Система социальной защиты работников включает в себя широкий спектр компонентов и сегментов: элементов, форм, механизмов, систем и институтов.
1. Отдельные нормативно-правовые элементы, которые не воплощаются в какой-то организации, а функционируют или сами по себе, или в комбинации с другими элементами. К ним можно отнести законодательные нормы трудового и социального права (кодекс законов о труде, законы о пенсионном обеспечении и здравоохранении), которые имеют характер прямого действия: прием и увольнение работников, режимы
рабочего времени, оплата сверхурочных и ночных работ, защита труда женщин и подростков; регулирование размеров пенсий и пособий, а также норм медицинской помощи.
Таблица 1
Классификация элементов, механизмов и системсоциальной защиты работников в процессе труда
Элементы | Механизмы | Системы |
Социальные гарантии - федеральный (национальный) уровень: трудовое (социальное)законодательство, правила и нормы по технике безопасности гигиене труда | Экономический правовой политический | Системы государственных минимальных социальных стандартов; Системы медицинского и профессионального отбора, а также профессиональной подготовки работников |
Социальные гарантии в коллективных, региональных, отраслевых (тарифных) и генеральных соглашениях | социальный | Системы охраны труда, оценки, профилактики и минимизации профессиональных рисков, а также расследования несчастных случаев на производстве |
Социальные гарантии в конвенциях и рекомендациях МОТ | Системы определения профессиональной заболеваемости и установление степени утраты трудоспособности на производстве | |
Системы социального страхования (медицинского, по безработице, пенсионного, от несчастных случаев на производстве) |
|
2. Механизмы социальной защиты, которые включают в себя отдельные комбинации экономических, социальных, правовых и организационных подсистем, призванных обеспечивать определенные функции и виды (сегменты) защиты (защиту доходов работников, охрану и медицину труда и т.д.), а также инструменты достижения согласия между социальными субъектами: тарифные соглашения, коллективные договоры и трудовые контракты (см. табл. 1).
3. Институты социальной защиты, представляющие собой организационно-правовые структуры, предназначенные выполнять целевые функции защиты в соответствие с четко определенным юридическим статусом и экономическими возможностями (обязательного и добровольного социального страхования, социальной помощи, государственного социального обеспечения).
Государственные социальные гарантии, включая минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты, выступают как ее элементы (нормы прямого действия), так и инструменты и механизмы долговременного действия государства в данной сфере. Они служат эталоном и целевой установкой для обоснования кратко- и долгосрочного прогнозирования социальных процессов, определения целей и направлений (приоритетов) социальной политики, применяются в виде критериев оценки фактического состояния социальной сферы, эффективности мер в области передовых социальных технологий. Такая многофункциональная роль объясняется их природой. Государственные социальные гарантии являются обязательствами государства, установленные законом, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий выступают государственные минимальные социальные стандарты, которые представляют собой научно обоснованные показатели уровня обеспеченности и потребления важнейших жизненных благ и услуг по социально-демографическим группам населения и регионам страны. Данная система включает в себя следующие компоненты.
|
1. Социальные нормы и нормативы в области доходов населения (прожиточный минимум, минимальные доходы в
виде минимального размера оплаты труда и пенсий; минимальные размеры пособий в системе обязательного социального страхования).5 Важнейшую роль в системе социальной защиты играет прожиточный минимум, который согласно международной практике и методологии рассчитывается для различных социально-демографических групп. В натуральном выражении прожиточный минимум представляет собой потребительскую корзину, с набором более 300 наименований товаров и услуг. В стоимостном выражении прожиточный минимум должен соответствовать уровню нижней границы затрат на нормальное воспроизводство населения. Прожиточный минимум служит важнейшим показателем в системе социальной защиты, к которому привязаны другие показатели: минимальный размер заработной платы, минимальные размеры пенсий и пособий, стипендий и других социальных платежей.
2. Стандарты и нормы, требования качества и технологий предоставления социальных услуг (гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур при оказании медицинской помощи и лечения).
|
3. Механизмы применения и финансового обеспечения реализации стандартов.
4. Организационная структура управления (научное, проектное и статистическое обеспечение разработки и реализации стандартов), включающая органы исполнительной и представительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Система государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) становится одним из механизмов социальной защиты в бюджетном регулировании и реализации государственной социальной политики (45, с. 43-45). Основную часть ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целесообразно устанавливать по экономическим районам страны с выделением районов Крайнего Севера. Это диктуется необходимостью выделения групп однородных субъектов по их социально-экономическому положению и природно-географическим условиям.6
Механизмы регулирования системы социальной защиты с помощью ГМСС предполагают координацию законодательной базы, регулирующей отношения в отраслях социальной сферы:
• бюджетного и налогового законодательства;
• трудового и социального законодательства (деятельность внебюджетных социальных фондов), а также законодательства в сфере здравоохранения;
• о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации, а также между субъектами Федерации и местными органами самоуправления.
Перечисление и сопоставление сферы действия ГМСС позволяет сделать вывод о «сквозном» характере регулирования социальной защиты с помощью данного механизма. Это достигается с помощью разработки федеральных и региональных концепций, прогнозов и программ социального развития и социальной политики, схем экономического и социального развития муниципальных образований и предприятий. Важным инструментом формирования системы ГМСС является паспортизация социальной инфраструктуры предприятий и организаций, совершенствование государственной социальной статистики, что позволяет разрабатывать меры по обеспечению конституционных социальных гарантий работников и членов их семей.
Макроэкономическим показателем развития системы социальной защиты является и доля социальных расходов к ВВП. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), эта доля в конце 90-х годов в целом составляла 27,1 % ВВП, а в России - 14,9% ВВП. При этом, если рассматривать социальные расходы на душу населения, то в России они в 1994 г. были в 20 раз меньше, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 2 раза меньше, чем в Чехии [53, с. 295].
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации различается более чем в шесть раз; региональная дифференциация в среднедушевых доходах достигает 17-кратной величины; обеспеченность населения больничными койками и врачами достигла 4-кратной величины; территориальные различия в удельных капитальных затратах на объектах социальной сферы составляют 3 раза и более [46, с. 100].
Важнейшим сегментом (подсистемой) социальной защиты является защита работников от профессионального риска, механизмы которой могут быть представлены в следующем виде (см. табл. 2):
на этапе поступления на работу:
• официального и обязательного предупреждения работников - при заключении ими трудовых соглашений с работодателями — о степени потенциального профессионального риска производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, а также о наиболее вероятных сроках возникновения таких заболеваний. На работах с высоким уровнем профессионального потенциального риска администрация предприятий обязана, кроме того, заключать с работниками срочные трудовые договоры, позволяющие существенно снизить уровень риска возникновения профессиональных заболеваний. Опыт западных стран свидетельствует о том, что институт предупреждения и ответственности сторон (с применением в судебном порядке к работодателю значительных штрафов) помогает реализовать право трудящихся знать о возможных отдаленных последствиях работы во вредных условиях труда и обеспечивает повышение объективности информации о состоянии условий труда и их последствиях, а также способствует установлению здоровых социально-психологических отношений в обществе;
•проведения обязательных медицинских осмотров, и прежде всего на работах с вредными, и опасными условиями труда, и организацию профессиональной подготовки и инструктажей по охране труда
Таблица 2