Базисом для организации системы социального страхования служит законодательное закрепление гарантий прав в области социальной защиты:
определение объектов, субъектов, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг; круга охвата страхованием; случаев, при которых возникают (или прекращаются) страховые права, а также условий начисления пособий; уровня минимальных гарантий.
• Существенно, что в рамках систем обязательного социального страхования гарантии распространяются на определенные слои (категории) работающих, а не на конкретных лиц, что позволяет говорить о принципе всеобщности. Включение конкретного лица в систему социального страхования обусловливается его принадлежностью к определенной категории (общественной группе) и не зависит от воли и желания данного лица — так реализуется принцип обязательности страхования. Обязательность подразумевает охват страховой защитой «автоматически», в соответствии с действующим законодательством, и не требует от застрахованного формального подтверждения своих прав.
Отличительная черта социального страхования - его тесная связь с трудовыми отношениями страхуемых лиц и членов их семей (в отличие от других видов страхования, например страхования жизни, которое возможно и для неработающих).
Необходимо отметить различие трактовки принципа Законодательного закрепления гарантий прав в либерально-рыночной и социалистической планово-централизованной экономиках. В последней, в частности, из-за наличия практически одного вида собственности (государственной) не изучались и законодательно не регулировались объекты страхования - социальные риски, крайне слабо были очерчены права и ответственность субъектов, существенно иным был порядок страховых выплат, когда применялись нестраховые методы, например учет непрерывного трудового стажа работы и т.д.
|
Принцип личной ответственности занимает важное место в системе социального страхования: работающие непосредственно участвуют в финансировании и управлении системами социального страхования. Принцип личной ответственности находит свое выражение и продолжение в принципе страхового взноса: предоставляемая помощь осуществляется за счет взносов, тем самым обеспечивается тесная связь между взносами и объемами социальных услуг.
Страховой метод представляет собой систему отношений по поводу обеспечения застрахованным выплат и услуг, когда их размер определяется объемом индивидуальных взносов, т.е. предварительным вкладом застрахованного («эквивалентность взносам»). Страхуемые должны вносить в качестве взноса определенную часть своей заработной платы, и в случае утраты заработка получают компенсацию, размер которой ориентируется на величину их прежней заработной платы. На размер выплат влияют также размеры взносов работодателей и поступлений по каналам солидарного перераспределения в системе страховых фондов.
Принцип солидарности реализуется в том, что более обеспеченные (с высоким уровнем заработной платы) группы работающих оказывают своими взносами материальную помощь менее обеспеченным.
Разные группы работающих занимают неодинаковое место в экономическом процессе, различаются и их потребности в социальной защите. Так, в социальной поддержке больше нуждаются группы с низким доходом, занятые в производствах с высоким уровнем профессиональных рисков, проживающие в экстремальных природно-климатических и экологических регионах и т.п.
|
В солидарно финансируемой системе медицинского страхования величина взносов зависит от размера доходов застрахованных, а услуги оказываются в соответствии с состоянием здоровья независимо от величины личных взносов каждого человека. Такая методика определения размера взносов, никак не связанная со степенью страхового риска, обеспечивает солидарное выравнивание, при котором здоровые несут расходы за больных, молодые - за старых, трудоспособные - за инвалидов, одинокие - за семейных, а хорошо обеспеченные - за малоимущих.
Суть принципа организационного самоуправления - в выделении органов управления социальным страхованием из системы непосредственного государственного управления. Однако автономия социального страхования не означает, что государство не несет за него никакой ответственности. Государство должно создать правовую основу, на которой базируются отношения между страхователем и страхуемым, определяются правовой статус, рамки компетенции учреждений страхования и т.п.
Самоуправление укрепляет солидарность страховых сообществ, делает системы социального страхования «прозрачными» для общественности и способствует тем самым социальной стабильности, обеспечивает разделение властных и контрольных функций, позволяет децентрализовать управление и вовлечь в процесс принятия решений широкие круги трудящихся и работодателей, укрепляет демократическое сознание населения, способствует сохранению социального мира, создав механизм постоянного диалога социальных партнеров, в том числе ив кризисные периоды.
|
Таким образом, характерной особенностью организации социального страхования (в подлинном, наиболее отвечающем его духу, смысле) является самоуправление, что отличает социальное страхование, с одной стороны, от государственного, а с другой - от частного (которое может выполнять также функции защиты от социальных рисков).
Крайне актуально при этом определить оптимальный организационно-правовой механизм системы социального страхования. Отечественный (до 1917 г.) и современный зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее подходит самой природе социального страхования форма обществ (товариществ) взаимного страхования, в которых основные социальные субъекты (работники и работодатели) занимают определяющие и равноправные позиции. Общества взаимного страхования позволяют достигать согласованных интересов и самоуправляемости, что очень важно для этой сложной и социально-уязвимой сферы.
Упорядочение форм и видов социального страхования. Значительное разнообразие труда и природно-климатических условий проживания в России требует формирования трех обязательных форм социального страхования - общего, профессионального и территориального (см. табл. 1 5),
Обязательное общее социальное страхование должно охватывать все без исключения группы работающих по найму в условиях любых форм собственности.
Обязательное профессиональное социальное страхование должно охватывать те группы работающих по найму, которые подвергаются повышенному профессиональному риску повреждения здоровья (с высоким уровнем и тяжестью производственного травматизма и профессиональных заболеваний), а также круг лиц, которым предусматривается предоставление досрочных пенсий и страхования в связи с уходом за престарелыми.
Таблица 15
Предлагаемая модель системы социального страхования
Обязательное социальное страхование | Добровольное (дополнительное) социальное страхование (коллективное и личное) | ||
Общее | Профессиональное (дополнительное обязательное) | Региональное (дополнительное обязательное) | |
Пенсий по болезни Медицинское по безработице | профессиональных (досрочных пенсий) | региональных (досрочных) пенсий | пенсий |
несчастных случаев на производстве | |||
несчастных случаев на производстве | по уходу за престарелыми и инвалидами | медицинское |
Высокая степень дифференциации доходов работающих в новых условиях хозяйствования предполагает наряду с обязательным и добровольное страхование, при котором страхователями выступали бы как работодатели, так и сами трудящиеся.
Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты, а значит, и организация социального страхования различаются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно четко рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и только так не будет допускаться скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
Таким образом, существование отдельных видов социального страхования - это одно из непременных условий для обеспечения финансовой «прозрачности» и экономической эффективности системы.
Кроме того, аргументом в пользу разветвленной системы служит однородность интересов круга застрахованных, охваченных конкретными видами социального страхования, в противоположность разнородности интересов широкого круга людей в случае единого социального обеспечения. Однородность и общность интересов страхуемых - ключевое условие для достижения солидарного перераспределения средств. Поэтому разветвленная система опирается всегда на поддержку и согласие населения, исключает культивирование социального иждивенчества, что важно для достижения экономической стабильности и социального согласия в обществе.
Основными видами (отраслями) социального страхования, обеспечивающими приемлемый уровень социальной защиты, являются:
• страхование пенсий по старости и по инвалидности в результате общих заболеваний и несчастных случаев в быту и на транспорте;
• страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм и профессиональные заболевания), которое предусматривает страхование временной и постоянной утраты трудоспособности;
• страхование на случай безработицы;
• страхование по болезни (страхование временной утраты трудоспособности из-за болезни);
• медицинское страхование.
Что касается пособий малоимущим семьям, инвалидам с детства, то эти виды социальной защиты не связаны с трудовой деятельностью, не являются страховыми по своей природе и обеспечиваются, как правило, через систему государственной социальной помощи (вспомоществования) и другие государственные социальные программы.
Определение форм социального страхования, основных их функций и задач, организационно-правовых структур и финансового механизма позволяет сформулировать некоторые общие требования, важные для построения целостной системы.
Итак:
Реформирование систем социального страхования должно осуществляться с учетом социальных рисков, то есть функционального признака защиты, что требует выделения основных самостоятельных видов (отраслей) социального страхования, увязанных между собой. Это позволит достичь адресности в формировании и расходовании средств для выплаты пособий и пенсий, а также создать организационные и финансовые условия для профилактики утраты трудоспособности.
Из общей системы социального страхования целесообразно выделить страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также страхование профессионального пенсионного обеспечения за работу во вредных условиях труда и в экстремальных климатических условиях.
Значительная и всерастущая численность престарелых и инвалидов (труда, по общим заболеваниям, детства), нуждающихся в уходе, обуславливает необходимость создания соответствующего вида социального страхования.
Требуется уточнение наименований фондов социального страхования. Неправильное их наименование, имеющее место в настоящее время, не так уже безобидно, как может показаться с первого взгляда. Различные объединения страховых видов дают возможность фондам расходовать средства и на посторонние для них цели. Так, представляется целесообразным изменить наименование «Фонд социального страхования» на «Фонд страхования по болезни» (поскольку все другие фонды: пенсионный, медицинского страхования и другие - в определяющей степени являются фондами социального страхования).
Следует также восстановить ликвидированный Фонд занятости, основные функции которого состоят в материальном обеспечении безработных и осуществлении мер по снижению безработицы и назвать его «Фондом страхования по безработице», т.е. в полном соответствии с его социальным риском, как это принято в международной практике.
Отражая по существу все основные этапы воспроизводства трудового потенциала, социальное страхование как форма социальной защиты, имеет комплексный, системный характер и требует, чтобы все «поле» социального риска было обеспечено соответствующими формами защиты. В противном случае, эффективность системы в целом, как и отдельных видов страхования, может быть существенно снижена. При этом страхование каждого из видов социального риска может осуществляться как в обязательной, установленной законодательством, форме, так и в добровольном порядке.
Оптимальное соотношение и сочетание обязательных (базовых) и добровольных (дополнительных) форм по всем видам социального страхования также во многом определяет его общую эффективность.
Нормы социальной защиты
В Российской Федерации действует множество нормативно-правовых актов, регулирующих размеры пенсий, компенсаций, нормы выплат и оказания услуг инвалидам. Многие из них устарели, невелики по размерам, не предусматривают целого ряда услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Следствие - низкий уровень социальной защиты значительных слоев населения и особенно наиболее уязвимых групп - иждивенцев погибших, инвалидов, нетрудоспособных граждан и их семей, малообеспеченных семей с детьми.
В этой связи при проведении реформы социального страхования требуются обоснование и систематизация всех видов выплат и услуг, повышение во многих случаях их минимального уровня и введение новых видов социальной защиты за счет средств социального страхования. Важно при этом выделить следующие принципиальные моменты:
• продолжительность периода компенсации утраченного заработка целесообразно устанавливать отдельно для каждого вида выплат с учетом определяющих его факторов (медицинских и социально-экономических);
• размеры выплат по социальному страхованию и право на их получение должны увязываться с трудовым стажем только по отдельным видам пенсий (по старости, досрочным), во всех же других случаях они не должны зависеть от страхового стажа;
• размер выплат должен быть ориентирован на величину прежней заработной платы или на величину страховых выплат получателя (принцип страховки).
При этом система обязательного социального страхования компенсирует трудящемуся величину утраченного заработка лишь до определенного уровня, т.е. отвечает за поддержание только определенного уровня социальной защиты при наступлении страховой ситуации. Нижняя граница уровня выплат определяется исходя из минимального потребительского бюджета и периодически пересматривается с учетом индекса цен и минимальной заработной платы. За основу определения верхней границы берется уровень жизни, характерный для населения со средними доходами (для данного региона).
Следует отметить, что ориентация на уровень жизни при определении денежных выплат уместна тогда, когда выплаты из фондов социального страхования производятся в возмещение полной утраты заработка и когда в распоряжении получателя нет никаких других источников дохода.
Степень компенсации утраченного дохода, т.е. доля утраченного заработка, подлежащая выплате в качестве социальной поддержки, должна определяться в зависимости от экономических условий страны. Кроме того, следует ограничивать верхний предел компенсации (во всех случаях, когда возможно быстрое возвращение к трудовой деятельности) с тем, чтобы не возникал соблазн слишком долго пользоваться услугами системы социального страхования.
Дополнительное страхование, как правило добровольное, создает предпосылки для более полной компенсации утраченного заработка. Оно может быть организовано на основах личной и коллективной инициативы, сверх обязательных видов страхования.
На первом этапе проведения реформы представляется целесообразным:
• определить установленный государством минимальный размер выплат по социальному страхованию;
• создать экономико-правовые предпосылки для широкого развития добровольных дополнительных форм страхования;
• предусмотреть денежные выплаты, ориентированные на уровень фактического заработка, ограниченного устанавливаемым государством верхним пределом, после которого обязательное страхование не применяется;
• определить минимально устанавливаемый государством уровень расходов на лечение и реабилитацию на основе нормативов в зависимости от видов заболевания, степени и видов утраты трудоспособности.