Формирование рыночной модели финансирования социального страхования




Построение рыночной финансовой модели, социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:

1) определение источников финансирования, как спо­соба накопления средств, достаточных для обеспечения га­рантий социальной защиты;

2) распределение финансового бремени между основ­ными субъектами страхования;

3) способы использования (распределения и перерас­пределения) страховых средств.

Рыночная модель системы социального страхования бази­руется на следующих принципиальных положениях:

финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продук­ции) и работников (удерживаемых из зарплаты);

размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на по­лучение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.

Мировой опыт социального страхования свидетель­ствует, что надежный метод его финансового обеспечения в рыночных условиях - трехканалъное формирование фон­дов. Наиболее оправдал себя механизм, когда большая часть нагрузки приходится на работодателя (40-60 %), а меньшая распределяется между работниками (10-30%) и государством (20-40 %), которое призвано заботиться прежде всего о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех социальных субъектов выражают идею их совмест­ной ответственности за социальные риски, которая мате­риализуется через страховое участие. При этом работо­датели должны освобождаться от непосильного налогово­го гнета, что станет стимулом для их социально ориентированной деятельности.

Страховые взносы работодателей и застрахованных - ос­новной источник, обеспечивающий выплату компенсаций за утрату дохода наемными работниками, а средства государст­венного бюджета (средства всех налогоплательщиков) предна­значаются для выплат всеобщего характера и обеспечения ми­нимального уровня страховых пособий, если для этого недоста­точно поступающих страховых взносов первых двух субъектов страхования.

Основание для определения размеров страховых взносов по обязательным видам социального страхования - уровень компенсации утраченного заработка, ограниченный нижним и верхним пределами.

Страховые взносы работников (из заработной платы) и работодателей (частичная оплата рабочей силы, включаемая в себестоимость выпускаемой продукции) представляют часть необходимого продукта. То есть страхо­вые взносы - это такие социальные платежи, которые не являются налогами, не подлежат обезличиванию в государ­ственном и региональных бюджетах, формируются исклю­чительно на конкретные цели защиты от определенных со­циальных рисков (безработицы, болезни, старости, несча­стного случая на производстве) и фактически являются не чем иным как превращенной формой заработной платы для трудящихся при наступлении таких рисков.

Закрепление такого смысла социального страхования в форме законодательных актов позволяет резко повысить заин­тересованность основных социальных субъектов (работодате­лей и работников) в формировании соответствующих фондов социального страхования, способствует их «прозрачности», обеспечивает возможности организационной самоуправляемо­сти. И, напротив, обезличивание финансовых источников фон­дов социального страхования, их формирование из государст­венного бюджета (налоговый подход формирования фондов) приводит к деформации самой природы социального страхова­ния, превращает его в «собес» (как это случилось с советской системой социального страхования), делает все трудоспособное население иждивенцами, а государство превращает в «попечи­теля» и «благодетеля». Помимо этого у государства появляется соблазн использования средств социального назначения на другие цели.

С переходом к рыночным отношениям все более очевид­ной становится необходимость непосредственного участия ра­ботающих в финансировании фондов социального страхования, что позволило бы им активно влиять на уровень своей соци­альной защиты. При этом заслуживает внимания зарубежный опыт уплаты страховых взносов с долевым участием работаю­щих и работодателей (см. табл. 11).

Такая мера, по мнению отечественных и зарубежных спе­циалистов, позволяет существенно изменить устарелые стерео­типы общественного сознания на данный институт социальной защиты, как «бесплатный» для работников. Это тем более акту­ально, что в рыночной экономике требуется формирование пси­хологии активного личного участия в механизмах социальной защиты и контроля за эффективностью использования средств фондов социального страхования.

Следует учитывать, что наши семидесятилетние тради­ции в сфере социального страхования, а также низкий уровень заработной платы у подавляющей части населения и его пред­ставления о социальной справедливости потребуют перехо­дить к новой финансовой модели социального, страхования с новыми пропорциями по распределению финансового бремени постепенно.

Для удобства сбора, страховых взносов по всем видам со­циального страхования эту функцию предоставляется целесо­образным поручить одному из фондов, например, Пенсионному фонду или Фонду страхования по болезни - естественно, за соответствующую плату.

Таблица 16

Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования (в % от фонда зарплаты)

Вид страхования Работодатели Работники Государство Всего  
           
Пенсионное страхование     3 (социальные пенсии)    
Страхование профессиональных и региональных пенсий 3 (тариф гиб­кий: от 0,5 до 15,0%) - 2 (шахтеры, горняки и др., работающие в экстремаль­ных условиях)    
Страхование по болезни     -    
Медицинское страхование     2 (неработаю­щие члены общества)    
Страхование от несчастных случаев на производстве 3 (тариф гиб­кий: от 1 до 10%) - -  
Страхование по безработице        
Страхование по уходу        
         
               

 

Надежное функционирование социального страхования в рыночной экономике невозможно без создания соответствую­щих перестраховочных фондов, а также функционирования специализированной банковской системы. Поэтому для реали­зации данных целей предлагается создать Банк социального страхования.

Особенности демографического и социально-экономиче­ского развития России вызывают необходимость применения смешанного финансирования пенсионного страхования с помо­щью методов перераспределения средств и метода капитализа­ции, а также смешанного метода льготного пенсионного обеспе­чения (за счет средств работодателей и государства).

Вторым важным элементом финансовой модели социаль­ного страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования (см. табл. 16).

8.5. Организационно-управленческие вопросы

Важнейшие задачи в сфере социального страхования, ко­торые предстоит решить в ближайшее время, заключаются в поиске оптимальных форм рыночного саморегулирования и го­сударственного управления, разделении функций и ответствен­ности центральных, региональных и местных органов власти и самоуправления. Одним из направлений реформирования сис­темы социального страхования является совершенствование организационных структур управления, в том числе на регио­нальных и федеральном уровнях.

За центром в новых условиях хозяйствования в области социального страхования целесообразно закрепить нормотворческую, координирующую, методологическую и перестрахо­вочную функции, а также предоставление уникальных диагно­стических и медико-реабилитационных услуг (то есть то, что не может быть обеспечено на региональном уровне).

Функции региональных органов управления - это обеспечение условий для оперативной деятельности страховых организаций социального страхования: сбор страховых взносов, предоставление выплат и компенсаций застрахованным, оценка уровней социальных и профессиональных рисков, установле­ние скидок и надбавок к тарифам страхования, организация ме­дицинского и реабилитационного обслуживания.

Координация деятельности центра и регионов в финан­совой сфере может быть обеспечена с помощью следующих механизмов: установления базовых уровней страховых тарифов и перестраховки (федеральные и региональные социальные банки), уточнения пропорций налоговых отчислений в феде­ральный и региональный бюджеты.

Мировой опыт свидетельствует о разнообразии организа­ционно-правовых форм социального страхования, среди кото­рых особенно эффективны товарищества взаимного страхова­ния или фонды. Будучи финансово-независимыми органами, они создаются с учетом вида страхования по территориальному или профессиональному (отраслевому) признаку и находятся под правовым контролем государства, которое призвано обес­печить гарантию и стабильность страховой защиты1.

К позитивным чертам организации социального страхова­ния в форме товарищества относятся присущие ей элементы

Специалисты Кельнского Общества теории и практики социаль­ного страхования подчеркивают, что «самоуправление является сущест­венной частью социального страхования. Его суть состоит в выделении органов управления социальным страхованием из системы непосредст­венно государственного управления», в наделении организаций социаль­ного страхования «правовой самостоятельностью и независимостью от правительства, парламента и институтов государственного управления» [З.С.22];

самоуправления и возможность контроля со стороны государ­ства. Органы управления формируются на паритетных началах из представителей работающих (застрахованных) и работода­телей (страхователей), которые выполняют свои функции на общественных началах (собрание представителей союза стра­хователей, совет союза страхователей). Для выполнения опера­тивной работы создается небольшой рабочий аппарат страхо­вой организации. Организационное построение такой системы управления позволяет добиться реализации принципов само­управления, непосредственно представлять интересы каждого из двух важнейших субъектов страхования и существенно сни­зить управленческие расходы.

Самоуправление позволяет организовать достойную для застрахованных и компетентную (рабочий аппарат - профес­сионалы) систему социального страхования, осуществляемого в рамках законодательства самими его участниками. Важнейший аргумент в пользу такой формы социального страхования:

Самоуправление позволяет осуществлять тесную связь с застрахованными и страхователями, что является залогом стабильности и предупреждения социальной напряженности, а также существенной предпосылкой для общественного и экономического развития государства. Следует, однако, от­метить, что такая форма наиболее эффективно функциони­рует при наличии достаточно сильных организаций социаль­ных партнеров (союзов работодателей и наемных рабочих). Это вызывает необходимость уделять больше внимания соз­данию и укреплению таких органов.

Для аккумулирования и надлежащего использования средств социального страхования, проведения согласованной социальной политики представляется целесообразным создать Объединенную федеральную дирекцию страховых организаций и фондов с региональными и профессиональными отделениями, которой вменялся бы ряд функций:

методическое обеспечение социального страхования; оперативное управление федеральным страховым резервным фондом;

финансовая поддержка отраслевых и региональных фондов социального страхования в экстремальных ситуациях; заключение договоров по выполнению страховых обязательств в пределах Российской Федерации и в странах СНГ; создание и обеспечение функционирования крупных федеральных медико-реабилитационных центров; подготовка кадров для страхова­ния организаций; организация научно-исследовательских ра­бот; финансирование программ по созданию протезной техни­ки; контроль процесса страхования субъектов федеральной системы ассоциаций предприятий и предпринимателей.

В состав Объединенной федеральной дирекции страховых организаций и фондов следовало бы включить на принципах трипартизма представителей рабочих, предпринимателей и го­сударства в лице полномочных представителей фондов страхо­вания и наиболее массовых страховых организаций, а также го­сударственных органов управления (министерства труда и соци­ального развития, министерства здравоохранения).

Для завершения создания общих систем социального страхования необходимой становится система следующих мер:

разработка единой для предприятий всех форм собст­венности регистрации и отчетности, что в конечном итоге возможно лишь на основе полной компьютеризации деятель­ности органов социального страхования и законодательно ус­тановленного их права пользоваться услугами государствен­ных налоговых инспекций;

создание социального судопроизводства как механизма независимого выяснения правоотношений между основными субъектами страхования;

создание соответствующей системы статистической отчетности и информации о социальных и профессиональных рисках, механизмов определения утраты трудоспособности, методик актуарных расчетов, позволяющих обеспечить объ­ективную базу для расчетов размеров страховых тарифов, что, в конечном итоге, позволит достичь сбалансированности ожидаемых доходов и расходов на текущую, среднесрочную и долговременную перспективу;

организация системы профессиональной подготовки широкого круга специалистов по социальному страхованию (юристов, доверенных врачей, технической инспекции, бухгал­теров и т.д.);

• организация научной базы системы социального стра­хования - исследование социальных и профессиональных рисков, разработка мер по их минимизации, определение профессио­нальной заболеваемости и т.д.;

систематизация и кодификация законодательства об обязательном социальном страховании, придание ему харак­тера публичного и социального права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: