных), произошел невиданный рост бедности - до 50 % населения страны, дифференциации и поляризации в доходах населения (разрыв в доходах 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных жителей составляет 40 раз (7).
|
В ходе реформ уровень жизни снизился, по данным статистики, в два раза. До 60 % населения в конце 90-х годов имели реальные доходы на уровне 20-25 % от того, что они имели до начала 90-х годов. Произошло резкое расслоение общества на богатых и бедных (см. табл. 7).
Таблица 7
Дифференциация населения России по уровню дохода (на душу населения в месяц, по данным ВЦИОМ [8]
Слои населения | Доля населения, в% | Уровень дохода на душу населения в месяц, долларов США |
Богатые | 3-5 | свыше 3000 |
Состоятельные | 3000-1000 | |
Середина (типа среднего) | 1000-100 | |
Малообеспеченные | 100-20 | |
Бедные | ниже 50 |
Следует отметить, что существующая система социальной защиты в стране, и это признает большинство отечественных и зарубежных специалистов (МОТ, Всемирного банка), сумела в значительной мере сгладить последствия политических и экономических преобразований и предотвратить социальные взрывы. Но важно подчеркнуть и тот факт, что потенциал существующей системы социальной защиты уже не соответствует объемам требуемых ресурсов и качеству необходимых услуг, а ее институциональная база нуждается в серьезной трансформации с позиции изменившегося общественного устройства.
|
Существующая, во многом уже модернизированная за последние 10 лет реформ, система социальной защиты в России представляет собой совокупность следующих институтов и механизмов:
1. социальное страхование трудозанятого населения (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, по болезни и в случае материнства, по безработице), предусматривающее краткосрочные и долгосрочные денежные выплаты (пенсии) и социальные услуги (медицинская помощь);
2. государственное социальное обеспечение всего населения, включающее государственную систему здравоохранения, семейные пособия и социальные пенсии;
3. государственное социальное обеспечение отдельных категорий трудозанятого населения: пенсионное обеспечение военнослужащих и государственных служащих;
4. корпоративные и частные системы дополнительных видов социальной защиты, организованные в форме добровольных систем (негосударственные пенсионные фонды, добровольное дополнительное медицинское страхование и личное страхование пенсий, жизни от несчастных случаев и т.д.);
5. системы социальной защиты, организованные на уровне предприятий (оплата проезда, питания и т.д.).
Состояние системы социальной защиты, несмотря на ряд позитивных и конструктивных моментов ее реформирования, свидетельствует о серьезных органических ее недостатках. Макроэкономические показатели, характеризующие ее эффективность (уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья населения, масштабы и состав бедности), как в статике, так и в динамике позволяют большинству отечественных и зарубежных исследователей делать вывод о том, что система все меньше справляется со стоящими перед ней задачами.
В число недостатков, присущих системе, как правило, относят:
• наличие высокой и всерасширяющейся сферы теневого рынка труда и доходов - нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужают (до 25-30 %) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;
• сохранение архаичных положений трудового и социального законодательства, которые консервирует декларативные нормы защиты в сфере труда и нестраховые механизмы приобретения прав на социальную защиту, например, при исчислении размеров пенсий и пособий. Это вызывает деформацию в системе трудовых отношений, порождает стимулы уклонения работниками и работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;
• наличие крайне высокой дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования;
• сохранение устарелых механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе увязки базовой пенсии с минимальной заработной платой, размеры которой лишают какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру определения заработанных пенсионных прав;
• отсутствие концептуально выверенной системы управления социальной защитой и проведения согласованных реформ в данной сфере с реформами заработной платы, налоговой системой. Разрыв и разнонаправленностъ законодательных решений и экономических возможностей приводит к воспроизводству кризисных ситуаций с выплатой заработной платы, пенсий, детских пособий, разрушает систему здравоохранения. В качестве единственного активного субъекта проведения социальной политики все еще продолжает оставаться одно государство, которое в силу изменившихся условий не может справиться со всем комплексом задач в сфере социальной защиты (финансовых, организационных, институциональных).
Таким образом, крупный масштаб существующих проблем в данной сфере требует изменения и упорядочения ее институциональной базы, с помощью формирования новой модели социальной политики и защиты (социальное государство), правового закрепления полномочий, функций и обязанностей между социальными субъектами (работодателями и работниками), государством, гражданами (застрахованными лицами и пенсионерами), федеральным центром и регионами.
В этой связи представляется плодотворным подход, основанный на формировании новой институциональной базы. Объясняется это тем, что институты социального страхования нельзя модернизировать, не затрачивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества. Требуется учет множества факторов, согласования параметров их устройства с системами заработной платы, демографической политикой занятости. Это связано с тем, что институты социального страхования одновременно выступают в экономической, социальной и правовой ипостасях.
Экономический характер институтов социального страхования обусловливается их связью с доходами населения. По-этому параметры, характеризующие уровень заработной платы) и доходов самозанятого населения, в значительной степени определяют состояние институтов социального страхования.
Так, высокие размеры заработной платы (по покупательской способности » по доле ВВП, например, в США и ФРГ)| благоприятно сказываются на развитии социального и личного страхования.
«Умеренная» заработная плата приводит к необходимое! развивать институт профессионального (корпоративного) пенсионного страхования в качестве дополнения (и весьма весомого) к институту обязательного социального пенсионного страхования (Великобритания, Франция).
Низкий уровень заработной платы обусловливает необходимость организации социального страхования на основе жестко-нормативной модели государственного социального обеспечения (бывший СССР, нынешний Китай), датируемого с государственного бюджета.
Институты социального страхования играют важную социальную роль, выполняя функцию защиты от бедности, восполнения утраченных доходов, помощи престарелым и инвё дам. Общественный продукт перераспределяется как во временных рамках (вертикальная солидарность), так и между категориями населения (горизонтальная солидарность): лица с более высокими доходами солидарно помогают лицам с меньшими доходами через налоговую систему и систему социального страхования; недоживающие до пенсионного возраста солидарно «передают» свои пенсионные права переживающим этот возраст. Национальные системы перераспределения общественного продукта непосредственно связаны с моделью экономической политики государства (либеральная, консервативная, социалистическая и их комбинации), особенностями проводимой политики, историческими и культурными традициями.
Институты социального страхования являются правовыми институтами. Будучи включенными в правовое поле трудового и социального законодательства (социального обеспечения), они имеют собственную нормативную базу, регламентирующую и определяющую:
• социальные роли и правовой статус субъектов страховых правоотношений;
• механизмы социально гарантированных страховых выплат, с помощью которых реализуются конституционные права граждан на социальное обеспечение;
• механизмы и органы контроля системы социального страхования, включая судебные органы.
Таким образом, система социального страхования представляет собой сложный организм, объединяющий экономические, социальные и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества. Для развитых рыночных экономик характерна значительная дифференциация самодеятельного населения по уровню доходов, по способам вовлеченности в общественное производство (наемные работники, самозанятое население), по условиям труда. Это в свою очередь обусловливает возникновение разнообразных видов социального и профессионального риска утраты дохода в связи с потерей трудоспособности, а значит, и способов защиты от них.
Идея социального государства, как она сформулирована международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества. а Государство в цивилизованном обществе является центральным, но не единственным субъектом социальной политики. Его роль в значительной мере подкрепляется ролью множества субъектов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества, что обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий. Следует отметить, что сильное социальное государство не то, которое оказывает помощь и поддержку слабым слоям общества, а то, которое поощряет и создает саморегулирующие механизмы социальной защиты на принципах самоответственности и коллективной солидарности.
Такой подход требует повышения роли, ответственности как государства, так и всех социальных субъектов за организацию социальной защиты. Это возможно при соблюдении следующих одновременно и взаимообусловленных масштабных (на уровне конституционного права) мер:
• расширения функций государства с учетом возрастающей дифференциации интересов различных слоев общества;
• передачи значительного круга функций, выполняемых государством, структурам гражданского общества, представляющим сбалансированные и согласованные интересы подавляющего большинства социальных факторов;
• повышения инициативы, предусмотрительности и ответственности граждан, с помощью создания благоприятных для этого условий (личное страхование жизни, личное страхование дополнительных пенсий и т.д.).
Стратегическое требование формирования новой концепции социальной защиты состоит в одновременно повышающейся роли каждого из субъектов, как в отдельности, так и всей триады в совокупности.
Для России решение данного вопроса особенно актуально и связано со следующими обстоятельствами:
1. Необходимостью разрешения острых общественных противоречий между: а) архаичными формами социалистического и зарождающегося нового общественного уклада и б) между наемным трудом и работодателями (капиталом), отношения которых все более обостряются, о чем свидетельствует динамика показателей бедности. Социальная защита должна быть встроена в систему новых экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих, носить комплексный характер и не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере трудовой жизни.
2. Необходимостью обеспечить социальный консенсус между личностью, обществом и государством, что позволит разрешить застарелую (хроническую) проблему российского общества (неизжитую на длительном историческом этапе его развития), суть которой состоит в недоверии личности к государству, а государства к обществу и личности, что требует новых форм социального партнерства.
3. Необходимостью создать действенный механизм общественного обсуждения важнейших социальных проектов и широкий спектр требуемых институтов социальной защиты, которые позволили бы создать атмосферу ответственности и открытости.
Участие людей в управлении реформами может начаться только там, где они непосредственно вовлечены и организованы.
В качестве подготовительных мер по разработке концепции социальной защиты России для средне- и долгосрочного периода представляется целесообразным сформировать федеральную организационную структуру и региональные рабочие группы (во всех субъектах Российской Федерации) по оценке федеральных и региональных социальных расходов и выработке предложений по их упорядочению. На втором этапе проведения данной работы требуется разработать концепцию социальной защиты, основная я цель которой состоит в обосновании новой модели социальной | защиты с позиций ее институционального устройства (роль институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения).
Важнейшими ориентирами при разработке узловых вопросов данной концепции могли бы служить следующие положения:
• разработка механизмов финансирования социальных 1 расходов (аккумулирования и расходования с помощью увязки уплачиваемых страховых взносов и размеров получаемых пенсий и пособий), установление четкой границы между пособиями, получаемыми за счет взносов, и пособиями, имеющими более широкую солидарную основу;
• разработка и реализация программы по созданию достаточного числа высококачественных рабочих мест, обеспечивающих достойный уровень доходов трудоспособного населения;
• разработка механизмов увязки систем заработной платы, налогов и социальной защиты, позволяющих создать новые стимулы к труду и самозащите населения: предпринимательство, самозанятость, наличие собственности, самострахование;
• разработка механизмов по самоуправлению системой социального страхования на всех уровнях управления;
• создание цивилизованных форм распределения различных видов доходов (акционерные механизмы участия населения в распределении прибыли, стимулирование добровольного вида социального страхования);
• разработка механизмов системы минимальной социальной защиты с позиции ее адресности, достаточности и финансового обеспечения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
• формирование современных организационно- управленческих и контрольных органов в сфере социальной защиты и социальной инфраструктуры (национальных советов по социальной политике, актуарных центров, социальных судов, сети медицинской, профессиональной и социальной реабилитации).