Формирование системы обязательного социального страхования -задача национального масштаба. Предстоит найти правовые формы, организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования и социальной защиты:
• солидарной ответственности страхователей и застрахованных за обеспечение социальных гарантий защиты застрахованных;
• личной ответственности работников за формирование их прав как застрахованных (продолжительный страховой стаж, сохранение своего здоровья и трудоспособности);
• ответственность государства за состоянием правового поля социального страхования, за соблюдением социальных гарантий прав работающих по защите от социальных (профессиональных) рисков.
Законодательное воплощение этих принципов требует решения ряда крупных задач, важнейшими из которых являются:
• формирование собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и недопускающие смешивания с правовыми полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой;
• разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций - страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
• формирование механизмов паритетного участия представителей всех субъектов обязательного социального страхования в процессе управления;
• определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;
|
• определение и уточнений функций 4-5 базовых институтов социального страхования, которые бы включали все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования всех форм и видов защиты;
• определение финансовых механизмов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузкисубъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы и доходов, налоговой политикой в стране и обособлением финансовой системы обязательного социального страхования от бюджетов всех уровней;
• разработки инструментария и формирования инфраструктуры управления социальным страхованием - моделей актуарных расчетов, информационной базы, определения статуса актуарных центров, страховых организаций и контрольных органов.
Преодолеть вековое отставание в создании системы социального страхования - задача крайне сложная. Анализ свидетельствует о том, что отставание в развитии самонастраивающихся социальных систем оказалось еще более драматичнее для страны, чем отставание в новых технологиях производства техники. Подмена системы социального страхования системой государственной социальной помощи приводит к деформации жизненных установок населения, низводит трудозанятое население до унизительной роли иждивенцев. В последние 7-8 лет серьезного «прорыва» в решении проблемы не произошло. Поэтому требуются нетрадиционные формы и пути. Один из них - объединить усилия полномочных представителей всех ветвей власти и общественных структур в форме национального «круглого стола», разработать и обсудить соответствующую концепцию, обсудить и подписать общественный договор для законодательного воплощения согласованной и одобренной концепции.
|
Анализ практики и тенденций развития систем социального страхования в развитых странах, а также изучение принципиальных положений, заложенных в конвенциях и рекомендациях МОТ и МАСО, показывают, что базисными для развития системы социального страхования могут быть следующие положения:
1. Повышение уровня социальной защиты работающих возможно при согласованных действиях правительственных, предпринимательских и профсоюзных структур. С помощью совершенствования механизмов социального страхования и обеспечения можно двигаться к достижению социального согласия. Каждый член общества должен осознанно участвовать в оказании помощи согражданам, нуждающимся в поддержке, будучи уверенным, что в свое время ему также будет оказана помощь.
Социальный консенсус требуется укреплять и усиливать с помощью законодательных и нормативных актов, разработанных с участием правительства, предпринимателей, профсоюзов и трудящихся на базе механизмов трипартизма.
2. Совершенствование таких механизмов социальной защиты, какими являются системы социального страхования и социальной помощи, возможно при условии гармонизации отношений основных социальных субъектов: работающих (их семей), работодателей и государства. Выполнение обязанностей в рамках такой ответственности означает, что на переходных этапах (таковой переживает сейчас Россия) требуется определенное перераспределение ресурсов для сохранения приемлемого уровня жизни.
|
Изменение пропорции этого перераспределения касается всех субъектов и их ресурсов: принадлежащих самому работающему (поощрение целевых сбережений в дополнение к пенсионному обеспечению, накопление средств на случай болезни), семье (повышение целевой ориентации накоплений), работодателям (сбалансированности расходов на заработную плату и средств на обязательные и добровольные виды социального страхования) и государству (совершенствование механизмов бюджетного обеспечения социальной помощи, а также социального страхования государственных служащих).
Масштабы перераспределения средств будут зависеть от наличия ресурсов и целей, поставленных перед собой каждой из заинтересованных сторон, но перераспределение должно в обязательном порядке предусматривать обеспечение базового прожиточного минимума, увязанного с такими размерами выплат (страховых сбережений), которые позволяют достойно преодолевать трудности.
В этой связи одной из основных целей в области социальной защиты является построение механизмов по сбалансированию интересов всех субъектов, по гармонизации общей ответственности, механизмов, основанных на общенациональной, коллективной и личной ответственности.
3. Совершенствование механизмов социальной защиты возможно при органическом сочетании систем социального страхования и социальной помощи. Их взаимодополняющая роль может быть обеспечена за счет построения трехуровневой системы социальной защиты.
Минимальный уровень социальной защиты обеспечивается за счет государства (бюджетные источники финансирования), управляется правительственными структурами, имеет своей целью удовлетворение основных нужд беднейших слоев населения на уровнях, прожиточных минимумов. Условие предоставления социальной помощи - проверка материального положения граждан. В первую очередь это относится к социальным гарантиям граждан.
Страховая солидарность достигается в основном благодаря внесению взносов самими застрахованными и работодателями, в необходимых случаях привлекаются дотации из государственного бюджета. Целесообразно предусмотреть минимальные размеры пособий (не ниже предусмотренных соответствующими конвенциями МОТ) и услуг, являющихся формой страховой защиты от социальных рисков. Учет социальных рисков находит свое выражение в существующих видах (отраслях) обязательного социального страхования и дифференцированных отчислениях (страхование от несчастных случаев на производстве, на случай заболеваний, безработицы). В то же время, если социальный риск имеет достаточно известные и стабильные характеристики, обязательные страховые выплаты целесообразно строить на принципах единообразия (пенсия по старости, медицинское обслуживание и т.д.).
Финансирование страховых выплат, очевидно, должно сочетать как элементы перераспределения (страхование от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни), так и регулируемую капитализацию взносов (например, страхование пенсии по старости).
Дополнительный уровень. Задача разделения ответственности по социальной защите между основными субъектами требует своего разрешения также с помощью личных инициатив - как самих работников, так и работодателей, будь то напрямую или через частные пенсионные фонды или через коммерческое страхование. Эти инициативы должны всегда быть нацелены на предоставление дополнительной помощи с учетом нужд каждого человека, дополняя социальную защиту, основанную на солидарности (но не в ущерб последней). Такие дополнительные системы, являясь нацеленными на отдельно взятого работника и его семью, требуют, тем не менее, осуществления определенного, предусмотренного законом, контроля, с тем, чтобы эти системы соответствовали действующим нормам, касающимся практики инвестирования, передачи прав и ответственности, практики бухгалтерского учета и управления.
Представляется, что основу новой модели социального страхования, соответствующей рыночной экономике, составляют следующие направления:
• определение роли, прав и обязанностей основных субъектов страхования - работников, работодателей, страховых организаций и государства;
• конституирование основных видов социального страхования как самостоятельных автономных систем социальной защиты;
• определение минимальных норм социальной защиты в случае утраты трудоспособности, круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, порядка назначения пособия, оказания всех видов социальной помощи;
• определение основных источников финансовых поступлений в фонды страхования, обоснование социально-справедливой модели распределения финансового «бремени» между работодателями, застрахованными и государством, достижение на этой основе социального консенсуса по доле вкладов всех заинтересованных сторон;
• определение состава и структуры органов страхования, их функций, прав и полномочий, ответственности, условий и субъектов правопреемства, гарантов финансово-правовой стабильности и надежности социальной защиты.