Построение рыночной финансовой модели, социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:
1) определение источников финансирования, как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
2) распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
3) способы использования (распределения и перераспределения) страховых средств.
Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:
• финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
• размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.
Мировой опыт социального страхования свидетельствует, что надежный метод его финансового обеспечения в рыночных условиях - трехканалъное формирование фондов. Наиболее оправдал себя механизм, когда большая часть нагрузки приходится на работодателя (40-60 %), а меньшая распределяется между работниками (10-30%) и государством (20-40 %), которое призвано заботиться прежде всего о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех социальных субъектов выражают идею их совместной ответственности за социальные риски, которая материализуется через страховое участие. При этом работодатели должны освобождаться от непосильного налогового гнета, что станет стимулом для их социально ориентированной деятельности.
Страховые взносы работодателей и застрахованных - основной источник, обеспечивающий выплату компенсаций за утрату дохода наемными работниками, а средства государственного бюджета (средства всех налогоплательщиков) предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостаточно поступающих страховых взносов первых двух субъектов страхования.
|
Основание для определения размеров страховых взносов по обязательным видам социального страхования - уровень компенсации утраченного заработка, ограниченный нижним и верхним пределами.
Страховые взносы работников (из заработной платы) и работодателей (частичная оплата рабочей силы, включаемая в себестоимость выпускаемой продукции) представляют часть необходимого продукта. То есть страховые взносы - это такие социальные платежи, которые не являются налогами, не подлежат обезличиванию в государственном и региональных бюджетах, формируются исключительно на конкретные цели защиты от определенных социальных рисков (безработицы, болезни, старости, несчастного случая на производстве) и фактически являются не чем иным как превращенной формой заработной платы для трудящихся при наступлении таких рисков.
Закрепление такого смысла социального страхования в форме законодательных актов позволяет резко повысить заинтересованность основных социальных субъектов (работодателей и работников) в формировании соответствующих фондов социального страхования, способствует их «прозрачности», обеспечивает возможности организационной самоуправляемости. И, напротив, обезличивание финансовых источников фондов социального страхования, их формирование из государственного бюджета (налоговый подход формирования фондов) приводит к деформации самой природы социального страхования, превращает его в «собес» (как это случилось с советской системой социального страхования), делает все трудоспособное население иждивенцами, а государство превращает в «попечителя» и «благодетеля». Помимо этого у государства появляется соблазн использования средств социального назначения на другие цели.
|
С переходом к рыночным отношениям все более очевидной становится необходимость непосредственного участия работающих в финансировании фондов социального страхования, что позволило бы им активно влиять на уровень своей социальной защиты. При этом заслуживает внимания зарубежный опыт уплаты страховых взносов с долевым участием работающих и работодателей (см. табл. 11).
Такая мера, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, позволяет существенно изменить устарелые стереотипы общественного сознания на данный институт социальной защиты, как «бесплатный» для работников. Это тем более актуально, что в рыночной экономике требуется формирование психологии активного личного участия в механизмах социальной защиты и контроля за эффективностью использования средств фондов социального страхования.
Следует учитывать, что наши семидесятилетние традиции в сфере социального страхования, а также низкий уровень заработной платы у подавляющей части населения и его представления о социальной справедливости потребуют переходить к новой финансовой модели социального, страхования с новыми пропорциями по распределению финансового бремени постепенно.
|
Для удобства сбора, страховых взносов по всем видам социального страхования эту функцию предоставляется целесообразным поручить одному из фондов, например, Пенсионному фонду или Фонду страхования по болезни - естественно, за соответствующую плату.
Таблица 16
Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования (в % от фонда зарплаты)
Вид страхования | Работодатели | Работники | Государство | Всего | |||
Пенсионное страхование | 3 (социальные пенсии) | ||||||
Страхование профессиональных и региональных пенсий | 3 (тариф гибкий: от 0,5 до 15,0%) | - | 2 (шахтеры, горняки и др., работающие в экстремальных условиях) | ||||
Страхование по болезни | - | ||||||
Медицинское страхование | 2 (неработающие члены общества) | ||||||
Страхование от несчастных случаев на производстве | 3 (тариф гибкий: от 1 до 10%) | - | - | ||||
Страхование по безработице | |||||||
Страхование по уходу | |||||||
Надежное функционирование социального страхования в рыночной экономике невозможно без создания соответствующих перестраховочных фондов, а также функционирования специализированной банковской системы. Поэтому для реализации данных целей предлагается создать Банк социального страхования.
Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость применения смешанного финансирования пенсионного страхования с помощью методов перераспределения средств и метода капитализации, а также смешанного метода льготного пенсионного обеспечения (за счет средств работодателей и государства).
Вторым важным элементом финансовой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования (см. табл. 16).
8.5. Организационно-управленческие вопросы
Важнейшие задачи в сфере социального страхования, которые предстоит решить в ближайшее время, заключаются в поиске оптимальных форм рыночного саморегулирования и государственного управления, разделении функций и ответственности центральных, региональных и местных органов власти и самоуправления. Одним из направлений реформирования системы социального страхования является совершенствование организационных структур управления, в том числе на региональных и федеральном уровнях.
За центром в новых условиях хозяйствования в области социального страхования целесообразно закрепить нормотворческую, координирующую, методологическую и перестраховочную функции, а также предоставление уникальных диагностических и медико-реабилитационных услуг (то есть то, что не может быть обеспечено на региональном уровне).
Функции региональных органов управления - это обеспечение условий для оперативной деятельности страховых организаций социального страхования: сбор страховых взносов, предоставление выплат и компенсаций застрахованным, оценка уровней социальных и профессиональных рисков, установление скидок и надбавок к тарифам страхования, организация медицинского и реабилитационного обслуживания.
Координация деятельности центра и регионов в финансовой сфере может быть обеспечена с помощью следующих механизмов: установления базовых уровней страховых тарифов и перестраховки (федеральные и региональные социальные банки), уточнения пропорций налоговых отчислений в федеральный и региональный бюджеты.
Мировой опыт свидетельствует о разнообразии организационно-правовых форм социального страхования, среди которых особенно эффективны товарищества взаимного страхования или фонды. Будучи финансово-независимыми органами, они создаются с учетом вида страхования по территориальному или профессиональному (отраслевому) признаку и находятся под правовым контролем государства, которое призвано обеспечить гарантию и стабильность страховой защиты1.
К позитивным чертам организации социального страхования в форме товарищества относятся присущие ей элементы
Специалисты Кельнского Общества теории и практики социального страхования подчеркивают, что «самоуправление является существенной частью социального страхования. Его суть состоит в выделении органов управления социальным страхованием из системы непосредственно государственного управления», в наделении организаций социального страхования «правовой самостоятельностью и независимостью от правительства, парламента и институтов государственного управления» [З.С.22];
самоуправления и возможность контроля со стороны государства. Органы управления формируются на паритетных началах из представителей работающих (застрахованных) и работодателей (страхователей), которые выполняют свои функции на общественных началах (собрание представителей союза страхователей, совет союза страхователей). Для выполнения оперативной работы создается небольшой рабочий аппарат страховой организации. Организационное построение такой системы управления позволяет добиться реализации принципов самоуправления, непосредственно представлять интересы каждого из двух важнейших субъектов страхования и существенно снизить управленческие расходы.
Самоуправление позволяет организовать достойную для застрахованных и компетентную (рабочий аппарат - профессионалы) систему социального страхования, осуществляемого в рамках законодательства самими его участниками. Важнейший аргумент в пользу такой формы социального страхования:
Самоуправление позволяет осуществлять тесную связь с застрахованными и страхователями, что является залогом стабильности и предупреждения социальной напряженности, а также существенной предпосылкой для общественного и экономического развития государства. Следует, однако, отметить, что такая форма наиболее эффективно функционирует при наличии достаточно сильных организаций социальных партнеров (союзов работодателей и наемных рабочих). Это вызывает необходимость уделять больше внимания созданию и укреплению таких органов.
Для аккумулирования и надлежащего использования средств социального страхования, проведения согласованной социальной политики представляется целесообразным создать Объединенную федеральную дирекцию страховых организаций и фондов с региональными и профессиональными отделениями, которой вменялся бы ряд функций:
• методическое обеспечение социального страхования; оперативное управление федеральным страховым резервным фондом;
• финансовая поддержка отраслевых и региональных фондов социального страхования в экстремальных ситуациях; заключение договоров по выполнению страховых обязательств в пределах Российской Федерации и в странах СНГ; создание и обеспечение функционирования крупных федеральных медико-реабилитационных центров; подготовка кадров для страхования организаций; организация научно-исследовательских работ; финансирование программ по созданию протезной техники; контроль процесса страхования субъектов федеральной системы ассоциаций предприятий и предпринимателей.
В состав Объединенной федеральной дирекции страховых организаций и фондов следовало бы включить на принципах трипартизма представителей рабочих, предпринимателей и государства в лице полномочных представителей фондов страхования и наиболее массовых страховых организаций, а также государственных органов управления (министерства труда и социального развития, министерства здравоохранения).
Для завершения создания общих систем социального страхования необходимой становится система следующих мер:
• разработка единой для предприятий всех форм собственности регистрации и отчетности, что в конечном итоге возможно лишь на основе полной компьютеризации деятельности органов социального страхования и законодательно установленного их права пользоваться услугами государственных налоговых инспекций;
• создание социального судопроизводства как механизма независимого выяснения правоотношений между основными субъектами страхования;
• создание соответствующей системы статистической отчетности и информации о социальных и профессиональных рисках, механизмов определения утраты трудоспособности, методик актуарных расчетов, позволяющих обеспечить объективную базу для расчетов размеров страховых тарифов, что, в конечном итоге, позволит достичь сбалансированности ожидаемых доходов и расходов на текущую, среднесрочную и долговременную перспективу;
• организация системы профессиональной подготовки широкого круга специалистов по социальному страхованию (юристов, доверенных врачей, технической инспекции, бухгалтеров и т.д.);
• организация научной базы системы социального страхования - исследование социальных и профессиональных рисков, разработка мер по их минимизации, определение профессиональной заболеваемости и т.д.;
• систематизация и кодификация законодательства об обязательном социальном страховании, придание ему характера публичного и социального права.