Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия).




Имея целый ряд негативных последствий для экономики (недопроизводство товаров, завышение цен, тенденция к постоянному получению экономической прибыли, х-неэффективность), монополия не является отрицательным явлением. Чтобы понять это, начнем с обсуждения того, всегда ли является единственный производитель некого продукта монополистом?

Допустим, фирма первой в городе начинает предлагать какую-то услугу. Остальные торговые предприятия не видят для этого бизнеса хороших перспектив и не спешат им заняться. Формально, такая фирма становится монополистом. Фактически же ни один из трех барьеров (крупное производство, легальные барьеры, нечестная конкуренция), которые могут превратить отрасль в монополистическую не существует. Одиночество на рынке этой фирмы объясняется лишь тем, что ее конкуренты не хотят производить аналогичную продукцию (услугу).

До тех пор, пока фирма является единственным игроком на рынке, она может использовать выгоды своего положения (например, получать монополистическую прибыль). То есть последствия монополизации налицо. Но в описываемом примере монополистические злоупотребления следует рассматривать как награду за предпринимательскую бдительность. Понятно, что монополистические прибыли в данном контексте становятся стимулом предпринимательской деятельности. Рынок становится богаче и шире потому, что предприниматели надеются быть вознагражденными за свою бдительность монополистическими прибылями.

Рассмотрим теперь пример, когда позиция фирмы все-таки защищена определенными барьерами. Удобным пример может служить запатентованное изобретение.

С помощью графика рассмотрим положение фирмы-изобретателя при наличии и отсутствии патентного законодательства. На рисунке (а) показана кривая общих издержек фирмы-изобретателя (ATCL), на рисунке (б) – последователя (ATCF), скопировавшего новинку. Кривая изобретателя находится выше кривой последователя на некую величину ∆ATC, поскольку она определяется еще и издержками, связанными с разработкой продукта.

Если в стране отсутствует защита прав интеллектуальной собственности, то вслед за изобретением сразу же появятся многочисленные товары-подражания. И именно они будут преобладать на нем. Долгосрочное равновесие на рынке сложится тогда, когда кривая спроса (DF) займет положение касательной к кривой типичного производителя. Соответственно фирма-изобретатель, понесшая издержки на разработку товара, будет втеснена с рынка. Иными словами, в отсутствие патентной монополии изобретательство, как правило, убыточно, и, следовательно, коммерческие неоправданно.

Если же патентное законодательство введено, то для продукции фирмы-изобретателя сложится кривая спроса DL. В новых условиях фирма будет получать среднюю прибыль Aπ. Легко понять, что изобретательская деятельность коммерчески оправданна, если экономические прибыли за период действия патента по крайней мере компенсируют дополнительные издержки связанные с ее проведением.

Таким образом, именно наличие патентной монополии создает экономические условия для технического прогресса.

При всей важности патентной монополии она представляет собой лишь частный случай краткосрочной монополии. Краткосрочной называется монополия, обеспечивающая единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха. Рано или поздно конкуренция пробивается, но до тех пор, пока она существует, предприниматель пользуется всеми монополистическими преимуществами.

Период безраздельного монополизма может колебаться от случая к случаю, но приманка связанных с ним сверхприбылей существенным образом подстегивает предпринимательскую бдительность. Целью фирмы является монополистическая прибыль, но достичь ее в случае краткосрочной монополии можно, лишь опередив конкурентов в разработке нужных потребителю продуктов. Фактор времени в данном случае принимает исключительно большое значение.

Если некоторый проект обещает поставить фирму в монопольное положение, то задачами менеджера являются:

· оценка ожидаемой длительности периода существования краткосрочной монополии;

· разработка способа наилучшего ее использования;

· поиск мер, способных продлить этот период.

Граница между классической и краткосрочной монополией порой бывает очень зыбкой. Дело в том, что в классических монополиях есть предпринимательский, конкурентный аспект. В момент создания (ex ante) преобладает именно он. Необходимо проявить предпринимательскую бдительность, чтобы занять монопольное положение в перспективном секторе экономики. Напротив, после установления (ex post) на первый план выходят черты классической монополии. Отгородившись непреодолимыми барьерами, фирма может неограниченно пользоваться монополистическими преимуществами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: