Построение математических (актуарных) моделей для выбора направлений совершенствования пенсионной системы является достаточно сложной проблемой для любой страны. Это связано с тем, что требуется провести оценку и прогноз изменения десятков факторов, влияющих на пенсионную систему (структуры работающих и пенсионеров, заработной платы, темпов роста производительности труда, ВВП и т.п.), а кроме того - необходимо решить задачу математического описания многих экономических, социальных и демографических процессов, динамику их протекания и взаимодействия.
Построение актуарной модели для обоснования стратегии и тактики пенсионной реформы России представляется задачей, трудной вдвойне. Причин тут несколько. Во-первых, существующая в стране статистическая база и методы прогнозных оценок не отвечают современным требованиям и не позволяют с достаточной степенью надежности проводить анализ как реального положения в сферах экономики, демографии и социальной сфере, так и прогнозов их изменения.
Во-вторых, труднопредсказуемые и высокодинамичные демографические, финансовые и социальные процессы, протекающие в России в последние 15 лет, не позволяют применить «в чистом виде» опыт построения актуарных пенсионных моделей, который имеется в странах западного сообщества.
Например, модель PROST, предоставленная Всемирным банком, после серии попыток ее адаптации к условиям России, оказалась не подходящей в практическом плане. Финансовый кризис в России в августе 1998 г. сделал очевидным для всех факт уязвимости модели PROST по многим позициям (опоры на сценарий стабильных темпов ВВП, использования усредненных показателей заработной платы и т.д.).
|
В этой связи многие специалисты Международной организации труда и российские ученые считают, что при построении актуарной пенсионной модели России требуется применение, наряду с традиционными, и новых методов, позволяющих учитывать ситуацию повышенных динамических изменений и связанных с ними рисков в экономической, финансовой, социальной и политической сферах.
Следует отметить экономико-математическую пенсионную модель Международной организации труда (МОТ), презентация которой состоялась в Москве в феврале 2002 г. и стала знаковым мероприятием для российских специалистов в сфере пенсионного обеспечения. В основе построения данной модели лежат прогнозные методы расчета пенсионного бюджета с изменяющимися параметрами в виде специально разработанного программного лицензионного комплекса.
Основными параметрами модели являются базовые показатели, характеризующие несущие конструкции пенсионной системы: коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате по стране), пенсионный возраст, уровень заработной платы, тариф взносов, структура занятости, уровень безработицы и ряд других.
Методология актуарного оценивания пенсионных систем, которую рекомендуют применять специалисты МОТ, включает следующие взаимоувязанные этапы работ.
1. Анализ базовых характеристик состояния экономики, демографического положения и уровня безработицы, а также их долгосрочных прогнозов по различным сценариям.
2. Оценка текущего состояния пенсионной системы и состояния его бюджета, включая качественные и количественные характеристики пенсионного обеспечения. При этом обычно даются заключения о том, предотвращает ли система нищету в пенсионном возрасте и выявляются или причины этого.
|
3. Актуарное оценивание пенсионной системы и долго-срочное актуарное прогнозирование финансового обеспечения пенсионной системы, демографической ситуации и ситуации на рынке труда. Результатом оценок являются выводы о долгосрочной финансовой стабильности системы с точки зрения существующего страхового тарифа и предложения по выбору адекватного механизма финансирования системы.
Актуарное оценивание позволяет реализовывать принцип финансовой коллективной эквивалентности, когда в любой прогнозный период времени общая современная стоимость всех будущих расходов пенсионной системы равна современной стоимости ее будущих доходов. Строгое следование этому принципу обеспечивает:
а) долгосрочное финансовое равновесие пенсионной системы;
б) регламентирует с помощью закона перераспределение доходов среди разных групп населения;
в) блокирует использование ресурсов пенсионного страхования для финансирования иных расходов (например, в случаях заимствования правительством средств пенсионного страхования под ставку процента ниже рыночной).
Актуарный баланс определяется как разница между современной стоимостью полученных в течение всей жизни пенсий и современной стоимостью выплаченных в течение всей жизни взносов. Будучи рассчитан для различных категорий пенсионеров и при различных сценариях развития системы, этот показатель позволяет оценить, кто получает преимущества и кто оказывается ущемленным в результате функционирования пенсионной системы. При этом можно рассчитать и равновесную ставку доходности, при применении которой актуарный баланс будет находиться в состоянии равновесий (то есть современная стоимость выплат будет равна современной стоимости взносов).
|
Актуарный баланс или равновесная норма доходности могут быть рассчитаны для различных уровней заработков и моделей занятости, а также для разных когорт участников пенсионной системы.
Специального внимания заслуживает расчет актуарного, баланса для сравнения методов финансирования пенсий, для выработки рекомендаций по управлению пенсионными рисками (инвестиционным, дожития), а также для выработки взвешенного подхода по оценке эффективности пенсионных реформ с позиции не только экономической, но и социальной (социальной защиты, солидарной взаимопомощи).
В заключение даются выводы и предложения по возможным вариантам реформирования пенсионной системы (пессимистическому и оптимистическому). Актуарное оценивание позволяет ответить на принципиальные вопросы:
- позволит ли существующее пенсионное законодательство, в соответствии с которым система функционирует сегодня, справляться с задачами пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе?
- будут ли пенсионные обязательства, которые возложены на пенсионную систему действующим законодательством, обеспечены финансовыми ресурсами в период, когда придется получать пенсию?
Конечной целью актуарного моделирования является определение размера страхового тарифа и соответствующих обязательств для различных вариантов финансирования и сценариев экономического и демографического развития, что позволяет помочь исполнительной и законодательной власти в определении оптимальной финансовой стратегии с учетом положения системы, финансовых целей, демографической и экономической ситуации.
Актуарная модель МОТ хорошо зарекомендовала себя при проведении экономических расчетов в ходе реформирования пенсионных систем Белоруссии и Украины. Представляется, что ее потенциал еще только предстоит освоить российским специалистам-актуариям.
Специалисты Пенсионного фонда России сделали попытку разработать свою оригинальную актуарную модель, в которой во многом учтена специфика российской действительности. Однако данная модель еще находится на стадии доработки. Она еще не представлена для предметного обсуждения в среде специалистов. В этой связи возможные сценарии реформирования пенсионной системы нуждаются в дополнительном аргументированном обосновании и обсуждении. Можно сказать, что Россия находится только на начальном этапе актуарного обоснования пенсионной реформы.
Что касается социальных и экономических проблем реформирования пенсионной системы, то в среде специалистов в России в сферах пенсионного обеспечения, доходов и демографии все более настойчиво звучит тезис о том, что пенсионная реформа может не принести желаемых результатов и не сможет обеспечить более или менее приемлемого уровня жизни пенсионеров. Это связывают с серьезным отставанием реформирования системы доходов наемного и самозанятого населения страны. Сторонники таких взглядов считают, что перестроить пенсионную систему, не затрагивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества, невозможно. Успешной пенсионная реформа может быть при условии, если одновременно будет проведена реформа всей сферы распределительных отношений, прежде всего оплаты труда.
Действительно, проблема гарантированных и приемлемых (по прожиточному уровню) пенсий является для их получателей центральной. Сейчас в России средний размер пенсии составляет примерно треть от средней заработной платы. В реальном выражении это около 1800 рублей в месяц (что составляет 60 долларов в месяц, или 2 доллара в день). Понятно, что прожить на такую пенсию весьма сложно.
Поэтому работающие, даже если их доходы несколько выше черты бедности (а это примерно 60 % трудоспособного населения России), неминуемо сталкиваются с проблемой бедной старости. Это предмет озабоченности для широкого круга наемных работников и самозанятого населения, так как риск наступления бедности в старости для них очень велик.
Данный вопрос - один из главных и для государственной власти. Пенсии (по старости, инвалидности и при потере кормильца) - это самая большая статья расходов на социальную защиту, а кроме того - это один из базовых показателей эффективности государственной социальной политики.
В этой связи многие специалисты считают необходимым наметить комплекс мер по преодолению тенденции высокого темпа роста дифференциации доходов.
Если еще десять лет назад соотношение минимальных и максимальных доходов крайних децильных групп населения составляло 1:8, то сегодня оно составляет 1:40. Еще более тревожная ситуация в размерах затрат на рабочую силу на уровне предприятий, разрыв в которых зачастую достигает 100 и более раз.
Во многом неблагоприятное воздействие на процесс «зарабатывания» пенсионных прав приемлемого масштаба оказывает неоправданно заниженный уровень минимальной заработной платы, который, даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 года, в 4 раза меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% от средней заработной платы по стране. Для сравнения: по данным МОТ минимальная заработная плата в большинстве стран - примерно 40-60 % от средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум.
Понятно, что работники, заработная плата которых находится в пределах прожиточного минимума (около 40 % всех работающих), не смогут заработать себе пенсию, достигающую прожиточного минимума пенсионера.
Это крайне негативно и угнетающе влияет на пенсионное обеспечение, постоянно воспроизводит масштабные проблемы по перераспределению средств и перекладывает их решение на пенсионную систему, потенциал которой значительно меньше потенциала системы заработной платы.
Пенсионные актуарии могли бы помочь в методическом решении этого вопроса, сформулировать свое отношение к данной проблеме, определить допустимые пропорции соотношения заработков, которые обеспечивают оптимальное функционирование пенсионной системы.
Еще одним крупным фактором, влияющим на состояние пенсионной системы, является состояние рынка труда (вопросы безработицы, теневого рынка? скрытых форм безработицы и доходов).
В России при уровне безработицы, которая составляет 9 % (по методике исчисления Международной организации труда), значительная часть работающих (примерно пятая часть) только формально сохраняет за собой рабочие места на предприятии, но работает неполную рабочую неделю или вообще не работает. Заработная плата у категории работающих с режимом неполного времени, а также доход у большинства самозанятых по размерам носит скорее символический характер. Символическими являются и взносы в Пенсионный фонд России, а вот пенсии им надо назначать не.символические. Поэтому зачастую ситуация выглядит парадоксально, когда размер пенсий значительно превышает размер заработной платы.
Расширение неформального сектора занятых - это одна из крупных проблем для России. С позиции регулирования их доходов и взносов по пенсионному страхованию: Если сохранится неблагоприятная ситуация с официально регистрируемыми размерами доходов, то это приведет к тому, что значительные слои населения фактически не будут участвовать в двух пенсионных институтах: пенсионного и накопительного страхования.
В этой связи представляется чрезвычайно важным объединить усилия актуариев и социологов по изучению данной проблемы - выявить масштабы вопроса с позиции социальной защиты, определить, для каких слоев населения последствия сложившейся ситуации будут особенно угрожающими.