В число важнейших объективных, системных препятствий и трудностей формирования институтов социального страхования специалисты, ученые стран СНГ и международные эксперты включают следующие:
• отсутствие тщательно выверенных доктрин по построению институтов социального страхования, которые были бы органически увязаны с системами заработной платы, налоговыми системами, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
• слаборазвитые механизмы демократического управления системами социального страхования, когда фактически отсутствует паритетное участие социальных партнеров (работодателей и работников) в управлении системами и финансами социального страхования;
• средства внебюджетных фондов в ряде стран СНГ включены в состав государственного бюджета (например, значительная часть единого социального налога в России), что приводит к финансированию выплат нестрахового характера, использованию их страховых финансовых ресурсов не по прямому назначению и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;
• слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, ненадежной и неполной информационной базы, а также систем проведения реабилитации застрахованных.
Таким образом, действующая в странах СНГ система социальной защиты еще в крайне недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования в национальных системах социальной защиты, для которых в большей степени характерны институты социальной помощи. При достаточно высокой страховой нагрузке (и особенно для работодателей) уровень большинства социальных выплат и, прежде всего, пенсий, явно недостаточен
(По этому поводу директор Отделения МОТ в странах СНГ Жан-Виктор Грюа (1998-2001 годы) высказывает следующее мнение: «Финансовая и административная самостоятельность учреждений социального обеспечения в ряде стран СНГ остается неопределённой. Административные процедуры (включая сбор страховых взносов, назначение и выплату пенсий) не установлены твердо. Программы подготовки и повышения квалификации кадров только начинают развиваться. Соответствующие показатели, включая финансовые показатели, отсутствуют, иногда почти полностью. Законы и постановления нередко противоречивы, устарели или неполны. Демократическое управление во многих случаях остается лишь в теории» [2, с. 116)
(см. табл. 14) и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Для дисциплинированных плательщиков страховых взносов с заработной платы средних и высоких размеров размер коэффициентов замещения составляет всего 15- 25 %, что является крайне заниженной величиной.
Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов,- эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
При этом существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования, кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов.
Кроме того, все еще не обрел своей законодательной формы ряд его видов по страхованию досрочных пенсий: профессиональных пенсий за работу в особо опасных производствах (шахтеры), за работу в районах Крайнего Севера, пенсий за выслугу лет. В итоге — единое поле социальных рисков не охвачено равномерной «сеткой» страхования, в нем имеется много «брешей», что приводит к ослаблению и выпадению из сферы социальной защиты (из страховой «сетки») значительных слоев населения.
Таблица 14
Размеры пенсий и заработной платы, трудовой (страховой) стаж и возраст выхода на пенсию в странах СНГ и Балтии на 1 января 2002 года [2, с. 13]
Страна | Минимальный размер, в долл. США | Средний размер, в долл. США | Трудовой (страховой) стаж для назначения пенсий по старости (возрасту) пенсии на общих основаниях, лет | Возраст выхода на пенсию но старости (возрасту) на общих основаниях, лет | ||||
пенсии (без компенсационной выплаты) | заработной платы | пенсии | заработной платы | мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
Азербайджан | 3.80 | 5.70 | 16.30 | 54.17 | ||||
Армения | 5.34 | 8.90 | 8.15 | 41.34 | Не менее 5 | Не менее 5 | 63 года 6 мес. | 58 лет 6 мес. |
Беларусь | 22.00 | 6.30 | 41.13 | 110.39 | ||||
Грузия | 6.80 | 9.71 | 7.77 | 41.75 | 60' | |||
Казахстан | 28.79 | 27.76 | 31.68 | 112.66 | ||||
Кыргызстан | 4.19 | 2.10 | 11.71 | 29.19 | 61 год 4 мес. | 56 лет 4 мес. | ||
Латвия | 47.02 ; | 91.04 | 94.83 | 256.98 | 61 год 6 мес. | 58 лет 6 мес. | ||
Литва | 34.50 | 107.50 | 77.43 | 271.78 | ||||
Молдова | 4.97 | 7.64 | 10.38 | 39.66 | ||||
Россия | 15.43 | 10.29 | 39.03 | 112.55 | Не менее 5 | Не менее 5 | ||
Таджикистан | 0.82 | 1.63 " | 2.65 | 8.57 | ||||
Узбекистан | 9.85 | 4.85 | 15.28 | 36.83 | 60 Л | 55. | ||
Украина | 8.10 | -26.40 | 23.09 | Данные отсутствуют | ||||
Эстония | 45.22 | 104.58 | 85.25 | Данные отсутствуют | 58 лет 6 мес. |
К числу недостатков, препятствующих институционализации социального страхования, как правило, относят:
• наличие значительной по масштабу сферы теневого рынка труда и доходов - нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужает (до 25-50 %) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;
• сохранение архаичных положений социального законодательства, которые консервируют нестраховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работниками и работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;
• наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах стран СНГ, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования.