Сложившаяся за десятилетия социалистическая модель социальной защиты пока остается без существенных изменений. Ее главная черта - государственный монополизм, проявляющийся в игнорировании интересов двух других социальных партнеров: работников и работодателей - при рыночной экономике становится саморазрушающим социальным фактором. И прежде всего потому, что и предприниматели, и профсоюзы пока не осознали свою конструктивную социальную роль, не сформировали поле своих интересов и не ощущают в полной мере социальную ответственность за происходящие в государстве процессы. Однако явление это временное. Уже сейчас очевидно, что без решения проблемы социального страхования организовать экономические процессы по-новому не удастся. При этом государство, делегировав часть социальной нагрузки работодателям и работникам и реформировав налоговую систему, должно сохранить за собой важную функцию координатора и гаранта социальной защиты.
Социальное страхование как особый институт защиты работающих от социального риска имеет ряд особенностей, среди которых наиболее существенные:
• распространение этой формы социальной защиты прежде всего на работников «общественно организованного производства», основным и зачастую единственным источником средств существования которых является заработная плата;
• понимание социального риска как закономерного и объективного массового социального явления, затрагивающего определенные, весьма значительные социально-демографические и профессиональные группы, слои населения;
• признание соответствующих затрат по социальному страхованию работников «общественно необходимыми» для воспроизводства рабочей силы и включение их в себестоимость продукции (т.е. признание неналогового характера данных затрат);
|
• финансирование программ социального страхования (в той или иной мере) всеми основными субъектами трудовых отношений - работниками, предпринимателями и государством;
• участие в управлении страховой организацией всех заинтересованных сторон, и прежде всего - самих работников (через своих представителей).
Существующая система социального страхования утратила основные признаки страховых отношений и фактически превратилась в часть налоговой системы государства. По существу страховые взносы предприятий не носят страхового характера, не базируются на оценке социальных рисков. Скорее они представляют собой разновидность налога, взимаемого и перераспределяемого государством для выплаты социальных пособий и пенсий через многофункциональные централизованные фонды (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) с неоправданно высокими издержками.
Страховые взносы предприятий никак не связаны с уровнями профессиональных рисков повреждения здоровья. Все предприятия, независимо от уровня опасности и вредности работ, численности пенсионеров по Спискам № 1 и № 2 начисляют одинаковые страховые взносы в Пенсионный фонд.
Существующий порядок сбора, аккумуляции страховых взносов и централизованного распределения поступающих средств между отдельными видами социального страхования и обеспечения делает неявной связь между страховыми случаями, которые охватываются социальным страхованием (болезнь, несчастный случай на производстве, материнство, старость), взносами предприятий и получением застрахованными пособий и пенсий.
|
Переход к рыночным отношениям сопровождается существенными изменениями в хозяйственной деятельности предприятий и организаций, которые определяют трансформацию системы экономических, правовых и организационных форм социальной защиты работников на производстве с помощью системы социального страхования. Выделим важнейшие тенденции:
1. Государство отказывается от своей доминирующей роли и делегирует права и полномочия на региональный уровень и уровень предприятий. Происходит отказ от принципов бесплатности социальных услуг, начинает считаться нормой их оплата. Переход к системам платной медицины, социального обеспечения вызывает резкий рост финансовой нагрузки на предприятия. В этой связи возникает задача оптимизации страховых взносов как по всем, так и по отдельным платежам: в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования с одновременным снижением прочих налогов с работодателей.
Существующий централизованный характер управления системами социального страхования по отдельным его видам требует новых подходов к координации, а также передаче ряда функций управления основным субъектам страхования - страхователям и застрахованным.
2. Переход к рыночным отношениям - длительный процесс. Для переходного периода характерны снижение доли инвестиций, быстрые темпы физического и морального износа основных фондов, а значит, значительное понижение уровня охраны труда, ухудшение состояния производственной среды, зачастую неконтролируемый рост интенсивности труда. В результате - резкое повышение профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, производственного травматизма, ухудшение состояния здоровья работающих, особенно в отраслях с высоким уровнем профессионального риска. Хозяйственная самостоятельность для многих предприятий оборачивается финансовой неустойчивостью. Это обусловливает, в свою очередь, необходимость усиления роли социально» го страхования как важнейшего и определяющего института социальной защиты.
|
Тенденция к возрастанию страховых выплат, финансовой напряженности страховых фондов требует создания целого ряда финансовых буферов и противовесов, а также механизма страховой солидарности различных профессиональных групп работающих. Это особенно важно для отраслей с высоким уровнем профессионального риска (угольная промышленность), которые в новых условиях без солидарной помощи других отраслей не смогут обойтись.
В этой связи координирующая роль государства резко возрастает. Требуется безотлагательное законодательное определение величины страховых взносов в различные отрасли социального страхования, нормативное определение минимально необходимых уровней социальных гарантий, создание механизмов страховой солидарности отдельных профессиональных групп трудящихся, а также механизмов увязки страховых взносов с уровнем рентабельности отраслей, прибыли и налоговых отчислений.
3. Сложный социально-экономический и политический характер проблем в области социального страхования вызывает необходимость качественно нового стратегического (законодательного) и оперативного (контрольно-распорядительного) управления в этой сфере.
Кроме того, в условиях коренной ломки экономической модели хозяйствования реформу системы социального страхования проводить трудно вдвойне. Сложившиеся в сознании населения упрощенные стереотипы социального страхования как объекта забот государства и профсоюзов затрудняют выработку новой модели социального страхования. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе (среди населения и управленческого аппарата всех уровней) по поводу того, что успешное осуществление всех социально-экономических реформ возможно лишь в случае достижения общественного согласия по уровню социальной защиты трудящихся и всего населения в переходный период.
Представляется, что первоочередными мерами в области реформирования социального страхования, которые могли бы реализовываться в рамках социальной политики государства, являются следующие.
1. Изменение правового статуса органов страхования. Распоряжаться фондами должны страховые организации под строгим контролем соответствующих представительных органов страхователей (работодателей), застрахованных (работников) и государства (парламента, правительства и уполномоченных ими организаций). Для этого целесообразно упорядочить структуру органов управления данной системы.
2. Установление зависимости между финансовым обеспечением профессиональных и региональных (досрочных) пенсий, а также пенсий за выслугу лет, и числом работников, пользующихся этим правом. Взносы работодателей и государства должны определяться критериями профессионального риска повреждения здоровья из-за объективных и неизменных факторов (шахтеры, водолазы, работающие на Крайнем Севере) и субъективных факторов (устаревшие технологии и вредные условия труда). В первом случае (объективные факторы) финансовую нагрузку несет государство, во втором - работодатели.
3. Создание механизмов защиты социального страхования от инфляции, для чего предлагается поручить Центробанку РФ разработку и осуществление соответствующей программы, включающей организацию страхового банка.
4. Проблемы социальной защиты, носящие межотраслевой и межрегиональный характер (создание крупных центров реабилитации, организация производства протезной техники, проведение научно-исследовательских работ и т.д.) следует решать в рамках соответствующих государственных целевых программ, финансирование которых обеспечивалось бы из соответствующих страховых фондов.
5. Для удобства получения финансовых отчислений и выплат сумм застрахованным целесообразно организовать совместные региональные и отраслевые кассы сбора средств и выплат (как правило, для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, пенсионеров и т.д.). Работа по начислению и выплате пособий на предприятиях (в организациях) возлагается на администрацию за соответствующую плату из указанных фондов. При этом за региональными, профессиональными и федеральными отделениями фондов целесообразно закрепить право бесспорного взимания задолженности по взносам на социальное страхование, а также по средствам, израсходованным в нарушение действующего законодательства.
6. Организация социальных судов для решения спорных вопросов в области социального страхования между основными субъектами.
7. Формирование общественного мнения по ключевой роли социальных субъектов (работников и работодателей) в организации систем социального страхования: разъяснение и популяризация новых социализированных форм социальной защиты, их экономической и правовой природе, функциям субъектов социального страхования.
Меры по совершенствованию всей системы и отдельных видов социального страхования необходимо осуществлять поэтапно, в тесной взаимоувязки с социальной и экономической политикой России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социальный вестник пенсионных и социальных фондов стран СНГ и Балтии. — М., 2002. — № 1-2 (7-8).
2. К реформе социального обеспечения. (Материал МОТ). Издание Бюро МОТ в Москве, 1999.
3. Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики — на примере Федеративной Республики Германия. — Кельн, 1992.
4. Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). МБТ, в 2-х томах (1918-1966; 1967-2002).
5. Роик В. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую плоскость // Российский экономический журнал. — 2000. — № 5-6.
6. Роик В. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // Российский экономический журнал. — 2002. — №8.
7. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. НИИтруда Минтруда России. — М., 1994.
8. Социальная защита населения. Российско-канадский проект / Под ред. Н.М. Римашевской. — М.: РИЦ ВС, 2002. — 288 с.
9. Введение в социальное обеспечение. Международное Бюро труда. — Женева, 1996: — 151с.
10. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. — М.: ТЕИС, 1998. — 189 с.
11. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2002. — 736 с.
12. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие.— М.: Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. —153 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3