Вопросы совершенствования пенсионных систем отличаются особой сложностью. Формирование новых для России пенсионных институтов вызывает необходимость использования актуарных методов, надежных прогнозных оценок развития экономики, более совершенных методов оценки состояния демографии и рынка труда. Без четкой организации аналитической работы, высокой координации управленческих воздействий при этом не обойтись.
Актуарное обеспечение пенсионной системы требует решения ряда первоочередных задач методического, статистического, бухгалтерского и нормативного характера. Например, для введения в действие институтов накопительных и профессиональных пенсий требуется проводить оценку активов и финансирования обязательств, что вызывает необходимость разработки методик составления смет и произведения расчетов, опирающихся на четкие и сопоставительные стандарты.
Важно также установить единые правила для сбора статистических данных по демографическим характеристикам, экономическому положению застрахованных и обороту финансовых средств. Без достоверных данных по этим группам показателей надежных актуарных расчетов выполнить нельзя. Например, представляется крайне актуальной в этой связи задача определения достоверной доли заработной платы к ВВП в России. Какова она: 21 % или 28 %? Диапазон оценок этого показателя, который определяют статистики и аналитики, слишком большой для актуариев. Что касается предложений по законодательному обеспечению актуарной деятельности, то их несколько.
Первое состоит в том, что в связи с введением с 1 января 1 2002 года накопительных пенсий возникает необходимость проводить актуарное оценивание обязательств Пенсионного фонда России по выплате пожизненных пенсий, обеспечиваемых за счет накопительной капитализированной части. Знание размера этих обязательств позволит более точно проводить ежегодную индексацию данного вида пенсий и корректировать управление инвестиционными ресурсами.
|
Вторым направлением для обсуждения пенсионных актуариев могло бы служить предложение по решению крупной задачи, связанной с внедрением в России международных стандартов бухгалтерского учета и, прежде всего, так называемого Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО 19). Внедрение данных стандартов самым непосредственным образом окажет влияние на актуарные аспекты пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что на балансе предприятий будут отражаться пенсионные обязательства, касающиеся дополнительного пенсионного обеспечения, что в конечном счете оказывает значительное влияние на стоимость акций и саму стоимость предприятия по условиям рыночных отношений.
Кроме того, данная мера позволит расставить все на «свои места» с позиции интересов основных субъектов пенсионного страхования -работодателей и работников, воспитать культуру пенсионного страхования у населения, навести порядок в финансовых документах.
Третье предложение касается проблемы аккредитации независимых пенсионных актуариев, то есть требуется нормативное определение процедуры вопроса. Государство должно быть уверено в достаточной квалификации специалистов, от работы которых непосредственным образом зависит стабильность пенсионной системы.
|
Четвертое предложение касается необходимости разработки и предметного обсуждения в среде специалистов математической модели пенсионной системы, которая применяется в нашей стране. Актуарная сфера предполагает прозрачность и доступность ознакомления с моделями и всем пакетом прогнозных предположений, используемых при расчетах параметров пенсионной системы страны.
Пятое предложение состоит в правовом закреплении (законом о пенсионном страховании) актуарного равновесия в долгосрочной перспективе в форме фиксированных объемов резервов, равных современной стоимости всех обязательств пенсионной системы (накопленных пенсионных прав застрахованными).
Ключевым моментом организации актуарной деятельности является форма нормативного документа, регламентирующая порядок работы, ответственных субъектов, их полномочия и ответственность. Это может быть либо федеральный закон, либо Указ Президента России.
Основная цель указанного нормативного документа состоит в регламентации деятельности федеральных органов по выработке оптимальной модели пенсионной системы с учетом долгосрочных социальных, финансовых и демографических ориентиров развития страны. Для этого необходимо разработать и согласовать (в виде доктрины) ключевые положения пенсионной модели и характеристики ее базовых институтов на средне- и долгосрочную перспективу по следующим направлениям:
- размеров пенсий с позиций замещения заработков и их покупательной способности;
- прогнозных оценок общих расходов на пенсионное обеспечение, выраженных в % к ВВП, включая разбивку по видам пенсионных выплат;
|
- размеров страховых тарифов, позволяющих обеспечить долгосрочную финансовую стабильность пенсионной системы;
- параметров финансового равновесия пенсионной системы в соответствии с выработанными рекомендациями по обеспечению актуарного равновесия системы.
РАЗДЕЛ III
Теоретические основы социального страхования
Социальная политика в современных странах с рыночной экономикой в качестве важнейшего элемента включает в себя страхование населения от социальных рисков. Развитые системы социального страхования являются результатом длительного процесса совершенствования отношений наемных работников, работодателей и государства и позволяют судить в целом об обществе -насколько оно заботится о престарелых, больных, инвалидах, детях и других социально уязвимых группах населения. Для России, осуществляющей переход к рыночной экономике и открытому обществу, становится настоятельной необходимостью создание новой системы социального страхования и социальной помощи населению, соответствующей уровню, достигнутому в этой области в мире.
Разработка проблем социального страхования давно признана мировым сообществом в качестве приоритетных целей социальной политики и дает методологический ключ к построению надежных и высокоэффективных национальных систем социальной защиты трудящихся. Так, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека определила право каждого на социальное обеспечение как при наступлении случаев социальных рисков (болезнь, инвалидность, старость, потеря кормильца, безработица), так и во, всех остальных случаях лишения средств к существованию по причинам, не зависящим от человека. Минимальные нормы такой защиты позднее были определены в Конвенции Международной организации труда (МОТ) №102 в 1952 г. Эти идеи нашли широкое отражение в социальном законодательстве многих европейских стран (Великобритании, Германии, Скандинавских странах), и стали базой для формирования концепции социально ориентированной рыночной экономики.
Социальное страхование не только обеспечивает социальную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. «Доходы» от этих инвестиций возвращаются в форме обеспечения стабильности в обществе, формирования побудительных мотивов к труду, повышения образования и квалификации работников.