Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.




В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Термин «искусственная монополия» отличается еще одной особенностью: он объединяет в себе понятия чистой монополии и две разновидности олигополии, картель и картелеподобная структура рынка. Такое толкование термина «монополия» оправдано тем, что в перечисленных случаях фирмы действуют как единое целое, т.е. проявляют признаки монополистического господства на рынке.

В случае искусственного монополизма основным направлением государственного регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

1) либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,

2) либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Наиболее простым из них является уровень концентрации (CR – concentration ratio). Он отражает суммарную долю определенного числа крупнейших фирм на рынке. (пример: CR3 равен сумме рыночных долей 3 крупнейших фирм итд.) Самым распространенным же из них является индекс Херфиндаля-Хиршмана ( Ihh ):

Ihh = (Х1)2 + (Х2)2 +... + (Хn)2, где Хi - доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах. Легко понять, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда Ihh < 1000 (в США - при Ihh < 1400).

Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах:

Картель – это сговор фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие. Цены и объем производства идеальный картель устанавливает на монополистическом уровне, а после достижения цели, его участники делят монополистическую прибыль между собой (более высокую, чем олигополистические прибыли).

Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.

Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Очевидно, что действия фирм в этом случае будут осуществлением совместно принятых решений.

Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они запрещены законами большинства развитых рыночных стран и России.

Сложнее обстоит дело с государственным регулированием степени существующей на рынке концентрации и, следовательно, размера фирм. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его монополизации. С другой - только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.

В связи с описанным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют (и вместе с тем конкурируют) два подхода:

Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а непотенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений, так как государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

Структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становится ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры (доля рынка для каждой фирмы в таком случае определена законом и при ее превышении вмешивается государство).

Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, представляющие собой ядро национальной экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: