Понятие «институт» (от латинского institutum - установление, учреждение) заимствовано учеными-экономистами из юриспруденции. Сущностными характеристиками данной категории выступают как юридические нормы, так и порядок установления взаимосвязи между ними. Это позволяет упорядочить (регламентировать) отношения между субъектами права с целью придания им устойчивого характера, для чего и создаются соответствующие организационные структуры и органы контроля.
Устоявшимися и признанными в юридической науке считаются институты собственности, наследственности (наследования прав), договорных отношений (контрактов) и т.п.
Экономические и социологические доктрины институционализма и неоинституционализма основываются на идейном наследии классического экономического либерализма (А. Смит и Д. Рикардо), регулируемой государством рыночной экономике (кейнсианство), философии позитивизма и солидарности (О. Конт, Э. Дюркгейм), теории управляющих (бюрократических) организационных структур (М. Вебер), теории прав собственности (Р. Коуз, А. Алчиан), теории общественного выбора (К. Эрроу, Дж. Бьюкенен), новой экономической теории (Д. Норт), теории агентов (Т. Стиглиц), трансакционной организации (О. Уильямсон).
К экономическим и социальным институтам относят институты собственности и контрактных отношений (включая трудовые отношения), заработной платы и социального обеспечения. Их роль состоит в выполнении регулятивных функций субъектов хозяйствования и трудовых отношений, связанных с организацией и управлением процессами жизнедеятельности, материального и социального воспроизводства.
Эти функции в полной мере выполняет система социального страхования. Конституционный и публично-правовой характер ее институтов (пенсионного и медицинского страхования, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) объясняет их особенности - с одной стороны, устойчивость, достаточную обособленность; с другой - тесную связь с другими институтами социальной и экономической сферы (заработной платы, налогами и т.п.).
|
К числу признаков социального института обычно относят:
• выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе трудовой деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
• определенную (формализованную) с помощью законов или трудовых соглашений организационную структуру;
• наличие специфических социальных и правовых норм, предписаний, регулирующих поведение субъектов отношений;
• наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в воспроизводственных отношениях социума.
Таким образом, с позиций институционального устройства — как устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, экономических отношений субъектов управляемой системы, правовых норм и идеологических установок - национальные системы социальной защиты можно представить в виде организационно-управленческих институтов, для которых характерными являются устоявшиеся экономические, социальные и правовые отношений отдельных субъектов: граждан, работников, работодателей, государства, страховых организаций, органов здравоохранения и социального обеспечения, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, пособия, услуги по лечению или реабилитации. Несоответствие и несогласованность развития институтов социальной сферы меняющемуся общественному устройству, асимметрия в их развитии приводят к кризисному состоянию отдельных социальных институтов и блокируют их развитие. Вышеуказанная закономерность отражает неразрывные; связи экономической и социальной жизни общества, на которые указывали авторы доктрины институционализма Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, О. Конт, Г. Спенсер, Э Дюркгейм, М. Вебер, Р. Коуз, Д. Норт. При определении сущностных характеристик; институтов они выделяли их свойства и механизмы, призванные обеспечивать: порядок в экономике и государстве (О. Конт), солидарность и согласие в обществе (Э Дюркгейм) [1,с.44;2., 1991].
|
К числу важнейших функций, которые выполняют социальные институты, как правило, относят: создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; обеспечение социальной интеграция, устойчивости общественной жизни; социанизацию индивидов. Например, важнейшими функциями экономических институтов Д. Норт считает решение проблем) кооперации между людьми, уменьшение неопределенностей, сопровождающих взаимодействие между ними [3, ее. 25,43].
Таким образом, институционализм рассматривает механизмы и связи субъектов рыночных отношений, оценивает их поведение по исполнению норм (формальных и неформальных), дает оценку эффективности структур (институтов).
Целевая функция систем социальной защиты состоит в материальной поддержке граждан, находящихся в силу жизненных обстоятельств (болезни, старости, инвалидности, утраты кормильца) лишенными возможности зарабатывать своим трудом. Реализация данной функции является обязанностью государства и не зависит от устройства общественной жизни. Способы же организации национальных систем социальной защиты, их институциональная база в определяющей мере зависят от экономического, социального и политического устройства, базовых конституционных основ конкретного государства.
|
Институциональный подход предполагает, что пространство экономических и социальных интересов в рыночной экономике в сфере социальной защиты по своей природе не может быть единым, оно разделено на множество сегментов. Основная задача формирования институтов социальной защиты состоит в объединении однотипных и непротиворечивых интересов социальных субъектов (работодателей и работников), упорядочении их с интересами государства и общественными институтами, создании соответствующей правовой базы, финансовых механизмов, а также социальной, медицинской и реабилитационной инфраструктуры.
Важнейшими ценностями устройства общественной жизни стран, применяющих демократические политические институты и рыночную экономику, являются: политическая, правовая и экономическая свобода личности, права человека на социальную защиту и отстаивание своих интересов в судебном порядке, а также с помощью участия в различных общественных организациях, которые призваны выражать и отстаивать наиболее важные интересы населения.
Свобода жить в соответствии с собственными представлениями связана при этом с ответственностью за индивидуально принятые решения и вытекающие из них последствия, как позитивные, так и негативные.
Личная свобода в принятии решений и личная ответственность обуславливают друг друга, нерасторжимы между собой. Поэтому личная предусмотрительность за свое (и своей семьи) материальное положение в случаях болезни, несчастного случая, старости и т.д. является одним из ключевых постулатов при организации социальной защиты в странах с рыночной экономикой.
Но справиться со всеми жизненными невзгодами одному человеку зачастую бывает не под силу. Социальные риски материальной необеспеченности имеют в ряде случаев характер непреодолимой силы: ранние формы инвалидности, тяжелые и неизлечимые формы заболеваний. В этой связи во многих развитых странах еще в конце XIX в. пришли к пониманию необходимости оказания организованной помощи в случаях наступления социальных рисков. Применяются, как правило, два «института социальной защиты в формах: государственной социальной (безвозмездной) помощи и социального страхования (возмездная форма социальной защиты).
В сфере страхования установки организации экономической жизни на основах рыночных отношений воплощаются в различные параллельно существующие виды страховых учреждений:
• личного страхования (жизни, пенсионного обеспечения), для которого характерным является личная ответственность индивида;
• социального страхования, имеющих публично-правовой статус, что с экономических позиций означает сочетание личной ответственности, коллективно-групповой и общественной ответственности;
• социального профессионального страхования, для которого характерным является сочетание коллективно-групповой (профессиональной) солидарности и личной ответственности.
Важно подчеркнуть следующий момент. Для стран с развитой рыночной экономикой характерна значительная дифференциация самодеятельного населения. Это связано со следующими причинами:
• высокой степенью разделения общественного труда, что порождает значительные различия функций, выполняемых трудозанятым населением, и приводит к дифференциации его доходов. В итоге, происходит процесс индивидуализации мотивационных установок, включая сферу социальной защиты;
• наличием существенных различий в природе доходов лиц наемного труда и самозанятого населения, что связано с регулярностью получения доходов, их динамикой и величинами. Данное обстоятельство порождает необходимость учета при включении населения в соответствующие сегменты системы социальной защиты;
• значительной спецификой условий труда, обусловленной межотраслевым, внутриотраслевым, региональным и на уровне предприятий характером производственных и трудовых процессов, производственной и окружающей средой (горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, морской, воздушный и железнодорожный транспорт, обрабатывающие отрасли промышленности), которые формируют различные уровни рисков профессионального труда (производственный травматизм, профессиональная заболеваемость, инвалидность), а значит, и спецификой социальных рисков материальной необеспеченности.
Существенное влияние на формирование и развитие отдельных форм социальной защиты, определение их роли и места в национальных системах социальной сферы оказывают социальная политика государства, экономическое и демократическое состояние страны, культурные традиции и религиозные установки по поводу устройства общественной жизни и решения таких «вечных вопросов», как:
• персональная и общественная ответственность за материальное благополучие членов сообщества;
• личная, профессиональная и общественная безвозмездная помощь особо нуждающимся;
• личная, коллективная и профессиональная взаимопомощь при организации защиты от массовых социальных рисков.
Решение данных вопросов в конечном счете приводит к выбору отдельных видов защиты от конкретных типов социальных рисков и формированию их согласованной комбинации в форме национальной модели социальной защиты: различных видов самозащиты; общественной благотворительности; общественной профессиональной солидарности; государственной социальной ' помощи и обеспечения; корпоративных (фирменных) систем социальной поддержки и защиты персонала (см. табл. 4).
Данные формы социальной защиты существуют, как правило, одновременно и взаимодополняют друг друга. Их роль, значимость выполняемых функций зависят от уровня самоорганизации общественных структур и степени развитости государственных институтов учета различных слоев
С позиции организации и правового статуса механизмы и институты социальной защиты могут быть обязательными (по закону) дЛЯ применения, добровольными или обязательно-факультативными; государственными, публичными и частными по кругу охвата: всеобщими, профессиональными, коллективными (корпоративными) и индивидуальными.
Формы занятости, отраслевая профессионально-групповая и территориальная специфика условий труда, существенные различия в уровнях социальных рисков порождают необходимость их учета при выборе (формировании) различных институтов социальной защиты. При этом важно учитывать как общие для всего населения интересы, так и характерные только для отдельных профессиональных групп.,
Так, например, работники, занятые в производствах с высокими уровнями профессионального риска (который сопряжен с досрочной утратой профессиональной и общей трудоспособности), нуждаются в дополнительных, специфических для отдельных профессиональных групп, формах социального профессионального страхования.
Ключевыми показателями при выборе института социальной защиты выступают уровни и природа социального (профессионального) риска; материальное положение работников возраст, состояние здоровья, размеры их семей и.т.д. В этой связи к важнейшим характеристикам институтов социальной защиты можно отнести:
• организационно-правовые формы;
• КРУГ лиц, подлежащих охвату тем или иным институтом-
• Условия и принципы, определяющие характер института с позиции его применения для тех или иных категорий граждан;
• виды и объем гарантированных услуг;
• финансовые механизмы, их взаимосвязь с экономикой муниципальным и федеральным бюджетами;
• органы управления и контроля.
Таким образом, сформировать эффективную систему социальной защиты можно на основе сочетания различных ее видов и многосубъектных организационно-правовых форм, активного и ответственного участия в ее функционировании работников, работодателей и граждан (организованных в самоуправляемые структуры гражданского общества), а также государственных органов власти.
Системы социальной защиты, которые организуют предприятия для своих работников, в нашей стране играли весьма значимую роль, особенно в районах Крайнего Севера: оплата коммунальных услуг, предоставление практически бесплатного жилья, дотации на питание работникам, оплата (полная или частичная) затрат на лечение работников и членов их семей, финансирование объектов социальной инфраструктуры предприятий. Следует отметить, что подобная практика организации фирменных систем социальной защиты имеется во многих развитых странах мира, которая рассматривается как дополнительная форма стимулирования персонала.
Разнообразные формы социальной защиты организуют благотворительные фонды и организации: фонды милосердия и здоровья, детский фонд, фонд культуры и т.д. Эти фонды осуществляют целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, включая нетрудоспособных граждан и учреждениям социального комплекса (детским домам, школам-интернатам, домам престарелых, больницам).
Различные функции общественной солидарной помощи и взаимоподдержки выполняют ассоциации трудящихся различных профессий (медицинских работников, художников, архитекторов, театральных деятелей, писателей, композиторов, адвокатов), которые отстаивают и защищают их профессиональные интересы, а также общественные организации потребителей (союзы, ассоциации, потребительские общества), в круг задач которых входит защита потребителей от диктата производителей и продавцов на рынке потребительских товаров и услуг.
Таблица 4
Формы социальной защиты