В число важнейших объективных, системных препятствий и трудностей формирования институтов социального страхования специалисты, ученые стран СНГ и международные эксперты включают следующие:
• отсутствие тщательно выверенных доктрин по построению институтов социального страхования, которые были бы органически увязаны с системами заработной платы, налоговыми системами, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
• слаборазвитые механизмы демократического управления системами социального страхования, когда фактически отсутствует паритетное участие социальных партнеров (работодателей и работников) в управлении системами и финансами социального страхования;
• средства внебюджетных фондов в ряде стран СНГ включены в состав государственного бюджета (например, значительная часть единого социального налога в России), что приводит к финансированию выплат нестрахового характера, использованию их страховых финансовых ресурсов не по прямому назначению и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;
• слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, ненадежной и неполной информационной базы, а также систем проведения реабилитации застрахованных.
Таким образом, действующая в странах СНГ система социальной защиты еще в крайне недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования в национальных системах социальной защиты, для которых в большей степени характерны институты социальной помощи. При достаточно высокой страховой нагрузке (и особенно для работодателей) уровень большинства социальных выплат и, прежде всего, пенсий, явно недостаточен
|
(По этому поводу директор Отделения МОТ в странах СНГ Жан-Виктор Грюа (1998-2001 годы) высказывает следующее мнение: «Финансовая и административная самостоятельность учреждений социального обеспечения в ряде стран СНГ остается неопределённой. Административные процедуры (включая сбор страховых взносов, назначение и выплату пенсий) не установлены твердо. Программы подготовки и повышения квалификации кадров только начинают развиваться. Соответствующие показатели, включая финансовые показатели, отсутствуют, иногда почти полностью. Законы и постановления нередко противоречивы, устарели или неполны. Демократическое управление во многих случаях остается лишь в теории» [2, с. 116)
(см. табл. 14) и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Для дисциплинированных плательщиков страховых взносов с заработной платы средних и высоких размеров размер коэффициентов замещения составляет всего 15- 25 %, что является крайне заниженной величиной.
Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов,- эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
|
При этом существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования, кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов.
Кроме того, все еще не обрел своей законодательной формы ряд его видов по страхованию досрочных пенсий: профессиональных пенсий за работу в особо опасных производствах (шахтеры), за работу в районах Крайнего Севера, пенсий за выслугу лет. В итоге — единое поле социальных рисков не охвачено равномерной «сеткой» страхования, в нем имеется много «брешей», что приводит к ослаблению и выпадению из сферы социальной защиты (из страховой «сетки») значительных слоев населения.
|
Таблица 14
Размеры пенсий и заработной платы, трудовой (страховой) стаж и возраст выхода на пенсию в странах СНГ и Балтии на 1 января 2002 года [2, с. 13]
Страна | Минимальный размер, в долл. США | Средний размер, в долл. США | Трудовой (страховой) стаж для назначения пенсий по старости (возрасту) пенсии на общих основаниях, лет | Возраст выхода на пенсию но старости (возрасту) на общих основаниях, лет | ||||
пенсии (без компенсационной выплаты) | заработной платы | пенсии | заработной платы | мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
Азербайджан | 3.80 | 5.70 | 16.30 | 54.17 | ||||
Армения | 5.34 | 8.90 | 8.15 | 41.34 | Не менее 5 | Не менее 5 | 63 года 6 мес. | 58 лет 6 мес. |
Беларусь | 22.00 | 6.30 | 41.13 | 110.39 | ||||
Грузия | 6.80 | 9.71 | 7.77 | 41.75 | 60' | |||
Казахстан | 28.79 | 27.76 | 31.68 | 112.66 | ||||
Кыргызстан | 4.19 | 2.10 | 11.71 | 29.19 | 61 год 4 мес. | 56 лет 4 мес. | ||
Латвия | 47.02 ; | 91.04 | 94.83 | 256.98 | 61 год 6 мес. | 58 лет 6 мес. | ||
Литва | 34.50 | 107.50 | 77.43 | 271.78 | ||||
Молдова | 4.97 | 7.64 | 10.38 | 39.66 | ||||
Россия | 15.43 | 10.29 | 39.03 | 112.55 | Не менее 5 | Не менее 5 | ||
Таджикистан | 0.82 | 1.63 " | 2.65 | 8.57 | ||||
Узбекистан | 9.85 | 4.85 | 15.28 | 36.83 | 60 Л | 55. | ||
Украина | 8.10 | -26.40 | 23.09 | Данные отсутствуют | ||||
Эстония | 45.22 | 104.58 | 85.25 | Данные отсутствуют | 58 лет 6 мес. |
К числу недостатков, препятствующих институционализации социального страхования, как правило, относят:
• наличие значительной по масштабу сферы теневого рынка труда и доходов - нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужает (до 25-50 %) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;
• сохранение архаичных положений социального законодательства, которые консервируют нестраховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работниками и работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;
• наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах стран СНГ, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования.