В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.
Термин «искусственная монополия» отличается еще одной особенностью: он объединяет в себе понятия чистой монополии и две разновидности олигополии, картель и картелеподобная структура рынка. Такое толкование термина «монополия» оправдано тем, что в перечисленных случаях фирмы действуют как единое целое, т.е. проявляют признаки монополистического господства на рынке.
В случае искусственного монополизма основным направлением государственного регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:
1) либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,
2) либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
|
Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Наиболее простым из них является уровень концентрации (CR – concentration ratio). Он отражает суммарную долю определенного числа крупнейших фирм на рынке. (пример: CR3 равен сумме рыночных долей 3 крупнейших фирм итд.) Самым распространенным же из них является индекс Херфиндаля-Хиршмана ( Ihh ):
Ihh = (Х1)2 + (Х2)2 +... + (Хn)2, где Хi - доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах. Легко понять, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда Ihh < 1000 (в США - при Ihh < 1400).
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах:
Картель – это сговор фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие. Цены и объем производства идеальный картель устанавливает на монополистическом уровне, а после достижения цели, его участники делят монополистическую прибыль между собой (более высокую, чем олигополистические прибыли).
Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.
|
Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Очевидно, что действия фирм в этом случае будут осуществлением совместно принятых решений.
Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они запрещены законами большинства развитых рыночных стран и России.
Сложнее обстоит дело с государственным регулированием степени существующей на рынке концентрации и, следовательно, размера фирм. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его монополизации. С другой - только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.
В связи с описанным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют (и вместе с тем конкурируют) два подхода:
Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а непотенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений, так как государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.
|
Структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становится ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры (доля рынка для каждой фирмы в таком случае определена законом и при ее превышении вмешивается государство).
Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, представляющие собой ядро национальной экономики.