В начале проведения реформ Россия столкнулась с проблемой отсутствия в стране крупных капиталов. В конце 1980-х – начале 1990-х годов в собственности государства находилось более 80% предприятий и организаций. Вместе с тем десятилетия уравнительного распределения доходов при социализме практически полностью исключили существование крупных личных состояний, а значит и возможность прямого выкупа государственных предприятий частными лицами.
Таким образом, проблема первоначального накопления капитала в России состояла не в трудности аккумуляции стартового капитала для создания предприятий, а в его нехватке для их выкупа в частную собственность.
Для решения этой проблемы в качестве главного был выбран метод бесплатной передачи государственного имущества в частную собственность. Были выпущены и безвозмездно розданы населению приватизационные чеки или ваучеры.
Основными формами приватизации стали:
1. преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций;
2. купля-продажа.
Основная масса отечественных средних и крупных предприятий была приватизирована путем превращения государственных предприятий в акционерные общества. При этом 51% обыкновенных акций получал трудовой коллектив предприятия, а остальные 49% оставались в собственности государства.
Вторая форма приватизации включала в себя коммерческие и некоммерческие конкурсы, а также продажу с аукциона. С помощью нее было приватизировано большинство мелких предприятий.
С завершением ваучерного этапа начался постваучерный этап приватизации, основными участниками которого стали не граждане, а уже сложившиеся в стране частные компании и банки.
|
Проблема покрытия дефицита бюджета вынуждала государство брать кредиты в коммерческих банках, а в качестве залога банки часто получали от государства пакеты акций приватизированных предприятий. Однако залоговая цена предприятия была намного ниже рыночной. Формально в этом не было никаких нарушений: государство легко могло получить заложенное имущество обратно, но из-за отсутствия средств государство было неспособно вернуть кредиты, и отданные в залог акции переходили в собственность банков. Поэтому залоговая цена превращалась в продажную на «законном» основании.
Кроме залоговых аукционов в постваучерный период проводились и коммерческие конкурсы, и аукционы по продаже принадлежащих государству пакетов акций (денежные аукционы).
Приватизация в современной России выполнила главную задачу периода первоначального накопления капитала – перевела основные предприятия в частную собственность и тем самым создала предпосылки для рыночного функционирования фактора капитал.
Вместе с тем в ходе приватизации был резко нарушен баланс перераспределительного и сберегательного механизмов первоначального накопления капитала. В условиях перехода социальной экономики в рыночную существовал ряд способов обогащения отдельных лиц за счет основной массы населения.
1. Ценовой путь, состоявший в использовании разницы между старыми фиксированными государственными и рыночными ценами.
2. Кредитный путь, заключавшийся в получении по низким ставкам и на длительный срок государственных кредитов либо в задержке платежей и «прокурутке» соответствующих сумм банком. Он был особенно эффективен в период гиперинфляции.
|
3. Внешнеторговый путь, обеспечивавший сверхприбыли импортерам товаров (игра на дефецитах внутреннего рынка страны) и экспортерам сырья (игра на разнице внутренних и мировых цен).
4. Ростовщический путь, состоявший в кредитовании государства и предприятий реального сектора под грабительские проценты (пример: государственные кредитные обязательства).
5. Криминальный путь, включавший целый набор экономических преступлений.
Во многом с помощью перечисленных путей обогащения в России возникли крупные частные капиталы. Приватизация многократно усилила и закрепила эти процессы, поскольку позволила преобразовать «легкие деньги» в права собственности на основные предприятия страны, т.е. довела до логического конца процесс первоначального накопления капитала преимущественно перераспределительным способом. Сберегательный же механизм первоначального накопления не получил в России широкого применения.
На всех этапах приватизации для владельцев крупных капиталов существовала возможность скупки государственной собственности за бесценок. Например, ваучеры, как и приобретенные на них акции предприятий, мелкому владельцу не приносили никаких доходов. Поэтому многие владельцы ваучеров были готовы продать их крайне дешево. Массовая скупка ваучеров в этих условиях стала легким путем к овладению лучшими предприятиями.
Цены, по которым продавались предприятия на денежном этапе приватизации, также часто шокировали общественность своим занижением.
|
Еще более опасным для экономики является то, что приоритет сбережения над потреблением не стал господствующей формой хозяйственного поведения всей предпринимательской элиты. В конце концов, не так уж важно, как исторически произошло первоначальное накопление капитала, если возникшие предприятия работают на накопление капитала и расширение производства за счет добровольного самоограничения потребления властвующей элитой. К сожалению, в современной России демонстративная расточительность затрат на личное потребление стала нормой ведения бизнеса.
Недостатки процесса приватизации не замедлили сказаться на ходе и качестве проведения реформ в экономике России, став важным фактором торможения хозяйственного развития страны.
В связи с этим, периодически поднимается вопрос о пересмотре итогов приватизации, т.к. практически все сделки по приватизации государственной собственности небезупречны с правовой точки зрения. Однако вопрос о целесообразности такой меры очень сложен. В настоящее время не вполне правовые способы приобретения собственности российскими олигархами делают возможным судебное давление на них с целью заставить отказаться от откровенно хищнических, вредящих экономике страны действий и компенсировать уже причиненный ущерб.