Формирование систем обязательного социального страхования является задачей крупного, национального масштаба. Требуется с учетом состояния экономики, национальных традиций и культуры определить правовые формы, разработать организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования:
• солидарной ответственности страхователей и застрахованных за обеспечение социальных гарантий защиты застрахованных;
• личной ответственности работников, включая и материальное их участие, за формирование их прав как застрахованных (продолжительный страховой стаж, отказ от утаивания фактического размера заработной таты, сохранение своего здоровья и трудоспособности);
• ответственности государства за состоянием правового поля социального страхования, за соблюдением социальных гарантий прав работающих по защите от социальных (профессиональных) рисков, отказ от попыток использовать ресурсы обязательного социального страхования для других, пусть и важных, целей.
Законодательное воплощение этих принципов требует решения ряда крупных задач, важнейшими из которых являются:
• формирование собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и не допускающие смешиания с правовыми полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой;
• разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций - страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
|
• формирование механизмов паритетного участия представителей всех субъектов обязательного социального страхования в процессе управления, а также определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;
• определение финансовых механизмов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в странах СНГ, обособление финансовой системы обязательного социального страхования от бюджетов всех уровней;
• разработки инструментария и формирования инфраструктуры управления социальным страхованием - моделей актуарных расчетов, информационной базы, определение статуса актуарных центров, страховых организаций и трольных органов.
Крупный масштаб задач по построению институциональной базы социального страхования в странах СНГ требует выработки адекватной для каждой из них модели социального страхования, разработки для этого соответствующей доктрины, позволяющей на научной основе иметь и реализовывать законы. Самым сложным, по-видимому, является глубокое осознание того, что без создания экономических, правовых и организационных механизмов социального страхования невозможно наладить цивилизованное пенсионное обеспечение, эффективную помощь нуждающимся семьям, больным и инвалидам.
Социальное страхование имеет ключевое, определяющее значение для благополучия трудящихся, их семей и всего общества в целом. Его нормативная база входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, содействуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств на индустриальных и постиндустриальных этапах развития и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности. На основе профессиональной и общенациональной солидарности и справедливо организованной социальной защит, социальное страхование способствует укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития демократии.
|
Эти и ряд других качеств социального страхования выдвигают задачу построения данного института социальной защиты в число приоритетных задач для стран СНГ в ближайшее десятилетие.
В этой связи обмен опытом стран СНГ в этой сфере представляется плодотворным направлением сотрудничества, организацию которого представляется целесообразным проводить на постоянной основе, в рамках соответствующей совместной программы, органическими компонентами которой могли бы стать конференции, публикации, аналитическое и информационное сопровождение.