Законодательное обеспечение актуарной деятельности




Вопросы совершенствования пенсионных систем отлича­ются особой сложностью. Формирование новых для России пенсионных институтов вызывает необходимость использова­ния актуарных методов, надежных прогнозных оценок развития экономики, более совершенных методов оценки состояния де­мографии и рынка труда. Без четкой организации аналитической работы, высокой координации управленческих воздействий при этом не обойтись.

Актуарное обеспечение пенсионной системы требует решения ряда первоочередных задач методического, статистического, бухгалтерского и нормативного характера. Например, для введения в действие институтов накопительных и профес­сиональных пенсий требуется проводить оценку активов и финансирования обязательств, что вызывает необходимость разработки методик составления смет и произведения расчетов, опирающихся на четкие и сопоставительные стандарты.

Важно также установить единые правила для сбора статистических данных по демографическим характеристикам, экономическому положению застрахованных и обороту финансовых средств. Без достоверных данных по этим группам показателей надежных актуарных расчетов выполнить нельзя. Например, представляется крайне актуальной в этой связи задача определения достоверной доли заработной платы к ВВП в России. Какова она: 21 % или 28 %? Диапазон оценок этого по­казателя, который определяют статистики и аналитики, слиш­ком большой для актуариев. Что касается предложений по законодательному обеспечению актуарной деятельности, то их несколько.

Первое состоит в том, что в связи с введением с 1 января 1 2002 года накопительных пенсий возникает необходимость проводить актуарное оценивание обязательств Пенсионного фонда России по выплате пожизненных пенсий, обеспечиваемых за счет накопительной капитализированной части. Знание размера этих обязательств позволит более точно проводить ежегодную индексацию данного вида пенсий и корректировать управление инвестиционными ресурсами.

Вторым направлением для обсуждения пенсионных актуариев могло бы служить предложение по решению крупной задачи, связанной с внедрением в России международных стандартов бухгалтерского учета и, прежде всего, так называемого Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО 19). Внедрение данных стандартов самым непосредст­венным образом окажет влияние на актуарные аспекты пенси­онного обеспечения. Это связано с тем, что на балансе пред­приятий будут отражаться пенсионные обязательства, касающиеся дополнительного пенсионного обеспечения, что в ко­нечном счете оказывает значительное влияние на стоимость акций и саму стоимость предприятия по условиям рыночных отношений.

Кроме того, данная мера позволит расставить все на «свои места» с позиции интересов основных субъектов пенсионного страхования -работодателей и работников, воспитать культу­ру пенсионного страхования у населения, навести порядок в финансовых документах.

Третье предложение касается проблемы аккредитации не­зависимых пенсионных актуариев, то есть требуется норматив­ное определение процедуры вопроса. Государство должно быть уверено в достаточной квалификации специалистов, от работы которых непосредственным образом зависит стабильность пен­сионной системы.

Четвертое предложение касается необходимости разра­ботки и предметного обсуждения в среде специалистов матема­тической модели пенсионной системы, которая применяется в нашей стране. Актуарная сфера предполагает прозрачность и доступность ознакомления с моделями и всем пакетом про­гнозных предположений, используемых при расчетах парамет­ров пенсионной системы страны.

Пятое предложение состоит в правовом закреплении (за­коном о пенсионном страховании) актуарного равновесия в долгосрочной перспективе в форме фиксированных объемов резервов, равных современной стоимости всех обязательств пенсионной системы (накопленных пенсионных прав застрахо­ванными).

Ключевым моментом организации актуарной деятельно­сти является форма нормативного документа, регламентирую­щая порядок работы, ответственных субъектов, их полномочия и ответственность. Это может быть либо федеральный закон, либо Указ Президента России.

Основная цель указанного нормативного документа со­стоит в регламентации деятельности федеральных органов по выработке оптимальной модели пенсионной системы с учетом долгосрочных социальных, финансовых и демографических ориентиров развития страны. Для этого необходимо разработать и согласовать (в виде доктрины) ключевые положения пенсионной модели и характеристики ее базовых институтов на средне- и долгосрочную перспективу по следующим направлениям:

- размеров пенсий с позиций замещения заработков и их покупательной способности;

- прогнозных оценок общих расходов на пенсионное обеспечение, выраженных в % к ВВП, включая разбивку по ви­дам пенсионных выплат;

- размеров страховых тарифов, позволяющих обеспечить долгосрочную финансовую стабильность пенсионной системы;

- параметров финансового равновесия пенсионной систе­мы в соответствии с выработанными рекомендациями по обес­печению актуарного равновесия системы.

РАЗДЕЛ III

Теоретические основы социального страхования

Социальная политика в современных странах с рыночной экономикой в качестве важнейшего элемента включает в себя страхование населения от социальных рисков. Развитые систе­мы социального страхования являются результатом длительно­го процесса совершенствования отношений наемных работни­ков, работодателей и государства и позволяют судить в целом об обществе -насколько оно заботится о престарелых, боль­ных, инвалидах, детях и других социально уязвимых группах населения. Для России, осуществляющей переход к рыночной экономике и открытому обществу, становится настоятельной необходимостью создание новой системы социального страхования и социальной помощи населению, соответствующей уровню, достигнутому в этой области в мире.

Разработка проблем социального страхования давно при­знана мировым сообществом в качестве приоритетных целей социальной политики и дает методологический ключ к по­строению надежных и высокоэффективных национальных сис­тем социальной защиты трудящихся. Так, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав че­ловека определила право каждого на социальное обеспечение как при наступлении случаев социальных рисков (болезнь, ин­валидность, старость, потеря кормильца, безработица), так и во, всех остальных случаях лишения средств к существованию по причинам, не зависящим от человека. Минимальные нормы та­кой защиты позднее были определены в Конвенции Междуна­родной организации труда (МОТ) №102 в 1952 г. Эти идеи нашли широкое отражение в социальном законодательстве многих европейских стран (Великобритании, Германии, Скан­динавских странах), и стали базой для формирования концеп­ции социально ориентированной рыночной экономики.

Социальное страхование не только обеспечивает социаль­ную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. «Доходы» от этих инвестиций воз­вращаются в форме обеспечения стабильности в обществе, формирования побудительных мотивов к труду, повышения образования и квалификации работников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: