Формы и механизмы социальной защиты




Система социальной защиты работников включает в себя широкий спектр компонентов и сегментов: элементов, форм, механизмов, систем и институтов.

1. Отдельные нормативно-правовые элементы, кото­рые не воплощаются в какой-то организации, а функционируют или сами по себе, или в комбинации с другими элементами. К ним можно отнести законодательные нормы трудового и соци­ального права (кодекс законов о труде, законы о пенсионном обеспечении и здравоохранении), которые имеют характер прямого действия: прием и увольнение работников, режимы

рабочего времени, оплата сверхурочных и ночных работ, защи­та труда женщин и подростков; регулирование размеров пенсий и пособий, а также норм медицинской помощи.

Таблица 1

Классификация элементов, механизмов и системсоциальной защиты работников в процессе труда

Элементы Механизмы Системы
Социальные гарантии - федеральный (националь­ный) уровень: трудовое (социальное)законода­тельство, правила и нормы по технике безопасности гигиене труда Экономический правовой политический Системы государствен­ных минимальных со­циальных стандартов; Системы медицинского и профессионального отбора, а также профес­сиональной подготовки работников
Социальные гарантии в коллективных, региональ­ных, отраслевых (тариф­ных) и генеральных со­глашениях социальный Системы охраны труда, оценки, профилактики и минимизации профес­сиональных рисков, а также расследования несчастных случаев на производстве
Социальные гарантии в конвенциях и рекоменда­циях МОТ   Системы определения профессиональной за­болеваемости и уста­новление степени утра­ты трудоспособности на производстве
    Системы социального страхования (медицин­ского, по безработице, пенсионного, от несча­стных случаев на про­изводстве)

 

2. Механизмы социальной защиты, которые включают в себя отдельные комбинации экономических, социальных, пра­вовых и организационных подсистем, призванных обеспечи­вать определенные функции и виды (сегменты) защиты (защи­ту доходов работников, охрану и медицину труда и т.д.), а так­же инструменты достижения согласия между социальными субъектами: тарифные соглашения, коллективные договоры и трудовые контракты (см. табл. 1).

3. Институты социальной защиты, представляющие со­бой организационно-правовые структуры, предназначенные выполнять целевые функции защиты в соответствие с четко определенным юридическим статусом и экономическими воз­можностями (обязательного и добровольного социального страхования, социальной помощи, государственного социаль­ного обеспечения).

Государственные социальные гарантии, включая ми­нимальные социальные стандарты в системе социальной защи­ты, выступают как ее элементы (нормы прямого действия), так и инструменты и механизмы долговременного действия госу­дарства в данной сфере. Они служат эталоном и целевой уста­новкой для обоснования кратко- и долгосрочного прогнозиро­вания социальных процессов, определения целей и направле­ний (приоритетов) социальной политики, применяются в виде критериев оценки фактического состояния социальной сферы, эффективности мер в области передовых социальных техноло­гий. Такая многофункциональная роль объясняется их приро­дой. Государственные социальные гарантии являются обяза­тельствами государства, установленные законом, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой госу­дарственных социальных гарантий выступают государственные минимальные социальные стандарты, которые представляют собой научно обоснованные показатели уровня обеспеченности и потребления важнейших жизненных благ и услуг по социаль­но-демографическим группам населения и регионам страны. Данная система включает в себя следующие компоненты.

1. Социальные нормы и нормативы в области доходов населения (прожиточный минимум, минимальные доходы в

виде минимального размера оплаты труда и пенсий; минималь­ные размеры пособий в системе обязательного социального страхования).5 Важнейшую роль в системе социальной защиты играет прожиточный минимум, который согласно международ­ной практике и методологии рассчитывается для различных со­циально-демографических групп. В натуральном выражении прожиточный минимум представляет собой потребительскую корзину, с набором более 300 наименований товаров и услуг. В стоимостном выражении прожиточный минимум должен соот­ветствовать уровню нижней границы затрат на нормальное воспроизводство населения. Прожиточный минимум служит важнейшим показателем в системе социальной защиты, к кото­рому привязаны другие показатели: минимальный размер зара­ботной платы, минимальные размеры пенсий и пособий, сти­пендий и других социальных платежей.

2. Стандарты и нормы, требования качества и техно­логий предоставления социальных услуг (гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических проце­дур при оказании медицинской помощи и лечения).

3. Механизмы применения и финансового обеспечения реализации стандартов.

4. Организационная структура управления (научное, проектное и статистическое обеспечение разработки и реализа­ции стандартов), включающая органы исполнительной и пред­ставительной власти Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации и органы местного самоуправления.

Система государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) становится одним из механизмов социаль­ной защиты в бюджетном регулировании и реализации госу­дарственной социальной политики (45, с. 43-45). Основную часть ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целе­сообразно устанавливать по экономическим районам страны с выделением районов Крайнего Севера. Это диктуется необхо­димостью выделения групп однородных субъектов по их социально-экономическому положению и природно-географическим условиям.6

Механизмы регулирования системы социальной защиты с помощью ГМСС предполагают координацию законодательной базы, регулирующей отношения в отраслях социальной сферы:

бюджетного и налогового законодательства;

• трудового и социального законодательства (деятель­ность внебюджетных социальных фондов), а также законо­дательства в сфере здравоохранения;

• о разграничении предметов ведения и полномочий ме­жду Российской Федерацией и субъектами Федерации, а так­же между субъектами Федерации и местными органами са­моуправления.

Перечисление и сопоставление сферы действия ГМСС позволяет сделать вывод о «сквозном» характере регулирова­ния социальной защиты с помощью данного механизма. Это достигается с помощью разработки федеральных и региональ­ных концепций, прогнозов и программ социального развития и социальной политики, схем экономического и социального развития муниципальных образований и предприятий. Важ­ным инструментом формирования системы ГМСС является паспортизация социальной инфраструктуры предприятий и организаций, совершенствование государственной социальной статистики, что позволяет разрабатывать меры по обеспече­нию конституционных социальных гарантий работников и членов их семей.

Макроэкономическим показателем развития системы со­циальной защиты является и доля социальных расходов к ВВП. В странах, входящих в Организацию экономического сотруд­ничества и развития (ОЕСД), эта доля в конце 90-х годов в целом составляла 27,1 % ВВП, а в России - 14,9% ВВП. При этом, если рассматривать социальные расходы на душу населе­ния, то в России они в 1994 г. были в 20 раз меньше, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 2 раза меньше, чем в Чехии [53, с. 295].

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации раз­личается более чем в шесть раз; региональная дифференциация в сред­недушевых доходах достигает 17-кратной величины; обеспеченность на­селения больничными койками и врачами достигла 4-кратной величины; территориальные различия в удельных капитальных затратах на объек­тах социальной сферы составляют 3 раза и более [46, с. 100].

Важнейшим сегментом (подсистемой) социальной защиты является защита работников от профессионального риска, механизмы которой могут быть представлены в следующем виде (см. табл. 2):

на этапе поступления на работу:

• официального и обязательного предупреждения ра­ботников - при заключении ими трудовых соглашений с ра­ботодателямио степени потенциального профессионально­го риска производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, а также о наиболее вероят­ных сроках возникновения таких заболеваний. На работах с высоким уровнем профессионального потенциального риска администрация предприятий обязана, кроме того, заключать с работниками срочные трудовые договоры, позволяющие су­щественно снизить уровень риска возникновения профессио­нальных заболеваний. Опыт западных стран свидетельствует о том, что институт предупреждения и ответственности сторон (с применением в судебном порядке к работодателю значительных штрафов) помогает реализовать право трудя­щихся знать о возможных отдаленных последствиях работы во вредных условиях труда и обеспечивает повышение объек­тивности информации о состоянии условий труда и их послед­ствиях, а также способствует установлению здоровых соци­ально-психологических отношений в обществе;

•проведения обязательных медицинских осмотров, и прежде всего на работах с вредными, и опасными условиями труда, и организацию профессиональной подготовки и инст­руктажей по охране труда

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: