В мировой практике сложились следующие основные формы (институты) социальной защиты населения: социальное страхование (с публично-правовым статусом), социальная помощь (оказывая государством и муниципалитетами), частная страховая инициатива и социальные услуги (оказываемые предприятиями). В странах с развитой рыночной экономикой каждая из этих 4-х форм социальной защиты («концепция четырех столпов») играет вполне определенную роль. Различен их удельный вес, круг защищаемых, финансовые источники, организующие и управляющие органы (см. главу 3).
Особое место в отношении лиц наемного труда играет институт обязательного социального страхования.
Характерной чертой рыночной экономики является базовая установка на «индивидуальную ответственность» за решения, которые принимает человек, когда он участвует в экономической жизни общества. Личная экономическая свобода в принятии решений обусловливает и персональную (личную) ответственность в случае наступления рисковых ситуаций. Это означает, что каждый человек прежде всего сам отвечает за себя, когда идет речь о страховании от рисков общего характера (принцип личной ответственности - принцип «субсидиарности»). Вместе с другими двумя основополагающими принципами социальной защиты в рыночных экономиках - принципом страховой солидарности всех трудоспособных и социальной помощи (вспомоществования) со стороны государства - они составляют основу, на которую опирается вся система социальной защиты.
К социальным рискам, угрожающим материальному благополучию работника, от которых он страхуется в рамках систем социального страхования, относятся ситуации, которые вызывают утрату трудоспособности или утрату места работы: болезнь, старость, инвалидность, смерть (кормильца), безработица и несчастный случай на производстве. Названные опасности (социальные риски) зачастую тесно связаны друг с другом. Так, например, существует тесная взаимосвязь между болезнью, несчастным случаем на производстве, безработицей и инвалидностью; Однако существует много аргументов в пользу того, чтобы каждый отдельный социальный риск страховать с помощью отдельного (автономного) вида (отрасли) социального страхования. Только таким образом могут четко просчитываться и обосновываться финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и только так можно не допустить скрытого административно-волюнтаристского перераспределения средств при страховании различных рисков. Такая мера улучшает «прозрачность» всей финансовой системы социального страхования и делает ее контролируемой со стороны всех субъектов страхования.
|
В пользу обособления отдельных видов страхования свидетельствует также «правовой характер» взносов и пособий, то есть обеспечение взаимосвязи между ними.
Усиление роли государства при снижении финансовой автономии учреждений социального страхования, а также ослабление связи между страховыми взносами и социальными выплатами привело к тому, что в СССР (а сейчас и в России) утрачен страховой характер систем обязательного социального страхования, ответственность социальных субъектов за социальные риски стала неясной и расплывчатой. Государственные пенсии (выплаты по социальному обеспечению) есть не что иное, как смешение всех видов ответственности, как ответственность всех за каждого. Оно утратило свою «страховую сущность», что, собственно, и послужило основанием называть такую форму страхования «социальным обеспечением». Эволюция, которая была «ускорена» реформами сверху, завершает круг и возвращает общество к далекому от совершенства прообразу социального страхования - организованной взаимопомощи, приобретшей общегосударственный масштаб и характер.
|
Необходимо отметить крайнюю актуальность восстановления базового принципа страхования - предварительного учета социальных рисков, который необходим в практике организации социального страхования, включая и государственную. В противном случае возможны дефицит денежных средств и ситуация, когда государство неспособно обеспечить установленные им же социальные гарантии. Неизбежны либо низкий уровень социальных гарантий, либо инфляция, вызываемая усиленной эмиссией денежных средств, направляемых в том числе и на социальные выплаты, что также ведет к снижению реального уровня жизни малоимущих слоев населения. Все это свидетельствует о' необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты.
В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения адекватных им источников финансирования можно выделить три модели организации социального страхования.
Первая модель. Страховые начала неразвиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов: от занятости в «той или иной отрасли, служебного положения» (персональные пенсии) и т.д. Недостаток денежных средств покрывается учредителями, финансовая несостоятельность не угрожает данной организационной форме до тех нор, пока учредители не отказываются от взятых обязательств. Независимые, обособленные виды (отрасли) социального страхования отсутствуют. Отсутствует разнообразие организационных форм. Преобладает тяготение к централизации. Именно такой до недавнего времени (до 1991 г.) была система социального страхования и обеспечения в нашей стране.
|
Подобная система лишена перспектив развития, способна только обеспечить невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета.
Вторая модель. Страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование осуществляется фактически в пользу третьих лиц и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств. Именно так организовано в настоящее время (после 1991 г.) пенсионное обеспечение граждан в нашей стране. Оно, в большей своей части, ориентировано на погашение только текущих расходов по пенсионному обеспечению, не принимая во внимание отдаленных будущих затрат. Это приводит к тому, что изыскание необходимых денежных средств, как правило, начинается накануне или же вскоре после повышения пенсий. Так же организована и выплата различных пособий по социальному страхованию.
Третья модель. Она исходит из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Теория страхования социальных рисков и устанавливаемые на ее основе правила дают возможность с достаточной точностью определять, какие единовременные пособия или периодические выплаты могут быть произведены.
Данная модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д. Такая форма организации социального страхования достаточно гибкая: не возникает технических трудностей как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.
Подобная система социального страхования была ликвидирована в нашей стране после 1917 г., хотя именно она наиболее органично учитывает интересы как застрахованных, так и страхователей, благодаря чему механизм социальной защиты работников надежный и стабильный. Кроме того, данная система способна к совершенствованию, например путем применения личных (персональных) счетов при страховании пенсий по старости. Каждый страхуемый в этом случае точно знает о величине накопленных страховых взносов, направляемых на будущее пенсионное обеспечение, и заинтересован в их увеличении.
Вместе с тем последовательное применение страхового принципа избавляет застрахованных от идеализированных представлений о неограниченных возможностях государства по реализации разнообразных социальных программ. Общество должно осознать, что «бесплатных» социальных услуг и социальной помощи в «природе» не бывает, финансовые средства для их оказания должны быть предварительно аккумулированы. Многие специалисты, занимающиеся разработкой социальной политики в условиях централизованного планового хозяйства, не видят принципиальных отличий в категориях и терминах, определяющих социальное страхование и обеспечение в бывших социалистических странах, а также отрицают такую категорию, как социальный риск. Более того, некоторые из них видят в социальном страховании отживающий элемент социального обеспечения при социализме. Такие подходы вытекают из большевистской концепции «бесплатности» социального обеспечения для трудящихся, которая была сформирована и фактически «воплощена» в жизнь. К сожалению, отступление от принципов по «зарабатыванию» средств приводит к тому, что принимаются социальные программы, не подкрепленные финансовыми расчетами.
Излишняя централизация управления существующей системой социального страхования, зачастую «котловый» характер формирования фондов, исключающий выделение отдельных видов страхования и обеспечения в автономные системы, пришли сегодня в глубокое противоречие с процессом децентрализации распределительных отношений. Нечеткость в определении целей и задач отдельных видов страхования, смещение функции основных институтов социальной защиты - социального страхования и социальной немощи - привели к тому, что на социальное страхование изначально (еще в ЗО-е годы) возложен ряд несвойственных функций, являющихся прерогативой других социально-правовых институтов.
Начавшаяся в этой сфере в 90-е годы реформа привела к созданию Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования. Однако необходимо отметить, что реформирование системы социального страхования проводится без должной координации всех компонентов системы социальной защиты, зачастую принимаются частные, неувязанные между собой решения. В результате наметился ряд негативных тенденций: диспропорциональность при формировании соответствующих финансовых источников и несбалансированность общей величины страховых платежей, что в конечном итоге не обеспечивает должной социальной защиты трудящихся, не удовлетворяет их минимальные потребности в защите, а, кроме того, возлагает на трудовые коллективы непомерное бремя совокупных платежей по страхованию.
Это обусловлено в первую очередь тем, что, хотя нынешние реформы и затронули важные аспекты социальной защиты населения, механизм их реализации по-прежнему базируется на изжившей себя системе распределительных отношений и уравнительных представлениях о социальной справедливости. В отличие от стран с рыночной экономикой в действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхователи отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска, а также с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных.
В рамках системы социального страхования продолжают действовать различные стандарты социальной защиты, что ведет к дискриминации отдельных слоев трудящихся. Более того, различные нормы социальной защиты не увязаны с размерами платежей в соответствующие фонды. Это относится к системе профессиональных (льготных) пенсий, к санаторно-курортному обслуживанию, к размерам пособий по временной нетрудоспособности. В результате при равных размерах взносов по социальному страхованию уровень социальной защиты отдельных категорий трудящихся оказывается существенно различным.
Кроме того, действующий порядок уплаты предприятиями страховых взносов со всех расходов на оплату труда работников вызывает серьезные возражения со стороны предприятий, обеспечивающих высокий уровень оплаты труда, и в первую очередь негосударственных. Их руководители и работники, справедливо считая свои взносы в систему социального страхования завышенными, высказываются за выход из общей системы и создание самостоятельных систем социального страхования для объединения предприятий, относящихся к различным секторам экономики.
Следует отметить еще один серьезный недостаток преобразований в данной сфере - наибольшее внимание уделяется организационным и финансовым вопросам. Однако суть процесса децентрализации и создания автономных систем страхования требует не только выработки порядка финансового возмещения утраты трудоспособности, но и формирования соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей приемлемый уровень социальных услуг. Это относится к медицинскому обслуживанию, службам помощи безработным и особенно к системе социальной защиты пострадавших на производстве, поскольку системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации фактически отсутствуют.
Множество нерешенных проблем связано с управленческо-организационным регулированием социального страхования. В настоящее время управление отдельными его видами - Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом медицинского страхования - находится в ведении правительства. В то же время известно, что если социальное страхование организуется государственными структурами, то оно вступает в прямую конкуренцию с другими многочисленными задачами и целями государства. Отсюда опасность, что планируемые меры будут больше ориентироваться на сиюминутную политическую целесообразность, чем на интересы дела.
Фактически происходит возврат к доминирующей роли государства, что в условиях дефицита государственного бюджета, ухудшения социального положения большинства граждан неминуемо повернет «стрелку» социальных ожиданий в сторону государства. Главная причина в том, что существующая система управления социальным страхованием не приспособлена к нынешним условиям, которые определяются многообразием форм собственности, ей недостает гибкости, необходимой для делегирования полномочий на более низкие уровни управления, в ней не развиты механизмы самоуправления, когда работодатели и застрахованные несут определенную долю ответственности за управление страховой организацией. В то же время хорошо известна практика развитых стран в области создания механизмов самоуправления социальным страхованием, которые широко привлекают страхуемых, в первую очередь лиц наемного труда и пенсионеров, а также работодателей, к управлению страховыми упреждениями, что способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой сложной и деликатной сфере.
Кроме того, до настоящего времени не выработана и законодательно не оформлена новая идеология разграничения компетенции между центром и субъектами Федерации в области социального страхования. Субъекты Федерации, провозгласившие суверенитет, еще не обладают необходимым опытом и социальной инфраструктурой (медицинские, реабилитационные, научные центры), которые требуются для достижения высокой степени социальной защиты своих граждан. Особенно это касается регионов Севера. Трудящиеся, занятые там временно по контрактам, после их окончания «увозят» с собой зачастую скрытые формы профессиональных заболеваний, постоянную утрату трудоспособности, за которые региональные власти не хотят нести финансовой ответственности.
В законодательстве, регулирующем вопросы социальной защиты с помощью страхования, накопилось много нерешенных проблем. Отчасти это связано с сохранением устаревших, нередко противоречащих друг другу нормативно-правовых актов. Анахронизмом, например, является применение таких правовых институтов, как определение вины пострадавшего при несчастном случае на производстве для определения размера компенсации утраты трудоспособности, или института индивидуального возмещения ущерба при наступлении постоянной утраты трудоспособности.
Утверждение рыночных отношений в нашей стране постепенно приведет к осознанию большинством трудящихся того, что социальное страхование осуществляется за счет их собственных средств и предоставление тех или иных льгот одним категориям ведет к снижению уровня социальной защиты других. Это неизбежно обострит проблему не только условий и уровня социального страхования, но и его организации в целом. Требуются коренные изменения этой системы, ее приспособление к новым экономическим отношениям путем отказа (или существенного ограничения) от скрытого перераспределения средств по каналам социального страхования и обеспечения.