Расширенная модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов




На рис хорошо видно, что расходы одного субъекта являются доходами другого. Расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев домашних хозяйств. Таким образом, строится один кругооборот – денежный, который можно назвать «доходы – расходы».

Но имеется и встречный материально-вещественный кругооборот «ресурсы-продукция». Потребительские товары производятся предприятиями, потребляются домохозяйствами. Однако возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы.

Рассмотрим взаимосвязи основных субъектов экономики с учетом финансо­вых рынков. При этом отразим не только движение продукта и де­нег, но и капитала.

В дополнение к уже указанным отношениям между предприя­тиями и домашними хозяйствами проанализируем взаимосвязи, ко­торые появляются при наличии новых субъектов и рынков.

С одной стороны, государство собирает финансовые ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), с предприятий (на прибыль, на корпорацию и т.п.), а также косвенные налоги — формально с пред­приятий, а фактически со всего общества (налог с оборота, акци­зы и др.). Поясним: прямые налоги оплачиваются тем субъектом экономики, который их перечисляет государству. Косвенные налоги перечисляются предприятиями, но включаются в цену това­ра. Поэтому фактически их оплачивает всякий (домохозяйство или предприятие), кто приобретает товар.

С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. До­машние хозяйства получают от него пенсии, стипендии, различ­ные виды дотаций (например, на квартирную плату), работники госсектора — зарплату. Все эти выплаты называются трансферта­ми. Предприятия получают от государства субсидии, налоговые льготы. В дополнение к этому госпредприятия и организации пользуются государственными инвестициями.

Государство также осуществляет закупки для своих нужд на рынке продуктов. Оно заимствует средства на финансовых рын­ках, продавая свои облигации, а затем погашает задолженность, выкупая их с процентами.

Домашние хозяйства, получая доходы как владельцы ресур­сов, делят их на две части — потребление и сбережения. Сбереже­ния они направляют в различные финансовые институты. Это мо­гут быть вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, а также покупка акций и облигаций частных предприя­тий и государства. Тем самым создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствования ин­вестиционных средств, в которых они нуждаются, чтобы допол­нить собственные внутренние источники финансирования. В об­ратном направлении к домашним хозяйствам текут доходы от финансовых вложений — проценты и дивиденды.

Результатом нормального хода кругооборота продукта и капи­тала является возможность непрерывного существования и вы­полнения своих экономических функций всеми субъектами эко­номики. Именно этот непрерывный и возобновляющийся процесс экономисты называют воспроизводством.

 

Методы снижения риска.

Гарантии представляют собой обязательства производители заменять по требование потребителя некачественный экземпляр товара качественным либо иным способом (ремонт, возврат денег) компенсировать несоответствие характеристик продукта параметрам, заявленным при продаже.

Гарантии существенно снижают риски покупателя при покупке товаров, в особенности товаров сложных и долгоживущих. В современной экономике определенный уровень гарантий, обязательный для всех товаров и услуг, устанавливает государство.

Сделать разумный выбор помогает репутация продавца. А связать ее с конкретным продуктом позволяют марочные товары, имеющие особое название (зарегистрированную торговую марку). Наиболее известные марочные товары могут превратиться в бренды. Брендом называется слово, выражение, знак, символ, дизайнерское решение или их комбинация достаточные для идентификации потребителем товаров конкретного продавца. То есть мало придумать и зарегистрировать в качестве торговой марки оригинальное название. Брендом оно станет только тогда, когда одно упоминание или мельком брошенный взгляд будет рождать у покупателя вполне определенные ассоциации, представления о характеристиках данного продукта. А для этого производителю нужно основательно потрудиться, разными способами укрепляя известность и репутацию продукта,

Уменьшению информационной асимметрии способствуют л многие другие рыночные сигналы, получаемые покупателями товаров или факторов производства. Например, когда фирма нанимает сотрудников, возникающая проблема информационной асимметрии (истинные способности работника ему самому известны лучше) частично снимается за счет предъявленный кандидатом, на вакантное место дипломов и сертификатов. Достаточно выяснить, какое учебное заведение закончил человек, где: он стажировался и какие степени имеет, и у менеджера сложится определенное представление о его знаниях, интеллектуальном уровне, целеустремленности и тд. Именно поэтому специалисты в области управления персоналом крупных компаний предпочитают поиск среди людей с дипломами ведущий учебных заведений. Той же цели служит и ставшее уже привычным при приёме на работу в современной России требование предоставить резюме — послужной список, отражавший основные знания, умения, профессиональный опыт.

Практика современной рыночной экономики основана не просто на принципе суверенитета потребителя, а фактически предполагает его диктат. Развитый механизм судов, профессиональные адвокаты и консультанты позволяют покупателям не попадать в зависимость от продавцов лишь на том основании, что деньги платятся «вперед».

Если у покупателя возникает подозрение, что его обманули, либо сокрыли часть информации, либо просто недостаточно квалифицированно и профессионально обслужили, всегда существует возможность предъявить претензию и изыскать потерянные деньги вместе со штрафными санкциями.

Особой разновидностью информационной асимметрии является поведенческая неопределенность. Как уже отмечалось, любая неопределенность — источник деловых рисков.

Если говорить более простым языком, то неопределенность возникает из-за того, что мы редко полностью выполняем все наши обещания, далеко не всегда соблюдаем достигнутые когда-то договоренности, а зачастую и обманываем друг друга, бее это приобретает особое значение в том случае, когда одна сторона попадает в определенную зависимость от другой.

Заключение контракта, регламентирующего все основные параметры трансакции (обязанности и ответственность сторон, порядок выполнения запланированные действий, механизм разрешения споров и тд.), позволяет фирмам в значительной степени устранить субъективную неопределенность. Однако сохраняется проблема гарантий— так называемого обеспечения контракта. С изменением общих условий бизнеса одна из сторон может посчитать для себя невыгодным дальнейшее соблюдение своих обязательств и нарушить принятый ранее договор. Как застраховать себя от такого риска? Данная проблема может решаться по-разному. В частности, в современной экономической теории известно несколько взаимодополняющих нажегший обеспечения контрактов. Они охватывают три пересекающиеся области рыночной контрактации:

1) агентские отношения (agency relationship) - одна из основных сфер распространения контрактных отношений. Достаточно сказать, что они составляют фундамент современной фирмы. Принципал (хозяин, акционер, высший менеджер) заключает с агентом контракт, в рамках которого ставит перед ним определенные задачи и наделяет необходимыми полномочиями. Агент (менеджер более низкого уровня или непосредственный исполнитель) выполняет поста еле иные задачи, действуя от имени и по поручению принципала. В холе исполнения агентского контракта возникает информационная асимметрия:

1) действия агента невозможно на сто процентов проконтролировать,

2) агент получает доступ к информации, которую сложно получить принципалу.

Риск, который сопряжен с агентскими отношениями, сводится к тому, что поведение наемного работника отклоняется от цели максимума выгоды принципала. На практике это часто выражается в отлынивании (shirking), сокрытии ценной информации, злоупотреблении полномочиями, во взятках и т.д. Ситуация усугубляется тем, что результаты труда агента зависят не только от него самого, но и от внешних условий. Это дает ему возможность в случае нерадивой или не наилучшей работы сослаться на объективные трудности, которые просто не дали ему шанса проявить свой потенциал. Притом установить подлинные причины провала практически невозможно.

Таким образом, в рамках агентского соглашения информаци­онная асимметрия снимается за счет: 1) контроля и 2) грамотно по­строенной системы материальных и моральных стимулов, вызываю­щей энтузиазм. Рассуждая о последнем, мы вплотную подходим к механизму внутреннего саморегулирования контрактных отноше­ний.

2) саморегулирующиеся контракты (self-enforsing contract) - абсолютное большинство контрактов содержит в себе внутрен­ний механизм саморегулирования. Причём добровольное желание субъектов соблюдать принятые соглашения продиктовано в большей степени рациональными, а неэмоциональными мотивами. Основная причина нам известна: рынок в долгосрочном плане «воздает» всем тем, кто не склонен к нарушению контрактных обязательств. Хоро­шая деловая репутация является конкурентными преимуществом субъекта и источником дополнительных доходов. Соответственно стороны контракта заинтересованы не только в максимизации сию­минутной прибыли, но и в сохранении своего реноме. Нарушение обязательств ставит пол угрозу репутацию субъекта, а вместе с ней и будущие прибыли.

3) отношенческий, или несовершенный, контракт (relational contract) Стороны, избирающие данный механизм взаимодействия сознают, что в условиях неопределённости, характерной для окружающего нас мира, невозможно предусмотреть все будущие проблемы, связанные с выполнением контракта. Более того, жесткий, или совершенный, контракт в условиях неопределенности сам становится источником риска.

Основными методами частного обеспечения контракта являются следующие.

1- Удержание «заложника»- Ширма, позиции которой при непредвиденном развитии событий более уязвимы, в случае нарушения контрагентом своих обязательств по контракту имеет право немедленного обращения взыскания на его активы. Классический пример — банковский залог. Если заемщик не соблюдает условия кредитного договора, банк вправе наложить арест на заложенные ценности (которые по своей рыночной стоимости могут превышать сумму полученного кредита),

2. Инвестиции, в специфические активы. Это модель, родственная первой. Специфические активы, как мы помним, имеют значительно Большую ценность для участников сделки, чем лля всех прочих* Затраты на создание этих активов могут быть возложены на сторону, находящуюся в более сильном положении и потому потенциально способную разорвать контракт. Это удерживает ее от нарушения контракта, так как в результате этого спеиифические активы неизбежно превращаются в безвозвратные издержки- Например, крупная фирма при размещении большого заказа на комплектующие изделия на заводе небольшого поставщика нередка сама оплачивает необходимую для выполнения этого заказа дополнительную оснастку,

3. Око за око (tit for tat strategy). Данная модель реализуется в том случае, когда имеет место серия повторяющихся трансакций (например, периодические поставки партий товара]. Если в одном из циклов одна из сторон допускает определенное нарушение (недопоставка или задержка платежа), то она может быть наказана контрагентом (способ наказания не прописывается, но подразумевается его соответствие характеру «преступления»). Основной принцип: не нарушай договор первым и не отвечай дважды на одно и то же недобросовестное действие,

4. Независимый частный арбитраж. Иногда стороны прибегают к услугам третьих лиц для разрешения конфликтов или оценки качества проведенных работ, Примером использования данного механизма может служить алмазная промышленность. Использование частного арбитража ее представителями продиктовано низкой эффективностью и медлительностью судебной системы.

5 Регулирование, Регулирующая инстанция (например, государственный орган) осуществляет проверку соблюдения «конституции» контракта и является гарантом долгосрочного сотрудничества сторон. Одним из типичных примеров является государственное регулирование естественных монополий, когда именно государство имеет решавший голос при установлении справедливой иены на электроэнергию или газ.

6, Объединение независимых субъектов Это один из самых эффективные способен снижения контрактных рисков при котором стороны объединяются для осуществления какого-либо совместного проекта. Союз может принять форму поглощения (одна из сторон входит в подчинение другой) или слияния (объединение равных).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: